Анализ результатов разработанной программы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Нами была разработана и реализована программа, направленная на профилактику склонности старших подростков к употреблению наркотиков, состоящая из 4-х разделов, включающих в себя мероприятия различных форм: валеологические уроки, классные часы, лекции, игры, шефство над младшим классом, практическая деятельность, психологические упражнения, кружковые занятия, встреча со специалистами (юристом), день открытых дверей, школьные кружки, посещение культурно-просветительских учреждений.

В процессе реализации мероприятий программы выяснилось, что старшие подростки, учащиеся 7 «В» класса активно принимали участие и проявляли свой интерес при организации и проведении мероприятий следующих форм:

1.Игра, со стопроцентной посещаемостью класса, с положительными эмоциями, с интересом принимали участие в играх дискуссионного характера (интерактивная игра), а так же в играх, сюжет которых предполагал инсценирование жизненных ситуаций подростков («Ты мне нравишься», «Неловкая ситуация» и т.д.);

2.Психологические упражнения, старшие подростки внимательно слушали советы психолога, старательно, заинтересованно учились саморегуляции состояния (умение расслабляться, сосредотачивать внимание). Посещаемость подростков стопроцентная, учащиеся были активны.

3.Практическая деятельность (изготовление памяток в журналистском кружке). Старшие подростки увлеченно составляли текст памяток, чтобы он был грамотен, доступен для других подростков, пользовались литературой о наркомании. Печатали текст на компьютере и активно распространяли его среди других учащихся;

4.Классные часы, новую информацию о наркологических проблемах воспринимали с интересом, активно задавали вопросы. При составлении правил общения подростка со сверстниками проявляли самостоятельность и большую активность при их распространении в собственном классе и в параллельных классах.

5.Шефство над младшим классом: старшие подростки активно делились своими знаниями об основных наркологических проблемах с учащимися пятого класса. Обращали внимание младших подростков на последствия однократного приема наркотиков на организм.

6.День открытых дверей: старшие подростки с познавательным любопытством, с положительными эмоциями, со стопроцентной посещаемостью посетили организации дополнительного досуга, имели возможность выбрать и записаться в кружок по интересам для дальнейшего его посещения.

7.Школьные кружки: новые инструменты в музыкальном кружке, интерес к журналистской деятельности привлек 50 % учащихся 7 «В» класса посещать школьные кружки, удовлетворять свои творческие способности, иметь возможность попробовать себя в роли редактора газеты, певца, танцовщицы и т.д.

8.Встреча с юристом: старшие подростки заинтересовано слушали, активно задавали вопросы юристу. Обратились с просьбой о дальнейших встречах со специалистом в классе. Стопроцентная посещаемость учащихся класса.

9.Посещение культурно-просветительских учреждений: старшие подростки с удовольствием, с интересом приобретали билеты на спектакли в театр «Красный факел», «Оперный театр». Положительные эмоции были при посещении Краеведческого музея. Посещаемость – стопроцентная.

С наименьшим интересом учащиеся 7 «В» класса посещали мероприятия следующих форм:

1.Валеологические уроки, кружковые занятия по физике, химии, биологии, воспринимались подростками как обычные, каждодневные уроки, которые они посещают в школе ежедневно. Посещаемость была нестабильной.

2.Лекции врача-нарколога воспринимались старшими подростками как нравоучения, слушали со скучным видом. Посещаемость была нестабильной.

После реализации мероприятий программы профилактики склонности к наркотикам старших подростков в общеобразовательной школе № 170, учащихся 7 «В» класса мы провели повторную диагностику с целью выявления возможных изменений в поведении старших подростков и их отношений к проблеме наркомании.

Анкета № 1 (приложение № 9)

Анкета № 1 заимствована из Рабочей тетради для практических занятий по валеологии. Анкета разработана кафедрой анатомии, физиологии и валеологии НГПУ.

Цель анкетирования: выявить степень информированности старших подростков по основным наркологическим проблемам.

С кем: 21 ученик 7 «В» класса (8 «В») школы № 170. Когда: 25 октября 2004 года

Результаты:

1.Повысилась информированность старших подростков по основным наркологическим проблемам;

2.Изменилось отношение к проблеме – наркомания;

3.Появилась заинтересованность в кружках. Подростки призывают к помощи организовать свой досуг.

Наблюдения.

План наблюдения.

Цель: выявить возможные изменения в поведении старших подростков и их отношений к проблеме – наркомания.

Задачи:

1.Наблюдение за подростками в школе;

2.Беседа с педагогами-предметниками;

3.Посещение на дому.

Результаты:

Мы проводили повторное наблюдение за поведением, учебной деятельностью, проявлением привычек, образом жизни тех подростков, у которых предполагалась возможность формирования склонности к употреблению наркотиков. После реализации мероприятий программы мы увидели изменения в поведении старших подростков в лучшую сторону. Мы можем говорить о положительной динамике.

У Тани Ч., Евгении К., Кати Г. повысилась успеваемость в школе, реже стали пропускать уроки, активно посещают школьные кружки: «музыкальная студия», «журналистский кружок», информированы о проблемах наркомании, наркотики не употребляют.

Полностью девочки свое поведение еще не изменили в лучшую сторону, они продолжают курить, бывают не выдержаны в общении со сверстниками и взрослыми. Меньше употребляют алкоголь.

Сергей А., Женя З., Иван Б., Дима В., Роман Р. повысили успеваемость, реже пропускают уроки, активно посещают спортивные секции клуба «Голливуд», клуб для подростков «Надежда», информированы о проблемах наркомании, наркотики не употребляют. Мальчики курят, меньше употребляют алкоголь.

Родители, педагоги заметили изменение в поведении учащихся, заинтересованность подростков в кружках по интересам. Наблюдается положительная динамика у учащихся 7 «В» класса.

Таким образом, мы можем выделить, что наиболее эффективными формами работы явились деятельностные формы: игра, психологические упражнения, шефство над младшими подростками, практическая деятельность и т.д. Сами подростки подтвердили это и изъявили желание дальше участвовать в мероприятиях деятельностных форм.

Наименее эффективными формами работы явились теоретические формы: лекции, валеологические уроки и т.д.

Таким образом, проблема решена, цель достигнута.

 

Выводы по 2 главе

 

Таким образом, при экспериментальном исследовании форм профилактики подростковой наркомании можно сделать следующие выводы:

1.Профилактическая работа начинается социальным педагогом с изучения состояния данной проблемы в теории, практике и в конкретном образовательном учреждении. В этом социальному педагогу помогут существующие методы исследования.

2.Перед началом проведения исследования необходимо учитывать, что любые изучения необходимо проводить с педагогом-психологом, помнить о педагогической коррекции постановки вопросов, организации исследования выводов, учитывать возрастные особенности детей, знания учащихся с методическими материалами, составленными для педагогов, психологов и родителей.

3.Результаты первичной диагностики склонности к наркомании старших подростков с использованием наблюдений, бесед с педагогами, анкеты, изучения школьной документации показывают степень необходимости организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику склонности к наркомании у подростков.

4.Юдкиной А.А., методистом ГЦО и З «Магистр», предложены принципы, направления профилактической деятельности аддиктивного поведения в образовательном учреждении, которые сделают профилактическую работу эффективней.

5.Черкашина Л.А. подчеркивает, что эффективность профилактической работы во многом зависит от ее координации. Профилактическая деятельность, ориентированная на педагогов, учащихся и их родителей представляет собой целостную систему, координировано направленную на всех участников образовательного процесса.

6.Для выявления наиболее эффективных форм профилактики подростковой наркомании необходимо использовать в своей программе мероприятия деятельностных и теоретических форм.

7.Результаты повторной диагностики склонности к наркомании старших подростков показывают эффективность применяемых нами форм.

8.Как показало наше экспериментальное исследование профилактики подростковой наркомании со старшими подростками являются деятельностные формы: игра, психологические упражнения, практическая деятельность и т.д. Сами подростки подтвердили это и изъявили желание дальше участвовать в мероприятиях деятельностных форм.

9.Наименее эффективными формами работы явились теоретические формы: лекции, валеологические уроки и т.д.

Таким образом, проблема решена, цель работы достигнута.

 



Заключение

Дипломная работа состоит из двух глав: теоретической и практической частей.

В теоретической части мы описали: понятие, сущность, причины, виды отклоняющегося поведения. Рассмотрели явление наркомании – как вид аддиктивного поведения старших подростков. Изучили нормативно-правовую базу антинаркотической программы Российской Федерации.

В практической части мы провели диагностику склонности старших подростков к наркомании.

По результатам первичной диагностики, учащихся 7 «В» класса школы № 170 мы выявили:

1.Недостаточную информированность старших подростков по некоторым основным наркологическим проблемам;

2.Заинтерисованность старших подростков в разъяснительной работе о влиянии наркотика: на состояние здоровья, жизнь окружающих людей, дальнейшие жизненные планы, о последствиях однократного применения наркотиков;

3.Старшие подростки в ответах на вопросы анкеты призывали помочь им организовать свой досуг со словами: «Займите нас!».

В результате наблюдений, бесед с педагогами, изучения школьной документации мы смогли предположить, что у восьми учащихся 7 «В» класса возможно формирование склонности к употреблению наркотиков.

При разработке Программы профилактики склонности к наркотикам старших подростков в общеобразовательной школе были учтены принципы, направления, формы работы по профилактике аддиктивного поведения подростков, предложенные Юдкиной А.А., методистом Городского Центра Образования и Здоровья «Магистр» г. Новосибирска.

После проведенной работы, реализации мероприятий программы мы провели повторную диагностику с целью выявления применения в поведении старших подростков и их отношении к проблеме – наркомания.

Результаты повторной диагностики:

1.Повысилась информированность старших подростков по основным наркологическим проблемам;

2.Появилась заинтересованность в кружках;

3.Улучшилась успеваемость;

4.Реже стали пропускать уроки;

5.Меньше стали употреблять алкоголь.

Наблюдается положительная динамика.

Таким образом, мы можем выделить, что наиболее эффективными формами работы явились деятельностные формы: игра, психологические упражнения, шефство над младшими подростками, практическая деятельность и т.д. Сами подростки подтвердили это и наиболее активно принимали участие, предлагали продолжить далее использовать мероприятия деятельностных форм работы.

Наименее эффективными формами работы явились теоретические формы: лекции, валеологические уроки и т.д.

Таким образом, проблема решена, цель работы достигнута.

Работа по профилактике склонности к употреблению наркотиков у старших подростков, длилась на протяжении трех месяцев, тщательно, планомерно. Оказали большую помощь в работе: социальный педагог, психолог, завуч по воспитательной работе общеобразовательной школы № 170 Кировского района, а также классный руководитель 7 «В» класса, специалисты: врач-нарколог, юрист, руководители кружков для подростков.

В реализации мероприятий программы по профилактике склонности к употреблению наркотиков старшими подростками помогла налаженная система работы школы № 170 по профилактике аддиктивного поведения учащихся (Приложение № 10).

Испытывались нами трудности в работе по профилактике склонности к наркомании старших подростков из-за отсутствия практического опыта в социально-педагогической работе.

Разработанной нами программой по профилактике склонности к наркомании старшими подростками может воспользоваться, применить к своей работе любой социальный педагог общеобразовательной школы.

Программа проверена практикой, целенаправленна, последовательна, доступна, учитывает возрастные особенности, интересы, ценности старшего подросткового возраста.

 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд. стереотип. – М.: Академия, 2001

2. Аддиктивное поведение учащихся: организация профилактической работы: Методическое пособие / Под ред. Юдкиной А.А. – Новосибирск, 2002

3. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Первое сентября, 2003

4. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1998

5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2001

6. Выгодский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В.В. – М.: Педагогика, 1991

7. Горбаткнко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании / Серия Библиотека школьника. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003

8. Детская практическая психология / Под ред. Марцинковской Т.Д. – М., 2001

9. Дмитриева Н.В. Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения. – Новосибирск, 2002

10. Дольто Ф. На стороне подростка. – М., 1997

11. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. – М.: Знание, 1999

12. Загороднева Н.Д. План работы по профилактике несовершеннолетних правонарушителей // Классный руководитель. – 2001. - № 1. – с. 50-56

13. Кон И.С. Ребенок и общество – М., 1988

14. Конвенция о правах ребенка // Воспитание школьников, 1993. - № 3. – с.55

15. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология – Новосибирск: Олсиб, 2001

16. Короленко Ц.П. Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. – Новосибирск, 1990

17.  Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000

18.  Личко Е.Е. Подростковая психиатрия. – Л., 1986

19.  Маркова А.К. Психология обучения подростка. – М.: Знание, 1999

20.  Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000

21.  Нартова – Бочавер С.К., Кислица Г.К., Потапова А.В. 140 вопросов семейному психологу. М., 2001

22.  Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / ФЗ РФ от 24.06.99 № 120 – ФЗ // Вестник образования 6/2000-12-13

23.  Об утверждении средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 УК РФ / Постановление правительства Российской Федерации № 231 от 06.05.2004 г./

24.  Об утверждении плана мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма и токсикомании среди жителей города Новосибирска на 2004 год / Постановление мэра Новосибирска Городецкого В.Ф. от 24.05.2004г./

25.  Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001

26.  Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003

27.  Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при муниципалитете города Новосибирска от 28.10.2003 года.

28.  Профилактика наркозависимости в школе: Методическое пособие / Под ред. д.м.н. проф. Ц.П. Короленко. – Новосибирск, 1999

29.  Рыбникова Л.Н. Подростки и наркотики // Педагогика, 1998, № 3, с.45

30.  Свободное время подростков: социализация или девиация: Учебно-методические материалы. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004

31.  Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р. Ребенок как личность. – М. – СПб., 1995

32.  Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире, - М., 1991

33.  Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002

34.  Сычев Ю.В. Микросреда и личность. – М., 1974

35.  Уголовный кодекс РФ от 01.01.1997г.

36.  Филиппук Г. Знаете ли Вы своего ребенка? – М.: Прогресс, 1980

37.  Фромм А. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1991

38.  Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994

39.  Шилова Т.А. Психологические факторы неуспеваемости и отклонений в поведении учащихся // педагогика, 1996, № 3, с.25

40.  Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 220.