Глава 2. Экспериментальное исследование норм профилактики подростковой наркомании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Диагностика склонности подростков к наркомании

 

По мнению Короленко Ц.П. профилактическая работа начинается социальным педагогом с изучения состояния данной проблемы в теории, практике и конкретном образовательном учреждении.

Социальному педагогу школы в этом помогут существующие методы исследования. Перед началом проведения исследования необходимо учесть, что любые изменения нужно проводить совместно с педагогом-психологом, помнить о педагогической корректности постановки вопросов, организации исследования, вводов, учитывать возрастные особенности детей, знакомя учащихся с методическими материалами, составленными для педагогов, психологов и родителей.

В противном случае данные вопросы могут привести к обратному эффекту и вызвать у учащихся интерес к наркомании.

Первичная диагностика.

Анкета № 1 (Приложение № 6)

Анкета № 1 заимствована из рабочей тетради практических занятий по валеологии. Анкета разработана кафедрой анатомии, физиологии и валеологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Цель анкетирования – выявить степень информированности старших подростков по основным наркологическим проблемам.

С кем: 21 ученик, 7 «В» класса, школы № 170.

Когда: 5 мая 2004 года.

Результат:

Исходя из ответов учащихся 7 «В» класса в количестве 21 человека, мы можем увидеть степень информированности старших подростков по основным наркологическим проблемам, она выглядит следующим образом:

На вопрос № 5, в отношении старших подростков к людям увлекающимся употреблением лекарственных средств, действующих на психику, 95% учащихся 7 «В» класса определили свое отношение:

45 % - осуждающее;

30 % - это их дело;

20 % - безразлично;

5 % учащихся не определили свое отношение, ответив на вопрос не знаю.

80 % учащихся 7 «В» класса информированы и считают, что наркомания является распространенным явлением, так как ответили «да».

20 % учащихся 7 «В» класса ответили «не знаю».

Это свидетельствует об их неинформированности по данному вопросу.

На вопрос № 7, считают ли подростки, что прием наркотиков имеет для человека последствия:

80 % учащихся 7 «В» класса, считают, что прием наркотиков имеет последствия для человека, и перечислили: вред для здоровья, сокращение продолжительности жизни, разрушение семьи.

Такие последствия как: крушение жизненных планов, опасность для окружающих не назвали, что свидетельствует об их недостаточной информированности.

20 % учащихся 7 «В» класса ответили: не знаю и никаких последствий, что свидетельствует об их неинформированности по данному вопросу.

На вопрос № 8, знаете ли Вы какие-нибудь лекарственные (или) иные препараты вызывающие наркоманию:

99 % учащихся 7 «В» класса ответили «да», что свидетельствует об их неинформированности по данному вопросу.

1 % учащихся 7 «В» класса ответили «нет», что свидетельствует об их неинформированности.

На вопрос № 9, является ли опасным однократный прием наркотиков, 45 % учащихся 7 «В» класса ответили «нет»

30 % учащихся 7 «В» класса ответили, смотря, что принимать.

15 % учащихся 7 «В» класса ответили не знаю.

Данные ответы учащихся свидетельствуют об отсутствии или недостаточной информации учащихся о последствиях однократного приема наркотиков, влиянии его, а организм подростка.

20 % учащихся 7 «В» класса ответили да, что свидетельствует об их информированности по данному вопросу.

На вопрос № 10, с какой целью некоторые люди принимают наркотические средства:

89 % учащихся 7 «В» класса ответили с целью снять нервное напряжение и облегчить общение с людьми, что свидетельствует об отсутствии информации у старших подростков, как другим способом, полезным для организма, можно снять нервное напряжение и как можно облегчить свое общение с людьми.

10 % учащихся 7 «В» класса ответили: испытать новые ощущения.

1 % учащихся 7 «В» класса ответили: добиться повышения настроения.

Это свидетельствует об отсутствии информации, умений как можно регулировать свое настроение, ощущения другим полезным для организма способом.

Ответы на данный вопрос показали недостаточную информированность о цели людей принимающих наркотические средства.

Не было ответа о приеме наркотических средств с лечебной целью, некоторые люди их употребляют как обезболивающее, при тяжелых заболеваниях.

На вопрос № 11, есть ли среди Ваших знакомых лица, которые пробовали принимать наркотики:

60 % учащихся 7 «В» класса ответили «да»

40 % учащихся 7 «В» класса ответили нет, что свидетельствует о хорошей информированности о своих знакомых, об отношении этих знакомых к употреблению наркотических веществ.

На вопрос № 12, какие препараты они используют, знакомые:

45 % учащихся из 60 %, ответивших на вопрос № 11 да – перечислили наркотические препараты, употребляемые их знакомыми: конопля, гашиш, кофеин, супрастин, алкоголь.

15 % учащихся из 60 % ответивших на вопрос № 11 да – ограничились ответом – разные.

Это говорит о незнании или нежелании перечислять препараты, которыми пользуются их знакомые.

Н вопрос № 13, приходилось ли Вам принимать средства, вызывающие наркоманию:

80 % учащихся 7 «В» класса ответили нет.

15 % учащихся 7 «В» класса ответили не знаю

5 % учащихся 7 «В» класса ответили да

Те, кто ответили не знаю, при ответе на вопрос № 14 в какой ситуации принимали средства, вызывающие наркоманию:

13 % ответивших из 15 % указали ситуацию – случайно в компании;

2 % из 15 % ответивших, указали, что не помнят, где и когда принимали.

5 % учащихся 7 «В» класса ответившие на вопрос 13, вопрос 14, ответили – случайно в компании.

Это свидетельствует о том, что подростки склонны к употреблению наркотиков в компаниях, где предлагаются препараты.

На вопрос № 15 об источниках, которыми пользуются наркоманы при добывании наркотических веществ:

90 % учащихся 7 «В» класса ответили у близких и знакомых

5 % учащихся 7 «В» класса ответили воровство

4 % учащихся 7 «В» класса ответили контрабанда

1 % учащихся 7 «В» класса ответили в домашней аптечке

Что свидетельствует, о недостаточной информированности по данному вопросу.

Вопрос № 16, о причинах распространения наркомании:

50 % учащихся 7 «В» класса ответили, что причина распространения наркомании – доступность наркотика.

30 % учащихся 7 «В» класса не знают причин распространения наркомании.

20 % учащихся 7 «В» класса причиной распространения наркомании считают, не занятость подростков в свободное от уроков в школе время.

Данные ответы свидетельствуют о малой информированности учащихся по данному вопросу.

Вопрос № 17, нужно ли усилить разъяснительную работу в данном направлении:

60 % учащихся 7 «В» класса ответили да

30 % учащихся 7 «В» класса ответили нет

10 % учащихся 7 «В» класса ответили не знаю

Это свидетельствует, о том, что большинство учащихся 7 «В» класса, хотели бы получить дополнительную информацию о наркомании, ее проблемах и последствиях.

Вопрос № 18, предложения подростков для искоренения случаев наркомании, употребления наркотиков, из жизни коллектива:

50 % учащихся 7 «В» класса утверждают, что подростки должны быть всегда заняты и обращаются с просьбой: Займите нас!

45 % учащихся 7 «В» класса не дали ответа.

1 % учащихся 7 «В» класса ответили не знаю.

Это свидетельствует о том, что у 50 % учащихся 7 «В» класса сформирована потребность в посещении кружков по интересам. Им необходимо помочь в удовлетворении данной потребности: организовать досуг подростков – школьные кружки, подростковые организации, помочь реализовать свои творческие потребности, организовать посещение театров, проведение школьных развлекательных мероприятий.

У других 50 % учащихся необходимо сформировать потребность в посещении кружков по интересам, помочь им организовать досуг привлекая их к участию в школьных и внешкольных мероприятиях.

Таким образом, результаты Анкеты № 1 следующие:

1.недостаточная информированность старших подростков по некоторым основным наркологическим проблемам;

2.заинтерисованность старших подростков в разъяснительной работе о влиянии наркотика на состояние здоровья, жизнь окружающих, дальнейшие собственные жизненные планы;

3.старшие подростки, в ответах на вопросы анкеты призывали помочь им организовать свой досуг со словами «Займите нас!»;

4.у половины учащихся необходимо сформировать потребность в посещении кружков по интересам.

При наблюдении, в течение 2-х недель учащихся 7 «В» класса, школы № 170 (на уроках, на переменах) с целью выявления склонности подростков к употреблению наркотиков. Из 21 ученика – подростка выделилось 8 человек: 3 девочки и 5 мальчиков, которых отличает:

1.Обособленность от других и неимоверная тяга друг к другу;

2.Сверхболезненно реагируют на критику в свой адрес;

3.Частые пропуски уроков без уважительных причин;

4.Агрессивность, драчливость по отношению к сверстникам;

5.Сквернословие;

6.Курение;

7.Употребление алкоголя;

8.Невыдержанность в общении со взрослыми.

Выявить данные особенности поведения старших подростков, их отношение к окружающим людям, вредные привычки, которые влияют на состояние здоровья – отрицательно.

Установим наблюдение за этими подростками с целю выявления их склонности к употреблению наркотиков.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 227.