Особенности функционирования субъектов информационного процесса.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

9.2. Традиционные и новые СМИ. Их типология, классификация, характеристика. В наст вр в медиа 6 подсист СМИ,каждая из кот явл необход услов функционирования и развития соц инстит в целом. К сер 19в.сущ всего одна подсист-пресса.Спятся 1,5 столетий появ еще 5.считали,сто они будут раб в сист замещения. Функции одной подсист могут переходить от одной подсист к др. Располаг из по мере образов (от самой древней к соврем)

Сер.16в. формар 1ой подсист.

СМИ делятся на: 1)традиционные и 2)новые.

1)пресса,радио,TV, 2)сетевые СМИ.

PR и инф.агенство не относятся ни к кому.

2)а)пресса-в сист обычных СМИ.

б)электронные СМИ-радио,TV,сетевые СМИ.

PR и инф агенство-не отност.

Подсиситемы СМИ:1)пресса,2)инф.агенства,3)PR(+реклама)(с.30-60г.19в),4)радио(1п.20в.20г.),6)сетевые СМИ(н.21в.)

1.пресса,2.радио,3.TV,4.ССМИ-имеют собственные надсистемы.

5.PR,6.инф.аг.-не имеют собств насителей.

Осн.зад.PR закл в созд-1)позитивн инф имиджа субъекта эконом или соц деят о потенциальных потребителей продукции и 2)созд позит имиджа требует пост мониторинга и анализа инф о деят компании в сист,поэт PR раб в 2х направ.

Российские газеты и журналы в WWW. Практически все центральные периодические издания сегодня уже имеют электронные версии, привлекая рекламодателей и расширяя аудиторию. Уже не один год такие газеты, как «Аргументы и факты». «Известия», издания группы «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Московский комсомолец», «Московские новости», и многие другие имеют сетевые аналоги в Web-паутине.Не менее активны в освоении сети региональные и местные издания: в Центральной России 35 наименований изданий имеют Web-версии, в районе Урала - 32, Западной Сибири - 46, Восточной Сибири                 - 6 и Дальнего Востока - 33. Но темпы освоения Интернета в удаленных регионах несколько выше. Там наибольшей популярностью пользуются электронные версии экономических изданий, таких, как «Деловая Сибирь» (Новосибирск), «Эпиграф» (Новосибирск), «Коммерсантъ-Сибирь», а также общественно-политических, например «Восточно-сибирская правда» (Иркутск).Одно из преимуществ электронных версий газет и журналов - это практически неограниченный тираж и относительная дешевизна. Электронные издания не ограничены объемом, поэтому при желании в них можно публиковать расширенные версии материалов, более подробные истории и расследования. В зависимости от запросов они даже могут изменять свою периодичность: например, у журнала «Time» есть ежедневное приложение «Time-daily», обновляемое каждый день. В России подобный опыт имеет сетевая версия «Независимой газеты», обновляющая свою информацию несколько раз в течение дня. Помимо того что очередной номер газеты может бесплатно прочесть любой пользователь с 12 часов дня, с 11 часов стартует лента новостей, где в реальном времени публикуются информационные сообщения, поступающие в редакцию.Часто электронные версии газет и журналов появляются на сервере и оказываются доступными читателям тогда, когда их печатные аналоги еще только подписываются к выходу в свет. Это значит, что повышается оперативность информирования читателя, что для печатных изданий, уступающих в оперативности электронной прессе, немаловажно. Однако главное достоинство всех электронных СМИ - их интерактивность, позволяющая взаимодействовать с аудиторией в диалоговом режиме.Типичная электронная версия газеты внешне мало отличается от обычного Web-сайта, однако она готовится командой профессионалов и служит источником высококачественной информации. Web-страница газеты состоит из тех же разделов и рубрик, которые имеются у печатного выпуска, однако гипертекст расширяет пространственные и временные возможности информирования пользователей. Доступ к конкретным материалам может быть как свободным, так и платным. Заголовки и аннотации, как правило, открыты для бесплатного доступа, а вот полные тексты статей часто требуют он-лайн регистрации для оформления подписки или сообщения для оплаты номера кредитной карточки пользователя. Некоторые газеты используют иные формы подписки.Многие газеты содержат интерактивные архивы (базы данных), в которых хранится информация предыдущих выпусков. Такие архивы могут быть снабжены поисковыми программами, которые позволяют по ключевым словам, дате и фамилии автора искать необходимые статьи. Наиболее развитые системы поиска дают возможность вводить логические комбинации данных. Доступ к таким архивам обычно платный. Некоторые издания бывают оформлены в виде гипермедийных страниц, чтение которых требует высокоскоростных каналов связи.Российское радиовещание и телевидение в WWW. Возможность использования радиовещания в Интернете появилась сравнительно недавно, когда были разработаны и стали доступными методы передачи звука по сети и технологии высокоскоростной передачи данных, позволяющие встраивать транслируемую музыку в общий поток передаваемой информации. Программное обеспечение радиовещания в Интернете в реальном масштабе времени стало внедряться в середине 90-х гг., и сейчас в мире насчитывается более 15 млн пользователей Web-радио16. Интернет в последние годы стал конкурентоспособной средой для прослушивания музыки. «Всемирная паутина» сегодня насчитывает великое множество сайтов виртуальных радиостанций, предлагающих музыку на любой вкус. Причем прослушивание музыки можно осуществлять как в режиме он-лайн, т.е. реального времени (возможны даже прямые трансляции с крупнейших концертных площадок мира), так и в формате отложенного прослушивания.По данным каталога @Ru. (www.au.ru), российский рынок Интернет-радио в конце 1999 г. насчитывал 165 ссылок на Web-сайты, принадлежащие разным радиостанциям, радиокомпаниям, а также отдельным видам радиопродукции. Среди них основная доля принадлежит радиостанциям, уже зарекомендовавшим себя на рынке традиционного эфирного радиовещания. По числу обращений самыми популярными являются «Русское радио», «Европа плюс» и «Эхо Москвы».Все эти радиостанции транслируют свои программы как в эфире, так и в Интернете в режиме реального времени. При этом с введением Web-технологий вещательные возможности расширились: помимо звукового ряда, потребитель получает подборку свежих новостей в текстовом формате, а также анонсы ближайших радиопередач. Таким образом, достигается мультимедийный характер передачи информации.Сетевое вещание меняет также характер потребления радиоинформации. С одной стороны, когда слушатель сидит за монитором, несколько иной характер приобретает «вторичность», т.е. фоновое прослушивание, с другой - появляется возможность режима отложенного прослушивания: звуковой файл в сжатом виде записывается и прослушивается потребителем, когда у него          есть желание и время.Телевизионные Web-технологии развиваются в нашей стране с некоторым опозданием. Причиной этому является не только отсутствие необходимых экономических и технологических предпосылок, но и неопределенность перспектив развития Web-телевидения в мировом масштабе. Пока еще остается неясным, по какому пути будет развиваться телевидение в Интернете. По оценкам специалистов, в США из существующих альтернативных подходов в настоящее время преобладают службы, использующие кабельное телевещание17. Хотя первоначально предполагалось, что виртуальное телевидение будет предоставлять доступ в Интернет через телевизоры вместо персональных компьютеров посредством отдельного устройства, которое соединяло бы телевизор с телефоном. Однако эксперты обнаружили, что потребители хотят, чтобы услуги Интернет-ТВ были в большей степени расширением возможностей обычных услуг кабельного телевидения. Например, они хотят большей интерактивности, которая позволит выбрать вариант изображения продукта во время рекламы, чтобы получить о нем больше информации, или даст возможность выбрать конкретного атлета во время трансляции спортивных соревнований и получить статистику, а также полное описание всех его выступлений. Ожидается, что доступ по кабельным линиям будет преобладать на рынке телевизионных Интернет-технологий США в течение следующих 10 лет. В России развитие виртуального телевидения, возможно, пойдет по другому пути.Пока же в среде Интернета российское телевидение представлено двумя сотнями Web-сайтов. В отличие от радио телевещание в российской части Интернета практически ведется мало, исключение составляют локальные телепроекты, которые ведут прямые трансляции в эфире. На сервере НТВ+ имеется возможность просмотра некоторых спутниковых телепрограмм через Интернет, которые сопровождаются RealAudio звуком. Однако этот сервер не всегда доступен пользователям.В основном же функции телевизионных Web-страниц носят пре-зентационный характер, включающий информацию в текстовом формате, расписание эфира, сведения о ведущих и программных проектах, рекламу и анонсы. Новости представлены в гипертекстовой форме, раскрывающей содержание по вертикали и постранично - от кратких «заголовков» до изложения подробностей. Интернет-технологии расширяют информационный поток и по горизонтали, т.е. включают также новости, которые не были показаны в эфире.В Интернет-каталоге @Rus. (www.au.ru) насчитывается 208 ссылок на телевидение         или связанные с ним области: различные телекомпании, в том числе региональные (например, нижегородская телекомпания «Волга», ГТРК «Кузбасс», телекомпания «Ника», вещающая на Тульскую и Калужскую области, и многие другие), телевизионные циклы и программы (в том числе ВИД, программа «Однако», выходящая в эфир на ОРТ, и т.д.), отдельные передачи, фильмы или сериалы.Складывающаяся система сетевых изданий, а также электронных версий традиционных СМИ, распространяемых по сетям Интернета, является одним из динамично развивающихся сегментов информационного рынка России. Этому, бесспорно, способствуют такие характерные особенности этого канала распространения информации, как открытость и демократичность (доступ без ограничения и доступность любым слоям населения), оперативность и интерактивность (увеличение скорости передачи информации и диалоговый режим ее потребления), а также мультимедийность (сочетание текста, аудио- и видеоряда). Географическое положение страны, протяженность ее границ и удаленность регионов также не могут не повлиять на стратегию развития телекоммуникационных технологий.Существуют и факторы, сдерживающие развитие системы отечественных СМИ в Интернете. К ним можно отнести неразвитость инфраструктуры (в частности, отсутствие таких ее элементов, как кредитные платежи и пластиковые карты) и низкое качество каналов связи, слабую техническую оснащенность, особенно региональных производителей, монополию Минсвязи на рынке, а также дороговизну услуг. Последний фактор оказался особенно важным во времена экономического кризиса. Затрудняет развитие электронных СМИ и полное отсутствие правовой базы в этой области: легитимная незащищенность авторских прав, что порождает пиратство, отсутствие методов обеспечения защиты персональных данных, что нарушает неотъемлемое право личности на неразглашение сведений, имеющих конфиденциальный характер.Несмотря на объективные социальные и экономические трудности, динамика прироста пользователей Интернета в России имеет положительные показатели. Некоторые эксперты утверждают, что в России развитие сети происходит особенно быстро, хотя количество серверов пока еще меньше, чем в среднем за рубежом18. Однако плотность информационной насыщенности, т.е. плотность Web-сайтов, приходящихся на существующее количество хостов, превысила европейские страны и приближается к США. Кроме того, Интернет вышел из сферы интересов только специализированного сообщества и стал    представлять в России общественный интерес19.Российская часть Интернета начала особенно активизироваться на рубеже 1999-2000 гг. в связи с выборами в Государственную думу и перевыборами президента. Политический фактор, как показал 1998 г., оказался, пожалуй, одним из самых важных в освоении нового канала передачи информации. Американцы, например, считают, что скандал Клинтон-Левински «сделан» в Интернете. Тогда весь мир смог получить исчерпывающую информацию о подробностях этого дела из материалов, опубликованных на страницах Web-сайта компании CNN. Как считают специалисты, это дело оказалось таким же знаковым для Интернета, как и убийство Кеннеди для телевидения. Именно с того времени Интернет начинает занимать равноправное место среди прочих источников новостей, становится конкретным информационным явлением, независимой от телеканалов и газет территорией20.Надо сказать, что к 2000 г. практически все политические партии и общественные движения, претендующие на место в парламентских структурах и, следовательно, разрабатывающие стратегии влияния на электорат, оформили свое присутствие в Интернете. Особенно те, чьи потенциальные электоральные группы демографически совпадают с его пользовательской аудиторией. Например, уже упоминавшиеся сетевые информационные проекты, созданные под эгидой Фонда эффективной политики, напрямую связывают с выборной кампанией и включением в политические технологии новых резервов, охватывающих большие электоральные группы. К концу 90-х гг. XX в. сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр разных по типам радиостанций.Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6-7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа.Структура радиовешания в условиях рынка по типам собственности выглядит как состоящая из нескольких самостоятельных секторов.Крупнейшим собственником в сфере радиовещания является государство. Сектор государственного радиовещания претерпел за последние годы серьезную эволюцию. Ее основные этапы - создание «Радио России» (декабрь 1990 г.), образовавшего вместе с российским телевидением Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию (ВГТРК). «Радио России» становится главным государственным радиоканалом •  В некоторых крупных промышленных городах России также создаются частные медиа-холдинги. Например, в Ростове-на-Дону - телерадиокомпания «Пульс», в Екатеринбурге - компания Игоря Мишина (два телеканала, две радиостанции, три газеты и рекламная группа), вошедшая в «Медиа-Мост».По охвату аудитории как государственные, так и негосударственные каналы можно классифицировать следующим образом:•  Общенациональные или центральные радиостанции, программы которых принимает и слушает население всей страны или большая его часть. К ним относятся:- государственные радиостанции: «Радио России», вещающее по первому каналу проводного вещания и общенациональной сети, занимает 1-е место по охвату аудитории (по данным Национального института социально-психологических исследований (НИСПИ)), его слушают 41% мужчин и 49% женщин; «Маяк», чьи передачи идут по второму каналу проводного вещания и общенациональной радиосети, занимает 3-е место по охвату аудитории - 26% мужчин и 25% женщин.- коммерческие каналы: «Русское радио», программы которого слушают 29% мужчин и 25% женщин, прочно занимает 2-е место, а на 4-м месте - передачи радиостанции «Европа плюс» - к ним обращаются 25% мужчин и 21% женщин8.Таким образом, чаще других станций россияне слушают «Радио России». Его основные респонденты - люди старших возрастных групп, с невысоким уровнем образования, пенсионеры. Радиостанцию «Маяк» слушают люди среднего и пожилого возраста, со средним уровнем образования, проживающие в сравнительно небольших городах.К «Русскому радио» и «Европе плюс» обращаются чаще всего молодые, высокообразованные люди, студенты, а также респонденты со сравнительно высоким уровнем дохода, предприниматели, домохозяйки.•  Региональные радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны.•  Локальные, местные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п.Характеристика сложившейся ныне структуры российского радиовещания включает также типологию радиоканалов по их содержательно-тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам, адресату сообщений.Среди многообразия вещателей следует выделить:•     Радиостанции универсального, или общего, характера, программы которых включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных, просветительских, развлекательных и других передач, предназначенных для всех категорий слушателей, включая молодежную и детскую аудиторию. В системе государственного радиовещания - это «Радио России», где половину эфирного времени занимают информационные выпуски - «Вести», информационно-развлекательный канал. Остальное вещательное время отдано каналу «Домашняя академия», включающему разнообразные тематические рубрики (литературные чтения, советы юриста, врача, календарь садовода, секреты домашней кухни), музыкальным и музыкально-развлекательным программам, молодежным, радиотеатру, передачам для детей и подростков, каналу «Невский проспект» и др. На волнах «Радио России» звучат также социально-ориентированные передачи для незрячих (это единственная радиостанция, которая готовит программы совместно с Всероссийским обществом слепых), для людей, находящихся в местах заключения, на темы борьбы со СПИДом и наркоманией.Близок к универсальным по содержанию и жанровому спектру канал «Радио-1. Доброе радио», сочетающий выпуски новостей с публицистикой, музыкальными, литературно-драматическими, спортивными, детскими, молодежными, развлекательными передачами.Совершенно уникальное явление FM-диапазона - радио «Эхо Москвы», которое также тяготеет по характеру вещания к станциям универсального, или общего, типа. В его программах удачно сбалансированы информация, общественно-политические, аналитические, культурно-просветительские и развлекательные программы, музыка, спорт, передачи для детей, игры и ток-шоу.•    Особый сегмент эфира составляют информационные радиостанции. Главным компонентом программ этих станций являются выпуски новостей, идущие в интенсивном режиме, оперативные комментарии, интервью, репортажи, обозрения.Примером может служить ветеран эфира круглосуточная информационно-музыкальная радиостанция «Маяк» (основана в августе 1964 г.). Информация чередуется с музыкой. Каждые полчаса после позывных и джингла «Маяк-новости» звучат выпуски новостей, включающие самую оперативную информацию собственных корреспондентов и информационных агентств. Кроме этого, «Маяк» ежесуточно передает 50-55 оригинальных звуковых материалов - репортажей, интервью, комментариев и т.д., аналитические программы, в которых на вопросы радиослушателей отвечают политики, депутаты, ведущие политологи.С информационной радиостанцией «Маяк» успешно соперничает «Эхо Москвы», в программах которого оперативной информации и аналитике отведена важнейшая роль, особо выделены утренний, дневной и вечерний информационные каналы, расширенные выпуски новостей - «Эхо» и краткие выпуски, обзоры прессы, спортивный канал, новости экономики, новости стран Европы и др., а также параинформационные передачи «Эхономика», «Эхонет», «Проезжая часть», «Московские старости», «Мед-инфо» и др. Существенная часть программ «Эха» - серьезные аналитические передачи, ток-шоу, игры, например Большая конандойлевская игра, «Коровьевские штучки» и др.         К концу 90-х гг. «Эхо Москвы», являясь практически единственным полноценным информационным каналом в коммерческом эфире, прочно заняло свою вещательную нишу. Концепция канала - дать в наиболее краткий отрезок времени наибольший объем точной и не только оперативной, но и опережающей информации. Именно в силу этого «Эхо Москвы» совмещает черты универсальной и одновременно информационной радиостанции.Можно также выделить музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные станции.В начале 90-х гг. пионерами коммерческого эфира стали молодежные музыкальные радиостанции разного типа. Опираясь на успешный опыт SNC-радио и канала «Европа плюс», музыкальные радиостанции осваивали новое поле музыкального вещания, целый пласт музыкальной культуры, который оставался за пределами программ государственного радио и в советские времена подвергался гонениям и запретам - европейские и американские шлягеры 80-х гг., такие направления, как ритм-энд-блюз, рэп, тяжелый металл и др., музыкальные произведения отечественных неформальных групп и исполнителей.Из музыкальных форматов (определенного типа составления и верстки программ по жанровым, тематическим и другим признакам, рассчитанного на соответствующую аудиторию) западного радиоэфира особенно популярны в отечественном вещании АС (Adult Contemporary) - мягкая музыка с ненавязчивым звучанием, «хиты» - современные и недавнего прошлого. Формат CHR(Contemporary Hit Radio) - современная популярная музыка 90-х гг., традиционная рок-музыка.В российском музыкальном эфире FM-диапазона редко можно встретить тот или иной формат в чистом виде. Так, «Европа плюс» использует в значительном объеме (до 70% вешания) CHR, остальное место в эфире занимает музыка формата АС, западная ретро-музыка 60-80-х гг. и др.В европейском формате EHR - Europian Hit Radio - работает радио «Максимум», «Радио 7. На семи холмах».Формат «Nostalgic» - музыка прошлого, вызывающая воспоминания, представлен радиостанциями «Ретро» (российская музыка) и «Ностальжи» (западная музыка).              Среди других музыкальных форматов можно выделить AOR (Album Oriented Radio) - альбомный рок, EL (Easy Listening) - легкая музыка, MOR (Middle of the Road) - музыка для всех.Классическую музыку в коммерческом эфире можно услышать на радиостанциях «Радио 7», «Эхо Москвы», «Радио-1. Доброе радио».Среди музыкальных станций FM-диапазона четко ориентированных на определенный формат нет. Программная политика этих каналов основывается на сочетании разных типов вещания, популярных у слушателей.Особое внимание следует уделить музыкальной радиостанции «Русское радио». Начав свою работу в августе 1995 г., эта станция резко вырвалась в лидеры коммерческого вещания. Феномен «Русского радио» заключается в том, что это первая национальная станция, воплотившая новый принцип: в ее эфире звучат музыкальные произведения только на русском языке. Профессиональный состав станции, отличное качество звучания и прежде всего «Музыка для души» (отечественная музыка минувшего времени и наших дней) - все это обеспечило почти мгновенный успех «Русского радио». Вместе с тем погоня за рейтингом не всегда идет на пользу радиостанции, в ее эфире есть откровенно пошлые программы.Программная политика «Русского радио» оказала влияние и на другие коммерческие станции, которые также пошли по пути частичной и полной переориентации на российскую музыку.Радио «Хит FM» также выдерживает соотношение российской и ритмичной европейской музыки (около 40%), передает поп- и диско-музыку, «хиты» 80-90-х гг., ориентируясь, как и другие музыкальные станции, прежде всего на молодежную аудиторию до 30 лет.Таким образом, московский FM-эфир предлагает аудитории богатую палитру музыкальных станций.Говоря о новостном формате передач музыкальных радиостанций коммерческого диапазона, следует отметить, что информационные выпуски имеют практически все, может быть, за исключением «Хит FM», где большую часть эфира составляет «нон-стоп»-музыка. Это выпуски новостей на основе материалов информационных агентств, прессы, информации радиостанции «Эхо Москвы», Интернета, но, как правило, в них нет эксклюзивной информации. Музыкальные станции не располагают разветвленной информационной службой.Так, на волнах популярного «Радио 7» звучат информационные выпуски - расширенные в начале и краткие в середине часа. Это пришедшие к данному времени сообщения информационных агентств. Более обширной службой располагает радиостанция «РДВ-»Деловая волна»», рассчитанная на радиослушателей, средний возраст которых 25-30 лет, - деловых людей, предпринимателей, соответствующим образом направленно строит и информационную часть вещания: обзоры деловой прессы, оперативные новости с горячих линий, освещение событий в политике, экономике, бизнесе, культуре. Особое место уделяется проблемам российской экономики по сообщениям ведущих агентств в режиме реального времени.             Но как бы выигрышно ни выглядело с точки зрения оперативности, широты тематического диапазона информационное вещание музыкальных станций, оно не играет главной роли. Как правило, это программы второго плана после музыкальных, развлекательных, игровых передач.Развлекательные, игровые программы существуют на всех без исключения коммерческих станциях. Но особенно велик их объем на музыкальных станциях. Примером могут служить автомобильная игра «Русская формула», «Игра без слов», где лишь по нескольким тактам вступления нужно угадать мелодию, игра-загадка «Чехарда ассоциаций», развлекательные музыкальные программы «Русские гвозди» - хит-парад наоборот и «Доброе утро, Вьетнам», выходящие на «Русском радио». Целый каскад подобных развлечений - от игр на везение «Дозвонитесь седьмым» или «Друзья «Радио 7» до познавательных «Да или нет», «Московская викторина», музыкальной «Три кита» и многих других - предлагает своим слушателям «Радио 7. На семи холмах».Существуют также специализированные станции, вещание которых строго определено тематическими рамками и адресовано определенной аудитории. Интересен, например, опыт московского узкоспециализированного «Авторадио», рассчитанного на автомобилистов. «Авторадио» стремится максимально оперативно предоставить водителям всю необходимую информацию: о состоянии дорог, аварийности, преступности, экологической обстановке и т.п. Именно узкая функциональность и определила успех этой станции.Заметное явление современного эфира - религиозные станции, представляющие разные конфессии: «Радонеж», «Радио Алеф», «Радио Кришналока», радиостанция «София», р И государственные, и коммерческие станции пристально следят за движением аудитории, за рейтингом. И если есть отрицательная динамика, немедленно принимаются меры: вводятся новые программы, приглашаются известные исполнители и ведущие, меняется журналистский корпус, расширяется развлекательная и игровая зона вещания.Конкуренция заставляет станции вырабатывать свой индивидуальный стиль, формировать эфирный имидж. И те станции, которые сумели найти собственный стиль вещания, пользуются неизменной популярностью у слушателей.               В последнее время «Радио России», несмотря на сложности с финансированием, осуществляет ряд совместных проектов с ведущими радиостанциями Украины, Белоруссии; в рамках сотрудничества с Европейским вещательным союзом готовится рубрика «Концерты Еврорадио»; не остался незамеченным радиослушателями цикл «Ни дня без Пушкина», а также цикл программ о шедеврах крупнейших музеев страны.«Маяк» не только реформировал информационную часть вещания, расширив ее объем, географию, жанровую палитру, но и изменил музыкальное вещание, в сетке появились новые передачи. Больше времени уделяется классической музыке.В 1997-2000 гг. многие московские станции и FM-станции других городов начали вещание в глобальной сети Интернет в режиме реального времени (Real Audio) и в записи. «Радио России», «Маяк», «Русское радио», «Серебряный дождь», «Эхо Москвы», «Станция 2000», радио «Ракурс» и др., санкт-петербургские «Северная столица», «Модерн», «Балтика», канал «Мелодия», вещают в прямом эфире. Радиостанция «Голос России» (Иновещание) ведет свои передачи в записи и в режиме реального времени. Вещание в Интернете - важное явление, ибо компьютер - рабочее место современного специалиста, и радиостанции, ведущие передачи в глобальной сети, не просто расширяют свою аудиторию, но и дают радиослушателю возможность получать необходимую оперативную информацию в течение рабочего дня. В таком же режиме звучат передачи «Радио Рандеву» (Нижний Новгород), радио «Август» (Тольятти), радио VBC (Владивосток), Пульс-Радио (Улан-Удэ), Инта-Радио (Иркутск) и др.Кризис 1998-1999 гг. отразился на отечественном вещании - как на государственном, так и на разветвленном негосударственном. Далеко не все станции устояли в борьбе с финансовыми трудностями, конкурентами. За это время перестали существовать «Радио Арт», «Радио 101», после многократных смен учредителей радиостанция «Рокс» имеет одну из наименьших в FM-диапазоне аудиторию. Информационно-музыкальное радио «Престиж», купленное Издательским домом «Коммерсантъ», было закрыто, и на его частоте появилось «Наше радио», вошедшее в «информационную империю» Б. Березовского. Радио-1 сначала было приобретено известным певцом и бизнесменом И. Кобзоном, а сейчас спонсируется фондом Горбачева. Прекратила вещание радиостанция «Спорт». Ее частоту в FM-диапазоне получил по конкурсу «Маяк». Многие коммерческие станции сократили объемы вещания, перешли на музыкально-информационный формат, отказавшись от более сложных, трудоемких и затратных программ. И все же развитие радиовещания в стране не остановилось. Радио по-прежнему играет важнейшую, а подчас и ключевую роль в системе средств массовой информации страны. Ведь исторически радио было и остается главным источником информации, особенно в регионах России. Поэтому оно выполняет важнейшую интегрирующую функцию. Социологические исследования показывают, что 89%  жителей областных центров России слушают радио. Причем 77% опрошенных удовлетворены работой радиовещания. В среднем время прослушивания радиопередач в будние дни составляет 2 часа 42 минуты, а в выходные - 2 часа 36 минут. Радио слушают дома, в автомобиле, на дачном участке. Большинство (33,7%) опрошенных радиослушателей, проживающих в областных городах Центра России, слушают УКВ-FМ-диапазон, 25,3% предпочитают средние волны. В столице FM-частоты пользуются большей популярностью, чем в Центре России13.Анализ структуры современного отечественного радиовещания позволяет выделить ряд важных тенденций в его развитии.• Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов.• Определилась и консолидировалась аудитория различных станций.• Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, своего формата программ, своей аудитории - важные направления развития вещания.• Новый импульс получило развитие информационного радиовещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий.• Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу.• Особенно заметен дрейф радиовещания в сторону развлекательных, игровых программ, что в значительной степени объясняется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкурентной борьбой с телевидением.• Главное действующее лицо современного радиовещания - ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важны его профессиональные качества, индивидуальность.• Прямой эфир и как его следствие - интерактивность радиовещательных программ стали повседневной вещательной практикой. Радиослушатель не только активен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник. • Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программного потока.                  •  Жесткое форматное программирование заключается в верстке плей-листов и позволяет добиваться более строгой специализации коммерческой станции, гарантирует защиту от размывания формата, помогает удерживать аудиторию. В новый век отечественное радио входит как сложившаяся система общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, популярности у слушателей. Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в условиях жесткой конкурентной борьбы, коммерциализации и криминализации рынка СМИ, в том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и политических интересов. XX столетие называют веком автомобиля, компьютеров, расщепления атомного ядра, освоения космического пространства. Все это верно, как безусловно верно и то, что XX столетие - век телевидения. В сущности ни одно из многочисленных достижений научно-технической революции не вошло столь быстро в быт всего человечества и не оказало на его развитие столь коренного и всеобъемлющего влияния, как это произошло с телевизионным вещанием - самым массовым, а следовательно, изначально самым демократичным средством информации. Будучи одним из наиболее совершенных на сегодняшний день средств отражения реальной действительности, жизни общества во всех ее проявлениях, телевидение в то же время представляет собой богатейший источник информации, удобный инструмент изучения общества, его развития. ТВ одновременно и отражает животрепещущие проблемы современности, и оказывает существенное влияние на возникновение определенных потребностей у тех или иных слоев общества. В мире, несмотря на всеобщее тяготение к унификации, существует немало телевизионных систем. Можно говорить о различных технических системах производства и распространения информации, о региональных телевизионных системах, обслуживающих ту или иную территорию, о национальных системах (в этом случае на одно из первых мест выступает язык вещания), но при всем этом важным фактором развития телевизионного вещания следует признать стремительное движение к единому общемировому информационному процессу, который превратится в реальность благодаря утверждению всемирного телевидения. Современное электронное ТВ имеет весьма специфическую техническую особенность: если радиоволны (длинно- и средневолнового диапазонов) распространяются вокруг земного шара (поэтому Лондон, Вашингтон и Каир мы прекрасно слышим в Москве, а московское радио слушают в Пекине, Дели и Мехико), то телесигнал, имея очень короткую длину волны, обладает свойством двигаться прямолинейно, т.е. прием его возможен лишь в зоне прямой видимости с телевышки. Поэтому на первом этапе любая телестудия могла обслуживать строго ограниченную аудиторию, и следовательно, где бы эта студия ни находилась - в центре или на местах, в столице или в провинции, ее вещание было территориально ограниченным. Статус первой в нашей стране московской Центральной студии телевидения (ЦСТ) по сути ничего не менял: она всецело отвечала нынешнему определению «местная». Не так уж долго просуществовали отечественные телеорганизации в режиме технической изоляции, но именно в это время складывались традиции, кристаллизовалась организационная структура, отбирались, готовились, воспитывались кадры, устанавливались планы и финансирование, заказывалось необходимое оборудование. В истории отечественного телевидения 50-60-е гг. отмечены не только бурным развитием местного телевещания, но и радикальными процессами его централизации. На помощь пришла техника: сначала при помощи радиорелейных линий, затем строительства ретрансляционной сети, а впоследствии благодаря созданию спутниковых систем связи преодолевался «островной» характер телевизионного вещания. Вещательные островки местных студий постепенно сливались в архипелаги, в итоге превратившись в телевизионный материк единой информационной системы отечественного телевидения. Эта система, получившая название Центрального телевидения (ЦТ), дала возможность распространения информации по всей территории страны и в тот период имела безусловно прогрессивный характер, поскольку отражала и достаточно полно реализовала коммуникационную природу телевещания. Перестройка местного телевещания, которая была уместна уже в 70-е гг., либо не была начата, либо не дала желаемых результатов, поскольку не имела научно обоснованной концепции. В результате возобладало явно ошибочное мнение об идеологической нерентабельности регионального ТВ. По приказу свыше был закрыт ряд местных студий. Процесс централизации отечественного телевидения соответствовал тоталитарному характеру государственного устройства. Перемены в стране, начавшиеся в 1985 г., привели к изменению политики и в этой области. Расширение и утверждение гласности, демократизация общественной жизни обусловили понимание необходимости развития всех средств массовой информации, в том числе и местного телевещания.    В 1986 г. было принято важное правительственное решение о расширении местного телевизионного вещания путем создания 67 новых программных телестудий в областных центрах и центрах национальных автономий, где их до этого не было. Итак, в середине 80-х гг., когда в подавляющем большинстве развитых стран мира домашний экран стал инструментом для приема передач антенного, спутникового, кабельного ТВ1, просмотра видеокассет с использованием дисплея персонального компьютера, в нашей стране 40% административных центров не имело собственных программных телецентров, первую программу ЦТ могли смотреть 96% населения (оставшиеся 4% - это 12 млн. человек!), два канала принимали 88% населения, три - только третья часть жителей страны. Несмотря на повсеместный переход на производство цветных телепрограмм, парк цветных телеприемников, имеющихся у населения, на две трети оставался черно-белым. Страна оказалась на обочине информационной революции. Рынок телевизионных программ отсутствовал даже в зачаточном состоянии, хотя для его возникновения существовали необходимые предпосылки: кроме ЦТ, телевизионные программы производили многочисленные региональные (республиканские и областные) телеорганизации. Вслед за ними эфирную продукцию начали создавать видеоредакции Агентства информации Новости (РИА-ИАН), ИТАР-ТАСС, журнала «Огонек», еженедельника «Совершенно секретно», ЦКТ (Центр коммерческого телевидения), «Рен-ТВ Лтд» и др. Разделение функций программных и вещательных организаций (одни создают телевизионную продукцию, другие ее транслируют) - безусловно продуктивный путь развития. Без рынка кадров невозможен рынок программ и утрачивает смысл рынок техники. Для его создания и успешного функционирования нужна взвешенная, дальновидная государственная политика. Здесь нельзя скупиться, хотя отдача будет не мгновенной и не подлежащей точным подсчетам. Речь идет о подготовке и системе повышения квалификации кадров современного телевидения, даже о появлении определенного избытка этих кадров. Полноценное становление трех названных рынков в свою очередь позволит насытить рынок зрительских интересов, т.е. даст возможность удовлетворить запросы и потребности многочисленных демографических групп, в совокупности составляющих потенциальную телеаудиторию. Как же выглядит сегодня отечественное телевидение? Когда резко упали тиражи газет, а центральные издания часто не доходят до провинции, когда литературно-художественные журналы растеряли своих подписчиков, а большинство кинотеатров пустует, когда многие книгоиздатели в погоне за коммерческим успехом оказывают предпочтение бульварному чтиву в ущерб настоящей литературе, телевидение остается не только главным, но и единственным для значительной части российской аудитории средством удовлетворения информационных и культурных потребностей, приобретения знаний, организации досуга. За последние годы телевизионный пейзаж неузнаваемо изменился: ассортимент программ в столице и во многих провинциях если и не достиг разнообразия магазинных витрин, то все же значительно превзошел самые смелые мечты недавнего прошлого. Экономические стимулы, внедрение рыночных отношений в телевизионное производство, изменение форм собственности - вот что стало золотым ключиком, широко распахнувшим двери в сегодняшнее телеизобилие. Однако рост числа каналов не всегда увеличивает возможности телевыбора. Вслед за распадом СССР автоматически рухнула система Гостелерадио СССР и Центрального телевидения, которое трансформировалось в государственную телерадиокомпанию «Останкино». При этом попытки превратить ТВ «Останкино» в межгосударственный телеканал СНГ завершились безрезультатно. За короткий срок, именуемый «переходным периодом», отечественная система телевидения проделала гигантский путь преобразований: перестала быть партийно-государственной монополией, произошло разделение телекомпаний на программопроизводителей (продюсерские компании) и вещателей (появились и посредники между первыми и вторыми - дистрибьюторы). В результате возник рынок программ. Если все «разнообразие» советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то середина 90-х гг. характеризуется более сложной классификацией: 1. По способу трансляции:    1. эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);    2. спутниковое (например, «Космос-ТВ» - совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли четыре телеканала «НТВ плюс»); 3. кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России)2. 2. По типу деятельности:    1. вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);    2. программопроизводящие (продюсерские фирмы);    3. дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания). 3. По принципу образования:    1. из старых структур (ВИД, АТВ и т.п.);    2. новообразованные («ТВ-6 Москва», «Русская тройка видео» и др.). 4. По охвату аудитории:    1. общероссийское (РТР) - аналог Центрального телевидения (в еще большей мере это относится к следующему пункту);    2. межгосударственные (с некоторой натяжкой сюда можно отнести ОРТ);     3. региональные («Юг России»);    4. местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона). 5. По способу распространения телесигнала:    1. общенациональные (ОРТ, РТР);    2. сетевые («ТВ-6 Москва»);    3. местные. 6. По специализации программ:    1. общие (ВИД и т.п.);    2. специализированные (Воен ТВ). 7. По форме собственности:    3. государственные;    4. негосударственные, среди которых имеются все разнообразные дозволенные законом формы собственности:           * частные (Рен-ТВ, Гимини фильм Интернешнл);           * акционерные общества:                 o открытого типа (Центр коммерческого телевидения), закрытого типа («2 х 2 Телемаркет»);                 o общества с ограниченной ответственностью (Агентство Парадиз);                 o товарищества с ограниченной ответственностью (Екатеринбург Арт Home Video).           * Здесь можно встретить и другие названия:                  o корпорация (Видеофильм);                    o киноассоциация (Dixi - создатель знаменитой программы «Куклы» на НТВ, пострадавшая сторона в истории с программой «Национальный интерес»);                  o продюсерский центр («Московский стиль» - производство программ «Момент истины», «Маски-шоу»; «Джентльмен-шоу»);                 o концерн («Красная площадь» - основатель, продюсер и директор Валерий Комиссаров, программы «Мужские и женские истории», «Моя семья»);                 o независимая телестудия (ИМИ-ТВ, Уралфильм);    5. смешанные компании с участием зарубежных инвесторов (АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация «Ист-Вест»). Однако сколь бы коренными ни были изменения, они базируются на созданном за прошедшие десятилетия фундаменте: 1. В СССР существовала гигантская по своим масштабам, практически не имеющая аналогов в мировой практике унифицированная техническая система распространения телевизионных программ по всей необъятной территории страны, имеющей сдвиг по времени в шесть часовых поясов.         2. Имеющаяся материально-техническая база распространения телепрограмм (спутниковая связь, ретрансляционная сеть, тысячи километров радиорелейных линий), бывшая основой общесоюзного вещания, по-прежнему может служить могущественным средством консолидации общества в многоликом и разноязычном человеческом сообществе. 3. Сочетание центрального и местного, регионального вещания создавало предпосылки, с одной стороны, для удовлетворения различных потребностей зрительской аудитории, а с другой - для осуществления опосредованных управленческих функций на различном уровне. В нынешних условиях нетрудно представить себе выполнение этих функций как на региональном, так и на межгосударственном уровне. 4. Многонациональный характер телевидения.  5. Отработанные формы централизованного руководства телевизионной системой предполагали возможность определенного преодоления стихийности в процессе развития, сбалансированности центробежных и центростремительных тенденций, аккумуляции и быстрого распространения опыта во всех областях: техники и технологии, организации производства и творческого процесса, совершенствования форм вещания и управления. Однако партийно-государственный монополизм в любой социальной сфере, в том числе и в сфере телевидения, становился тормозом в развитии, доводил до абсурда даже самые положительные явления. Следует различать, с одной стороны, диалектические противоречия, неизбежные при тоталитарном режиме, когда всякий плюс неизменно превращается в минус, и, с другой стороны, неиспользованные, нереализованные возможности (тормозные функции монополизма): 1. Уровень научно-технического прогресса в области телевизионной техники у нас значительно ниже, чем в развитых странах Запада. Это прежде всего касается технических средств создания и воспроизведения телепрограмм, а также их распространения и приема. 2. Ставка на общегосударственную централизацию телевизионного вещания со временем стала тормозом в естественном развитии телевизионной системы, а в идеологическом плане привела к интеллектуальной и культурной унификации - «лучшему средству» манипулирования общественным сознанием в угоду партийно-номенклатурной доктрине казарменного социализма и как следствие к утрате телевизионным вещанием диалогических свойств (речь идет не о жанровых особенностях, а о природном качестве ТВ, являющемся основой его изначального демократизма). 3. Жесткое регламентирование деятельности регионального ТВ из центра, диктат местного партийного руководства вели к вышеуказанным негативным явлениям, вдобавок еще более снижая авторитет местных телеорганизаций (иногда этот «авторитет» становился величиной отрицательной. Однако справедливости ради надо сказать, что в отдельных случаях местные тележурналисты вопреки всему создавали популярные телепрограммы, в творческом отношении опережая окостеневшее ЦТ). 4. Коммунистические идеологии недавнего прошлого проводили весьма зыбкую грань между национальным и национализмом, а последний, трактуемый лишь с позиции «революционного правосознания», влек за собой жесткие репрессии, поэтому национальное на ТВ по преимуществу выражалось лишь в языке вещания. Наконец, телевизионное вещание в СССР осуществлялось на 45 языках, а проживали на его территории больше ста наций и народностей. 5. Бюрократическая система централизованного управления считает свою деятельность самоценной и самодостаточной, стремится к выработанным ею же абстрактным унифицированным показателям, омертвляя любое живое дело, препятствуя любым формам прогресса в любой области, не укладывающимся в рамки плановой системы и устоявшихся традиций. Именно поэтому первые признаки крушения тоталитарного режима, признания принципов парламентаризма, многопартийности и плюрализма мнений со всей очевидностью продемонстрировали, что система Гостелерадио изжила себя и требует таких же радикальных преобразований, как и многие другие социально-политические институты в стране. Движение к гражданскому обществу, строительство общественно-правового телевидения требуют совершенствования законодательной базы деятельности ТВ. Закон о средствах массовой информации снял некоторые проблемы во взаимоотношениях властных структур и журналистских коллективов, обеспечил определенную правовую базу деятельности СМИ, но не решил огромного числа специфических телевизионных проблем. Дальнейшему совершенствованию отечественной системы телевещания способствовало бы достижение основных целей, сформулированных авторитетной международной Комиссией по политике в области радио и телевидения («комиссия Картера-Сагалаева»): 1. внедрение неизменной, предсказуемой, рациональной и независимой от политических соображений системы лицензирования;                   2. диверсификация владельцев средств распространения радио- и телесигналов; 3. поощрение перехода от связанного с государством к негосударственному общественному вещанию и создание надлежащих источников финансирования общественного телевидения; 4. использование преимуществ новейшей телекоммуникационной технологии для расширения разнообразия источников информации и снижение расходов на содержание телепрограмм. Сюда же следует отнести два принципиально новых явления, получивших развитие на отечественном ТВ в самое последнее время: 1. переход от жесткой вертикали (вершина пирамиды - Гостелерадио, которому подчиняются республиканские, краевые, областные и городские телерадиокомитеты) к горизонтальным связям между различными телеорганизациями; 2. освоение хорошо знакомого на Западе, но принципиально нового для отечественной телесистемы сетевого принципа распространения телепрограмм. Оба эти явления взаимосвязаны. Наиболее простая форма горизонтальных связей - ассоциация. Первая в России Международная ассоциация радио и телевидения (МАРТ) образовалась в 1991 г. как союз кабельного и эфирного телевидения (СКЭТ). В настоящее время МАРТ объединяет 70 региональных телестанций. Ассоциация помогает своим членам правильно оформить лицензии, приобрести необходимое оборудование и съемочную технику, предоставляет высококвалифицированные юридические консультации, бесплатно обеспечивает информацией с помощью ежемесячного бюллетеня «Март». Ассоциация спутникового телевидения (ACT) была создана в 1996 г. как открытое акционерное общество. «Телеканал 2 х 2» начал реализацию проекта ACT в августе 1995 г. на базе существующей собственной сетки дневного вещания. Этот проект предусматривал распространение ТВ-программ из Москвы через систему спутниковой связи на всю территорию России, стран-членов СНГ, места компактного проживания русскоязычного населения (страны Балтии, Болгария, Израиль, Кипр) и привлечение местных телекомпаний для ее ретрансляции с включением собственных программных блоков. К середине 1996 г. успешно завершены несколько этапов реализации проекта, что позволило перейти на вещание 17,5 часа в сутки, к жесткому сетевому программированию, сформировать основы сети. Телеаудитория в Российской Федерации, получающая программы ACT, составляла 25 млн. человек (214 городов и населенных пунктов, исключая московский регион) и 24 млн. человек в странах СНГ. Партнерские отношения с региональными телекомпаниями - основной принцип работы ACT. Сотрудничество с открытыми телеканалами не предусматривает оплаты программ. Региональным телекомпаниям ежедневно предоставляется около 50 минут для размещения местной рекламы в программах ACT. Также для них предусмотрены окна общим объемом не менее четырех часов прайм-тайм (по местному времени). Доход от размещения местной рекламы принадлежит региональным телекомпаниям. На 1 января 1997 г. программу телеканала ACT могли смотреть в 270 городах и населенных пунктах, исключая московский регион. Вот такое «наследство» получила новая телекомпания «ТВ-Центр», вещающая на третьей «кнопке» метрового диапазона (вместо МТК и «2 х 2»). В 1996 г. Федеральная служба телевидения и радиовещания Российской Федерации (ФСТР) создает Фонд федеральных проектов и целевых программ телевещания (ТВ-фонд), деятельность которого включает: - обеспечение региональных телекомпаний РФ отечественной телевизионной продукцией (цикловыми телепрограммами и фильмами); - организацию производства и распространения телепрограмм с участием региональных телекомпаний; - организацию и проведение конкурсов, смотров, фестивалей, семинаров и других мероприятий, способствующих обмену опытом и повышению уровня регионального телевидения РФ; - осуществление телевизионных проектов и целевых программ телевещания, имеющих федеральное значение. Договоры на регулярное получение телепродукции в 1996- 1997 гг. от ТВ-фонда заключили ГТРК республик Хакасия и Марий Эл, Камчатка, Бурятия, Калмыкия, Дагестан, Удмуртия, Еврейская автономная область и еще 50 областных и краевых государственных телерадиокомпаний. Типичное явление последних лет - межрегиональные телеассоциации. Союз независимых телерадиокомпаний Кубани «Контраст» создан в 1996 г. с целью расширения рекламного рынка, совместной закупки телепродукции, обмена информацией и объединяет 29 ТРК Краснодара, Новороссийска, Армавира, Геленджика, Сочи, в том числе небольшие компании станиц Мостовая, Отрадная, Полтавская и др. Телеканал «Восток» объединил 24 телекомпании: «10-й канал» (Екатеринбург), «Панорама» (Асбест, Свердловская обл.), «Ветта» (Пермь), «Антенна-7» (Омск), «Телемагнит» (Магнитогорск) и др. В каждой из компаний ежедневно от 17.00 до 00.00 по местному времени идет четырехчасовой блок программ телеканала «Восток»: художественный фильм, сериал, мультфильм, развлекательная программа, документальный фильм. Сюда же следует отнести такие общественные некоммерческие организации, как Национальная ассоциация телевещателей (HAT) и Российская ассоциация региональных телекомпаний (РАРТ). HAT создана в 1995 г. Основные направления деятельности: * представительство и защита интересов телевещателей в законодательных и исполнительных органах государственной власти (Государственная дума, Совет Федерации, ФСТР России, Министерство связи РФ, Госсвязьнадзор, федеральная и региональные налоговые службы); * информационное обеспечение телекомпаний в вопросах законодательства, налогообложения, технического контроля, лицензирования и др.; * практическое содействие членам ассоциации в профессиональной подготовке кадров; * расширение деловых международных контактов на рекламном, программном и техническом рынках с предоставлением равных возможностей всем членам HAT. Ассоциация разрабатывает спецификацию оборудования по запросам телекомпаний и ведет переговоры с фирмами по групповым закупкам с предоставлением пакета льгот и скидок для членов HAT. Согласно уставу HAT, единственным условием членства в ассоциации является наличие государственной лицензии на вещание и соблюдение правовых и этических профессиональных норм деятельности. Сходные задачи ставит перед собой Российская ассоциация региональных телекомпаний:  * защита интересов телекомпаний-членов РАРТ в федеральных органах государственной власти; * представление интересов своих членов в международных неправительственных организациях; * организация и проведение консультаций и семинаров по широкому кругу вопросов правового обеспечения деятельности региональных телекомпаний; * информационные услуги по широкому спектру организационных, технологических и материально-технических проблем, связанных с развитием российской телевизионной сети; * проведение ежегодного фестиваля российских региональных телекомпаний. Членами РАРТ являются 58 телекомпаний от Архангельска до Ярославля. Первой сетевой принцип распространения телепрограмм начала осваивать МНВК «ТВ-6 Москва». Таким же путем пошли владельцы Рен-ТВ, сделав своим партнером в регионах независимую вещательную систему (НВС), которая объединяет 125 региональных негосударственных телекомпаний России и стран СНГ. Независимая вещательная система (НВС) - одна из первых телевизионных сетей, объединившая региональные негосударственные телекомпании России и СНГ. Программы НВС транслируются национальными телевизионными сетями Украины («УШКА»), Казахстана и Киргизии («Сары-Арка»), Белоруссии («ТВС»), Молдовы («DTG»), Грузии («TNG») и Армении («НВС Армении»).       НВС образовалась в 1993 г. из небольшой группы независимых телекомпаний и в настоящее время объединяет 62 телевизионные станции России, охватывающие своим вещанием 95 городов. Зрителям предлагается широкий набор высококлассных программ, которые транслируются станциями сети по жесткому сетевому расписанию. Однако внутри сетевого программирования предусмотрены значительные окна для местных программ, имеющих в провинции высокие рейтинги. Объединение сети НВС с одним из лучших производителей телевизионных программ - телекомпанией «Рен-ТВ» дало мощный импульс для развития сети. Лучшие программы «Рен-ТВ» уже заняли свое место в программной сетке НВС. Для реализации совместного проекта «Рен-ТВ - НВС», осуществление которого началось в январе 1997 г., было приобретено уникальное программное обеспечение. Впервые в Россию был продан пакет программ, содержащий такие мировые хиты, как «Секретные материалы», «Закон Лос-Анджелеса», мультсериал «Симпсоны», большой пакет художественных фильмов и другие программы, имеющие высокие рейтинги во всем мире. НВС - добровольное объединение телекомпаний. Для вступления в него в первую очередь необходимо желание самой телекомпании работать по принципам телесети. Вступительные или какие-либо другие взносы не требуются. Самая молодая российская телевизионная сеть - СТС, созданная на деньги американской телекоммуникационной корпорации «Стори-Ферст», контролирующей более 40 телеорганизаций Восточной Европы, начала работу 1 декабря 1996 г. Вещание на территории России от Калининграда до Красноярска ведется со спутника «Горизонт» в цифровом стандарте с временным сдвигом 0, +2, +4, +6 часов для соответствия местному времени региональных телестанций, что обеспечивает выход программ в удобное для зрителей время. Сеть располагает мощной инвестиционной базой для закупки и собственного производства программ. В сетке вещания СТС соблюдается строгий баланс между отечественными, европейскими и американскими передачами. Команда профессионалов, работающих в СТС, наладила тесные отношения с ведущими мировыми производителями телевизионной продукции - студиями «Уолт Дисней», «Уорнер Бразерс», «Нью Уорлд». Событиями стали премьеры канала - сериалы «Красавица и чудовище», «Альф», «Даллас».      Департамент развития сети СТС активно заключает договоры с региональными телевизионными станциями, которые хотят присоединиться к сети СТС. К 1997 г. сетевые договоры подписали более 80 телекомпаний, которые транслируют программы в 95 городах 44 регионов России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Самаре, Омске, Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Саратове, Краснодаре, Ставрополе, Тамбове, Липецке, Орле, Рязани, Новгороде, Ярославле, Воронеже и др. Впервые в практике отечественного телевещания телекомпания СТС в марте 1997 г. начала многопоясную передачу сигнала в режиме реального времени для каждого из часовых поясов. Таким образом, уходит в прошлое громоздкое и дорогостоящее вешание на каждый часовой пояс в отдельности. Для формирования программы в студии применяется самое современное цифровое оборудование, впервые использована комбинация ленточной и дисковой технологий. Традиционная выдача программ с видеолент осуществляется в автоматическом режиме: группа выпуска формирует в компьютере «play-лист» с порядком прохождения программ, компьютер управляет роботизированным портом, который включает в себя четыре цифровых видеомагнитофона, шкаф для хранения готовых к эфиру видеокассет и робота с «лапой»-манипулятором для смены кассет в соответствии с «play-листом». Перед эфиром кассеты закладываются в шкаф, каждая кассета снабжена штрих-кодом для фотосчитывателя, робот перед эфиром проверяет кассеты на соответствие утвержденной программе и производит зарядку кассет в нужной последовательности. «Сердцем» многоканальной системы является видеосервер-накопитель, обеспечивающий возможность передачи нескольких цифровых сигналов с временным сдвигом на все часовые пояса. Контроль над работой всей передающей системы осуществляют всего два человека: выпускающий и инженер. Освоение сетевого принципа организации телевещания успешно проходит и в регионах. Негосударственная телекомпания «Ника-ТВ» (Калуга) с целью расширения зрительской аудитории объединила в сеть вещания 14 других независимых телекомпаний как равноправных партнеров, участвующих в формировании общей программной политики. Межрегиональная телесеть «Кавказский регион» объединила независимые телекомпании Армавира, Владикавказа, Кисловодска, Лермонтова, Нальчика, Пятигорска, Ставрополя и Черкесска. В подобную телесеть «Сибирский регион» входят телекомпании Барнаула, Бийска, Владивостока, Иркутска, Кемерова, Красноярска, Новосибирска, Омска, Томска, Улан-Удэ и Хабаровска.      Антенное (или эфирное) телевидение, исчерпав возможности метрового диапазона, все активнее использует дециметровый. Растет число кабельных сетей, меняется характер вещания КТВ - уходит в прошлое пиратский прокат зарубежных кинолент, большинство станций использует только лицензионную продукцию, а также готовит собственные передачи. Все большее развитие получает спутниковое телевидение, в начале 90-х гг. казавшееся чрезвычайно далекой перспективой. Большой резонанс получило осуществление проекта «НТВ плюс» - создание первых отечественных каналов спутникового телевещания: I - «Спорт», II - «Музыка», III - «Мир кино», IV - «Наше кино». Опережающими темпами развивается региональное телевещание. В Нижегородской области, кроме государственной телерадиокомпании «Нижний Новгород», вещает десяток других: «ННТВ» (учредитель - областное Законодательное собрание, арендует 4-й метровый канал у областного телецентра, вещание по понедельникам, четвергам и пятницам); коммерческие станции «Сети НН» (свой 12-й метровый канал); «Волга» (свой 7-й метровый канал); «Стрежень» (свой 49-й дециметровый канал); «Нижегородская ярмарка» (3 часа в эфире на канале телекомпании «Волга»); «Ника-ТВ» (свой 31-й дециметровый канал, среди учредителей - американская компания GFC); «Эйкел-ТВ» (свой 44-й дециметровый канал). Кроме того, в Дзержинске работает телекомпания «Ока-ТВ» - дочернее предприятие телекомпании «Волга», в Сарове - «Канал-16», в Арзамасе - муниципальная телекомпания. В Красноярском крае, кроме ГТРК, работает знаменитая компания «Афонтово», имеющая два своих канала - 9-й метровый и 22-й дециметровый; вещает круглосуточно, входит в независимую вещательную сеть, ретранслирует программы НТВ, Рен-ТВ, а также WTH, готовит ежедневные «Новости» (хронометраж 25 мин), ежедневный информационно-развлекательный блок «Утренний кофе с Афонтово» (2,5 часа), еженедельную аналитическую программу, детскую - «Решето чудес», «Спорт-ревю», «Ева+» и др. В краевом центре работают коммерческие телестанции «ТВК - 6-й канал» (учредители - алюминиевый завод и «Стройкомбанк»), «Прима-ТВ», «Телесфера», «Русская студия» (во всех учредители - физические лица). Есть ГТРК в Норильске и на Таймыре. В Норильске также работает коммерческая телекомпания «Модем», в Канске - «Канск - 5-й канал», в Ачинске - «Ачинск-ТВ», в Железногорске - «Канал-12» и «Эридан». По данным Госкомстата России, население России на 1 января 2000 г. составило 145 561,1 тыс. человек; в «телевизионном возрасте» - около 140 млн.; 97% семей имеют один и более телевизионных приемников, 90% из них - цветного изображения (почти полное вытеснение черно-белых телевизоров - один из первых признаков «телевизионной революции» в постперестроечное время).             Исследователи телеаудитории отмечают заметное увеличение времени (до 4,5 часа в сутки), которое расходуется на просмотр телепередач. Это еще одна особенность переходного периода, во многом объясняемая кризисом большинства учреждений культуры, дороговизной прессы и другой печатной продукции, безработицей и неполной занятостью и т. д. В больших городах увеличилась аудитория дневных и особенно ночных телепрограмм, в провинции телепросмотр раньше начинают и раньше завершают. Внедрение рыночных отношений, различных форм собственности, свободное, нерегламентируемое ничем, кроме законов, развитие вызвали к жизни принципиально новую телевизионную ситуацию в стране. Происходит тот самый количественный скачок, прорыв на отечественном фронте телевизионной многопрограммности, о котором в советские времена нельзя было даже помыслить. В процессе бурного развития телесистемы важно осмыслить необходимость сохранения вещательной структуры, соответствующей бывшему общесоюзному телевещанию. Приведем некоторые аргументы в пользу упрочения, развития и совершенствования на новом витке исторической спирали по-своему уникального явления, называвшегося Центральным телевидением: 1. Существующая материально-техническая база бывшего общесоюзного ТВ при всех своих недостатках в ряде основополагающих компонентов не подлежит дроблению, если мы не хотим попросту уничтожить сложную коммуникационную систему. Спутники связи можно использовать для получения телесигнала на локальной территории, но этот сигнал все равно будет доступен в куда более обширном радиусе действия ИСЗ. И хотя запуск спутника стоит не так уж дорого (60 млн. рублей в масштабе цен конца 90-х гг.), дело даже не в том, что индивидуальные ИСЗ нерентабельны для небольшой территории, - куда важнее, что и пространство космоса (околоземного пространства) небеспредельно, и число вещательных частот ограничено. 2. Борьба за общее экономическое пространство на территории бывшего СССР, как считают специалисты, - залог будущего оздоровления экономики. В то же время общее единое телекоммуникационное пространство - очевидная реальность, созданная имеющейся материально-технической базой телевидения.                  3. Чрезвычайно важным фактором является почти полное совпадение телекоммуникационного пространства с информационным пространством, т.е. наличие общезначимой информации и потребность в ней совпадают с возможностями ее распространения. Специфическую информацию, характерную для того или иного региона, той или иной группы общества (части аудитории), распространяют региональные, профильные телеканалы. Но существует и более общий пласт информации, представляющий интерес для совокупности аудиторий, имеющих возможность приема интегрированного (центрального) телеканала, который должен стать средством обмена телевизионной, информацией, средством межнационального, межгосударственного общения. Это уже экстерриториальный, транснациональный телеканал, распространяющий интегрированные программы. 4. Общая природа изобразительных средств, видеоязыка современного телевидения очевидна. Содержание любой «картинки», появляющейся на экране телевизора, понятно каждому телезрителю. Однако главным носителем содержательной информации (идеи, мысли) является вербальный язык как составная часть аудиовизуального образа. Языковой барьер непреодолим в коммуникационном акте, в процессе обмена информацией. Но в телекоммуникационном пространстве бывшего Советского Союза данной проблемы практически не существует, ибо издавна установившееся официальное двуязычие во всех национальных образованиях, широкое распространение русского языка как средства межнационального общения делает доступной любую информацию на одной шестой части планеты и везде, где есть русскоязычное население. Таким образом, телевидение становится также инструментом обслуживания русской диаспоры во всем мире3(при наличии соответствующих технических условий). 5. Если мы говорим о крахе политики изоляционизма, об уничтожении вместе с «железным занавесом» его информационного эквивалента, если мы строим гражданское общество, признаем приоритет общечеловеческих ценностей, значит, не только желательна, но и неизбежна наша интеграция в систему мировидения. Но для этого куда больше возможностей у первично интегрированного (межгосударственного, транснационального) ТВ, чем у различных его компонентов, какими бы развитыми сами по себе они ни были. 6. И наконец, интегрированный межгосударственный телеканал со временем будет обладать суммарным авторитетом территорий, которые окажутся в зоне его действия. Здесь рациональнее и эффективнее проводить крупные культурные и пропагандистские акции, а также сообща финансировать научные исследования, совместные программы технического развития. Кроме того, участие в интегрированном телеканале (в том числе путем купли-продажи цикловых передач или разовых программ, телесериалов и отдельных рубрик) - стимул для саморазвития региональных телеорганизаций.       Дальнейшее развитие «экономического плюрализма» ведет к подлинной многопрограммности. Когда-то считалось, что отечественному ТВ достаточно пяти каналов, а сегодня в Москве, кроме семи эфирных каналов, повсеместно принимают еще один-два кабельных, около десятка в дециметровом диапазоне. Кроме того, можно подписаться на просмотр (без установки «тарелки» - антенны спутникового телевидения) пакета программ 9 или 16 зарубежных каналов, среди которых английская Би-би-си, французская ТВ-5, германская ПРО-7, американский Суперчэнел, Евроспорт, Евроньюз, Си-эн-эн, МТВ и др. Что же касается владельцев спутниковых антенн, то специалисты утверждают, что в Москве и ее окрестностях можно принимать более ста телеканалов. Спутники Intelsat транслируют 5 телепрограмм Италии, 4 - Норвегии, 3 - Англии. Спутники Astra позволяют принимать 9 программ телевидения Германии, Англии, США. Спутник Turksat транслирует 9 турецких телеканалов. После запуска принципиально нового спутника Hot Bird (Жар-Птица) в Москве можно принимать при помощи «тарелки» диаметром всего 90 см 16 телеканалов со всего света. Таким образом, мировидение становится реальностью, и российская телеаудитория постепенно приобщается к общемировому информационному телеобмену. Что касается дифференциации, профилирования отечественных телеканалов в процессе развития многопрограммности, то она будет протекать по тематическому признаку: информация; музыка; кино; культура и искусство и т.д.; по аудиторному (адресному) признаку: для детей; для молодежи; для женщин; для пенсионеров; для пожилых людей; для домохозяек и т.д.; по национальному признаку: республиканская программа; программа для национальных групп населения; программа для проживающих вне территорий своих национальных образований; по территориальному признаку: общегосударственная (интеграционная - межгосударственная, зарубежная, на зарубежную аудиторию) телепрограмма, местная (региональная, вплоть до кабельной сети поселка, микрорайона) программа; по временному признаку: круглосуточные программы; программы, вещающие определенное время (или с плавающим графиком вещания);               по источнику финансирования: государственный (бюджетный) телеканал; платный (функционирующий за счет абонементной платы телезрителей либо подписной, по аналогии с печатной периодикой); общественный (работающий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц); коммерческий (самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы); арендный (политическая партия, общественное движение, государственная или кооперативная организация, частное лицо или программная телефирма арендуют время у вещательной организации). Независимо от технической и организационной базы реализации вещательной деятельности любой действующий или вновь создаваемый телеканал будет непременно обладать одним или несколькими указанными типологическими признаками. Однако сегодняшние функции телеэкрана не ограничиваются возможностями вещания. Телеэкран становится все более полифункциональным. По крайней мере три его функции общеизвестны: телевизор, видеотелефон и дисплей компьютера. Собственно телевидение включает в себя следующие разновидности: * антенное (традиционное, классическое, трансляционное) телевизионное вещание; * спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное) телевидение (мировидение); * кабельное (абонентское) телевидение; * кассетное (видеотечное) телевидение - видеодиски (лазеровидение); * титровое телевидение - видеотекс, телетекст. Единственной средой бытования и формой существования традиционного антенного телевещания является телевизионная программа, характеризуемая прежде всего необратимым временным фактором. Спутниковому и кабельному ТВ далеко не в такой степени присущи характерные признаки программности, а система повторов отдельных передач и целых программных блоков ослабляет фактор необратимости времени трансляции. Более того, неограниченное по времени (круглосуточное, не принимающее во внимание время суток, ибо зона приема телесигнала нередко столь велика, что режим дня у различных групп телезрителей не совпадает) вещание рождает новые формы организации телепрограммы. Чаще всего тот или иной канал спутникового ТВ специализируется на одном из видов вещания: Си-эн-эн - круглосуточные новости со всех уголков планеты, Эм-ти-ви - телеканал современной музыки, действующий по принципу «нон-стоп». На кабельном ТВ количество телевизионных каналов неизбежно ведет к новому качеству дифференциации вещания по зрительским интересам. И все же антенное, спутниковое и кабельное ТВ используют форму вещания, трактуемого как специфический способ распространения общественно значимой информации техническими (аудиовизуальными) средствами.                  Для кассетного телевидения не характерны ни программность, ни вещательные характеристики, что объясняется почти полной индивидуализацией использования видеокассет зрителями, возможностями их просмотра в любое удобное для владельца видеомагнитофона время. Воспринимаемое многими как продолжение кинематографа, кассетное ТВ сейчас обретает черты самостоятельного, весьма оригинального и эффективного средства массовой информации. В качестве примера можно привести видеожурнал типа «Огонек-видео», кассеты которого не просто служат иллюстрацией, видеодополнением популярного массового издания, но обладают чертами нью-медиа с ярко выраженными информационными, пропагандистскими, социокультурными, просветительскими и рекреативными функциями. Логически рассуждая, можно предположить, что при всемерном распространении кассетного и многоканального кабельного ТВ, имеющего значительное количество художественных программ, для антенного телевидения появится необходимость в немалой степени сократить развлекательный раздел вещания. Уместными здесь будут лишь яркие премьеры художественных произведений собственно телевизионного производства, прямые трансляции уникальных публичных выступлений художественных коллективов, хорошо сделанная культурная хроника. Все виды телепродукции - от различных сериалов до классики киноискусства и золотого фонда музыкальной культуры - удел специализированных каналов кабельного ТВ, кассет и видеодисков. Глобальный характер спутникового ТВ требует информации соответствующего характера: ее уровень, значимость, глубина осмысления и яркость формы должны совпадать с масштабами потенциальной аудитории. Разумеется, и степень интернационализации этой информации должна быть несравненно выше, чем у национальных телесетей, что не означает отказа от национального своеобразия. Первое спутниковое телевидение на русском языке - «НТВ плюс» - вещает с ноября 1996 г. Первоначально оно включало в себя четыре, потом пять основных каналов, а также (за отдельную плату) ночной канал. За два с половиной года на «НТВ плюс» подписались более 150 тыс. человек. Первое действительно частное ТВ, совершенно независимое от государства, но действующее лишь при наличии принимающей тарелки, пережило два кризиса. Первый - творческий. По большому счету зрелищными оказались только спортивный канал и «Мир кино». «Наше кино» грешило частыми повторами, что можно объяснить трудностями, переживаемыми отечественным кинематографом. Эротика, которую так ждали отдельные подписчики, не оправдала их ожиданий. Пошел вал критических писем, некоторые отказывались вносить абонентскую плату. Однако сама плата была стабильной и достаточно низкой, что дало возможность постоянно увеличивать количество «тарелок».               Но тут разразился финансовый кризис 17 августа 1998 г. «НТВ плюс» решило игнорировать крах рекламного рынка и резкое уменьшение доходности от телепродукции и пошло на новый весьма смелый проект: переход с аналогового на цифровое оборудование. На это холдинг «Медиа-Мост» затрачивает огромные средства. В подмосковном Сколкове в рекордные сроки возводится первая очередь приемно-передающего комплекса, предназначенного для цифрового вещания и управления собственным спутником. Спутник «Бонум-1/Мост-1» был выведен на орбиту с мыса Канаверал в США 22 ноября 1998 г. В начале 1999 г. спутник обеспечивал трансляцию 18 телеканалов, преимущественно на русском языке. Кроме старых, выходящих на аналоговом ТВ, это еще один детский канал «Nickelodeon» западного образца, из спортивных - два новых: «Eurosport» и собственный чисто футбольный канал, популярные повсюду в мире научно-познавательные программы «Animal Planet» и «Discovery». Любители боевиков получили возможность смотреть их 24 часа в сутки в режиме «non-stop». Канал «Romantica» удовлетворяет любителей латиноамериканских мыльных опер. В апреле 1999 г. спутниковых каналов стало 20: добавился хорошо раскрученный в США «Hillmark», показывающий телевизионные фильмы и мини-сериалы, и еще один детский - «Fox Kids». Это количество программ укладывается в восемь вариантов подписки. Продажу аналогового оборудования компания прекратила, но заверила владельцев аналоговых комплектов, что будет продолжать вещание до тех пор, пока последний из них не будет заменен на цифровой. Для наших соотечественников за рубежом в Западной Европе и Израиле русскоязычное вещание осуществляет «HTB-International». В любом случае очевидно, что до тех пор, пока спутниковое телевидение не станет столь же привычным, как и антенное, организаторам этой формы вещания следует учитывать ожидания телеаудитории, ее потребности в хроникальной и культурной информации мирового значения.          Спутниковое телевидение стало престижным и модным не только в Западной Европе и Америке. В бывших социалистических странах и в бывших советских республиках сегодня наблюдается откровенный «бум» спутникового ТВ. В качестве примера можно привести сеть спутниковой связи «Ямал», созданной в 1992 г. открытым акционерным обществом «Газпром», в которое, кроме газодобывающих гигантов Тюмени, Надыма, Уренгоя и Ямбурга, вошла ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева. В настоящее время система «Ямал» использует геостационарный космический аппарат «Горизонт», дающий возможность распространения от одной до четырех телевизионных программ в одном стволе спутникового ретранслятора. В системе используется цифровое кодирование и уплотнение телевизионных сигналов с высокой степенью сжатия. Масштабы развития сети спутниковой связи «Ямал» таковы: в 1997 г. охват - 10 млн. жителей Сибири и Крайнего Севера; в 1998 г. - расширение зоны охвата до 45 млн. телезрителей; в 1999 г. - охват 70% территории Российской Федерации и СНГ. В 2000 г. ожидается полномасштабная реализация системы распространения, включая территории стран Балтии, Центральной и Западной Европы (Польши, Венгрии, Чехии, Австрии, Германии, Франции и др.). Пока возможности вещания системы «Ямал» не превышают 4 часа в сутки, после запуска ретрансляторов «Ямал-100» предусматривается увеличение времени передач до 12 часов в сутки. Спутники «Ямал-100» создаются ОАО «Газпром» совместно с ракетно-космической корпорацией «Энергия» при техническом участии американских аэрокосмических фирм. Здесь применяются самые последние достижения космической техники и технологии, электроники, двигателестроения. Все большее распространение в мире получает так называемое компьютеровидение - своеобразный кентавр с телеэкраном вместо головы и ЭВМ вместо туловища. Сейчас трудно сказать, что более повлияет на внутренний мир нынешнего подрастающего поколения - школьное образование, учебно-просветительские программы ТВ (и антенного, и спутникового, и кассетного вместе взятых) или видеоигры - один из наиболее перспективных разделов компьютеровидения. Но в электронные игры включаются не только дети. Специальные программы научат управлять автомобилем и самолетом, атомной электростанцией и транснациональной компанией, почувствовать себя в кресле президента или главнокомандующего. Симбиоз телеэкрана с ЭВМ последнего поколения позволяет синтезировать трехмерные изображения, создающие невиданные ранее возможности для «бизнес-график» - машинного проектирования, особенно промышленного дизайна. Специалисты называют эту новую функцию телеэкрана инфографией.              Компьютерная графика уже сегодня заняла заметное место в оформлении телепередач. Это реальный путь к стереотелевидению. К телевизионным новинкам следует отнести также телетекст, видеотекс, телефаксимиле, другие системы персонального информирования потребителей. Все это так называемое титровое телевидение. Видеотекс - принятое во многих странах мира обозначение для интерактивных служб - систем передачи информации по проводам телефонной сети. Не следует путать его с термином «видеотекст», означающим способ передачи текстовой и графической информации через эфир, по каналам телевидения, параллельно с обычными вещательными программами. Этот способ во всем мире именуется «телетекстом». Получение печатной копии с телевизионного изображения называется репрографией. Интерактивные мультимедиа - одно из наиболее перспективных направлений в развитии ТВ. Телевидение впервые применило своеобразную систему интерактивного ТВ во время Олимпийских игр в Барселоне. До начала соревнований журналисты имели возможность выбирать потенциальных победителей, а в последний момент перед финишем состязания могли получить конкретный результат прогноза, который потом легко сравнить с истинным результатом. Испанское телевидение (RTVE), не желая останавливаться на достигнутом, совместно со специально созданным предприятием, приступило в 1993 г. к передаче экспериментальных программ в рамках интерактивной системы. Для успешного приема интерактивных передач RTVE использует особый прибор под названием TELEPICK. В его состав входят декодер, микрокомпьютер, монитор, принтер и модем. Примечательно, что такая система не влияет на нормальную работу обычной телесети. «TELEPICK» подключается к телевизору и телефонной линии. Таким образом телезритель получает, например, возможность участвовать в разгадке слов во время телеигры типа «Поле чудес». Во время передачи о кулинарном искусстве достаточно нажать клавишу автоматического запроса и через несколько секунд можно получить на принтере запись того или иного рецепта. Так же легко, путем нажатия специальной кнопки, большинство зрителей выбирают один из двух блоков передач (в каждом один художественный и один документальный фильмы или мультфильм и сериал). Используя клавиатуру приемной системы, можно получить приз за победу, вступить в прямой контакт с участниками игры «по другую сторону экрана».              Разработаны проекты использования такой интерактивной системы для оперативного приобретения авиабилетов или билетов в кинотеатр, не выходя из дома. Недалек и тот день, когда можно будет «дозировать» объем сцен насилия и непристойностей на экране своего телеприемника. Компания «Video Freedom» из Сан-Диего считает, что при помощи новых технологий телезритель сможет легко и просто контролировать содержание любой программы. Специальная система способна отобрать шокирующий материал по четырем категориям: секс и нудизм, насилие, ненормативная лексика. Телезрителю предоставляется возможность убрать нежелательные фрагменты в рамках этих четырех категорий. Это последнее чудо телевизионной техники, находящееся в стадии эксперимента, сослужит хорошую службу тем, кто критически относится к отдельным телепрограммам. Современное развитие телевидения идет по пути все большей массовизации производства и индивидуализации потребления. Несомненно, учет специфики и возможностей каждого СМК, каждого вида тележурналистики, а также потребностей аудитории, которые она идентифицирует именно с данной функцией телеэкрана, - перспективный путь организации деятельности и планирования системы информации, распространяемой аудиовизуальными средствами.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 316.