Понятие о системе средств массовой информации. Показатели уровня эффективности её функционирования.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

20.2. «Закон о СМИ» как основа профессиональной деятельности журналиста. Статья 4 «Закона о СМИ»:практика применения. Первым серьезным шагом в создании законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области массовых коммуникаций, стал Закон "О средствах массовой информации", принятый в декабре 1991 года и вступивший в действие 8 февраля 1992 года. Принятие этого Закона юридически закрепило гарантии свободы массовой информации в России, и стало возможным в результате серьезных изменений, произошедших в обществе в политической сфере (становление подлинной российской государственности, формирование гражданского общества, реформирование политической системы и укрепление ее институтов), в области права (введение в действие ряда совершенно новых для законодательства России законов, таких как "О собственности" и других и одновременно наличие явных пробелов в правовом регулировании целого комплекса отношений в сфере организации и деятельности средств массовой информации, идеологическая отсталость и юридические недоработки союзного Закона "О печати и других средствах массовой информации") и в сфере экономики (переход к основам рыночной экономики, кардинальная смена методов хозяйствования, объективная необходимость финансовой поддержки средств массовой информации). Закон "О средствах массовой информации", являясь базовым законом в этой области, тем не менее в большей степени регулирует отношения в области печатных средств массовой информации, при том, что специфика телерадиовещания такова, что отдельные положения Закона "О средствах массовой информации" не способны в полной мере дать достаточно полную правовую базу для организации и деятельности именно в сфере телерадиовещания. Основное - разница в физической ограниченности возможностей распространять массовую информацию с использованием электромагнитных волн (телерадиовещание), с одной стороны, и отсутствием такого ограничения при распространении информации через печатные средства массовой информации, с другой стороны. Это естественным образом влечет за собой объективную необходимость в более сильном, по сравнению с печатными средствами массовой информации, участии государства, в лице специально уполномоченных органов, в предоставлении собственно права на такую деятельность и, как следствие, - в контроле за его реализацией. Исходя из вышесказанного, а также принимая во внимание опыт зарубежных государств по регулированию в сфере телерадиовещания, указанные особенности телерадиовещания, как сферы отношений, должны быть отражены именно в специальном законе, и именно в силу своей специфичности.

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информацииНе допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"), без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции.При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.

21.1. Профессиональная этика журналиста. История понятия. Основные кодексы журналистской деятельности.Журналистская этика - это не юридически фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения моральные предписания. Этические нормы в сфере журналист-аудитория устанавливают необходимость знания аудитории, ее интересов, честность с аудиторией. Журналист - источник информации. Это обязывает его соблюдать меру, быть тактичным с людьми, с которыми он вступает в контакт. Журналист - редакционный коллектив, коллеги.Журналистская мораль возникает как естественный ответ профессиональной группы на стремление общества оградить свое право на получение правдивой информации от возможного произвола со стороны тех, кто эту информацию отбирает и распространяет.Профессиональная мораль - групповая. Ее истоки ищут часто в гильдийских и цеховых уставах средневековых городов, в статусах монашеских и рыцарских орденов. Какие-то аналогии здесь возможны, но до известного предела.Общественные и корпоративные интересы могут совпадать, а могут вступать в конфликты. Их реальное соотношение в профессиональной морали может меняться.В профессиональной морали выделяются предписания более общего порядка, абсолютные требования, выходящие за рамки частной ситуации: правдивость, объективность, приверженность свободе слова (то есть, нормы, заимствованные профессиональной моралью из общей нравственности).Кроме того, можно выделить нормативные предписания профессионального поведения в отдельных ситуациях. Генетически норма в профессиональной этике связана с типичными профессиональными ситуациями и потому воспроизводится в поведении специалистов постоянно и в массовом порядке.Функции профессиональной морали: 1) она регулирует поведение, 2) предлагает благородные мотивы служения общественному благу. Профессиональная мораль - это оценочно-императивный способ освоения целей и содержания профессиональной деятельности. Так как в журналистике человеческие контакты включены в саму ткань деятельности, профессиональная мораль постоянно побуждает журналиста к самооценке и предлагает ее критерии.Положения профессиональной морали зафиксированы в ряде кодексов. В любой стране есть свой кодекс профессиональной этики журналиста, но все они так или иначе повторяют одни и те же положения. Как правило, на первое место ставится требование правдивости.Первые кодексы появились в начале века: в 1900, в Швеции, но этот кодекс не получил широкого распространения. Более известна "Хартия поведения", принятая в 1918 во Франции. В 20-е было принято много кодексов, проводились международные встречи журналистов по профессиональным вопросам. В 1923 были приняты "Каноны журнализма" в США. Они были написаны под явным влиянием концепции свободной, или либертальной, прессы, эта концепция возникла в начале века, и ее истоки восходят к идеям Мильтона, Джефферсона, Дж.-Ст.Милля.1978 - Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада органов информации в дело укрепления мира и международного взаимопонимания, прав человека, борьбы против расизма, апартеида и подстрекательства к войнам.Кодекс профессиональной этики журналиста был принят в нашей стране 1 съездом Союза журналистов СССР на конфедеративной основе в 1991. Авторы кодекса: Д.С.Авраамов и М.Федотов. В кодексе три главы: принципы профессиональной этики, нарушение норм профессиональной этики, возложение ответственности. Среди принципов профессиональной этики названы следующие: социальная ответственность журналиста, правдивость и объективность (информация должна быть точной и исчерпывающей), добросовестность (скрупулезная проверка фактов, точное воспроизведение сведений), честность (запрет на использование служебного положения, обязанность хранить в тайне источники доверительной информации), уважение чести и достоинства личности (не распространять непроверенные сведения, не вторгаться в личную жизнь), профессиональная солидарность (забота о престиже профессии, не злоупотреблять доверием коллег). - Всего 7 статей.               

21.2.Категории журналистики как социального института.В кажд. социальной системе дея-ть ж-ки как функц-ние взаимосвяз-ых и взаимовлияющих компонентов опр-тся закономерностями, раскрытием и описанием которых занимается наука с помощ.своего понятийного аппарата.Узловые понятия - категории, через них раскрывается суть предмета и содержание науки. Центральнаят катигория - массовая информация.Она явл.отправной точкой для развертывания совокупности других общих понятий. Соц.роль журналистики :Массовая Информация-функция-аудитория-функционирование-результативность.Представление о соц-ной напр-ти и методологических основах деят-ти ж-ки:МИ-СМИ как соц.институт-соц.позиция в ж-ке-историч.типы ж-ки-методы деят-ти ж-тов.Субъективная сторона функционирования ж-ки:МИ-свобода ж-ки-ж-кое право-качества ж-тов-профессион-ая этика.Средства доставки МИ:МИ-средства коммуникации-каналы и типы изд-ний-система и взаим-ствие-распространение.Характеристика творч.форм массово-инф-ной деят-ти:МИ-инф.политика-типы творч-ва-творч.формы-методологическая культура.        Категории и принципы социального института журналистики.В кажд. социальной системе дея-ть ж-ки как функц-ние взаимосвяз-ых и взаимовлияющих компонентов опр-тся закономерностями, раскрытием и описанием которых занимается наука с помощ.своего понятийного аппарата.Узловые понятия - категории, через них раскрывается суть предмета и содержание науки. Центральнаят катигория - массовая информация.Она явл.отправной точкой для развертывания совокупности других общих понятий. Соц.роль журналистики :Массовая Информация-функция-аудитория-функционирование-результативность.Представление о соц-ной напр-ти и методологических основах деят-ти ж-ки:МИ-СМИ как соц.институт-соц.позиция в ж-ке-историч.типы ж-ки-методы деят-ти ж-тов.Субъективная сторона функционирования ж-ки:МИ-свобода ж-ки-ж-кое право-качества ж-тов-профессион-ая этика.Средства доставки МИ:МИ-средства коммуникации-каналы и типы изд-ний-система и взаим-ствие-распространение.Характеристика творч.форм массово-инф-ной деят-ти:МИ-инф.политика-типы творч-ва-творч.формы-методологическая культура.Область принципов соц инст журналистики связана с методами журналистики. Метод в свою очередь - путь к цели, меод приводит к профессиональному результату. Есть некие системы деятельности журналиста:-метод анализа-метод наблюдения-метод шантажа.Метод - частный выбор, а методология - методы, кот можно решить ту или иную задачу. Проблемы методологии - проблемы индивидуального выбора журналиста. Чтобы выбрать, журналисту необходимо знать весь набор методов, систему методов. Система методов своеобразна и будет определяться в зависимости от издания.Так же существует индивидуальная методология - личный подчерк каждого журналиста.Итак, принципы журналистики - основа журналистской деятельности, определяющая систему методов и методологию.Как формируются принципы? Принципы формируются на осознании специфики своей профессиональной деятельности. В процессе ее осуществления необходимы не только знания, но и умение с точки зрения профессии, т.е. знание принципов. Это: 7. знание, что информация - первична в любом случае. Это система субъектного обмена. 8. Принцип достоверности - распространение достоверной информации. 9. Принцип актуальности - относится к стадии создания информационнго продукта. 10. Принцип оперативности - способность совершать как можно большее количество профессионально компетентных действий за как можно меньшее время. 11. Принцип массовости - информация для народа. 12. Интернационализм - космополитизмТак же к принципам журналистики относятся:Патриотизм, демократизм, гуманизм, хотя и спорно.                       

22.1 Корпоративная этика в социальном институте журналистики. Основные требования и обоснования необходимости.Этика - наука, изучающая и формулирующая теоретические основы и практические требования морали как области профессионального сознания, отражающего и регулирующего нравы в практическом поведении людей. Журналистская этика - понятие, которым обозначается изучение и практическое применение стандартов профессионального поведения в журналистике, специфика возникающего здесь нравственного выбора. В журналистской этике система ценностей и нравственных принципов, как правило, соединяется с проблемой выбора, возникающей в повседневной деятельности прессы. В ситуации ценностного выбора зачастую приходится иметь дело с понятиями «правильно-неправильно», со степенями правоты и неправоты, - журналистский выбор бывает трудно сделать. Подобные нравственные конфликты возникают постоянно, и накопленный опыт их разрешения нашёл своё отражение в профессиональной морали. Таким образом, существует понятие «журналистская этика», смысл которого относится к области принятия решений при отборе новостей. А понятие «этика в журналистике» подразумевает кодекс поведения.Суть корпоративной этики - научное обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми в обществе этическими принципами.Корпоративная этика журналиста - это юридически не фиксируемые, но принятые в определенном коллективе и поддерживаемые силой общественного мнения моральные предписания - принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста в коллективе.Кроме соблюдения «Кодекса профессиональной этики журналиста» каждый журналист в коллективе должен помнить очень важное правило - правило о неразглашении того, что происходит внутри коллектива. Для журналистов это означает необходимость сделать такой выбор, который согласовывался бы с правилами и принципами профессии, записанными в этическом кодексе. На практике нравственный выбор предполагает определённую свободу в принятии решения, при которой возможны градации правоты и неправоты, поскольку невозможно отыскать нравственное решение, подходящее ко всем случаям жизни. Некоторые этические нормы и принципы кодифицируются в законе, в этом случае государство требует от своих граждан следовать конкретному правилу или принципу в процессе принятия ими решений. Журналистская этика позволяет больше индивидуальной свободы.Таким образом, журналист, работник профессии, где так много стандартизированных приёмов, но так мало абсолютных правил, имеет целый спектр возможных решений, выбирая между этичным и неэтичным поступком. В силу этого обстоятельства многие исследователи, в частности, американцы Э. Деннис и Дж. Мэррилл, не могут дать окончательное определение, что составляет «этичное» поведение журналиста. Существует ряд кодексов поведения журналиста. Во всех существуют принципы нравственного и безнравственного поведения журналиста. Другими словами, кодексы предписывают не только, что можно и нужно делать прессе, но и особо акцентируется, что нельзя. К примеру, в Хартии телерадиовещателей в части «Действия, несовместимые с нормами цивилизованной журналистики» сказано: «Обнародование информации не должно ставиться в зависимость от политических интересов третьих лиц. Недопустима организация информационных кампаний по целенаправленной дискредитации граждан и организаций в конъюнктурных целях. Недопустимо получение информации обманным путём, а также путём запугивания или подкупа. Недопустимо злоупотребление доверием собеседника, а также его особо эмоциональным состоянием, не позволяющим адекватно оценивать последствия высказываний. Недопустимо преднамеренное распространение информации в форме, провоцирующей панику, массовые волнения и беспорядки, сбои в функционировании транспортных систем и иных систем жизнеобеспечения». Вообще, обобщая нарушения норм профессиональной этики, можно выделить следующие моменты: есть проступки журналистов, нарушающие право людей на получение информации, проступки, ущемляющие право людей на свободу выражения мнений, также журналист не должен нарушать право чести и достоинства личности, служебную этику и требования профессиональной чести журналиста. Однако, в большей степени, кодексы предписывают, что обязан делать журналист, при этом, не нарушая профессиональную мораль. В Кодексе профессиональной этики журналиста, принятом в 1991 году, отмечено следующее: «Статья 2. Правдивость и объективность. Журналист обязан давать правдивое изображение действительности путём точной и исчерпывающей информации. Он излагает факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи и не допуская искажений, с тем чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление о текущих социальных процессах».Второе положение международных принципов профессиональной этики журналиста также гласит: «Верность журналиста объективной реальности. Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. Журналист излагает факты добросовестно, сохраняя их подлинный смысл и не допуская искажений. Он максимально использует свои творческие способности для того, чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире. Так, чтобы происхождение, природа и сущность событий, течение и положение дел были поняты как можно более объективно». Вообще же, Д. С. Авраамов в своём исследовании ссылается на тематический анализ 59 журналистских кодексов, который приводит финский учёный Ларс Бруун. На первом месте там стоит то же требование - правдивого и честного распространения информации.     

22.2.Принципы и функции социального института журналистики.Область принципов соц инст журналистики связана с методами журналистики. Метод в свою очередь - путь к цели, меод приводит к профессиональному результату. Есть некие системы деятельности журналиста:-метод анализа-метод наблюдения-метод шантажа.Метод - частный выбор, а методология - методы, кот можно решить ту или иную задачу. Проблемы методологии - проблемы индивидуального выбора журналиста. Чтобы выбрать, журналисту необходимо знать весь набор методов, систему методов. Система методов своеобразна и будет определяться в зависимости от издания.Так же существует индивидуальная методология - личный подчерк каждого журналиста.Итак, принципы журналистики - основа журналистской деятельности, определяющая систему методов и методологию.Как формируются принципы? Принципы формируются на осознании специфики своей профессиональной деятельности. В процессе ее осуществления необходимы не только знания, но и умение с точки зрения профессии, т.е. знание принципов. Это: 13. знание, что информация - первична в любом случае. Это система субъектного обмена. 14. Принцип достоверности - распространение достоверной информации. 15. Принцип актуальности - относится к стадии создания информационнго продукта. 16. Принцип оперативности - способность совершать как можно большее количество профессионально компетентных действий за как можно меньшее время. 17. Принцип массовости - информация для народа. 18. Интернационализм - космополитизм (ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ?)Так же к принципам журналистики относятся:Патриотизм, демократизм, гуманизм, хотя и спорно.Ф-ции-это способы и формы деятельности. Функции журналистики: 1. обеспечение широкого участия большинства граждан во всех процессах жизни общества 2. повышение информированности граждан 3. обеспечение выработки мнений и решений в условиях широкой дискуссии.функции журналистики и функции сми шесть функций журналистики: - коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет «исходной функцией журналистики»; - непосредственно-организаторскую, в которой «наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе»; - идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением «оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов»; - культурно-образовательную, заключающ, в том, «чтобы, будучи одним из институтов культуры общ-ва, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека»;- рекламно-справочную, связанную с «удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)»; - рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получения удовольствия). Др.классификация: С.Г. Корконосенко выделяет четыре социальных роли журналистики: - производственно-экономическую, - информационно-коммуникативную, регулирующую, - духовно-идеологическую. При этом, в рамках данных ролей, то есть в пределах той или иной социальной сферы, журналистика, «выполняет специфические ролевые функции, которые предписаны ей, как и другим участникам процессов, идущих в данной сфере. Так, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную, мобилизующ функции, свойственные всем идеологич институтам». На объективн возможности СМИ накладываются субъективн интересы, воля, возможности тех, кто вступает во взаимодейств с прессой».выделяют четыре уровня субъектов, своими потребностями влияющих на журналистику и определяющих ее функции. 1. Генеральным субъектом по отношению к журналистике является общество. На удовлетворение потребностей всего общества направлены функции интеграции и познания, выполняемые журналистикой. 2. Отдельные социальные структуры, как субъекты, своими потребностями в завоевании и удержании власти определяют такие функции журналистики, как пропаганда, агитация, организация. 3. Среди субъектов, использующ прессу в своих интересах, личность своими потребностями детерминирует такие блоки функций журналистики как ориентация, морально-психологическое удовлетворение. 4. Для такого специфич вида социальн субъектов, как журналисты,журналистика выполняет служебно-профессиональную и творческую функции., есть еще и социальное назначение журналистики, или ее генеральн функция, которая «состоит в регулирующем и преобразующем воздействии на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами и задачами социального прогресса».                - идеологических, заключающихся в совокупности действий, «направленных на интеграцию людей в идеологические и политические отношения, на оказание им помощи в такой ориентации в социальн действительности, котор соответств их месту в общественных отношениях, на их мобилизацию для сохранен и развития этих отношений». - культурных, связанных с участием журналистики «в развитии самого человека, в проявлении его личности, зависящей от многообразия его обществен связей, в фор-нии образа жизни, основанного на достижениях человеч развития... Это выраж в журналистских действиях, направленных на образование, воспитание, развлечение.»-социальных, обусловленных участием журналистики «не в культурном развитии, самом по себе, а в развитии личности, формировании человеч индивидуальности в рамках образа жизни известных социально-историч общностей». Исходя из понимания функции как той роли, которую играет элемент в системе, можно утверждать, что функцией журналистики как деятельности, выступающей элементом системы духовно-практической деятельности, является внедрение в массов сознание продуктов специализированного сознания в форме оценок явлений и фактов, актуальных с точки зрения социальных субъектов.

23.1. . Профессиональные качества журналиста. Способности, мировоззрение, мотивы выбора профессии.Являясь по своей сути ансамблем сложноорганизованных сфер - побудительной, регулятивно-смысловой, исполнительской - журналист «предъявляет» себя другим людям в качестве совокупности неких качеств. Называя журналиста добрым, талантливым, тщеславным, эрудированным и т.д., мы как раз и фиксируем наше восприятие каких-то его внутренних характеристик. Другими словами, существует журналист во всем богатстве его побудительной, регулятивно-смысловой, исполнительской сфер, а в процессе протекающего под влиянием множества факторов взаимодействия с другими людьми (и иными системами) его сущностные силы проявляются как качества. Следовательно, понятием «личностное качество» имеет смысл обозначать устойчивую характеристику журналиста, складывающуюся под влиянием генетических, геокосмических и социальных факторов и проявляющуюся в процессах его жизнедеятельности. Очевидно, что журналист может взаимодействовать с другими системами какой-то одной своей гранью, несколькими гранями одновременно или же как интегральная, целостная система. В первом случае взаимодействующая с журналистом система воспринимает его как олицетворение какого-то одного простого (атомарного) качества: умный, волевой, жадный, совестливый, многознающий и т.д. Во втором варианте журналист воспроизводит себя как носителя неких сложноорганизованных, синтетических качеств. (Например, говоря о журналисте что он «злой», мы с помощью этого понятия фиксируем свое внимание и внимание других на таких особенностях его внутреннего мира, как высокая негативная эмоциональность и искаженная ориентация социально-регулятивной сферы.) В третьем случае, называя журналиста героем, мы с помощью одного понятия описываем его в целом, в единстве всех его характеристик. Под профессиональными качествами обычно понимают существенно важные характеристики человека, выявляемые им в процессе профессиональной деятельности и обеспечивающие ее эффективное осуществление. Понятно, что профессиональные и личностные качества тесно связаны друг с другом. Иногда одно и то же качество может выступать то как личностное, то как профессиональное. Поэтому какие-то чрезмерно жесткие разделительные линии здесь вряд ли уместны. Вместе с тем и неразличение профессиональных и личностных качеств также не способствует правильному пониманию личности журналиста и особенностей ее проявления в профессиональной деятельности. Разные профессии требуют от индивида, чтобы он проявлял разные качества.1 Журнал «Форчун» перечисляет семь требований, которые должны предъявляться человеку, претендующему на то, чтобы быть эффективным лидером. (Думается, эта информация будет небесполезна нашим редакторам.) 1. Обладай видением. Люди хотят идти за теми, кто знает, куда идти, они хотят знать, почему их ведут именно туда, а не в другую сторону, и они не переносят, когда цель пути постоянно меняется. 2. Доверяй своим подчиненным. Ответственность должна распределяться по всем ступеням служебной лестницы. 3. Будь хладнокровен. Демонстрируй хладнокровие в кризисных ситуациях. Это побуждает окружающих хранить спокойствие и действовать продуманно. 4. Не бойся рисковать. Лидеры побуждают своих подчиненных не только идти на риск, но и открыто признавать ошибки, допускаемые в поисках нового. Ничто другое не деморализует людей так, как осознание того, что малейшая оплошность может означать крах всей карьеры. 5. Будь экспертом. Каждый, на всех ступенях служебной лестницы должен быть убежден, что лидер знает по меньшей мере столько же, сколько он сам. 6. Стимулируй проявление разных точек зрения. Если ты окружен людьми, которые говорят тебе только «да», значит, либо ты сам, либо они занимают не свое место. 7. Умей находить элегантные простые решения сложных проблем.2 Любое качество, являясь сущностной характеристикой журналиста, проявляется в виде его свойств, то есть способов взаимодействия с другими людьми, способов деятельности, поведения. Всякое свойство относительно: оно не существует вне отношений с другими объектами реального мира. Поскольку количество связей и отношений журналиста с другими людьми и явлениями действительности в принципе бесконечно, количество свойств тоже бесконечно. Свойство, выражающее определенное качество журналиста, может быть охарактеризовано с помощью количественных величин, называемых показателями. В силу того, что любое качество выражается только через свойство, а свойство - через показатель, изучение личностных и профессиональных качеств журналиста требует единства двух подходов - теоретического, связанного с познанием закономерностей профессиональной деятельности журналиста и структуры его личности, и эмпирического, опирающегося на изучение конкретных показателей и связанного с восхождением от показателей через свойства к качествам. Абсолютизация первого подхода приводит к построению умозрительных концепций. Следствием абсолютизации второго подхода является формирование основанных на опросах экспертов перечней, списков, наборов качеств, полнота и обоснованность которых за пределами конкретных ситуаций всегда сомнительна. Свою систему разработал профессор С.М.Гуревич, предложивший следующий список критериев оценки журналиста, которые можно рассматривать как перечень личностных качеств: I. Идейно-политические критерии 1. Партийность 2. Идейность 3. Понимание значения журналистики и роли журналиста. II. Деловые, профессиональные критерии 1. Профессиональное мастерство (умение находить и разрабатывать темы выступлений, собирать и отбирать факты, анализировать и обобщать их, работать оперативно и т.д.) 2. Литературное мастерство 3. Организаторское мастерство 4. Умение работать с авторами 5. Умение работать с редакционной почтой, письмами трудящихся 6. Сочетание универсальности со специализацией 7. Способность работать в коллективе 8. Ответственность 9. Дисциплинированность 10. Работоспособность, выносливость III. Характерологические критерии 1. Принципиальность 2. Инициативность 3. Целеустремленность 4. Готовность помочь товарищу, поделиться своими знаниями и др. Нет сомнения, что этот комплекс критериев охватывает многие сущностно значимые параметры оценки журналиста. Однако возникает вопрос: в какой мере эти критерии соотносятся с представлениями самих журналистов, с теми критериями оценки и самооценки, которые скрыты в глубинах профессионального сознания? Ведь если официально принятая система критериев будет сильно отличаться от тех ценностных представлений, на которые ориентированы сами журналисты, не исключена возможность взаимного непонимания, обид.                    

23.2.Комплексный анализ одного из современных российских СМИ из любой подсистемы.«Коммерсант»Дата создания газеты:Издается с 1909 года. С 1917 по 1990 год не выходила по независящим от редакции обстоятельствам. С 1990 года выходит в еженедельном режиме. С 1992года-в ежедневном.Учредитель, редакция и издатель:Закрытое акционерное общество Коммерсант «Издательский Дом»Сейчас ИД «Коммерсантъ» - это: * Ежедневная газета «Коммерсантъ» * Ежедневная газета «Коммерсантъ в регионах» * Аналитический еженедельник «Коммерсантъ ВЛАСТЬ» * Экономический еженедельник «Коммерсантъ ДЕНЬГИ» * Ежемесячный автомобильный журнал «Автопилот»Формат газеты: А3Количество страниц: 24+приложениеРазделы газеты: Новости, Мировая практика(Политика), Мировая практика(общество), Дневник, Деловые новости, Рынки, Культура и спорт, Мнения/Комментарии.Аудитория печатной продукции Ъ превышает 1 миллион человек.Тираж: 127576Периодичность выхода: ежедневноПокупателем выступил Алишер Усманов. Он является генеральным директором «Газпроминвестхолдинга», полностью принадлежащего ОАО «Газпром», а также совладельцем компании «Металлоинвест», которой принадлежит Михайловский горно-обогатительный комбинат (ГОК).15 июня 1988 года корреспондент журнала «Огонек» Владимир Яковлев зарегистрировал информационный кооператив «Факт». C этого момента начинается история Издательского дома «Коммерсантъ».История Издательского Дома                                                            1987 октябрьСоздается справочно-информационная служба «Факт» - первое негосударственное информационное агентство в стране.1989 декабрьВ сотрудничестве с Союзом кооператоров «Факт» начинает выпускать еженедельную газету «Коммерсантъ» - первое частное деловое издание в стране.1992 сентябрьНачинает выходить газета «Коммерсантъ» - первая в России ежедневная деловая газета.1992 ноябрьНачинает выходить первый в России аналитический еженедельник «Weekly», с ноября 1997 года переименован в журнал «Коммерсантъ ВЛАСТЬ».1993 майНачинает выходить первый в России иллюстрированный ежемесячный журнал для семейного чтения - «Домовой».1993 сентябрьНачинает выходить журнал «Коммерсантъ ДЕНЬГИ» - первый в России популярный экономический еженедельник.1994 майНачинает выходить «Автопилот» - первый в России ежемесячный автомобильный иллюстрированный журнал для владельцев иномарок.1996 октябрьСоздан Клуб «Коммерсантъ», объединивший единомышленников современного делового поколения России.2000 сентябрьСоздана Дирекция по новым проектам «Коммерсантъ ХХI», задача которой - вывод на рынок новых продуктов для российской бизнес-аудитории (конференций, семинаров, круглых столов, бизнес-справочников, приложений к изданиям ИД «Коммерсантъ», on-Line проектов и т.д.).2000 ноябрьНачинает выходить «Коммерсантъ Weekend» - еженедельные тематические страницы газеты «Коммерсантъ», посвященные проведению досуга.                   Сегодня то, что десять лет назад было открытием «Коммерсанта», стало журналистской нормой в России. Чтобы понять, какую революцию совершил «Коммерсантъ», следует вспомнить, что журналистика в СССР была совсем другая - от заголовков до принципов подачи информации. В те времена любой практикант даже в репортаже о происшествии на птицеферме стремился продемонстрировать талант публициста, поэтому заметки часто начинались с лирических отступлений, исторических и философских аллюзий. Коммерсантовцы же предложили читателям почти иностранную газету. Во-первых, она была толстой - из 16-полосников на рынке была, пожалуй, только «Неделя». Во-вторых, необычным был «жесткий» макет. Газета четко поделила мир на постоянные рубрики - «Войны и происшествия» были на своем месте, а «Акции, инвестиции» - на своем. Многогранность мира, сложные жизненные коллизии, философские вопросы попали в рубрику «Все остальное». В стране не хватало порядка - газета его создавала.Яковлев с соратниками первыми ввели западный принцип подачи информации - «принцип перевернутой пирамиды»: первых трех фразах сжато излагается суть информации: что, где, когда. Так появилась вводка (lead в американской терминологии). С тех пор это непременный атрибут любой заметки в любом издании «Ъ». И лишь после этой самой вводки следуют подробности. И еще: только факты, никаких оценок, никакой морали и уж тем более никакой «личной авторской и гражданской позиции». Краткость, осторожность в оценках, холодноватый отстраненный тон, ирония. «Коммерсантъ» создали люди, которые пришли в бизнес одновременно с его читателями, если не раньше. Это давало им право разговаривать с аудиторией на равных. А порой и свысока (вспомним «экспертов «Ъ»« и «наблюдателей»). Кстати, ссылки на источники информации тоже внедрил «Коммерсантъ» - как своего рода правило хорошего тона. До того журналисты смело предлагали читателям свои догадки, высказывали частное мнение, делились наболевшим, а это могло увлечь только очень доверчивого читателя.Особая тема - заголовки. Они обязаны были привлекать внимание. В старой советской журналистике главным требованием к заголовку были благонадежность и благолепие. В этом смысле самым проходным заголовком мог считаться, например, такой: «Речь тов. Лигачева на XIX пленуме КПСС». Лишь молодежно-комсомольские издания могли позволить себе подпустить романтики, и тогда в заголовках появлялись «синие небеса», «алые паруса» и проч. Однако читатели «Коммерсанта» ценили свое время и желали сразу понимать, о чем идет речь в статье. Так заголовок приобрел вид связного и законченного предложения с подлежащим и сказуемым, посылающего сигнал: ПРОЧИТАЙ МЕНЯ! Наткнувшись на фразу «Обмануты вкладчики банка спермы» или «Маньяк изнасиловал ромовую бабу», читатель уже был в курсе событий и сам решал, нужны ли ему подробности. Заголовки, кстати, тоже стали поводом для мифов: мол, в «Коммерсанте» есть штат «яйцеголовых», специально выведенных для придумывания заголовков. Это не так: Яковлев требовал, чтобы заголовки предлагали и сами авторы, и руководители отделов и блоков. Очень часто Яковлев требовал представить пять вариантов заголовков к заметке, выбирал из них лучший, потом требовал придумать еще пять, развивающих этот лучший, и так далее. Порой по установленной в редакции «громкой связи» раздавался призыв к личному составу придумать заголовок к материалу на заданную тему. И работа над заголовком могла занять не меньше времени, чем написание самого материала. Новаторство «Коммерсанта» проявилось и в агрессивной рыночной стратегии. Уже в 1992 году издательский дом приступил к выпуску ежедневной газеты «Коммерсантъ-Daily». В 1993-м еженедельник «Коммерсантъ» трансформировался в цветной журнал «Коммерсантъ». В том же году вышел полноцветный ежемесячный журнал для семейного чтения «Домовой», годом позже появились ежемесячник «Автопилот» и еженедельник «Коммерсантъ ДЕНЬГИ».В изданиях и технических службах ИД «Коммерсантъ» работают свыше 800 человек.Главный редактор: ВАСИЛЬЕВ Андрей Витальевич. Андрей Васильев родился 20 июля 1957 года в Москве, 13 лет учился в Московском государственном институте химического машиностроения, который так и не окончил. Работал в газетах «Комсомольская правда», «Московские новости», «Собеседник», в телекомпании ОРТ и т.д. Женат, имеет двоих детей.»Факт» был первой в СССР информационной службой для поддержки кооперативов - компания предоставляла интересующимся телефоны негосударственных фирм, а также издавала справочную литературу, нормативные акты и документы, оказывала юридическую помощь. Логичным продолжением деятельности компании стала организация весной 1989 года информационного агентства «Постфактум».                   А затем произошла встреча Владимира Яковлева с Артемом Тарасовым - первым советским человеком, у которого хватило смелости объявить себя миллионером. В разговоре с ним Яковлев задался вопросом: а почему бы не создать первое в стране частное независимое издание для регулярной публикации новостей о кооперативном движении? Новая газета началась с библиотеки. Именно туда отправились придумывать название нового издания несколько сотрудников кооператива «Факт». Им предстояло найти респектабельную, деловую, дореволюционную газету, которая прекратила свой выход в связи с большевистским переворотом. Новая газета новой страны должна была стать одновременно продолжательницей традиций предпринимательского класса дореволюционной России. Выбирать пришлось между двумя еженедельными изданиями - «Коммерсантъ» и «Понедельник». Сегодня мало кто знает, что «Коммерсантъ» вполне мог оказаться «Понедельником» - именно к этому поначалу склонялась вся редакция. Поскольку выпуск новой газеты предполагался именно по понедельникам (когда другие газеты не выходили), название казалось символичным. Но владелец нового издания Владимир Яковлев интуитивно и волюнтаристски выбрал все-таки «Коммерсантъ».В декабре 1989 года вышел нулевой (пилотный) номер тогда еще еженедельной газеты. А с 8 января 1990 года газета стала выходить в регулярном режиме. Первые же номера принесли изданию успех. Газета с первоначальным тиражом 40 тысяч экземпляров и стоимостью 40 коп. разлеталась мгновенно, и вскоре спекулянты торговали ею в переходах метро по рублю за штуку. А уже через год тираж газеты вырос до 500 тысяч экземпляров. Столь неожиданный прорыв на рынок нового издания можно объяснить, конечно, и тем, что никакого рынка тогда еще не было. Все государственные издания были заняты «разбором полетов» за последние 70 лет - обличали или защищали советскую власть. Для «Коммерсанта» же никакой советской власти словно не было. Он обращался к новой социальной группе, которую власть интересовала лишь в одном смысле: как сделать, чтобы она не мешала работать,- к первым предпринимателям. И газета была им нужна как практический инструмент для работы - как точная сводка деловых новостей.Успех - это внешнее, видимое всеми. Вне поля зрения сторонних наблюдателей оставалось то, посредством чего этот успех был достигнут. И здесь речь уже идет о ряде фирменных ноу-хау «Коммерсанта», которые взяли на вооружение многие российские издания.Дизайн-бюро «KитAрт»С 1991 г. у Андрея Бильжо вышло 6 авторских книг, более 30 статей и 5 телевизионных программ о творчестве.                    Андрей Бильжо1994 г.»Серебряный гонг» . Лучший художник прессы. Профессиональная премия в области СМИ (вручается один раз)Андрей Бильжо1994 г.»Золотой Остап» . Лучший карикатурист. Профессиональная премия в области юмора (вручается один раз)            

Тоже самое,что и в 23.1.

24.2. Медиалогия — российская компания. Полное наименование — ООО «Медиалогия». Штаб-квартира компании расположена в Москве. Разработчик первой в России автоматической системы мониторинга и анализа СМИ в режиме реального времени.

История

Компания «Медиалогия» появилась как эксперимент сотрудников ИТ-холдинга IBS. Для своей консалтинговой практики им потребовалась система поиска и анализа информации. Инструмент оказался настолько удачным, что вскоре его начали использовать не только внутри ИT-холдинга, но и для сторонних клиентов. Так, в 2003 годупоявилась независимая компания «Медиалогия»..

О компании

«Медиалогия» – это автоматизированная система, осуществляющая мониторинг СМИ и медиа анализ. Входит в тройку лидеров рынка. Круглосуточный режим работы обеспечивают более 100 сотрудников: инженеры-

Система состоит из двух основных частей:

§ база данных СМИ (насчитывает более 7 000 источников на постсоветском пространстве);

§ автоматизированный аналитический модуль.

База СМИ «Медиалогии» обновляется и пополняется на ежедневной основе.

Автоматизированный аналитический модуль в свою очередь состоит из двух частей: 1) робота поисковика (по аналогии с поисковым роботом Google, и 2) автоматической системой распознавания и анализа контента. Это все является комплексной разработкой компании.

Также «Медиалогия» разработала и зарегистрировала Индекс информационного благоприятствования (ИИБ®), призванный облегчить задачу качественного анализа публикаций. Индекс основывается на различных показателях размещаемого материала, как то:

§ цитируемость СМИ;

§ позитив/негатив;

§ размер статьи, номер полосы, аудитория (PR value);

§ наличие фотографии;

§ главная/второстепенная роль;

§ упоминание объекта в заголовке;

§ наличие прямой речи.

Индекс рассчитывается автоматически и может колебаться в пределах от -1000 до +1000. Знак индекса зависит от позитивного или негативного упоминания искомого объекта в статье. Чем выше ИИБ опубликованного материала, тем более позитивным и заметным является сообщение в поле СМИ.

Работа с системой происходит через веб-интерфейс. Упомянутые технологии позволяют проводить мгновенный количественный и качественный анализ текстов. Наряду с контекстным присутствует объектный поиск, исключающий информационный шум. Результаты поиска и/или анализа доступны в виде графиков и таблиц с возможностью экспорта готовых отчетов в различные форматы документов. В системе доступны текстовые версии телепрограмм основных федеральных телевизионных каналов: 1 канал, Россия, НТВ, РЕН, ТВЦ, РБК-ТВ. В мае 2009 года появилась функция мониторинга социальных медиа.

Пользователи

Пользователями «Медиалогии» являются пресс-службы публичных коммерческих организаций и государственных учреждений.

Деятельность компании

Компания занимается отраслевыми медиа исследованиями, а также публикует на регулярной основе рейтинги самых цитируемых СМИ.

«Медиалогия» - это система он-лайн анализа информации из открытых источников: газет, журналов, информагентств, телевидения, радио и интернет-ресурсов.

Система предназначена для PR и пресс-служб, аналитиков, маркетологов, сотрудников отделов продаж, руководителей и топ менеджеров.

 

Медиалогия позволяет решать следующие задачи:

· мониторинг СМИ и пресс-клипинг;

· поиск информации по открытым источникам;

· конкурентный анализ;

· изучение отраслевых рынков;

· оперативное получение новостей по интересующим темам;

· информационная разведка;

· управление репутацией.

Доступ к системе «Медиалогия» осуществляется через интернет. Пользователь системы может самостоятельно формировать запросы в он-лайн режиме или использовать предварительно настроенные специально для него решения. Результаты можно экспортировать в Word, Excel и другие форматы для подготовки мониторингов СМИ и аналитических документов.

Основное преимущество «Медиалогии» состоит в том, что благодаря наличию аналитического модуля пользователь получает из системы структурированную информацию с минимальным количеством «мусора», пригодную для последующего анализа, что сильно ускоряет ее дальнейшую обработку и интерпретацию.

«Медиалогия» используется для решения задач информационного обеспечения управления крупнейшим российским компаниям и госструктурам.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 346.