Учебно-методический комплект
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Перспективная начальная школа»

Появление данного комплекта является реакцией ученых и практиков на социальный заказ, связанный с модернизацией содержания образования, реструктуризацией сельской школы в соответствии с Федеральной программой развития образования.

Перспективная начальная школа в своей концепции исходит из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.

Авторы комплекта учитывают изменение возраста ребенка, пришедшего в первый класс: это школьник шести (6,5), а не семи лет.

Предлагаемая концепция УМК ориентируется на то, что опыт ребенка-адресата учебников - это не только опыт городской жизни с разнообразными источниками информации, но и опыт сельской школы с естественно-природным ритмом жизни с сохранением целостной картины мира.

Основная идея концепции «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Специально организованная в рамках всех учебных предметов система сочетания индивидуальной работы с работой в малых группах и коллективной работой, а также продуманная система заданий разного уровня трудности при освоении каждой темы позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.

В УМК входят учебники, дополнительная литература для чтения, методические пособия для учителя, рабочие тетради для учащихся, тетради для самостоятельных работ.

Авторы учебников.

Русский язык. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.

Литературное чтение. Чуракова Н.А., Малаховская О.В.

Математика. Чекин А.Л., Юдина Е.П. и др.

Окружающий мир. Федотова О.Н., Трофимова Г.В. и др.

Информатика. Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Технология. Гринева А.Н., Кузнецова И.Л., Преснякова Т.Н. и др.

В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.

 

Никитина Л.П.

Примерное тематическое планирование по русскому языку для классов с малой наполняемостью.

 

Большинство школ с малой наполняемостью во 2-4 классах  работает по УМК, приближенному к УМК « Школа России», но изучение русского языка традиционно ведётся по программе и учебным пособиям Т. Г. Рамзаевой.

В журнале « Начальная школа» №3 за 2006 год в серии « Библиотечка учителя» (с.1-21) Т. Г. Рамзаева представила « Планирование системы уроков русского языка и речи» (Уроки развития речи включены).

Нами переработан данный вариант планирования (первое полугодие). Он позволяет  отследить совпадающие темы и скорректировать учебный процесс. Так в первой четверти во 2, 3 и 4 классах совпадают или почти совпадают темы уроков № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Можно провести эти уроки как однопредметные, объединив темой « Слово, предложение, текст». Ряд тем совпадает во 2, 3, 4 классах или в двух из них, но эти уроки отстоят друг от друга во времени. По усмотрению учителя, возможно совмещение ряда тем для организации разновозрастного сотрудничества в форме парной, групповой работы. Темы уроков в первом классе не интегрируются с темами 2-4 классов. Часть урока учитель работает с первоклассниками, часть урока с учащимися 2-4 классов. Разновозрастное сотрудничество организуется только на отдельных этапах урока. Во 2-4 классах возможно следующее совмещение тем.

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

                Первая                  четверть

  Раздел «Повторяем то, что мы знаем»(5 часов): №1,2 – Учебник «Русский язык» как средство обучения родному языку и речи. Текст и предложение в нашей речи Раздел «Повторение изученного во 2 классе»(16 часов): №1 – Текст, предложение, слово – единицы языка и речи; №2 – Обобщение знаний о предложении Раздел «Повторение изученного»(20-23 часа): №1 – Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания; №2 – Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. 
  №3 – Слово и предложение – единицы речи №3 – Текст – единица языка и речи №3 – Связь слов в предложении. Словосочетания
  №4 – Слово и слог. Гласные и согласные звуки №4 – Слова, называющие предметы (имена существительные), признаки предметов (имена прилагательные), действия предметов (глаголы) №4 – Текст. Виды текстов
  №5 – Упражнения в делении слов на слоги и чётком произношении слогов №5 – Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении №5 – Звуки и буквы. Алфавит. Слоги
  Раздел « Речь»(4 часа): №6 – Речь в жизни человека №6 – Имена собственные. Заглавная буква №6 – Тема и заголовок текста. Сочинение по рисунку и опорным словам
  №7 – Речь устная и письменная №7 – Однокоренные слова №7 – Работа над ошибками
  №8,9 – Выделение предложений в устной и письменной речи №8 – Звуки и буквы. Гласные буквы е,ё,ю,я. №9 – Слово и слог. Перенос слов №8 – Однокоренные слова. Корень слова; №9 – Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова
  Раздел « Звуки и буквы»(9 часов): №10 – Особенности звуков и букв №10 – Мягкий знак – показатель мягкости согласных. Разделительный ь. №10 – Правописание гласных и согласных в корнях слов (обобщение правил)
  №11 – Гласные и согласные звуки №11 – Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк №11 – Упражнения в правописании гласных и согласных в корнях слов, в точном употреблении слов в тексте
  №12 – Гласные звуки и обозначение их буквами №12 – Текст и его части. Связь между частями текста. Разделительный ь.   №12 – Упражнения в написании корня слов
  №13 – Слова с буквой э в начале слова №13 – Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами №13 – Упражнения в написании слов с непроизносимыми и двойными согласными
  №14 – Письменные ответы на вопросы к тексту №14 – Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. Сопоставление правил проверки парных согласных на конце слова и безударных гласных в двусложных словах  №14 – Приставки и предлоги. Правописание приставок
  №15 – Речевой этикет. Слова-приветствия №15 - Диктант №15 - Разделительные ь и ъ
  №16 – Согласные звуки и обозначение их буквами №16 – Работа над ошибками. Упражнения в построении предложений и написании слов на изученные правила. №16 – Структура повествовательного текста. Красная строка. Изложение зрительно воспринятого текста по самостоятельно составленному плану
  №17 – Согласный звук й’ и буква й Раздел «Предложение»(11 часов): №17 – Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения №17 – Работа над ошибками
  №18 – Контрольное списывание с делением сплошного текста на предложения №18 - Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Предложение в структуре текста. Связь между заголовком и концовкой текста  №18 – Части речи (сопоставление). Род имён существительных
  Раздел «Гласные и, а, у после шипящих.Сочетания чн, чк»(12 часов): №19 – Шипящие согласные звуки ж, ш, ч’, щ’. Написание слов с сочетаниями жи, ши №19 – Восклицательные предложения №19 – Склонение имён существительных
  №20 – Слова с сочетаниями жи, ши №20 – Упражнения в правильном построении предложений и оформлении их на письме. Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений №20 – Имя прилагательное
  №21 – Упражнения в написании слов с сочетаниями жи, ши №21 – Письменная передача содержания текста, точное употребление слов в предложении №21 – Глагол как часть речи
  №22 – Устное сочинение по серии картинок. Наблюдение за делением текста на части и соответствием заголовка и текста. Списывание текста №22 – Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении №22 – Контрольный диктант
  №23 - Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу №23 – Упражнения в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения №23 – Работа над ошибками. Повторение сведений о глаголе
  №24, 25 - Упражнения в написании слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу №24 – Словосочетание. №25 – Предложение и словосочетание Раздел «Однородные члены предложения»(10 часов): №24 – Однородные члены предложения (общее понятие); №25 – Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления
  №26 – Слова с сочетаниями чн, ЧК №26 –Сочинение по материалам экскурсии в парк №26 – Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов (закрепление). Запятая между однородными членами
  №27 - Слова с сочетаниями чн, чк, чт №27 - Работа над ошибками №27 – Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными без союза или союзом и (закрепление)
  №28 – Обобщающий урок по теме «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк, чт Раздел «Текст»(3 часа): №28 – Текст. Тема текста №28 – Предложения с однородными членами, соединёнными союзами а, но
  №29 – Диктант №29 – Основная мысль текста №29 – Упражнения в составлении предложений с однородными членами
  №30 – Работа над ошибками №30 – Заголовок текста №30 – Упражнения в анализе, составлении и написании предложений с однородными членами, соединёнными как при помощи союзов, так и без союзов
  Раздел « Алфавит»(2 часа): №31,32 – Алфавит или азбука Раздел « Состав слова»(15 часов): №31 – Корень. Однокоренные слова (два признака однокоренных слов); №32 – написание корня в однокоренных словах №31 – Употребление в повествовательном тексте предложений с однородными сказуемыми. Изложение; №32 – Анализ изложений и работа над ошибками
  Раздел « Слово и слог. Перенос слов»(6 часов): №33 – Слово и слог №33 – Понятие об окончании и его роли в речи №33 – Обобщение знаний об однородных членах предложения
  №34 – Деление слов на слоги №34 – Роль окончания и предлога в предложении Раздел «Текст»(4 часа): №34 – Тема и основная мысль текста
  №35 - Упражнения в делении слов на слоги. Повторение слов с непроверяемыми гласными (слова из словаря) №35 – Сочинение по серии картинок №35 – Заголовок текста
  №36 - Перенос слов №36 - Работа над ошибками. Упражнения в подборе и написании однокоренных слов №36 – План текста
  №37 – Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой й в середине №37 – Общее понятие о приставке и суффиксе №37 – Изложение по самостоятельно составленному плану
  №38 - Перенос слов №38 – Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова Раздел « Имя существительное»(44-47 часов): №38 – Упражнения в склонении имён существительных и в распознавании падежей
  Раздел «Предложение и текст»(12 часов): №39 – Предложение как единица речи №39 – Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов №39 – Распознавание падежей имён существительных. Несклоняемые имена существительные.
  №40 – Знаки препинания в конце предложения №40 – Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке. Образование слов с помощью приставок №40 – Именительный падеж имён существительных
  №41 – Общее понятие о главных членах предложения №41 – Обобщение знаний о составе слова. Упражнения а разборе слов по составу №41 – Родительный падеж имён существительных
  №42,43 - Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое №42 – Диктант; №43 - Работа над ошибками. Упражнения в образовании однокоренных слов, разборе предложений по членам №42 – Дательный падеж имён существительных; №43 – Винительный падеж имён существительных
  №44 – Диктант за I четверть №44 – Структура текста. Изложение текста по вопросам №44 – Творительный падеж имён существительных
  №45 - Работа над ошибками №45 - Работа над ошибками №45 – Составление текста по серии иллюстраций

                     Вторая                  четверть

   №46 - Общее понятие о тексте  Раздел «Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне»(9 часов): №46 – Правописание  безударных гласных, глухих и звонких согласных в корне №46 - Работа над ошибками. Закрепление знаний о творительном падеже имён существительных
  №47 – Виды текстов: повествование, описание, рассуждение №47 – Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова №47 – Предложный падеж имён существительных
  №48 – Структурные части текста-повествования. Изложение зрительно воспринятого текста №48 – Упражнения в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне №48 – Повторение сведений о падежах имён существительных
  №49 - Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение материала раздела №49 – Обучающее изложение №49 – Распознавание именительного и винительного, винительного и предложного падежей
  №50 – Составление устного рассказа по картинкам. Изложение на ту же тему по плану №50 – Работа над ошибками. Упражнения в правильном написании слов с глухими и звонкими согласными в корне №50 – Структура повествовательного текста. Изложение
  Раздел « Мягкие и твёрдые согласные звуки и их обозначение на письме»(8 часов): №51 – Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами №51 – Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне №51 – Контрольный диктант
  №52 – Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука №52 – Составление текста по картинке и опорным словам. – Упражнения в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне №52 – Три типа склонения имён существительных в единственном числе
  №53,54 – Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова №53 – Контрольный диктант; №54 – Анализ диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне №53 – Упражнения в определении склонений имён существительных; №54 – – Ударные и безударные окончания имён существительных в единственном числе
  № 55 – Слова-приветствия. Сопоставление слов, в которых мягкость согласных обозначается ь и не обозначается Раздел «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне»(18 часов): № 55 – Какие гласные буквы требуют проверки и какие слова являются проверочными № 55 – Проверка безударных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения
  №56 – Правописание и перенос слов с мягким знаком №56 – Правило проверки безударных гласных в корне №56 – Правописание  окончаний имён существительных в родительном падеже
  №57 – Изложение текста по вопросам №57 – Обобщение знаний о двух способах проверки безударных гласных в корне №57 – Повествовательный текст с элементами описания. Изложение
  №58 - Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме и переносе слов с ь в середине №58 – Сочинение по картинке «Зимние забавы детей» №58 – - Работа над ошибками. Упражнения в правописании  имён существительных в родительном падеже
  Раздел « Звонкие и глухие согласные звуки»(5 часов): №59 – Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твёрдости №59 - Работа над ошибками. Правописание слов с  безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне №59 - – Правописание  окончаний имён существительных 1 и 3 склонений в дательном падеже
  №60 – Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов №60 – Слова с проверяемыми гласными в корне №60 – Правописание  имён существительных в родительном и дательном падежах;
  №61,62 – Способ проверки парных согласных на конце слова №61 – (резервный урок) Слова с проверяемыми безударными гласными, парными глухими и звонкими согласными в корне; №62 – Изложение повествовательного текста №61 – Сравнение окончаний в родительном и дательном падежах №62 – Родительный и винительный падежи имён существительных
  №63 – Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова. Контрольное списывание №63 – Работа над ошибками. Закрепление знаний о предложении и написании корня слова №63 – Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже
  Раздел «Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах»(11 часов): №64 – Ударение. Ударный и безударный слог №64 – Слова с безударной гласной е, проверяемой буквой ё №64 – Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже
  №65 – Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах №65 – Диктант №65 – Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже
  №66 – Особенности проверочного слова №66 – Работа над ошибками. Проверка слов с двумя безударными гласными в корне №66 – Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже
  №67 – Проверка безударных гласных в двусложных словах №67 – Проверка слов с двумя безударными гласными в корне №67 – Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах
  №68 – Связь между предложениями в тексте. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах №68 – Правописание слов с безударными гласными в корне №68 – Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах
  №69 - Проверка безударных гласных в двусложных словах. Текст и предложение №69 – Распознавание слов, которые различаются гласной буквой в корне №69 – Упражнения в написании безударных гласных в корнях слов, приставках и окончаниях имён существительных
  №70 - Упражнения в написании слов с проверяемыми безударными гласными №70 - Правописание слов с  безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне №70 – Связь между частями текста. Изложение с продолжением
  №71 - Проверка безударных гласных в двусложных словах №71 - Диктант №71 - Работа над ошибками. Упражнения в написании окончаний имён существительных
  №72 - Составление рассказа по картинке. Восстановление деформированного текста №72 - Работа над ошибками. Упражнение в анализе и составлении текста-описания №72 - Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах
  №73 – Диктант Раздел  «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»(7 часов): №73 – Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными №73 – Диктант
  №74 – Работа над ошибками №74 – Правописание слов с непроизносимыми согласными №74 – Работа над ошибками. Множественное число имён существительных
  Раздел «Разделительный ь»(7 часов): №75 – Понятие о разделительном ь №75 – Правописание слов с непроизносимыми согласными №75 – Склонение имён существительных во множественном числе. Распознавание именительного и винительного падежей
  №76 – Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака №76 – Проверка слов с непроизносимыми согласными №76 – Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода в именительном и винительном падежах множественного числа
  №77 - Упражнения в написании слов с разделительным ь и ь-показателем мягкости согласных №77 - Контрольный диктант №77 – Родительный падеж множественного числа имён существительных
  №78 - Упражнения в написании слов с ь №78 - Работа над ошибками. Составление новогоднего поздравления №78 - Родительный падеж множественного числа имён существительных
  №79 – Проверка знаний о разделительном ь и ь-показателе мягкости согласных №79 – Обобщение правил о правописании корня №79 – Дательный, творительный и предложный падежи множественного числа имён существительных
  №80 – Диктант за II четверть Раздел «Обобщение правил о правописании корня»(2 часа): №80 – Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных №80 – Контрольный диктант
  №81 - Работа над ошибками №81 – Изложение с использованием памятки №81 – Анализ диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. Написание новогодних поздравлений

 

Нами разработан вариант проекта урока, учитывающий принципы развивающего обучения.

 

Урок русского языка в разновозрастном классе

     Тема «Речь. Текст. Тема текста» (2-4 кл.)

2 кл. «Общее понятие о тексте»

3 кл. «Текст. Тема текста»

4 кл. «Текст. Тема и основная мысль текста»

Задачи:

Образовательные:

закрепление признаков понятий  «устная и письменная речь», и

«пред­ложение»;

выявление  особенностей текста;

обобщение знаний о тексте;

определение темы текста;

сопоставление понятий «тема» и «основная мысль» тек­ста;

обучение определению в данных текстах темы и основной

мысли.

Воспитательные:

формирование умений слушать друг друга, помогать друг другу, уважать мнение товарищей;

Формы работы на занятии: смешанные пары, пары посто­янного состава, разновозрастная микрогруппа.

 

 

План занятия

 

Этапы занятия

Время (мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

   

 

 

 

 

   

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1. Оргмо- мент.

1

Проверяет готов­ность к занятию.

Образуют смешанные пары.

2. Минутка каллигра­ фии.

5

Объясняет задание (приложение 1).

Разновозрастный диалог. Выполняют задания учителя. Составляют цепочку для записи. Записывают. Взаимопроверка.

3. Сообще­ние темы и цели урока, постановка учебной задачи.

3

Задает вопросы, ставит учебную задачу (приложе­ние 2).

Отвечают на вопросы учителя.

4. Объясне­ ние нового материала.

15

Объясняет задание (приложение 3).

Выполняют задание по карточке.

   

 

 

Во время ответов на вопросы со­ставляет на доске схему-опору (при­ложение 4).

Отвечают на 1,2 вопроса Незнайки. Определите, раскрыта ли в нем тема? Обсуждение текста. Что такое тема текста?

   

 

 

Читает текст (при­ложение 5). Объединяет уче­ников в микро-группы.

Составляют свой текст на тему «Золотая осень». На доске репродукции картины Левитана «Золотая осень». Выступают представители групп. Обсуждают, раскрыта ли тема. Кто ответит на вопрос Незнайки?

5. Закрепле­ние изучен­ного.

20

 

.

Что еще знаем о тексте? Из каких частей состоит? Как они оформляются на письме?

 

 

Продолжает фрон-

 

 

 

 

тальную беседу со

 

 

 

 

2, 3,4 кл. Объяс-

 

 

 

 

няет задание 2 кл,

 

 

 

 

3 кл.

 

 

 

 

Проверяет работу

 

 

 

2, 3 кл.

 

 

 

 

Направляет  работу

 

Самостоятельно

Коллектив-

 

 

учащихся.

 

 

ное обсужде-

 

 

 

 

-   

упр. 137

упр.

ние упр. 103.

 

 

 

 

 

109

Определение

 

 

 

 

 

 

темы и выяв-

 

 

 

 

 

 

ление основ-

 

 

 

 

 

 

ной мысли

 

 

 

 

 

 

текста. Само-

 

 

 

 

 

 

стоятельно по

 

 

 

 

 

 

карточке упр.

 

 

 

 

 

 

105 (прило-

 

 

 

 

 

 

жение 7).

Итог уро-

3

Помогает сделать

Давайте расскажем Незнайке, что мы

Ка. Рефлек-

 

общий вывод по

сегодня узнали.

Сия.

 

схеме. Слушает

Начинают

 

Про-

Про-

 

ответы..

рассказ.

 

должа-

должа-

 

 

 

 

ют

Ют

 

 

 

 

рассказ.

рассказ.

 

 

 

Что особенно понравилось на занятии?

 

 

 

 

                             

 

Приложение  1

1. Разгадать ребусы:

 

тире,    пенал,  подарок, сосна, трава.

2. Запишите в соединении «заглавная - строчная буква»

из первого слова - букву, обозначающую мягкий соглас­ный звук;

из второго - букву, обозначающую безударный гласный звук;

из третьего - букву, обозначающую глухой согласный звук;

из четвертого - букву, обозначающую глухой согласный звук;

из пятого - букву, обозначающую глухой согласный звук.

Приложение   2

Прочитайте слово, которое у вас получилось. Тт Ее Кк Сс Тт

О чем мы будем говорить на уроке? Кто пришел к нам на урок? (Незнайка) Прочитайте его вопросы. (Плакат на доске) Что такое речь? Что такое предложение? Что такое текст? Что такое тема текста? Что такое основная мысль текста?

Приложение 3

Прочитайте. Является ли запись текстом? Докажите.

 

 Как чудесно весной! Синеет высокое небо. Бегут говорливые ручейки.

 

 

Приложение 4

Текст

Одно или несколько

 предложений,

 связанные между

 собой по смыслу.                 Тема текста

                                        Называет то, о чем

                                       говорится в тексте.                Основная мысль

           Главное в тексте;             выражает отношение автора к тому, что он говорит.

                                    Приложение 5

Золотая осень.

Все реже греет осеннее солнышко. Грустный стоит листвен­ный лес. Листочки облетели. Резкий осенний ветер качает голые вет ки. Солнечные дни редки. Всюду грязь и слякоть. Ненастная погода. Холодно!

 Приложение 6

1. Прочитайте текст упр. 105.

2. Определите тему.

3. Найдите устаревшие слова. Объясните их значение.

4. Какова основная мысль текста?

5. Озаглавьте текст.

6. Запишите заголовок.

7. Перечитайте еще раз текст и по опорным словам, расска­
жите друг другу. (Из одного куска железа; один пошел на работу, а
другой, лежал без дела; бывший у земледельца; блестел как серебро;
пролежавший без всякого дела, покрылся ржавчиной; отчего ты так
блестишь, от труда).  

8. Запишите текст.





Гугова Л.С.

Тематическое планирование уроков по окружающему миру в разновозрастных классах.

УМК «Мир вокруг нас» - автор А.А. Плешаков.

Инвариантной частью Базисного учебного плана 2004 года на изучение данного образовательного компонента в четырехлетней начальной школе отводится по 2 часа в неделю в каждом классе, а согласно Базисному плану 1998 года – по 1 часу в неделю в 1 и 2 классах и по 2 часа в неделю в 3 и 4 классах. При работе по Базисному плану 1998 года для наиболее успешного усвоения курса целесообразно выделить во 2 классе еще один час в неделю за счет вариативной части учебного плана. Это даст возможность учесть в процессе преподавания региональные и местные условия, обеспечит более глубокое понимание детьми учебного материала, прочность знаний и в целом позволит полнее реализовать развивающий и воспитательный потенциал предмета. В связи со сказанным предлагается два варианта тематического планирования для 1 и 2 классов. Сначала дан двухчасовой вариант для 1 и 2 классов, затем помещен одночасовой вариант, который используется в том случае, если дополнительного часа на изучение курса не выделено. Оба варианта являются примерными. Учитель может по своему усмотрению вносить в них изменения в соответствии с особенностями классов, местными условиями и т.д. Содержание уроков окружающего мира позволяет проводить разновозрастные уроки в 1-2-х, 1-3-х, 1-4-х классах.

Если учитель работает в первом классе по УМК «Перспективная начальная школа», а во 2-4 классах по УМК «Школа России», то он вносит изменения в соответствии с данными рекомендациями. Разделы программы по окружающему миру одинаковы во всех учебно -методических комплектах и принципиального отличия не имеют.

 

Примерная тематика разновозрастных уроков окружающего мира

1-й вариант: 1 класс – 66 ч., 2 класс – 68 ч., 3 класс – 68 ч., 4 класс – 68 ч.

Название разделов программы

Темы уроков

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1кл. Введение. 2кл. Где мы живем. **Здоровье и безопасность. 3 кл. Как устроен мир. ***Наша безопасность. 4 кл. Земля и человечество. 1. Задавайте вопросы. 2. Наша школа. (Экскурсия). 3. Дорога от дома до школы. 1. Твой адрес в мире.   2. Что нас окружает.   3** Очень подозрительный тип. 1. Общество.   2. Природа.   3*** Опасные места. 1. Мир глазами историка. 2. Мир глазами астронома. 3! Планеты Солнечной системы.  

1кл. Что и кто?

2 кл. Природа.

* Жизнь города и села.

** Здоровье и безопасность.            **** Путешествие.

3 кл. Как устроен мир.

* Эта удивительная природа.                   

** Мы и наше здоровье.                   *** Наша безопасность.          

**** Чему учит экономика.           

4.кл. Земля и человечество.       Природа России.

4. Что у нас над головой? 5. Что у нас над головой? (продолжение). 6. Что у нас под ногами? 7. Что растет на подоконнике? 8. Что растет на клумбе? 9. Что это за листья? (практ. работа) 4 Неживая и живая природа. 5. Звездное небо.   6. Заглянем в кладовые земли.   7. Комнатные растения. 8. Дикорастущие и культурные растения. 9. В гости к осени. (экскурсия) 4. Человек.   5* Тела, вещества, частицы. 6**** Полезные ископаемые 7* Развитие и размножение растений.   8* Разнообразие растений. 9. Природа вокруг нас. (экскурсия)     4. Звездное небо – великая книга природы. 5!. Мир глазами географа. 6* Наши подземные богатства. 7. Пояса Земли.               8! Когда и где?   9. Растения и животные леса (экскурсия). 10. Что такое хвоинки? 10. В гости к осени. (продолжение) 10. Природе нужна твоя помощь. (пр. зан.)   10.Сокровища Земли под охраной человечества   11. Что общего у разных растений? 11. Какие бывают растения.   11* Охрана растений.   11.Сокровища Земли под охраной человечества (прод-е) 12. Кто такие насекомые? 12. Какие бывают животные. 12* Разнообразие животных. 12! Равнины и горы России. 13. Кто такие рыбы? 13. Животные живого уголка. 13* Размножение и развитие животных. 13! Моря, озера и реки России. 14. Кто такие птицы? 14. Будь природе другом! 14* Невидимая сеть и невидимая пирамида. 14! Зона арктических пустынь. 15. Кто такие звери? 15. Дикие и домашние животные. 15* Кто что ест. 15. Тундра. 16. Что такое зоопарк? 16. Невидимые нити в осеннем лесу. 16. Природа в опасности! 16. Леса России. 17. Что окружает нас дома? 17* Как построить новый дом. 17**** Что такое деньги. 17. Лес и человек. 18. Что умеет компьютер? 18* Что такое экономика. 18**** «Три кита» экономики. 18! Зона степей. 19. Что вокруг нас может быть опасным? 19** Домашние опасности. 19***Огонь, вода и газ. 19! Пустыни. 20. Что мы знаем о нашей стране и своем городе (селе)? 20* Город и село. 20**** Какая бывает промышленность. 20! У Черного моря. 21.На что похожа наша планета? 21**** Посмотри вокруг. 21. Мир глазами эколога. 21. Экологическое равновесие.

 

1 кл. Как, откуда и куда?

2 кл. Природа.

* Жизнь города и села.

** Здоровье и безопасность.         **** Путешествие.         3кл* Эта удивительная природа.                  ** Мы и наше здоровье.                 *** Наша безопасность.         **** Чему учит экономика.             4 кл *Родной край-часть большой страны.                                     

22. Куда текут реки? 22. … И про воду. 22* Вода. 22* Наш край. 23.Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? 23. Явления природы. 23* Берегите воду! 23* Водоемы нашего края. 24.Откуда в наш дом приходит электричество? 24** Пожар! 24*** О молниях, змеях, собаках и прочем. 24*! Поверхность нашего края. 25. Откуда берутся снег и лед? 25. Как измеряют температуру? 25* Превращения и круговорот воды. 25*! Наши подземные богатства. 26. Как живут растения? 26* В гости к зиме. (экскурсия) 26**** Животноводство. 26*! Земля-кормилица. 27. Как живут животные? 27* В гости к зиме. (продолжение) 27* Что такое почва. 27* Жизнь леса. 28. Как ухаживать за кошкой и собакой? 28. Про кошек и собак. 28* Охрана животных 28*! Растения и животные леса (экскурсия) 29. Как зимой помочь птицам? 29* Невидимые нити в зимнем лесу. 29* Великий круговорот жизни. 29* Незаметные защитники урожая. 30. Как путешествует письмо? 30* Какой бывает транспорт? 30*** Дорожные знаки. 30*! Жизнь луга. 31. Откуда берутся шоколад, изюм и мед? 31* За покупками. 31**** Что такое деньги (продолжение). 31*! Растения и животные луга. (экскурсия) 32. Откуда берется и куда девается мусор? 32* Из чего все сделано. 32* Разнообразие веществ. 32*! Жизнь пресного водоема. 33. Откуда в снежках грязь? 33. Невидимые нити. 33.*** Экологическая безопасность. 33*! Растения и животные пресного водоема. (экскурсия)

1 кл.*Где и когда?

2 кл. * Жизнь города и села.

** Здоровье и безопасность. ***Общение.        **** Путешествие

3 кл. * Эта удивительная природа.                  ** Мы и наше здоровье.                 *** Наша безопасность.         **** Чему учит экономика.            

4 кл. *Родной край-часть большой страны.

Страницы всемирной истории.      

Страницы истории Отечества.

 

34. Когда придет суббота?   34*** Наша дружная семья. 34*** Чтобы путь был счастливым. 34*! Растениеводство в нашем крае. 35. Как живут белые медведи?   35**** Для чего нужен компас? 35**** Экономика и экология. 35*! Животноводство в нашем крае. 36! Где живут слоны? 36. Красная книга. 36**! Дыхание и кровообращение. 36! Начало истории человечества. 37.Где зимуют птицы? 37****! Формы земной поверхности. 37*** Экологическая безопасность. (прод-е) 37! Мир древности: далекий и близкий. 38! Когда жили динозавры? 38* Культура и образование. 38****Для чего нужна экономика. 38! Средние века: время рыцарей и замков. 39. Когда появилась одежда? 39** Поговорим о болезнях. 39** Умей предупреждать болезни. 39! Новое время: встреча Европы и Америки. 40. Когда изобрели велосипед?   40** Берегись автомобиля. 40*** Чтобы путь был счастливым. (прод-е) 40! Новейшее время: история продолжается 41. Когда ты станешь взрослым? 41*** День рождения. 41**** Семейный бюджет. 41! Жизнь древних славян.

1 кл. Почему и зачем?

2 кл. ** Здоровье и безопасность. ***Общение.        **** Путешествие

3 кл. * Эта удивительная природа.                  ** Мы и наше здоровье.                 *** Наша безопасность.         **** Чему учит экономика.    

Путешествие по городам и странам.

4 кл. Страницы истории Отечества.     

Современная Россия.

42. Почему солнце светит днем, а звезды ночью? 42**** Путешествие в космос. 42** Организм человека. 42! Во времена Древней Руси. 43. Почему на Луне не живут люди? 43 И про воздух. 43* Воздух и его охрана. 43! Страна городов. 44. Почему идет дождь и дует ветер? 44. Что такое погода? 44* Как разрушаются камни. 44! Из книжной сокровищницы Древней Руси. 45 Почему звенит звонок? 45** В школе. 45** Органы чувств. 45! Трудные времена на Русской земле. 46! Почему радуга разноцветная? 46** Как нужно купаться. 46** Надежная защита организма. 46! Русь расправляет крылья. 47. Почему их так назвали? 47** Лесные опасности 47* В царстве грибов. 47! Куликовская битва. 48. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? 48**** В гости к весне. (экскурсия) 48**** Растениеводство. 48! Иван Третий. 49. Почему в лесу нужно соблюдать тишину? 49**** В гости к весне. (продолжение) 49*** Экологическая безопасность. 49! Мастера печатных дел. 50. Почему нужно есть много овощей и фруктов? 50** Строение тела человека. 50** Наше питание. 50! Патриоты России. 51. Почему нужно чистить зубы и мыть руки? 51** Если хочешь быть здоров. 51** Здоровый образ жизни. 51! Петр Великий. 52. Зачем мы спим ночью? 52** Берегись автомобиля. (прод-е) 52** Опора тела и движение. 52! Михаил Васильевич Ломоносов. 53. Зачем строят корабли? 53**** Водоемы. 53. Золотое кольцо России. 53! Екатерина Великая. 54. Зачем нужны автомобили? 54*** Мы – зрители и пассажиры. 54. Золотое кольцо России. (продол-е) 54! Отечественная война 1812 года. 55. Почему поезда такие длинные? 55**** Путешествие по родной стране. 55. Золотое кольцо России. (продол-е) 55! Страницы истории XIX в. 56. Зачем нужны самолеты? 56****! Что такое карта и как ее читать. 56. Наши ближайшие соседи. 56! Россия вступает в XX в. 57. Зачем летают в космос? 57**** Путешествие по планете. 57**** Государственный бюджет. 57 Страна, открывшая путь в космос. 58. Почему мы часто слышим слово «экология»? 58**** Путешествие по планете. (продол-е) 58**** Экономика и экология. (продол-е) 58! Страницы истории 20 – 30-х г.г. 59* Когда наступит лето? (экскурсия) 59**** Впереди лето. (экскурсия) 59** Дорожные знаки (экскурсия). 59! Великая война и Великая Победа. 60-65. Резервное время для проведения экскурсий. 60**** Путешествие по Москве. 60. В центре Европы. 60! История вокруг нас (экскурсия).   61**** Московский Кремль. 61! На севере Европы . 61. Славные символы России.   62**** Город на Неве. 62. На севере Европы (продолжение). 62! Основной закон России и права человека.   63**** Путешествие по Оке. 63. Что такое Бенилюкс. 63! «Дети имеют право на особую заботу и помощь».   64**** Страны мира. 64. Путешествие по Франции и Великобритании.   64. Путешествие по России.   65**** Страны мира (продолжение). 65. Путешествие по Франции и Великобритании (продолжение).   65. Путешествие по России. 66. Как мы находим ответы на свои вопросы? 66*** Правила вежливости. 66. На юге Европы. 66! Мы граждане России.   67* Все профессии важны. 67. По знаменитым местам мира. 67. Путешествие по России.   68. Заключение. 68. Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок). 68. Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок).

 

В приведенном примерном планировании возможны разные комбинации РВЗ по окружающему миру: 1кл. - 2 кл.; 1кл.- 3 кл.; 2 кл.-3 кл.; 1кл.- 2кл.- 3кл.- 4кл.; 1кл.- 2кл.- 3кл; 2кл.- 3кл.- 4кл.;

 

Примечание: для контроля выполнения учебной программы по каждому классу разделы программы и соответствующие разделам темы уроков для удобства обозначены значками * ; **; ***; ****. Восклицательный знак (!) рядом с темой урока означает, что данная тема урока не объединена с другими темами уроков.

 

Примерная тематика разновозрастных занятий

2-й вариант: 1 класс – 33 ч., 2 класс – 34 ч..

Разделы программы

1 класс 2 класс  

1 кл. Введение.

2 кл. Введение. Природа. **Здоровье и безопасность.

1. Задавайте вопросы 1. Где мы живем и что нас окружает?   2. Наша школа. (Экскурсия). 2*** В семье и в школе.   3. Дорога от дома до школы. (Экскурсия) 3** Берегись автомобиля.  

1 кл. Что и кто?

2 кл. Природа.

*Город и село. **Здоровье и безопасность.

*** Общение.

**** Путешествие.

4. Что у нас над головой и под ногами? 4. Неживая и живая природа.   5. Что растет на подоконнике и на клумбе? 5. Дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные.   6. Что это за дерево? 6. Какие бывают растения и животные?   7.Что общего у разных растений? 7. В гости к осени. (Экскурсия).   8. Кто такие насекомые? 8. Красная книга.   9. Кто такие рыбы? 9. Живое рядом с нами.   10. Кто такие птицы и звери? 10. Невидимые нити.   11. Что умеет компьютер? 11** Все профессии важны.   12. Что вокруг нас может быть опасным?   12** Пожар!   13. Что мы знаем о своей стране и своей планете? 13**** Путешествие по родной стране.  

1 кл. Как, откуда и куда?

2 кл. Природа.

*Город и село. **Здоровье и безопасность.

*** Общение.

**** Путешествие.

14. Куда текут реки и откуда в наш дом приходит вода? 14. Про воздух и воду.   15. Откуда в наш дом приходит электричество? 15** Домашние опасности.   16. Откуда берутся снег и лед? 16. В гости к зиме. (Экскурсия).   17. Как живут растения и животные? 17** Лесные опасности и как нужно купаться.   18. Как путешествует письмо? 18* Какой бывает транспорт.   19. Куда девается мусор и откуда в снежках грязь? 19* Из чего все сделано?  

1 кл. Где и когда?

2 кл. Природа.

*Город и село. **Здоровье и безопасность.

*** Общение.

**** Путешествие

20. Когда придет суббота и когда наступит лето? 20**** В гости к весне.   21. Где живут белые медведи и слоны? 21! Город и село. Наш дом.   22. Когда жили динозавры? 22! Что такое экономика?   23. Когда появилась одежда? 23*** Правила вежливости.   24. Когда ты станешь взрослым? 24*** Мы среди людей.  

1 кл. Почему и зачем?

2 кл. Природа.

*Город и село. **Здоровье и безопасность.

*** Общение.

**** Путешествие

25. Почему солнце светит днем, а звезды ночью? 25**** Зачем нужен компас?   26. Почему идет дождь и дует ветер? 26 Что такое погода?   27. Почему звенит звонок и почему радуга разноцветная? 27**** Поверхность и водоемы нашего края.   28. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. И почему в лесу нужно соблюдать тишину? 28**** Впереди лето.   29. Почему нужно есть много фруктов, чистить и мыть руки? 29** Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.   30. Зачем нужны автомобили и поезда? 30**** Путешествие по Москве..   31.Зачем строят самолеты и корабли? 31**** По океанам, материкам и странам.   32. Почему мы часто слышим слово «экология»? 32. Будь природе другом.   33. Как мы находим ответы на свои вопросы? 33. Что мы узнали и чему научились за год.     34** Очень подозрительный тип…  

Примечание: для контроля выполнения учебной программы по каждому классу разделы программы и соответствующие разделам темы уроков для удобства обозначены значками * ; **; ***; ****. Восклицательный знак (!) рядом с темой урока означает, что данная тема урока не объединена с другими темами уроков.

Примерное планирование однотемных разновозрастных занятий (РВЗ)

Раздел программы

Темы уроков

2 класс 3 класс 4 класс

2 кл. Природа.

3 кл. Эта удивительная природа.

4 кл. Природа России. Родной край – часть большой России.

Заглянем в кладовые России. Как разрушаются камни. Равнины и горы России.
Про воздух…   Воздух и его охрана. -
… И про воду. Вода.  
- Превращения и круговорот воды. Моря, озера и реки России.
- Берегите воду. Водоемы нашего края.
- Что такое почва. Земля - кормилица.
Какие бывают растения? Разнообразие растений. Леса России.
Какие бывают животные? Разнообразие животных. Лес и человек.
Красная книга. Охрана растений.  
Будь природе другом. Охрана животных. Экологическое равновесие.
- Великий круговорот жизни. Экологическое равновесие

2 кл. Здоровье и наша безопасность.

3 кл. Мы и наше здоровье. Наша безопасность.

Строение тела человека. Организм человека. -
Если хочешь быть здоров. Наше питание.  
Поговорим о болезнях. Умей предупреждать болезни. -
Как нужно купаться. Здоровый образ жизни. -
Берегись автомобиля. Чтобы путь был счастливым. -
Берегись автомобиля. Чтобы путь был счастливым. -
Домашние опасности. Опасные места. -
Пожар! Огонь, вода и газ. -
Лесные опасности. О молниях, змеях, собаках и прочем. -

2 кл. Жизнь города и села.

3 кл. Чему учит экономика.

Родной края – часть большой страны.

Город и село. Для чего нужна экономика. Наш край.
Что такое экономика? «Три кита» экономики. -
Из чего все сделано. Какая бывает промышленность. -
Как построить новый дом. Полезные ископаемые. Наши подземные богатства
За покупками. Что такое деньги. -
Культура и образование. Государственный бюджет. -
- Растениеводство. Растениеводство в нашем крае.
- Животноводство. Животноводство в нашем крае.

2.кл. Путешествие.

3.кл. Путешествие по городам и странам.

4 кл. Современная Россия.

Путешествие по родной стране. Золотое кольцо. Путешествие по России.
Путешествие по Москве. Золотое кольцо (прод-е). Мы – граждане России.
Московский Кремль. Золотое кольцо (прод-е). Символы России.
Город на Неве. На севере Европы. Такие разные праздники.
Путешествие по Оке. На севере Европы (прод-е). -
Путешествие по планете. В центре Европы. -
Путешествие по планете (прод-е). Что такое Бенилюкс. -
Страны мира. Путешествие по Франции и Великобритании. -
Страны мира. Путешествие по Франции и Великобритании (прод-е). -

3 кл. Как устроен мир.

4 кл. Земля и человечество.

- Природа. Мир глазами астронома.
- Человек. -
- Общество. Мир глазами историка.
- Мир глазами эколога. Прошлое и настоящее глазами эколога.
- Природа в опасности! Сокровища Земли под охраной человечества.
- Природе нужна твоя помощь. Сокровища Земли под охраной человечества.

 

В приведенном примерном планировании возможны разные комбинации РВЗ по окружающему миру: 2 кл. –

3 кл.; 2 кл.- 4 кл.; 3 кл.-4 кл.; 2 кл.- 3 кл.- 4 кл.;

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 269.