Уроки математики в первом классе лучше всего проводить отдельно. Если такой возможности нет, то часть урока проводится с первоклассниками (20 минут), часть урока с другим классом. Ученики 1 класса в это время продолжают работать в рабочих тетрадях, обсуждают изученный материал в парах и группах.
Во 2-4 классах возможно совмещение тем. Приводим фрагмент тематического планирования учителя Е.Н. Егоровой ( МОУ
«Лентьевская основная общеобразовательная школа Устюженского района»).
Планирование по математике для 1-4 классов (программа «Школа России», учебники «Математика» для четырёхлетней начальной школы, авторы М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. М.:Просвещение. Количество часов в неделю: 4 ч.) выглядит следующим образом:
№ п/п | Тема урока | Содержание и формы совместной деятельности | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Четверть
1 неделя
(уроки 1-4)
Данное планирование позволяет отследить совпадающие темы и скорректировать учебный процесс. Курсивом выделены темы, при изучении которых целесообразно использовать разновозрастное сотрудничество на уроках математики в сельской малокомплектной школе; подчёркнуты темы, когда возможно проведение однотемных уроков в разных классах. (Однотемные уроки проводятся в тех случаях, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, понятий; разнотемные уроки проводятся в тех случаях, когда не получается проведение однотемных занятий. В этом случае основой объединения разных классов может быть единый вид учебно-познавательной деятельности учащихся: проведение опытов, проверка д/з, повторение материала, итоговые занятия и т.д.).
При полном совпадении тем, как, например, на уроке №1 (1-4 кл: «Путешествие в страну МАТЕМАТИКУ»), №7 (2, 3 кл: «Единицы длины») и др., можно провести эти уроки как однопредметные, объединив общей темой. Ряд тем совпадают во 2, 3, 4 классах или в двух из них, но эти уроки отстоят друг от друга во времени. По усмотрению учителя, возможно совмещение ряда тем для организации разновозрастного сотрудничества в форме парной, групповой работы.
Режим учебной недели (расписание уроков) может быть разнопредметным и однопредметным. Однако многолетняя практика работы показала, что оправдывает себя однопредметное расписание. Конечно, не целесообразно ежедневно проводить однотемные уроки во всех классах и по всем предметам, но при частичном или полном совпадении тем, такие уроки помогают создавать условия для речевого развития детей, формирования навыка самоконтроля и оценочной деятельности, повторения и закрепления материала за предыдущие годы, использования современных образовательных технологий.
Планирование конкретного учебного занятия в РВГ, на котором организуется совместное обучение детей раннего возраста, предусматривает следующие действия:
1. Определить тему занятия;
2. Выявить возможности для разновозрастного обучения в содержании учебного материала;
3. Определить задачи:
- образовательные (общие для всех учащихся и по классам)
- воспитательные
- развивающие;
4. Составить план занятия (по этапам);
5. Составить план подготовки к занятию, предусмотрев организацию совместной деятельности детей (привлечение родителей, специалистов);
6. Сделать план-сетку занятия по следующей схеме:
Этап | Время | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | ||
совместная работа | младшего возраста | старшего возраста | |||
7. Сделать приложения, поясняющие схему и предусматривающие не только деятельность по классам, но и уровневую дифференциацию в процессе совместной, групповой и индивидуальной работы.
Рассмотрим схему организации разновозрастного обучения на занятии (распечатать слушателям для практикума):
Структурный компонент занятия | Время | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | ||
совместная работа | младшего возраста | старшего возраста | |||
А. Начало занятия | Организует целеполагание учебной деятельности учащихся, помогая определить задачи, общие для всех учащихся и конкретные для старших и младших | Совместное целеполагание | Определяют задачи для младшей возрастной группы | Определяют задачи для старшей возрастной группы | |
Б. Объяснение нового материала | Подбирает соответствующие общему содержанию способы совместной учебной работы учащихся разного возраста с новым материалом, разбирает новый материал со старшими | Совместная учебная работа учащихся в РВГ | Под руководством старших разбирают новый учебный материал | Объясняют новый материал младшим, готовят их к ответу на занятии, осуществляют контроль за усвоением нового, под руководством учителя разбирают свой новый материал | |
В. Закрепление, тренировка. Отработка умений | Обеспечивает динамику количественного и качественного состава постоянных и временных микрогрупп, сменяемость ролевых позиций, наблюдает за личным успехом каждого | Работа в одновозрастных группах и РВГ постоянного и сменного состава | Отрабатывают и закрепляют новый материал | Отрабатывают и закрепляют новый материал, консультируют | |
Г. Повторение | Продумывает способы организации познавательной деятельности, разъясняет требования к выполнению тех или иных действий на занятии, стимулирует совместную работу | Совместная работа в РВГ | Повторяют и закрепляют материал, необходимый для усвоения новых знаний и способов деятельности | Повторяют и актуализируют изученный ранее материал, консультируют младших | |
Д. Контроль | Организует контроль и взаимоконтроль | Выполняют групповые и самостоятельные задания, выполняют взаимопроверку | Выполняют индивидуальные самостоятельные работы | Выполняют индивидуальные самостоятельные работы, взаимопроверку | |
Е. Домашнее задание | Обеспечивает возможность свободы выбора разноуровневого д/з: -репродуктивное; -конструктивно-аналитическое; -творческое | Выбирают задание (при групповом д/з распределяют работу) | Выбирают д/з в соответствии со своими возможностями и интересами | Выбирают д/з в соответствии со своими возможностями и интересами | |
Ж. Завершение занятия | Организует подведение итогов занятия, анализ и рефлексию | Совместно определяют трудности и проблемы, с которыми столкнулись на занятии | Рефлексия и анализ, взаимооценивание | Рефлексия и анализ, взаимооценивание |
Из таблицы видно, что взаимодействие детей разного возраста практически возможно на разных этапах обучения:
На этапе проверки домашнего задания:
- Старшие школьники подбирают или составляют вопросы и задачи для младших школьников, а затем принимают участие в опросе по ним;
- Старшие проверяют и оценивают выполнение домашних заданий у младших, помогают им в случае затруднения; младшие привлекаются к прослушиванию и оценке ответов старших по доступному материалу;
- Младшие задают вопросы старшим при объяснении нового материала.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся младшего класса | Деятельность учащихся старшего класса |
Проверка домашнего задания | Организует проверку д/задания; задаёт вопросы младшим ученикам | Отвечают на вопросы учителя | Проверяют д/задание у младших учеников |
Слушают старших ребят, работают над ошибками | Оценивают проверенное д/задание |
На этапе устного счёта:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся 1 класса | Деятельность учащихся 3 класса | ||||||||||||||||||||||
Устный счёт, определение темы и цели урока | Задаёт вопросы, мотивируя детей на изучение предмета: Математика – наука важная и очень нужная. Почему она так важна и зачем она вам нужна? Где могут пригодиться знания по математике? | Отвечают на вопросы. | |||||||||||||||||||||||
Даёт задание детям, контролирует выполнение:
Вы тему урока узнать поспешите, А ключ в этих буквах- Примеры решите.
| 8 – 4 = з 6 + 3 = д 7 – 5 = а 10 – 4 = ч | 12· 4 = р 22· 0 + 17 = и (62 + 18): 8 = ш (36 + 27): 9 = е (40 + 16): 7 = н | |||||||||||||||||||||||
Заполняют таблицу, определяют тему урока
| |||||||||||||||||||||||||
Чтоб задачи верно решать, Необходимо думать, рассуждать, И, конечно, без ошибок вычислять. А для этого нужно внимание И обязательно старание. С какой целью вы учитесь решать математические задачи? | Слушают ст-е, настраиваются на работу, решают задачи, которые приготовили учащиеся 3 класса. | Предлагают решить задачи, которые составили сами |
При изучении нового материала возможны следующие способы организации работы в группах:
· Старшие рассказывают материал младшим;
· Учащиеся разных классов совместно составляют или заполняют таблицы в ходе изучения материала;
· Подбор дополнительного материала к уроку;
· Постановка вопросов после изложения нового материала.
Практические работы на уроках в начальной школе способствуют организации на таких уроках сотрудничества между учащимися разных классов. Младшим детям интересно работать под руководством старших учеников, они с удовольствием наблюдают, участвуют в проведении опытов и исследований, учатся делать выводы и обобщения. Старшие школьники пользуются карточками-инструктажами, на которых отражён ход работы, прописаны вопросы для младших ребят.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 263.