Анализ ресурсного потенциала организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание № 1

    Определим степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от продаж по сравнению с прошлым годом. Расчеты проведем с учетом состава показателей, предложенных в справке №1, полученные результаты оформим в табл.1.

 

Таблица 1

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов,

связанных с использованием трудовых ресурсов

№ п/п Показатель Прошлый год Отчетный год Динамика показателя, % Изменение (+;-) Расчет влияния фактора, тыс.руб. Фактор, повлиявший на выявленное изменение
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Численность рабочих (Ч), чел 9 750 10 725 110,000 10,000 723 840 723 840
2 Число отработанных человеко-дней (Чд) 2 340 000 2 627 625 112,292 2,292 165 880 -557 960
3 Число отработанных человеко-часов (Чч) 18 720 000 20 495 475 109,484 -2,807 -203 203 -369 083
4 Объем продаж (без НДС) (V), тыс.руб. 7 238 399 8 243 819 113,890 4,406 318 903 115 700
5 ИТОГО

 

1 005 420

-87 503

 

1. Динамику показателя определим как отношение показателя за отчетный период к показателю за прошлый период:

Динамика (N) = (N1/N0) * 100 % = (10 725/9 750)*100% = 110%

2. Разница в процентах определяется путем сопоставления выявленной динамики с аналогичным результатом предыдущего показателя. Исключением является первый показатель (численность рабочих), динамика которого сравнивается со 100%.

3. Для расчета степени влияния каждого фактора выявленная разница в процентах умножается на прошлогодний объем продаж и делится на 100.

Расчет влияния фактора (N) = (N1 – N0)*B0 /100 = 10 *7 238 399/100 = 723 840 тыс. руб. 

Аналогично определяем влияние каждого фактора на изменение объема продаж остальных факторов.

4. Общее влияние всех факторов на изменение объема продаж:

∆ V = 723 840 + 165 880 – 203 203 + 318 903 = 1 005 420 тыс. руб.

На данное изменение оказали влияние следующие факторы:

4.1. Увеличение числа рабочих в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 10 725 – 9 750 = 975 человек привело к увеличению объема продаж на 723 840 тыс. руб. или на 10%.

4.2. Увеличение отработанных человека – дней на 2 340 000 – 2 627 625 = 287 625 привело к увеличению объема продаж на 165 880 тыс. руб. или на 2,292%.

4.3. В отчетном году средняя продолжительность рабочего дня по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 0,2 часа, что уменьшило объем продаж на 203203 тыс. руб. или на 2,807%

20 495 475 / 2 627 625 – 18 720 000 / 2 340 000 = 7,8 – 8 = -0,2 час.

4.4. В отчетном году по сравнению с прошлым годом среднечасовая выработка одного рабочего увеличилась на 0,016 тыс. руб./чел. час, что привело к увеличению объема продаж на 318 903 тыс. руб. или на 4,406%

8 243 819 / 20 495 476 – 7 238 399 / 18 720 000 = 0,402 – 0,387 = 0,016 тыс. руб./чел. час.

Таким образом, в результате влияния вышеуказанных факторов объема продаж увеличился в общей сложности на 1 005 420 тыс. руб. поэтому деятельность предприятия можно оценить положительно.

5. Фактором, повлиявшим на выявленное отклонение, является изменение того показателя, который останется, если вычесть предыдущий.

 

 

Вывод: Анализируя данные таблицы, мы видим, что объем продаж в отчетном году увеличился по сравнению с прошлым на 1 005 420 тыс. руб. или на 13,89% за счет увеличения численности рабочих на 728 840 тыс.руб., среднечасовой выработки на 318 903 тыс.руб., числа отработанных дней на   165 880 тыс.руб., за счет уменьшения числа отработанных часов на 203 203 тыс.руб., таким образом, положительно повлияло на объем продаж увеличение численности рабочих и производительность труда.

 

Задание № 2

    Определим степень влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов. Полученные данные обобщим в табл.2.

Таблица 2

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

№ п/п Показатель Прошлый год Отчетный год Изменение (+,-)
1 2 3 4 5
1 Объем продаж (без НДС), (V), тыс. руб. 7 238 399 8 243 819 1 005 420
2 Стоимость материалов в себестоимости продаж (МЗ), тыс. руб. 4 211 690 4 756 320 544 630
3 Коэффициент материалоотдачи проданной продукции, (Кмо) 1,7186 1,7332 0,0146
4 Влияние на объем продаж (V) следующих факторов: х х х
  Изменение стоимости материалов в себестоимости продаж, (∆МЗ), тыс. руб. х х 943 971,63
  Изменение материалоотдачи продаж, (∆Кмо), тыс. руб. х х 61 448,37

 

Коэффициент материалоотдачи определяем по формуле:

Кмо = V / МЗ

Определяем влияние факторов на прирост объема продаж в отчетном году, воспользуемся мультипликативной моделью: V =Кмо * МЗ

Применим метод абсолютных разниц:

1. Определим влияние изменения материалоотдачи продаж:

∆ V(Кмо) = ∆ Кмо * МЗ0 = 0,0146 * 4 211 690 = 61 448,37 тыс. руб.

2. Определим влияние изменения стоимости материалов в себестоимости продаж:

∆ V(МЗ) = Кмо1 * ∆МЗ= 1,7186 * 544 630 = 943 971,63 тыс. руб.

3. Общее влияние факторов составляет:

∆ V = ∆ V(Кмо) + ∆ V(МЗ)

943 971,63 + 61 448,37 = 1 005 420 тыс. руб.

 

Вывод: Увеличение материальных затрат (экстенсивный фактор) на 544 630 тыс. руб. привело к изменению объема продаж на 943 971,63 тыс.руб., то есть на каждый рубль материальных затрат объем продаж увеличился на:

544 630 / 943 971,63 = 0,58 руб.

Изменение материалоотдачи проданной продукции (интенсивный фактор) на 0,0146 привело к увеличению объема продаж на 61 448,37 тыс. руб. Увеличение материалоотдачи говорит о более эффективном их использовании в отчетном году по сравнению с прошлым годом, о более грамотной политике в отношении закупочных цен.

 

Задание № 3

Определим степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием основных средств, на объем продаж за счет устранения факторов, имеющих отрицательное влияние. Полученные результаты обобщим в табл.3.

Таблица 3

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов,

 связанных с использованием основных средств

№ п/п Показатель Прошлый год Отчетный год Изменение (+,-)
1 2 3 4 5
1 Объем продаж (без НДС), (V), тыс. руб. 7 238 399 8 243 819 1 005 420
2 Среднегодовая первоначальная стоимость активной части основных производственных средств, (ОФа), тыс. руб. 1 130 709,5 1 173 481 42 771,5
3 Количество дней в году, в течение которых активная часть основных производственных средств находилась в рабочем состоянии, (Д), дн. 240 245 5
4 Коэффициент сменности работы оборудования, (Ксм) 1,3 1,5 0,2
5 Средняя продолжительность смены, (t), ч. 8,0 7,8 -0,2
6 Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования, (КФО), тыс. руб. 0,00256 0,00245 -0,00011
7 Влияние на изменение объема продаж (∆ V) следующих факторов: х х х

 

а) изменение среднегодовой первоначальной стоимости активной части основных средств (ОФа) , тыс.руб.

х

х

273 808

б) изменения количества дней, в течение которых активная часть основных средств находилась в рабочем состоянии (Д), тыс. руб.

х

х

156 504

в) изменения коэффициента сменности (Ксм), тыс.руб.

х

х

1 179 802

г) изменения средней продолжительности смены (t), тыс.руб.

х

х

-221 213

д) изменения продукции, приходящейся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных производственных средств за 1 машино-час работы ФО), тыс.руб.

х

х

-383 481

 

В состав активной части основных производственных средств согласно учетной политике организации включаются машины и оборудование, а так же транспортные средства.

Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования, определяем по формуле:

КФО = V / (ОФа * Д* Ксм * t)

Для оценки влияния факторов характеризующих использование оборудования во времени и по мощности используем пяти фактурную мультипликативную модель:

V = ОФа * Д * Ксм * t * КФО

 

Расчет влияния факторов выполним методом абсолютных разниц:

а) определяем влияние изменения среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных средств на изменение объема продаж:

∆V (ОФа) = ∆ ОФа* Д0 * Ксм0* t0 * КФО 0 = 42 771,5 * 240 * 1,3* 8*0,00256 = 273 808 тыс. руб.

б) влияние изменения количества дней, в течение которых активная часть основных средств находилась в рабочем состоянии:

∆ V (Д) = ОФа1* ∆Д * Ксм0* t0 * КФО 0 = 1 173 481*5*1,3*8*0,00256 = 156 504 тыс. руб.

в) влияние изменения коэффициента сменности на изменение объема продаж:

∆ V (Ксм) = ОФа1* Д1 * ∆Ксм* t0 * КФО 0 = 1 173 481*245*0,2*8*0,00256 = 1 179 802 тыс. руб.

г) влияние изменения средней продолжительности смены:

∆ V (t) = ОФа1* Д1 * Ксм1* ∆t * КФО 0 = 1 173 481*245*1,5*(-0,2)*0,00256 =

 -221 213 тыс. руб.

д) влияние изменения продукции, приходящейся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных производственных средств за 1 машино-час работы:

∆ V (КФО) = ОФа1* Д1 * Ксм1* t1 * ∆КФО   = 1 173 481*245*1,5*7,8*(-0,00011) = -383 481 тыс. руб.

273 808 + 156 504 + 1 17 802 – 221 213 – 383 481 = 1 005 420 тыс. руб.

Вывод: Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов,

связанных с использованием основных средств показывает, что объем продаж в отчетном году увеличился по сравнению с прошлым годом на 1 005 540 тыс. руб. Это увеличение произошло за счет изменения среднегодовой первоначальной стоимости активной части основных производственных средств на 273 808 тыс. руб., изменения количества дней, в течение которых активная часть основных средств находилась в рабочем состоянии на 156 504 тыс.руб. и за счет изменения коэффициента сменности на 1 179 802 тыс. руб. А уменьшение произошло за счет отрицательного изменения средней продолжительности смены на 221 213 тыс.руб. и за счет продукции,  приходящийся на 1 т. р. стоимости активной части основных производственных средств за 1 машино-час работы на 383 481 тыс.руб.
По данным таблицы 3, было выявлено уменьшение объема продаж за счет уменьшения средней продолжительности смены и уменьшения продукции, приходящийся на 1 т. р. стоимости активной части основных производственных средств за 1 машино-час работы на сумму 604 694 тыс. руб. В результате этого был создан резерв увеличения объема продаж на эту сумму, выявленный в процессе анализа.

 

 


Задание № 4

    Дадим комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации на основе данных полученных в результате экономического анализа предыдущих пунктов курсовой работы. Результаты расчетов обобщим в табл. 4.

 

 

Таблица 4

Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности

использования ресурсов в процессе производства

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Темп прироста

Прирост ресурса на 1 % прироста выручки от продаж Кэкст.i

Коэффициент влияния на прирост выручки от продаж

Экстенсивности использования ресурса Интенсивности использования ресурса
Кэкст.i *100 100- Кэкст.i *100
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Численность рабочих, чел. 9 750 10 725 10,000 0,7199 71,99 28,01
2 Среднегодовая стоимость активной части производственных основных средств, тыс. руб. 1 130 709,5 1 173 481 3,783 0,2723 27,23 72,77
3 Стоимость материалов, использованных при производстве готовой продукции, тыс. руб. 4 211 690 4 756 320 12,931 0,9310 93,10 6,90
4 Выручка от продаж продукции, тыс. руб. 7 238 399 8 243 819 13,890 х х х
5 Алгоритм расчета показателя, характеризующего комплексное использование ресурсов х х х ∑ Кэкст.i / h ∑ Кэкст.i *100/ n 100 –∑ Кэкст.i *100/ n
6 Показатели, характеризующие комплексное использование ресурсов х х х 0,6411 64,1083 35,8917

 

Темп прироста определяем как отношение показателя в отчетном году к значению показателя за прошлый год.

Гр.5 = гр.4/гр.3*100-100.

Прирост ресурса на 1 % прироста выручки от продаж:

Гр.6 стр. 1(2,3) = гр.5 стр.1(2,3) / гр.5 стр.4.

Гр.6 стр.6 = (∑ гр.6 по стр. 1,2,3) / n.

Коэффициент влияния на прирост выручки от продаж экстенсивности использования ресурса:

Гр.7 стр. 1(2,3) = гр.6 *100.

Гр.7 стр.6 = (∑ гр.7 по стр. 1,2,3) / n.

Коэффициент влияния на прирост выручки от продаж интенсивности использования ресурса:

Гр.8 стр. 1(2,3) = 100- гр.7 стр.1(2,3).

Гр.8 стр.6 = (∑ гр.8 по стр. 1,2,3) / n.

 

Вывод: при анализе соотношения экстенсивности и интенсивности

использования ресурсов в процессе производства выявлено, что предприятие использует в основном экстенсивное развитие, за счет стоимости материалов, использующихся при производстве готовой продукции.

 

 

Задание № 5

    Определим комплектный резерв увеличения объема продаж за счет экстенсивного использования ресурсного потенциала организации. Результаты расчетов обобщим в табл. 5.

 

 

Таблица 5

Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции, за счет внутренних резервов использованных ресурсов, тыс. руб.

 

№ п/п Показатель Резерв увеличения объема продаж, выявленный в процессе анализа Резерв увеличения объема продаж при комплектном использовании имеющихся резервов улучшения использования ресурсов
1 2 3 4
1 Увеличение объема продаж за счет оптимизации использования трудовых ресурсов 165 880 х
2 Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов 61 448,37 61 448,37
3 Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования основных производственных средств

156 504

х
4 Итого комплектный ресурс х 61 448,37

 

Все три группы производственных факторов находятся во взаимной связи, так как отсутствие иди недостаточность одного из них нарушают процесс производства продукции.

 

Вывод: Комплектный резерв – представляет собой наименьшую сумму имеющихся резервов увеличения объема производства и продаж по каждому виду ресурса в стоимостной оценке. В рассматриваемом анализе комплектный резерв составляет 61 448 тыс.руб. тыс. рублей.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 231.