Разновозрастное сотрудничество на уроках математики.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Уроки математики в первом классе  лучше всего проводить отдельно. Если такой возможности нет, то часть урока проводится с первоклассниками (20 минут), часть урока с другим классом. Ученики 1 класса в это время продолжают работать в рабочих тетрадях, обсуждают изученный материал в парах и группах.

Во 2-4 классах возможно совмещение тем. Приводим фрагмент тематического планирования учителя Е.Н. Егоровой ( МОУ

 «Лентьевская основная общеобразовательная школа Устюженского района»).

 

Планирование по математике для 1-4 классов (программа «Школа России», учебники «Математика» для четырёхлетней начальной школы, авторы М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. М.:Просвещение. Количество часов в неделю: 4 ч.) выглядит следующим образом:

№ п/п

Тема урока

Содержание и формы совместной деятельности

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Четверть

  Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления – 8 ч Числа от 1 до 100. Нумерация – 20 ч Числа от 1 до 100 (продолжение) – 84 ч.  Повторение – 9ч. Числа от 1 до 1000 (продолжение) – 12 ч.

1 неделя

(уроки 1-4)

Счёт предметов Числа от 1 до 20. Название, последовательность и запись чисел. Состав чисел. Сравнение чисел Сложение и вычитание Нумерация. Счёт предметов. Классы и разряды. Совместное целеполагание. Устный счёт (работа в микрогруппах).   Сравнение групп предметов, отношения «больше», «меньше», «столько же» Повторение приёмов сложения и вычитания чисел с переходом через десяток Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток Числовые выражения. Закрепление знаний о сложении и вычитании с переходом через десяток (смешанные пары, взаимопомощь). Пространственные представления. Сравнение групп предметов. Взаимное расположение предметов в пространстве Десяток. Счёт десятками до 100 Выражение и его значение. Выражение с переменной Порядок выполнения действий Уточнение понятий «выражение», «значение выражения», «выражение с переменной», «порядок действий». Взаимопомощь. Простейшие пространственные и временные представления Числа от 11 до 100. Образование и запись чисел Взаимосвязь между компонентами сложения и вычитания Сложение и вычитание Уточнение взаимосвязи между компонентами сложения и вычитания (смешанные пары).

Данное планирование позволяет   отследить совпадающие темы и скорректировать учебный процесс. Курсивом выделены темы, при изучении которых целесообразно использовать разновозрастное сотрудничество на уроках математики в сельской малокомплектной школе; подчёркнуты темы, когда возможно проведение однотемных уроков в разных классах.  (Однотемные уроки проводятся в тех случаях, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, понятий; разнотемные уроки проводятся в тех случаях, когда не получается проведение однотемных занятий. В этом случае основой объединения разных классов может быть единый вид учебно-познавательной деятельности учащихся: проведение опытов, проверка д/з, повторение материала, итоговые занятия и т.д.).

При полном совпадении тем, как, например, на уроке №1 (1-4 кл: «Путешествие в страну МАТЕМАТИКУ»), №7 (2, 3 кл: «Единицы длины») и др., можно провести эти уроки как однопредметные, объединив общей темой. Ряд тем совпадают во 2, 3, 4 классах или в двух из них, но эти уроки отстоят друг от друга во времени. По усмотрению учителя, возможно совмещение ряда тем для организации разновозрастного сотрудничества в форме парной, групповой работы.

Режим учебной недели (расписание уроков) может быть разнопредметным и однопредметным. Однако многолетняя практика работы показала, что оправдывает себя однопредметное расписание. Конечно, не целесообразно ежедневно проводить однотемные уроки во всех классах и по всем предметам, но при частичном или полном совпадении тем, такие уроки помогают создавать условия для речевого развития детей, формирования навыка самоконтроля и оценочной деятельности, повторения и закрепления материала за предыдущие годы, использования современных образовательных технологий.

Планирование конкретного учебного занятия в РВГ, на котором организуется совместное обучение детей раннего возраста, предусматривает следующие действия:

1. Определить тему занятия;

2. Выявить возможности для разновозрастного обучения в содержании учебного материала;

3. Определить задачи:

- образовательные (общие для всех учащихся и по классам)

- воспитательные

- развивающие;

4. Составить план занятия (по этапам);

5. Составить план подготовки к занятию, предусмотрев организацию совместной деятельности детей (привлечение родителей, специалистов);

6. Сделать план-сетку занятия по следующей схеме:

Этап

Время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

совместная работа младшего возраста старшего возраста
           
           

7.  Сделать приложения, поясняющие схему и предусматривающие не только деятельность по классам, но и уровневую дифференциацию в процессе совместной, групповой и индивидуальной работы.

Рассмотрим схему организации разновозрастного обучения на занятии (распечатать слушателям для практикума):

Структурный компонент занятия

Время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

совместная работа младшего возраста старшего возраста
А. Начало занятия   Организует целеполагание учебной деятельности учащихся, помогая определить задачи, общие для всех учащихся и конкретные для старших и младших Совместное целеполагание Определяют задачи для младшей возрастной группы Определяют задачи для старшей возрастной группы
Б. Объяснение нового материала   Подбирает соответствующие общему содержанию способы совместной учебной работы учащихся разного возраста с новым материалом, разбирает новый материал со старшими Совместная учебная работа учащихся в РВГ Под руководством старших разбирают новый учебный материал Объясняют новый материал младшим, готовят их к ответу на занятии, осуществляют контроль за усвоением нового, под руководством учителя разбирают свой новый материал
В. Закрепление, тренировка. Отработка умений   Обеспечивает динамику количественного и качественного состава постоянных и временных микрогрупп, сменяемость ролевых позиций, наблюдает за личным успехом каждого Работа в одновозрастных группах и РВГ постоянного и сменного состава Отрабатывают и закрепляют новый материал Отрабатывают и закрепляют новый материал, консультируют
Г. Повторение   Продумывает способы организации познавательной деятельности, разъясняет требования к выполнению тех или иных действий на занятии, стимулирует совместную работу Совместная работа в РВГ Повторяют и закрепляют материал, необходимый для усвоения новых знаний и способов деятельности Повторяют и актуализируют изученный ранее материал, консультируют младших
Д. Контроль   Организует контроль и взаимоконтроль Выполняют групповые и самостоятельные задания, выполняют взаимопроверку Выполняют индивидуальные самостоятельные работы Выполняют индивидуальные самостоятельные работы, взаимопроверку
Е. Домашнее задание   Обеспечивает возможность свободы выбора разноуровневого д/з: -репродуктивное; -конструктивно-аналитическое; -творческое Выбирают задание (при групповом д/з распределяют работу) Выбирают д/з в соответствии со своими возможностями и интересами Выбирают д/з в соответствии со своими возможностями и интересами
Ж. Завершение занятия   Организует подведение итогов занятия, анализ и рефлексию Совместно определяют трудности и проблемы, с которыми столкнулись на занятии Рефлексия и анализ, взаимооценивание Рефлексия и анализ, взаимооценивание

 

Из таблицы видно, что взаимодействие детей разного возраста практически возможно на разных этапах обучения:

На этапе проверки домашнего задания:

- Старшие школьники подбирают или составляют вопросы и задачи для младших школьников, а затем принимают участие в опросе по ним;

- Старшие проверяют и оценивают выполнение домашних заданий у младших, помогают им в случае затруднения; младшие привлекаются к прослушиванию и оценке ответов старших по доступному материалу;

- Младшие задают вопросы старшим при объяснении нового материала.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся младшего класса Деятельность учащихся старшего класса

Проверка домашнего задания

Организует проверку д/задания; задаёт вопросы младшим ученикам

Отвечают на вопросы учителя Проверяют д/задание у младших учеников
Слушают старших ребят, работают над ошибками Оценивают проверенное д/задание

На этапе устного счёта:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 класса Деятельность учащихся 3 класса

Устный счёт, определение темы и цели урока

Задаёт вопросы, мотивируя детей на изучение предмета: Математика – наука важная и очень нужная. Почему она так важна и зачем она вам нужна? Где могут пригодиться знания по математике?

Отвечают на вопросы.

Даёт задание детям, контролирует выполнение:

 

Вы тему урока узнать поспешите,

А ключ в этих буквах-

Примеры решите.

 

8 – 4 = з 6 + 3 = д 7 – 5 = а 10 – 4 = ч 12· 4 = р 22· 0 + 17 = и (62 + 18): 8 = ш (36 + 27): 9 = е (40 + 16): 7 = н

Заполняют таблицу, определяют тему урока

             
48 7 10 7 8 17 7
         
 4  2 9 2 6

 

Чтоб задачи верно решать, Необходимо думать, рассуждать, И, конечно, без ошибок вычислять. А для этого нужно внимание И обязательно старание. С какой целью вы учитесь решать математические задачи? Слушают ст-е, настраиваются на работу, решают задачи, которые приготовили учащиеся 3 класса. Предлагают решить задачи, которые составили сами

       При изучении нового материала возможны следующие способы организации работы в группах:

· Старшие рассказывают материал младшим;

· Учащиеся разных классов совместно составляют или заполняют таблицы в ходе изучения материала;

· Подбор дополнительного материала к уроку;

· Постановка вопросов после изложения нового материала.

Практические работы на уроках в начальной школе способствуют организации на таких уроках сотрудничества между учащимися разных классов. Младшим детям интересно работать под руководством старших учеников, они с удовольствием наблюдают, участвуют в проведении опытов и исследований, учатся делать выводы и обобщения. Старшие школьники пользуются карточками-инструктажами, на которых отражён ход работы, прописаны вопросы для младших ребят.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 259.