Система отношений журналист-реципиент-аудитория как основа функционирования социального института журналистики.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальные конфликты в СМИ практически всегда связаны с функционированием журналистских текстов. Средой реализации социального конфликта в массово-коммуникационной сфере становится язык. Поэтому практически все конфликты в медийной сфере являются языковыми. Под языковым (речевым, коммуникативным) конфликтом мы понимаем противонаправленную интеракцию, когда одна из сторон в ущерб другой сознательно и активно совершает речевые действия, которые могут выражаться соответствующими – негативными – средствами языка и речи. Подобные речевые действия адресанта определяют речевое поведение адресата, предпринимающего ответные речевые действия против своего собеседника, выражая отношение к предмету речи или собеседнику. Речевые конфликты, реализующиеся в медийной сфере, связаны с особенностями подготовки, передачи, кодирования/декодирования журналистских текстов. Лингвисты также разрабатывают отдельные понятия и направления, связанные с конфликтным функционированием публицистического текста: 1) социальная и негативная оценочность (Р.Д. Карымсакова, Н.И. Клушина, Т.В. Чернышова), контекст СМИ (А.А. Волкова и др.); 2) субъективность журналистского творчества (Е.А. Кузнецова); 3) манипулятивное функционирование медийных текстов (А.Д. Васильев, А.А. Лаврова, О.В. Саржина, Е.В. Кишина и др.). Также исследуются общие особенности анализа публицистических текстов с опорой на лингвистические исследования специфики коммуникативного конфликта. В основе исследования находится тезис, что медиатекст диалогичен по своей природе - из-за особенностей структуры массово-коммуникационной сферы. Соответственно и интерпретация медийных событий, как правило, имеет диалоговый характер, в ней участвуют несколько человек [Бахтин, 1995, c. 129-138] – журналист, редактор, аудитория. Интерпретацию мы понимаем как вербализованный согласовательный механизм понимания текста в речедеятельностной ситуации между порождающей и воспринимающей сторонами. Истолкованию подвергается многомерная смысловая система речевого произведения, которая содержит содержательно-фактуальную информацию (в терминологии теории речевых актов (ТРА) это пропозитивная составляющая); содержательно-концептуальную информацию (в юрислингвистических терминах это, видимо, оценочная информация) и подтекстовую информацию.

11.2. Пресса как основной сегмент системы СМИ.Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе (на ткани, полимерном полотне и т.д., что не принципиально) с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).Это обстоятельство (то, что информация в прессе фиксируется на бумажном листе и воспринимается читателем «без посредников»), способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу, что в свою очередь дает возможность получить первичную целостную ориентацию во всем объеме и разнообразии информации (на основе места произведения на странице, заголовков и подзаголовков, «лидов» и других выделенных частей произведений). Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.).                 Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).Все это возможно потому, что печатные издания автономны благодаря способу фиксации. Их легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). Правда, можно использовать переносной и снабженный наушниками радиоприемник или телевизор (в том числе плеер), но в этом случае возникают дополнительные трудности и ограничения (надо носить с собой технику, возможны помехи и запреты, экранирование, трансляция не интересующей передачи и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д. и т.п. Все это определяет множество степеней свободы при контакте с печатными изданиями, что делает их на обозримый период незаменимыми и важными носителями массовой информации.Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости аудиовизуальных средств коммуникаций), но это сопряжено с трудностями печати и доставки, и поэтому с повсеместным распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.   Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране. Хотя многие издания печатаются на местах (с полученных по фототелеграфу оригиналов) практически одновременно с печатанием их в основном месте издания, тем не менее, в связи с разницей в часовых поясах между различными регионами страны и необходимостью времени на доставку значительная часть аудитории получает общенациональные газеты намного позже местных, а порой и на второй-третий день.Нельзя не учитывать также, что печать доступна только грамотному человеку, располагающему достаточно развитыми навыками чтения, позволяющими использовать все преимущества этого коммуникативного средства: высокий и в связи с развитием радио и телевидения все повышающийся уровень аналитичности и комментированности информации; организованность газетных и журнальных подборок и страниц по особым «правилам»; систему подбора шрифтов, размещения материалов по их значимости, различного рода выделения и т.д. Например, отсутствие навыка просматривать издание по заголовками расположению материалов, определяя таким образом объекты и характер чтения, значительно осложняет контакты читателя с прессой и ограничивает возможности оптимального использования периодики для получения «необходимой и достаточной» информации.И позитивные, и негативные свойства печати зависят от природы этого носителя массовой информации. В условиях соседства с радио и телевидением они должны максимально учитываться журналистами, чтобы возможно полно использовать позитивные и минимизировать негативные. Основа, на которой строится деятельность журналиста прессы, предполагает опору на специфику: относительно редкий выход, что позволяет и требует углубленной аналитичности информации; фиксированность на бумажном носителе, что дает возможность разнообразить режим «снятия» информации; возможность длительного хранения и различных форм использования зафиксированной на бумаге информации. Подсистема печати в структуре системы массовой информации - самая развитая в журналистике и состоит из огромного разнообразия видов газет, еженедельников, журналов, книг. Это многообразие соответствует особенностям различных жизненных циклов - дневного, недельного, месячного, годового и других, более протяженных. При этом можно издавать газеты тиражом в десятки миллионов экземпляров и листовки числом в несколько десятков, книги в несколько сотен страниц и оперативные буклеты на двух-восьми страницах, скромные черно-белые текстовые издания и тонко передающие всю цветовую гамму художественные вкладки в журналы и фотокниги. Это разнообразие возможностей должно быть максимально востребовано в творчестве

12.1. Понятие об информационной деятельности как специфической отрасли духовного производства.Журналистика как общественный феномен определяет и особый тип духовного производства - производство массовой информации, социальных смыслов. Основными участниками этого производства выступают журналисты и журналистские сообщества, которые осуществляют творческо-преобразовательную и массово-информационную деятельность. Продуктом этой деятельности может быть массовая информация, журналистские произведения и т. п. Потребителями этой продукции выступает - массовая аудитория. Журналистика как вид духовного производства определяет различные разновидности творческо-преобразонательной деятельности людей: любительская деятельность (внештатные сотрудники редакции), профессиональная деятельность журналистов (авторская, редакторская, организаторская); публицистическая, ориентированная на рациональное и эмоциональное освоение действительности.Журналистика как социальный институт, или целостный комплекс средств массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, рекламные и информационные агентства, сеть Интернет), собирающих, обрабатывающих и распространяющих публицистическую информацию в рамках действующих в обществе законов, занимает особое место в системе социального воспроизводства. Журналистика относится к тому его сектору, который занимается непрерывной выработкой общественного, группового и индивидуального сознания и называется «духовным производством». Журналистика, наряду с наукой (этикой), вычленяет нравственность из сознания и действий реальных живых людей, систематизирует и классифицирует непрерывно образующиеся и распадающиеся «молекулы» общественной, групповой и индивидуальной морали в соответствии с этическими ранжирами; в этом смысле она является мобильным производителем, а также интерпретатором нравственности как исторически меняющихся форм общественной связи между людьми. Отправление журналистикой важнейшей инструментально-экспертной функции по отношению к нравственной синергетике, постоянная необходимость аналитически разбирать факты, события, явления действительности по принципу «что такое хорошо и что такое плохо» постоянно ставит самого журналиста в ситуацию морального выбора; на всех стадиях профессионального творчества (выбор темы, сбор и обработка материала, литературное оформление) журналисту приходится соотносить свои действия с образцами высокой морали.Вся публицистика как проблемно-тематический наполнитель журналистики, за исключением хроникальной информации, пронизывается токами императивной нравственности, способной принуждать гражданина, чиновника, политика - не силой власти, а силой примера - поступать с учетом норм и правил социально разумного поведения.В идеальном смысле журналистика (вместе с публицистикой), запускающая в обществе массово-информационный процесс и поддерживающая его в заданном режиме, является «движущейся этикой» (на эмпирическом, моментальном, фрагментарном уровне гуманитарного знания), которая выполняет своеобразную «разведывательную» роль для науки; нравственные основы журналистской деятельности в современных отечественных теориях прессы (в отличие от западных аналогов) считаются определяющими.Массово-информационный процесс, экстенсивно и интенсивно воспроизводящий (корректирующий) моральный климат в стране (регионе), осуществляет взаимодействие воли общества с волей индивида (журналиста); это взаимодействие может быть не только согласительно-партнерским, но и конфликтно-противоборствующим - по этой причине важная роль в развязке спорных «узлов» отводится журналистской этике.Журналистика, как и любой общественно необходимый род деятельности, обладает базовым профессионально-этическим комплексом, без которого она просто не существует как профессия; в этой связи для общества, особенно в переходный период его развития, крайне необходим постоянный профессионально-этический мониторинг масс-медийной ситуации в стране и дальнейших ее перспектив.Профессиональная этика журналиста аккумулирует два деятельностных аспекта: * а) поведенческий (инструментальный), связанный с технологической стадией творческого процесса - сбором и обработкой фактического материала и характером используемых для этой цели приемов и способов; * б) вербальный (содержательный), связанный с собственно творческой стадией названного процесса - литературным оформлением собранного и обработанного фактического материала и характером используемых для этой цели понятий и образов, а также лексических, стилистических и композиционных средств.Поведенческий и вербальный аспекты деятельности могут быть, в зависимости от выбора журналистом приемов и способов действий, позитивно-моральными (нравственными) и негативно-моральными (безнравственными); позитивно-моральный выбор на поведенческом уровне логично сопровождается позитивно-моральным выбором на вербальном уровне, что приводит, в конечном счете, к позитивно-моральному содержанию публикации (и наоборот).Непосредственная взаимосвязь между снижением уровня общественной морали в переходном социуме и переизбытком переступающих нравственные границы публикаций в прессе объясняется:   * - во-первых, низким уровнем информационной культуры потребителей медиа-сферы, всеядность и неразборчивость которых позволяет преуспевать в рыночных условиях низкопробной публицистике, поставляемой низкосортной журналистикой; * - во-вторых, значительным ослаблением контрольных систем и защитных механизмов общества и государства, способных законным путем управлять (регулировать) массово-информацион-ным процессом в Центре и на Периферии с целью непрерывной санации медиа-сферы от вредных для сознания и поведения граждан явлений.Обязанность устранения названных причин, следствием которых часто становятся нравственно-регрессивные явления, в одинаковой степени возлагается на управленческие органы и общественные институты. В случае игнорирования ими указанной выше обязанности, как это происходит в сегодняшней российской действительности, бесконтрольная медиа-сфера в большом количестве поставляет в общественную жизнь в качестве дезорганизующих ее актов самые различные нарушения правового и этического характера.

12.2. Электронные СМИ. Их характеристика и роль в системе СМИ.Интернет- глобальная информационная сеть, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам.             Глобальная вычислительная сеть - вычислительная сеть: - соединяющая компьютеры и локальные сети, географически удаленные на большие расстояния друг от друга; - использующая средства связи дальнего действия.Сервисы Интернет - сервисы, предоставляемые в сети Интернет пользователям, программам, системам, уровням, функциональным блокам. В сети Интернет сервисы предоставляют сетевые службы. Наиболее распространенными Интернет-сервисами являются: - хранение данных; - передача сообщений и блоков данных; - электронная и речевая почта; - организация и управление диалогом партнеров; - предоставление соединений; - проведение сеансов; - видео-сервис. Радиовещание - средство массовой информации. Радиовещание осуществляется через радиоцентры и принимается на радиовещательные приемники. Вещание - передача на расстояние речи, музыки, изображения и т.п. с места действия по радио или линии связи. Радио - способ передачи информации на расстояние посредством радиоволн. Переменный электрический ток высокой частоты, созданный в передающей антенне, вызывает в окружающем пространстве быстро меняющееся электромагнитное поле, которое распространяется в виде электромагнитной волны. Достигая приемной антенны электромагнитная волна вызывает в ней переменный ток той же частоты, на которой работает передатчик. Телевещание - передача сообщений и других информационных программ по телевидению. Телевидение - область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных и неподвижных объектов с помощью электрических сигналов, распространяющихся по каналу связи. Телевидение является средством распространения политической, культурной, познавательной, учебной, рекламной и др. информации. Телевидение применяется также в научных, организационных, технических и других прикладных целях.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 369.