Корпоративность и конкурентность как основные особенности социального института журналистики.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

15.2. Телевидение как неотъемлемая часть современной системы СМИ.  Специфика ТВ: ТВ способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других СМИ. Эта способность ТВ объясняется особенностями его физической природы, определяющими специфику ТВ как средства создания и передачи сообщения. Первое - способность электромагнитных колебаний, несущих тв-сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Эту способность можно назвать вездесущностью ТВ.Второе - способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком, - экранность ТВ.Третье - способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии - в момент совершения его. Одновременность действия, события и отображения его на экране - уникальное качество ТВ. Оно обнаруживается только в процессе прямой передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, без опосредования предварительной фиксацией, т.е. в настоящем времени. Способность к созданию и распространению нефиксированных сообщений называется непосредственностью ТВ. Непосредственность неразрывно связана с симультанностью телепередачи, т.е. одновременностью наблюдения и показа, трансляции.ТВ вернуло человечеству возможность, которая была утрачена по мере вытеснения ораторского искусства литературным творчеством. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации потребовал восстановить личностные контакты аудитории с коммуникатором, чтобы составить суждение о нем и о ценности его сообщения. Именно этим объясняется значение и привлекательность для аудитории ТВ-информации, персонифицированной, т.е. олицетворенной, ее автором и участниками события. Понятие персонификации связано не только с работой автора-журналиста. Персонифицированный подход можно заметить и в телерекламе, и в детских передачах, и в так называемых «массовых» передачах - особенно в телеиграх.Непосредственность ТВ, как и радиовещания, определяет принципиальную возможность предельно оперативного получения и распространения информации.Симультанность выступает как фактор создания «эффект присутствия», т.е. придает телевизионному сообщению особую достоверность, документальность.Функции: информационная (все СМИ направлены на удовлетворение информационных потребностей индивида. ТВ распространяет информацию полнее и быстрее, достовернее и эмоциональнее своих предшественников).Культурно-просветительская функция (ТВ приобщает зрителей к ценностям культуры), интегративная (все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое они распространяются, вещатель должен сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности каждого ко всем). Социально-педагогическая функция (управленческая, предполагает прямую вовлеченность ТВ в систему административного воздействия на население, посредством этой функции решается задача адаптации населения к меняющимся обстоятельствам жизни), организаторская (ТВ иногда само становится инициатором той или иной общественной акции). Образовательная и рекреативная функции не относятся непосредственно к сфере журналистики.. Тенденции развития: в трудных экономических условиях - экономическая зависимость от правительства и коммерческих структур, в результате - перестройка работы по принципу рыночных отношений.Провозглашение суверенитета России привело к созданию Российской телерадиокомпании. С большим трудом вступало в строй Российское ТВ. Монопольное право Всесоюзной телерадиокомпании на технические средства позволяло ей всячески препятствовать нормальной работе Российского телевидения, которому был предоставлен второй канал. С 16 мая 1991 регулярно стала выходить информационная программа РТР «Вести» (вначале один раз в день, а затем 3).В систему ТВ и радиовещания РФ вошли: Российская государственная телерадиокомпания «Останкино» - 1 программа «Останкино»; Всероссийская государственная телерадиовещательная компания - 2 программа; Московская программа - 3 канал; Образовательная программа «Российские университеты» - 4 канал; Канал независимого телевидения - НТВ (4 канал); «ТВ-6 - Москва» - 6 канал. Важное место в системе Российского ТВ занимает программа «Петербург» - 5 канал.Систему ТВ и радиовещания заключали телерадиоорганизации в национальных образованиях на территории РФ, краевые и областные телерадиоорганизации, городское радиовещание, районное радиовещание, низовое радиовещание.В 90-е в системе телерадиовещания РФ возникли также негосударственные (альтернативные) организации. Право на ведение телерадиовещания получили 12 независимых организаций и 20 - на деятельность по связям в области ТВ и РВ. В их числе предприятие «Телевидеоканал» г. Балаково Саратовской области, товарищество «Возрождение» г. Щекино Тульской области, радиопрограмма «Европа+» в Москве и др.Первой негосударственной структурой на Центрально ТВ и самой крупной в начале 90-х был «Телеканал 2х2», первая программа которого вышла в эфир в конце августа 1990. Он был создан в целях расширения видов коммерческой деятельности ТВ. В начале 90-х - 89 местных государственных телерадиоорганизаций и 203 городские редакции РВ.               В конце февраля 1991 было создано Управление по телевидению и радиовещанию при Министерстве печати и информации РФ. Главной его целью было избежать монополизации телерадиовещания и помочь становлению индивидуального «почерка» в программах местных студий.<br /><br />Распад СССР принес идеологическое освобождение, в 90-е формируется рынок. Разделение процесса на производство и выдачу программ в эфир - первый показатель новых рыночных отношений. Появление конкуренции в области идеологической деятельности - безусловный плюс современности. Но с одной стороны, он изменила программную политику не в лучшую сторону, а с другой - позволила пойти навстречу основному контингенту телезрителей.                    

16.1. Принципы журналистикиПринципы журналистики вырабатываются на основе исследований и опыта, привносятся в нее ее руководителями и сотрудниками редакций. В то же время отклонение от них ведет к изменению социальной ориентации журналистики и производимых ею эффектов. Причем это может происходить не по злому умыслу корреспондентов, а из-за незнания ими теории или неумения проводить ее в жизнь. Иными словами, принципы имеют субъективно-объективную природу.Сочетание этих двух начал проявляется также и в том, что принципы реализуются в процессе индивидуального творческого труда, в зависимости от мировоззрения и уровня культуры журналиста. Однако на их понимании сказывается общая социально-политическая и нравственная обстановка в обществе. Так, в теории и практике советской прессы незыблемым считался принцип партийности, поскольку коммунистическая партия полновластно руководила экономической, политической и духовной жизнью страны.В истории России пресса развивалась начиная с 18 века. Но непосредственно принципы журналистики были разработаны в веке 19-м. В этот период как известно Российское государство претерпело политический перелом. Его политическая система приняла идеи классовости и коммунизма.В классовом обществе журналистика приобретает классовый характер и действует прежде всего в социально-политических целях в соответствии с классовыми интересами и порождаемыми ими социальными, политическими, нравственными и другими идеями. Ф. Энгельс в статье «Коммунисты и Карл Гейнцен», характеризуя задачи партийной журналистики, отмечал, что она должна «прежде всего вести дискуссии, обосновывать, развивать и защищать требования партии, отвергать и опровергать претензии и утверждения враждебной партии».Основой теории советских масс-медиа послужили многочисленные записки и утверждения Маркса, Энгельса и Ленина о роли СМИ в политичской и социальной жизни общества. Базируясь на предположениях Марксизма-Ленинизма, теория советских СМИ определила журналистику как «социальную деятельность, связанную со сбором, передачей и распространением информации через массовые каналы связи, нацеленную на пропаганду и агитацию».Принципы советской журналистики включали: партийность, пролетарский интернационализм, социалистический патриотизм, гуманность и народность. Марксистско-ленинская теория журналистики исходит из того, что подлинно объективную картину действительности, служащую для верной социальной ориентации масс (знание текущей жизни общества, движущих сил его развития, социальных закономерностей), может дать только журналистика, стоящая на позициях коммунистической партийности и выражающая интересы тех сил, которые являются носителями социального прогресса, а тем самым и правды истории. Коммунистическая партийность журналистики предопределяет принципы пролетарского интернационализма, социалистического патриотизма и гуманизма.Для журналистов-коммунистов характерны глубокая идейность, принципиальность, наступательность, непримиримость к идейным противникам, умение применять марксистскую методологию к анализу явлений общественной жизни, оперативно разбираться в развёртывающихся событиях, обнажать причины фактов и поступков, анализировать документы, а в результате, по словам Энгельса, «... быстро схватывать вещи с надлежащей стороны...».

Современное российское журналистское сообщество ориентируется на общепринятые мировые принципы журналистики.Обращение к понятию принципов давно уже стало нормой для существующих в мире журналистских ассоциаций. Так, МФЖ еще в середине 50-х годов приняла Декларацию принципов поведения журналиста, которую она рассматривает как стандарт профессиональной деятельности в области приобретения, передачи, распространения и комментирования информации и описания событий. Вот содержание этой декларации:«Международная Декларация принципов поведения журналистов принята Конгрессом Международной федерацией журналистов в 1954 году (поправки внесены в 1986 году). Данная международная декларация провозглашается в качестве стандарта профессионального поведения журналистов, занимающихся сбором, обработкой, распространением и комментированием новостей и информации в целях описания событий.

1. Уважение истины и права общества на истину является первым долгом журналиста.

2. В соответствии с этим долгом журналист во все времена обязан защищать принципы свободы объективного сбора и публикации новостей, а также право непредвзятого комментирования и критики.

3. Освещая события, журналист обязан оперировать только фактами, которые установлены лично им. Журналист не должен скрывать важную информацию или фальсифицировать документы.

4. Журналист обязан использовать только достойные методы получения информации, фотоматериалов и документов.

5. Журналист обязан сделать все возможное для исправления или опровержения информации, если она не соответствует истине.

6. Журналист обязан считать профессиональной тайной источник информации, полученной конфиденциально.

7. Журналист обязан учитывать опасность дискриминации, которая может возникнуть для человека из-за деятельности средств массовой информации. Он должен делать все возможное, чтобы не допускать даже невольного стимулирования дискриминации, в частности, по признакам расы, пола, сексуальной ориентации, религии, политических и других убеждений, а также национального и социального происхождения.

8. Журналист обязан считать недопустимыми следующие нарушения профессиональной этики:

- плагиат;

- намеренно неверную интерпретацию;

- измышления, клевету, ложные обвинения;

- получение взятки в любой форме в качестве оплаты за публикацию или сокрытие информации.

Журналистом признается лишь тот, кто в своей деятельности руководствуется вышеперечисленными принципами. Следуя законам своей страны, в профессиональных вопросах журналист признает только юрисдикцию своих коллег, исключая вмешательство любого характера со стороны правительства и других лиц.»

Под эгидой ЮНЕСКО представители СМИ в 1980-е годы выработали Международные принципы профессиональной этики в журналистике.

Международные принципы профессиональной этики журналиста

Приняты на консультативной встрече международных и региональных организаций профессиональных журналистов в Париже 20 ноября 1983 года

Международные и региональные профессиональные организации, объединяющие более четырехсот журналистов из всех частей света, провели под эгидой ЮНЕСКО несколько консультативных встреч.

На этой основе и были выработаны перечисленные ниже принципы, которые должны стать общим базисом для создания национальных и региональных этических кодексов:

Принцип 1. Право людей на получение правдивой информации.Народы и люди имеют право получать объективное изображение действительности посредством точной и исчерпывающей информации, а также право свободно выражать свою точку зрения при помощи различных форм культуры и коммуникации.

Принцип 2. Верность журналиста объективной реальностиПервейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. Журналист излагает факты добросовестно, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи и не допуская искажений. Он максимально использует свои творческие способности для того, чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире. Так, чтобы происхождение, природа и сущность событий, течение и положение дел были понятны как можно более объективно.

Принцип 3. Социальная ответственность журналистаВ журналистике информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления. Это означает, что журналист разделяет ответственность за переданную информацию. Он ответствен не только перед теми, кто контролирует СМИ, но прежде всего перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием.

Принцип 4. Профессиональная честность журналистаОбщественная роль требует от журналиста высокой профессиональной честности, которая предполагает его право воздерживаться от работы, противоречащей его убеждениям, отказ раскрыть источники информации. Профессиональная честность не позволяет журналисту принимать частные интересы, противоречащие всеобщему благу. В этические принципы журналиста входит уважение интеллектуальной собственности, в частности недопустимость плагиата.

Принцип 5. Общедоступность средств массовой информации и участие общественности в их работеХарактер профессии требует, чтобы журналист способствовал общедоступности информации и участию общественности в работе средств массовой информации. Это предполагает обязанность исправления ошибки и право на ответ.

Принцип 6. Уважение частной жизни и человеческого достоинстваНормы профессиональной морали требуют от журналиста уважать достоинство человека и его право на частную жизнь, в соответствии с требованиями международного права и национальных законов защищать права человека и его репутацию от оскорблений, клеветы, ложных обвинений.

Принцип 7. Уважение общественных интересовПрофессиональные нормы предписывают журналисту уважать интересы общества, его демократические институты и общественную мораль.

Принцип 8. Уважение всеобщих ценностей и многообразия культурИстинный журналист выступает за всеобщие ценности гуманизма, прежде всего за мир, демократию, социальный прогресс, права человека и национальное освобождение. Он с уважением относится к отличительным особенностям, ценностям и достоинству каждой националной культуры, а также к праву народов свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную системы. Таким образом, журналист активно участвует в социальных преобразованиях, направленных на расширение демократии. Посредством диалога журналист способствует созданию в международных отношениях климата доверия, содействующего миру и справедливости, разрядке международной напряженности, разоружению и национальному развитию. Профессиональная этика обязывает журналиста быть в курсе соответствующих международных соглашений, деклараций и резолюций.

Принцип 9. Устранение войн и других зол, противостоящих человечествуНравственная обязанность уважать всеобщие ценности гуманизма требует от журналиста воздерживаться от любой формы подстрекательства или оправдания агрессивных войн, гонки вооружений, особенно ядерных, от апологии иных форм насилия, ненависти и дискриминации, в частности расизма и апартеида. Она настаивает на противодействии тираническим режимам, колониализму и неоколониализму, а также другим бедствиям, причиняющим человечеству страдания, такие, как нищета, недоедание, болезни. Действуя таким образом, журналист поможет устранять неосведомленность и непонимание в отношениях между народами, пробудит у соотечественников восприимчивость к нуждам и желаниям народов других стран, обеспечит уважение прав и достоинства всех наций, всех народов и всех людей вне зависимости от пола, расы, языка, национальности, религиозных взглядов и философских убеждений.

Принцип 10. Содействие новому международному порядку в области информацииВ современном мире журналист действует в рамках движения за установление новых международных отношений в целом и нового международного информационного порядка в частности. Этот новый порядок, понимаемый как неотъемлемая часть нового международного экономического порядка, направлен на деколонизацию и демократизацию в области информации и коммуникации (как в национальном, так и международном плане) на базе мирного сосуществования народов и полного уважения их культурной самобытности. Долг журналиста - способствовать процессу демократизации международных отношений в области информации и коммуникации, в особенности охранять и укреплять мир и дружеские отношения между народами и государствами.

В 1997 году группа влиятельных американских журналистов, обеспокоенных неблагоприятным воздействием СМИ на общественность и снижением доверия к ним, сформировала Комитет обеспокоенных журналистов (Committee of Concerned Journalists). В течение последующих нескольких лет Комитет провел ряд встреч, семинаров и опросов журналистов, редакторов и читателей. Более 3000 специалистов приняло участие в этих дискуссиях. Основываясь на итогах проделанной работы, Комитет определил девять основных принципов журналистики в современном мире. Вот они:

1. Правдивость является первостепенной задачей журналистики.

2. Журналистика должна быть лояльной, в первую очередь, к гражданам.

3. Сущностью журналистики является достоверность.

4. Журналисты должны сохранять независимость от освещаемых ими событий и людей.

5. Журналистика должна делать независимый мониторинг деятельности властей.

6. Она должна предоставлять свою информационную площадь для открытых дискуссий с целью освещения общественной критики и нахождения компромиссов.

7. Журналистика должна стараться делать материалы интересными и актуальными.

8. Она должна освещать новости всеобъемлюще и пропорционально.

9. Журналистам должны быть созданы условия, позволяющие им действовать по совести.

Данные принципы составляют фундамент, на котором строятся этические представления и нормы профессии.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 283.