Деятельность социального педагога по профилактике склонности к наркомании старших подростков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Деятельность социального педагога по профилактике склонности к наркомании старших подростков

 



Содержание

 

Глава 1 Теоретические основы работы с подростками, склонными к употреблению наркотиков

1.1 Отклоняющееся поведение: понятие, сущность, причины, виды

1.2 Наркомания – как вид аддиктивного поведения старших подростков

1.3 Нормативно-правовая база антинаркотической программы РФ

Выводы по 1 главе

Глава 2 Экспериментальное исследование форм профилактики подростковой наркомании

2.1 Диагностика склонности подростков к наркомании

2.2 Программа профилактики наркомании старших подростков в общеобразовательной школе

2.3 Анализ результатов разработанной программы

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложение

 



Введение

 

За последнее время в России увеличилось количество подростков употребляющих наркотики. Сегодня ребенку могут предложить наркотики на улице, на дискотеке и даже в школе.

Особенностями геополитического и географического положения Новосибирской области, являющейся центром авиалиний, железнодорожных и автомобильных магистралей, активно пользуются наркодельцы для распространения ввоза и вывоза наркотических средств.

Наркологами Кировского района города Новосибирска только за последний год проведен 41 профилактический осмотр несовершеннолетних, поставлено на учет 102 подростка.

Наркомания – мощнейший фактор социальной дезорганизации, самая серьезная угроза нормальному функционированию общества. Наркомания снижает, причем самым существенным образом, трудовой, духовный, творческий, интеллектуальный потенциал общества. Наркомания разрушает навыки деятельности общения, выводит из строя механизм взаимодействия между людьми.

В постановлении мэра города Новосибирска Городецкого В.Ф. подчеркивается необходимость – выполнения комплексной областной целевой программы для решения проблемы подростковой наркомании. В программе должны быть указаны цели, задачи, основные мероприятия их исполнители, ответственные за внедрение программы в учебно-воспитательные заведения для детей и подростков.

Также Городецким В.Ф. утвержден план по профилактике наркомании, алкоголизма и токсикомании среди жителей города Новосибирска.

Практически во всех развитых странах разрабатываются различные программы, направленные на противодействие распространению наркомании. В то же время накопленный международный опыт свидетельствует об их недостаточной эффективности и становится очевидным, что справиться с этой проблемой чрезвычайно сложно, необходимо искать новые пути, разрабатывать новые программы определиться в самих подходах, формах к решению задач этой проблемы.

Возникло противоречие между потребностью и реальностью, т.е. необходимостью разработки новой программы, учитывающей интересы и ценности подростков, организации дополнительного досуга для старших подростков и реально ее воплотить.

Сегодня в Новосибирске существуют и создаются школы, где ребенок проводит длительное время помимо школьных занятий, посещая различного рода кружки по интересам, занимаясь спортом, реализуя другие творческие возможности.

Все это не должно быть формальным и периодическим, а должно представлять целую систему структурирования времени. Для целенаправленной работы в этой области с детьми, подростками, при школах создаются попечительские советы родителей, соответственно подготовленные и имеющие возможность консультироваться со специалистами тех случаях, когда назревает проблема с кем-то из учащихся.

В случаях, когда ребенок оказывается под активным положительным воздействием людей, с которыми он постоянно общается, то совершенно естественно, что ему легче преодолеть антисоциальное воздействие сверстников – подростков, неблагоприятные семейные ситуации, приводящие к уходу из дома, и, таким образом, снижается риск вовлечения в наркотическую среду.

Школа может эффективно противостоять возникновению наркомании, если она станет местом реализации положительных мотиваций. Это важное звено на сегодня на сегодня недостаточно разработано. Проводя работу с детьми и подростками, необходимо делать это, не просто демонстрируя отрицательные последствия употребления наркотиков, но стараться затронуть систему ценностей. Например, показать, что употребление наркотиков – это признак слабости, болезненности, неполноценности, отсутствия мужественности. Принимая во внимание, что разговор о болезнях для детей и подростков выглядит абстрактно, необходимо использовать убедительные доводы, которые действуют на уровне сознания и фиксируются подсознанием. Нужно научить разговаривать с подростками на их языке, а не на научно-абстрактном, которого они не понимают. Необходимо учитывать, что неформальные лидеры, которые злоупотребляют наркотиками, могут производить на детей положительное впечатление за счет кажущегося финансового благополучия, безнаказанности и т.д.

Конечным результатом профилактической деятельности должно стать формирование у подростка вдумчивого отношения к своему физическому, психическому, социальному и духовному здоровью.

Исходя из вышесказанного формируется проблема: какие формы при профилактике подростковой наркомании являются наиболее эффективными.

Решение данной проблемы является целью.

Объект исследования: аддиктивное поведение старших подростков.

Предмет исследования: деятельность социального педагога по профилактике склонности подростков к употреблению наркотиков.

Задачи:

1.Описать сущность, причины и виды отклоняющегося поведения подростков.

2.Описать причины и особенности формирования наркотической зависимости в старшем подростковом возрасте.

3.Изучить нормативно-правовую базу антинаркотической программы РФ.

4.Провести диагностику на выявление склонности к употреблению наркотиков.

5.Разработать и апробировать программу по профилактике наркомании старшего подросткового возраста.

6.Проанализировать результаты разработанной программы.

Теоретической базой исследования явились работы Короленок Ц.П., Павленок П.Д., Мудрик А.В., Подласого И.П.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, анкетирование, диагностика, беседы, наблюдение, эксперимент.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилась общеобразовательная школа № 170 Кировского района г. Новосибирска, подростки в количестве 21 человека.

Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении охарактеризованы актуальность исследования, определены объект, предмет, цель и задачи, методологические теоретические основы работы.

В главе 1 рассмотрены такие вопросы, как: отклоняющееся поведение: понятие, сущность, причины, виды; рассмотрено явление наркомании – как вида аддиктивного поведения старших подростков; изучена нормативно-правовая база антинаркотической программы Российской Федерации.

В главе 2 рассмотрены такие вопросы, как: диагностика склонности подростков к наркомании; разработана программа профилактики наркомании старших подростков в общеобразовательной школе; поведен анализ результатов разработанной программы.

В заключении даны выводы и практические рекомендации.

социальная подросток наркомания школа



Выводы по 1 главе

 

Таким образом, при изучении психолого-педагогической литературы по проблеме исследования можно сделать следующие выводы:

1.В основе социально-негативного отклоняющегося поведения человека лежат результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения.

2.Наркомания – состояние болезненного пристрастия, возникающее при употреблении веществ, зарегистрированных как наркотики, изменяющие психическое состояние человека.

Наркомания – вид аддиктивного поведения, которое характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.

В основе наркомании лежат химические формы аддикций.

3.Употребление наркотических веществ стало детской, подростковой проблемой.

Подростки легко поддаются соблазну начать употреблять наркотики, торговать ими, что приносит им удовольствие, заключающее в «быстром решении» проблемы заработка, в обретении определенного веса среди сверстников или временного отрешения от жизненных проблем.

4.Школа может эффективно противостоять возникновению наркомании, если она станет местом реализации положительных мотиваций. Это важное звено на сегодня недостаточно разработано. Проводя работу с детьми и подростками необходимо делать это, не просто демонстрируя отрицательные последствия употребления наркотиков, не стараться затронуть систему ценностей.

Обратить внимание на формирование у детей и подростков: трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье, формирования здорового образа жизни.

В период подросткового возраста, пока еще не сформировалось аддиктивное поведение, педагогу совместно с родителями необходимо проводить профилактическую работу, нейтрализуя факторы риска.

К профилактической работе с подростками необходимо привлечь социальных педагогов, учителей, медицинских работников, правоохранительные органы, психологов, наркологов. Успех профилактической работы во многом зависит от того, на какой стадии развития находится поведение подростка, от методов диагностирования, от выбора профессионального уровня специалистов проводящих профилактическую работу.

5.В России действует Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, дополняется уголовное законодательство РФ статьями об усилении ответственности за употребление наркотиков.

Федеральный Закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, а так же в области противодействия их незаконному обороту в целях здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

Особенности гомеопатического и географического положения Новосибирской области, являющейся центром авиалиний, железнодорожных и автомобильных магистралей, активно используются наркодельцами для распространения ввоза и ввоза наркотических средств. В связи с этим в городе Новосибирске и Новосибирской области проводится большая работа по реализации комплексных программ по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. В реализации этих программ прослеживается взаимодействие между ведомствами и организациями города Новосибирска и Новосибирской области.

Это управления: администрации области, территориальные администрации городов и районов области, образования, социальной защиты населения, комитет по делам молодежи, комитет по печати, комитет по физкультуре и спорту, УВД области, управление здравоохранения и т.д. Образовательные, досуговые учреждения и организации к ним прикрепленные.

Педагоги, психологи ежемесячно проходят обучение на семинарах «Профилактика аддиктивного поведения среди учащихся». Школы передового опыта, семинары проводят психотерапевты ГЦО и З «Магистр».

Большую работу по профилактике наркомании проводит Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при муниципалитете города Новосибирска. Всю эту работу контролируют и проверяют заместители мэра и губернатора и предоставляют отчет о проделанной работе Владимиру Филипповичу Городецкому и Виктору Александровичу Толоконскому.

 



Первичная диагностика.

Анкета № 1 (Приложение № 6)

Анкета № 1 заимствована из рабочей тетради практических занятий по валеологии. Анкета разработана кафедрой анатомии, физиологии и валеологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Цель анкетирования – выявить степень информированности старших подростков по основным наркологическим проблемам.

С кем: 21 ученик, 7 «В» класса, школы № 170.

Когда: 5 мая 2004 года.

Результат:

Исходя из ответов учащихся 7 «В» класса в количестве 21 человека, мы можем увидеть степень информированности старших подростков по основным наркологическим проблемам, она выглядит следующим образом:

На вопрос № 5, в отношении старших подростков к людям увлекающимся употреблением лекарственных средств, действующих на психику, 95% учащихся 7 «В» класса определили свое отношение:

45 % - осуждающее;

30 % - это их дело;

20 % - безразлично;

5 % учащихся не определили свое отношение, ответив на вопрос не знаю.

80 % учащихся 7 «В» класса информированы и считают, что наркомания является распространенным явлением, так как ответили «да».

20 % учащихся 7 «В» класса ответили «не знаю».

Это свидетельствует об их неинформированности по данному вопросу.

На вопрос № 7, считают ли подростки, что прием наркотиков имеет для человека последствия:

80 % учащихся 7 «В» класса, считают, что прием наркотиков имеет последствия для человека, и перечислили: вред для здоровья, сокращение продолжительности жизни, разрушение семьи.

Такие последствия как: крушение жизненных планов, опасность для окружающих не назвали, что свидетельствует об их недостаточной информированности.

20 % учащихся 7 «В» класса ответили: не знаю и никаких последствий, что свидетельствует об их неинформированности по данному вопросу.

На вопрос № 8, знаете ли Вы какие-нибудь лекарственные (или) иные препараты вызывающие наркоманию:

99 % учащихся 7 «В» класса ответили «да», что свидетельствует об их неинформированности по данному вопросу.

1 % учащихся 7 «В» класса ответили «нет», что свидетельствует об их неинформированности.

На вопрос № 9, является ли опасным однократный прием наркотиков, 45 % учащихся 7 «В» класса ответили «нет»

30 % учащихся 7 «В» класса ответили, смотря, что принимать.

15 % учащихся 7 «В» класса ответили не знаю.

Данные ответы учащихся свидетельствуют об отсутствии или недостаточной информации учащихся о последствиях однократного приема наркотиков, влиянии его, а организм подростка.

20 % учащихся 7 «В» класса ответили да, что свидетельствует об их информированности по данному вопросу.

На вопрос № 10, с какой целью некоторые люди принимают наркотические средства:

89 % учащихся 7 «В» класса ответили с целью снять нервное напряжение и облегчить общение с людьми, что свидетельствует об отсутствии информации у старших подростков, как другим способом, полезным для организма, можно снять нервное напряжение и как можно облегчить свое общение с людьми.

10 % учащихся 7 «В» класса ответили: испытать новые ощущения.

1 % учащихся 7 «В» класса ответили: добиться повышения настроения.

Это свидетельствует об отсутствии информации, умений как можно регулировать свое настроение, ощущения другим полезным для организма способом.

Ответы на данный вопрос показали недостаточную информированность о цели людей принимающих наркотические средства.

Не было ответа о приеме наркотических средств с лечебной целью, некоторые люди их употребляют как обезболивающее, при тяжелых заболеваниях.

На вопрос № 11, есть ли среди Ваших знакомых лица, которые пробовали принимать наркотики:

60 % учащихся 7 «В» класса ответили «да»

40 % учащихся 7 «В» класса ответили нет, что свидетельствует о хорошей информированности о своих знакомых, об отношении этих знакомых к употреблению наркотических веществ.

На вопрос № 12, какие препараты они используют, знакомые:

45 % учащихся из 60 %, ответивших на вопрос № 11 да – перечислили наркотические препараты, употребляемые их знакомыми: конопля, гашиш, кофеин, супрастин, алкоголь.

15 % учащихся из 60 % ответивших на вопрос № 11 да – ограничились ответом – разные.

Это говорит о незнании или нежелании перечислять препараты, которыми пользуются их знакомые.

Н вопрос № 13, приходилось ли Вам принимать средства, вызывающие наркоманию:

80 % учащихся 7 «В» класса ответили нет.

15 % учащихся 7 «В» класса ответили не знаю

5 % учащихся 7 «В» класса ответили да

Те, кто ответили не знаю, при ответе на вопрос № 14 в какой ситуации принимали средства, вызывающие наркоманию:

13 % ответивших из 15 % указали ситуацию – случайно в компании;

2 % из 15 % ответивших, указали, что не помнят, где и когда принимали.

5 % учащихся 7 «В» класса ответившие на вопрос 13, вопрос 14, ответили – случайно в компании.

Это свидетельствует о том, что подростки склонны к употреблению наркотиков в компаниях, где предлагаются препараты.

На вопрос № 15 об источниках, которыми пользуются наркоманы при добывании наркотических веществ:

90 % учащихся 7 «В» класса ответили у близких и знакомых

5 % учащихся 7 «В» класса ответили воровство

4 % учащихся 7 «В» класса ответили контрабанда

1 % учащихся 7 «В» класса ответили в домашней аптечке

Что свидетельствует, о недостаточной информированности по данному вопросу.

Вопрос № 16, о причинах распространения наркомании:

50 % учащихся 7 «В» класса ответили, что причина распространения наркомании – доступность наркотика.

30 % учащихся 7 «В» класса не знают причин распространения наркомании.

20 % учащихся 7 «В» класса причиной распространения наркомании считают, не занятость подростков в свободное от уроков в школе время.

Данные ответы свидетельствуют о малой информированности учащихся по данному вопросу.

Вопрос № 17, нужно ли усилить разъяснительную работу в данном направлении:

60 % учащихся 7 «В» класса ответили да

30 % учащихся 7 «В» класса ответили нет

10 % учащихся 7 «В» класса ответили не знаю

Это свидетельствует, о том, что большинство учащихся 7 «В» класса, хотели бы получить дополнительную информацию о наркомании, ее проблемах и последствиях.

Вопрос № 18, предложения подростков для искоренения случаев наркомании, употребления наркотиков, из жизни коллектива:

50 % учащихся 7 «В» класса утверждают, что подростки должны быть всегда заняты и обращаются с просьбой: Займите нас!

45 % учащихся 7 «В» класса не дали ответа.

1 % учащихся 7 «В» класса ответили не знаю.

Это свидетельствует о том, что у 50 % учащихся 7 «В» класса сформирована потребность в посещении кружков по интересам. Им необходимо помочь в удовлетворении данной потребности: организовать досуг подростков – школьные кружки, подростковые организации, помочь реализовать свои творческие потребности, организовать посещение театров, проведение школьных развлекательных мероприятий.

У других 50 % учащихся необходимо сформировать потребность в посещении кружков по интересам, помочь им организовать досуг привлекая их к участию в школьных и внешкольных мероприятиях.

Таким образом, результаты Анкеты № 1 следующие:

1.недостаточная информированность старших подростков по некоторым основным наркологическим проблемам;

2.заинтерисованность старших подростков в разъяснительной работе о влиянии наркотика на состояние здоровья, жизнь окружающих, дальнейшие собственные жизненные планы;

3.старшие подростки, в ответах на вопросы анкеты призывали помочь им организовать свой досуг со словами «Займите нас!»;

4.у половины учащихся необходимо сформировать потребность в посещении кружков по интересам.

При наблюдении, в течение 2-х недель учащихся 7 «В» класса, школы № 170 (на уроках, на переменах) с целью выявления склонности подростков к употреблению наркотиков. Из 21 ученика – подростка выделилось 8 человек: 3 девочки и 5 мальчиков, которых отличает:

1.Обособленность от других и неимоверная тяга друг к другу;

2.Сверхболезненно реагируют на критику в свой адрес;

3.Частые пропуски уроков без уважительных причин;

4.Агрессивность, драчливость по отношению к сверстникам;

5.Сквернословие;

6.Курение;

7.Употребление алкоголя;

8.Невыдержанность в общении со взрослыми.

Выявить данные особенности поведения старших подростков, их отношение к окружающим людям, вредные привычки, которые влияют на состояние здоровья – отрицательно.

Установим наблюдение за этими подростками с целю выявления их склонности к употреблению наркотиков.

Результаты первичной диагностики с использованием наблюдений, бесед с педагогами, анкеты, изучения школьной документации показали, что необходимо организовать и провести мероприятия направленные на профилактику склонности к наркомании у старших подростков, учащихся 7 «В» класса.


2.2 Программа профилактики склонности к наркотикам старших подростков в общеобразовательной школе

 

Юдкиной А.А., методистом Городского центра образования и здоровья «Магистр» г. Новосибирска в своей работе отражены принципы, направления, формы профилактической деятельности аддиктивного поведения в образовательном учреждении.

Рассмотрим данные принципы:

Принцип научности. Является важнейшим, считает Юдкина А.А., в профилактике наркотизма. Информационное поле, по ее мнению, формируется с использованием научных и литературных материалов, на основе практического опыта специалистов.

Принцип сотрудничества. Предполагает кооперацию и единство действий как всех участников образовательного процесса в проведении антинаркотической политики в школе, так и заинтересованных ведомств на территории микрорайона, города.

Принцип политической и общественной поддержки. Реализация этого принципа является необходимым условием успешности антинаркотической пропаганды. Только при поддержке администрации, общественных организаций и средств массовой информации можно получить результаты деятельности, подчеркивает Юдкина А.А.

Принцип активности всех участников наркопрофилактической деятельности. Предполагает активное участие учителей, учащихся, родителей в планировании и реализации антинаркотической профилактической работы.

Принцип формирования реальных ясных целей и постановки задач. Задачи наркопрофилактической деятельности должны быть реальными, адаптированными к условиям образовательного учреждения, учитывать возможности коллектива школы, подкрепляться необходимыми ресурсами для достижения поставленных целей.

Принцип оценивания эффективности и результативности реализации наркопрофилактических программ. Методы оценки эффективности и качества результатов наркопрофилактической работы должны быть заложены в самом начале планируемой деятельности. Важность разработки критериев оценки заключается в том, что они позволяют отслеживать результаты программы с целью координации и корректировки эффективности и качества всей профилактической деятельности.

В своей работе Юдкина А.А. пользуется выдержками из других методических пособий следующих авторов: Черкашиной Л.А., Лозовой В.В., Колбанова В.В., Зайцева Г.К. и других.

По мнению Черкашиной Л.А. эффективность профилактической работы во многом зависит от ее координации. Проведение отдельных мероприятий (месячников, массовых секций, внеклассных мероприятий и т.д.) не дадут желаемого результата, если будут реализовываться отдельно от других. Профилактическая деятельность, ориентированная на педагогов, учащихся и их родителей, представляет собой целостную систему, координированно направленную на всех участников образовательного процесса. Такая координация действий в полной мере обеспечивает успешную реализацию превентивных стратегий, лежащих в основе школьной политики по отношению к злоупотреблению учащимися психоактивными веществами.

Учтем это мнение при составлении своей программы наркопрофилактической деятельности в общеобразовательной школе № 170 Кировского района г. Новосибирска.

Три направления профилактической работы, предложенные Юдкиной А.А.

1.Специфическое информационное сопровождение.

Это направление, по мнению Юдкиной А.А., не главное, его задача дать минимум информации по проблеме и вместе с тем не сформировать интерес к ней (по данным социологических исследований, до 70% информации о наркотиках подростки получают из средств массовой информации).

2.Обучение поведенческим навыкам.

Это основной блок профилактической работы, считает Юдкина А.А. С помощью психологов и специально обученных педагогов организуется система занятий и тренингов во внеурочное время.

В рамках учебных программ по предметам проводится обучение различным поведенческим навыкам. Например, уроки литературы могут стать хорошей базой развития коммуникативных навыков, а на уроках физкультуры можно развивать аутогенные навыки.

3.Психологическое сопровождение.

Необходимость этого направления вытекает из того, что при работе с детьми постоянно возникают различного рода психологические проблемы, требующие вмешательства специалиста – психолога.

При составлении своей программы мы будем опираться на принципы, направления, предложенные Юдкиной А.А.

Методист Городского Центра образования и здоровья «Магистр» Юдкина А.А. выделяет формы профилактической работы: школьные кружки, секции, уроки, классные часы, беседы, ролевые игры, взаимодействие с родителями, с общественными организациями, центрами досуга и т.д.

Используем данные формы при составлении своей наркопрофилактической программы и выявили наиболее эффективные для профилактической работы со старшими подростками.

Программа работы с учащимися аддиктивного поведения 7 «В» класса школы № 170.

Цель: Формирование у старших подростков представлений о вреде наркотиков.

Задачи:

1.Дать представление подросткам о влиянии наркотика на состояние здоровья.

2.Охарактеризовать подросткам условия возникновения наркозависимости.

3.Упражнять подростков в соблюдении правил общения со сверстниками.

4.Сформировать потребность у подростков в посещении кружков по интересам.

В разработке мероприятий программы, профилактики склонности к наркотикам старших подростков в общеобразовательной школе № 170, принимали участие следующие специалисты: социальный педагог, педагоги-предметники, классный руководитель, врач-нарколог, юрист, администрация, руководители подростковых организаций.


Тема: «Цветок здоровья»

Цель: Дать представление подросткам, что здоровье – единое целое, состоящее из взаимозависимых частей, все, что происходит с одной из частей, влияет на все части целого.

Присутствовало 19 человек, 2 человека отсутствовали без уважительной причины.

В ходе урока учитель валеологии изображал на школьной доске цветок с шестью лепестками: физический, эмоциональный, интеллектуальный, социальный, личностный, духовный. Середина цветка носило название – здоровье.

Учитель объяснял, что здоровье человека это единой целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия «Здоровье» в целом.

Например, духовная сторона здоровья имеет большое значение для человека. Духовность отражает суть каждого нашего бытия (то, что действительно важно для нас, то что мы более всего ценим). Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные пять составных частей здоровья и определить свое отношение к ним.

На протяжении урока не все ученики слушали внимательно и с интересом материал, часто отвлекались, что приводило к шумной обстановке в классе.

Тема: «За и против»

Цель: Помочь подросткам осознать зависимость здоровья от образа жизни и вредных привычек.

Подростки делились на две подгруппы. Одна подгруппа была «за употребление наркотиков», другая – «против». Учащиеся называли свои аргументы «за» или «против».

Участники игры были активны, заинтересованы, в ходе игры преобладали положительные эмоции. Каждый ученик пытался убедить другого в своей правоте.

Социальный педагог следил за ходом мыслей подростков, чтобы не дать «одержать вверх» аргументам «за наркотики».

Выступление подростков в подшефном классе (ответственные социальный педагог, классный руководитель)

Тема: «Я и мои сверстники»

Цель: Помочь в формировании адекватной самооценки, установлении гармонических отношений между желаниями и возможностями.

Присутствовали 21 ученик. Классный час проходил в сотрудничестве. Подросткам давалась информация, что такое самооценка, как она влияет на поведение, привычки, образ жизни человека.

Подростки составляли себе характеристику как личности.

Обсуждались вопросы:

1.Как вы думаете, как к Вам относятся одноклассники?

2.Какие качества личности Вам нравятся в Ваших друзьях?

Подростки были внимательны, заинтересованы, активны.

Выводы по 2 главе

 

Таким образом, при экспериментальном исследовании форм профилактики подростковой наркомании можно сделать следующие выводы:

1.Профилактическая работа начинается социальным педагогом с изучения состояния данной проблемы в теории, практике и в конкретном образовательном учреждении. В этом социальному педагогу помогут существующие методы исследования.

2.Перед началом проведения исследования необходимо учитывать, что любые изучения необходимо проводить с педагогом-психологом, помнить о педагогической коррекции постановки вопросов, организации исследования выводов, учитывать возрастные особенности детей, знания учащихся с методическими материалами, составленными для педагогов, психологов и родителей.

3.Результаты первичной диагностики склонности к наркомании старших подростков с использованием наблюдений, бесед с педагогами, анкеты, изучения школьной документации показывают степень необходимости организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику склонности к наркомании у подростков.

4.Юдкиной А.А., методистом ГЦО и З «Магистр», предложены принципы, направления профилактической деятельности аддиктивного поведения в образовательном учреждении, которые сделают профилактическую работу эффективней.

5.Черкашина Л.А. подчеркивает, что эффективность профилактической работы во многом зависит от ее координации. Профилактическая деятельность, ориентированная на педагогов, учащихся и их родителей представляет собой целостную систему, координировано направленную на всех участников образовательного процесса.

6.Для выявления наиболее эффективных форм профилактики подростковой наркомании необходимо использовать в своей программе мероприятия деятельностных и теоретических форм.

7.Результаты повторной диагностики склонности к наркомании старших подростков показывают эффективность применяемых нами форм.

8.Как показало наше экспериментальное исследование профилактики подростковой наркомании со старшими подростками являются деятельностные формы: игра, психологические упражнения, практическая деятельность и т.д. Сами подростки подтвердили это и изъявили желание дальше участвовать в мероприятиях деятельностных форм.

9.Наименее эффективными формами работы явились теоретические формы: лекции, валеологические уроки и т.д.

Таким образом, проблема решена, цель работы достигнута.

 



Заключение

Дипломная работа состоит из двух глав: теоретической и практической частей.

В теоретической части мы описали: понятие, сущность, причины, виды отклоняющегося поведения. Рассмотрели явление наркомании – как вид аддиктивного поведения старших подростков. Изучили нормативно-правовую базу антинаркотической программы Российской Федерации.

В практической части мы провели диагностику склонности старших подростков к наркомании.

По результатам первичной диагностики, учащихся 7 «В» класса школы № 170 мы выявили:

1.Недостаточную информированность старших подростков по некоторым основным наркологическим проблемам;

2.Заинтерисованность старших подростков в разъяснительной работе о влиянии наркотика: на состояние здоровья, жизнь окружающих людей, дальнейшие жизненные планы, о последствиях однократного применения наркотиков;

3.Старшие подростки в ответах на вопросы анкеты призывали помочь им организовать свой досуг со словами: «Займите нас!».

В результате наблюдений, бесед с педагогами, изучения школьной документации мы смогли предположить, что у восьми учащихся 7 «В» класса возможно формирование склонности к употреблению наркотиков.

При разработке Программы профилактики склонности к наркотикам старших подростков в общеобразовательной школе были учтены принципы, направления, формы работы по профилактике аддиктивного поведения подростков, предложенные Юдкиной А.А., методистом Городского Центра Образования и Здоровья «Магистр» г. Новосибирска.

После проведенной работы, реализации мероприятий программы мы провели повторную диагностику с целью выявления применения в поведении старших подростков и их отношении к проблеме – наркомания.

Результаты повторной диагностики:

1.Повысилась информированность старших подростков по основным наркологическим проблемам;

2.Появилась заинтересованность в кружках;

3.Улучшилась успеваемость;

4.Реже стали пропускать уроки;

5.Меньше стали употреблять алкоголь.

Наблюдается положительная динамика.

Таким образом, мы можем выделить, что наиболее эффективными формами работы явились деятельностные формы: игра, психологические упражнения, шефство над младшими подростками, практическая деятельность и т.д. Сами подростки подтвердили это и наиболее активно принимали участие, предлагали продолжить далее использовать мероприятия деятельностных форм работы.

Наименее эффективными формами работы явились теоретические формы: лекции, валеологические уроки и т.д.

Таким образом, проблема решена, цель работы достигнута.

Работа по профилактике склонности к употреблению наркотиков у старших подростков, длилась на протяжении трех месяцев, тщательно, планомерно. Оказали большую помощь в работе: социальный педагог, психолог, завуч по воспитательной работе общеобразовательной школы № 170 Кировского района, а также классный руководитель 7 «В» класса, специалисты: врач-нарколог, юрист, руководители кружков для подростков.

В реализации мероприятий программы по профилактике склонности к употреблению наркотиков старшими подростками помогла налаженная система работы школы № 170 по профилактике аддиктивного поведения учащихся (Приложение № 10).

Испытывались нами трудности в работе по профилактике склонности к наркомании старших подростков из-за отсутствия практического опыта в социально-педагогической работе.

Разработанной нами программой по профилактике склонности к наркомании старшими подростками может воспользоваться, применить к своей работе любой социальный педагог общеобразовательной школы.

Программа проверена практикой, целенаправленна, последовательна, доступна, учитывает возрастные особенности, интересы, ценности старшего подросткового возраста.

 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд. стереотип. – М.: Академия, 2001

2. Аддиктивное поведение учащихся: организация профилактической работы: Методическое пособие / Под ред. Юдкиной А.А. – Новосибирск, 2002

3. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Первое сентября, 2003

4. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1998

5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2001

6. Выгодский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В.В. – М.: Педагогика, 1991

7. Горбаткнко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании / Серия Библиотека школьника. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003

8. Детская практическая психология / Под ред. Марцинковской Т.Д. – М., 2001

9. Дмитриева Н.В. Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения. – Новосибирск, 2002

10. Дольто Ф. На стороне подростка. – М., 1997

11. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. – М.: Знание, 1999

12. Загороднева Н.Д. План работы по профилактике несовершеннолетних правонарушителей // Классный руководитель. – 2001. - № 1. – с. 50-56

13. Кон И.С. Ребенок и общество – М., 1988

14. Конвенция о правах ребенка // Воспитание школьников, 1993. - № 3. – с.55

15. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология – Новосибирск: Олсиб, 2001

16. Короленко Ц.П. Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. – Новосибирск, 1990

17.  Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000

18.  Личко Е.Е. Подростковая психиатрия. – Л., 1986

19.  Маркова А.К. Психология обучения подростка. – М.: Знание, 1999

20.  Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000

21.  Нартова – Бочавер С.К., Кислица Г.К., Потапова А.В. 140 вопросов семейному психологу. М., 2001

22.  Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / ФЗ РФ от 24.06.99 № 120 – ФЗ // Вестник образования 6/2000-12-13

23.  Об утверждении средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 УК РФ / Постановление правительства Российской Федерации № 231 от 06.05.2004 г./

24.  Об утверждении плана мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма и токсикомании среди жителей города Новосибирска на 2004 год / Постановление мэра Новосибирска Городецкого В.Ф. от 24.05.2004г./

25.  Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001

26.  Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003

27.  Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при муниципалитете города Новосибирска от 28.10.2003 года.

28.  Профилактика наркозависимости в школе: Методическое пособие / Под ред. д.м.н. проф. Ц.П. Короленко. – Новосибирск, 1999

29.  Рыбникова Л.Н. Подростки и наркотики // Педагогика, 1998, № 3, с.45

30.  Свободное время подростков: социализация или девиация: Учебно-методические материалы. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004

31.  Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р. Ребенок как личность. – М. – СПб., 1995

32.  Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире, - М., 1991

33.  Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002

34.  Сычев Ю.В. Микросреда и личность. – М., 1974

35.  Уголовный кодекс РФ от 01.01.1997г.

36.  Филиппук Г. Знаете ли Вы своего ребенка? – М.: Прогресс, 1980

37.  Фромм А. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1991

38.  Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994

39.  Шилова Т.А. Психологические факторы неуспеваемости и отклонений в поведении учащихся // педагогика, 1996, № 3, с.25

40.  Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Деятельность социального педагога по профилактике склонности к наркомании старших подростков

 



Содержание

 

Глава 1 Теоретические основы работы с подростками, склонными к употреблению наркотиков

1.1 Отклоняющееся поведение: понятие, сущность, причины, виды

1.2 Наркомания – как вид аддиктивного поведения старших подростков

1.3 Нормативно-правовая база антинаркотической программы РФ

Выводы по 1 главе

Глава 2 Экспериментальное исследование форм профилактики подростковой наркомании

2.1 Диагностика склонности подростков к наркомании

2.2 Программа профилактики наркомании старших подростков в общеобразовательной школе

2.3 Анализ результатов разработанной программы

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложение

 



Введение

 

За последнее время в России увеличилось количество подростков употребляющих наркотики. Сегодня ребенку могут предложить наркотики на улице, на дискотеке и даже в школе.

Особенностями геополитического и географического положения Новосибирской области, являющейся центром авиалиний, железнодорожных и автомобильных магистралей, активно пользуются наркодельцы для распространения ввоза и вывоза наркотических средств.

Наркологами Кировского района города Новосибирска только за последний год проведен 41 профилактический осмотр несовершеннолетних, поставлено на учет 102 подростка.

Наркомания – мощнейший фактор социальной дезорганизации, самая серьезная угроза нормальному функционированию общества. Наркомания снижает, причем самым существенным образом, трудовой, духовный, творческий, интеллектуальный потенциал общества. Наркомания разрушает навыки деятельности общения, выводит из строя механизм взаимодействия между людьми.

В постановлении мэра города Новосибирска Городецкого В.Ф. подчеркивается необходимость – выполнения комплексной областной целевой программы для решения проблемы подростковой наркомании. В программе должны быть указаны цели, задачи, основные мероприятия их исполнители, ответственные за внедрение программы в учебно-воспитательные заведения для детей и подростков.

Также Городецким В.Ф. утвержден план по профилактике наркомании, алкоголизма и токсикомании среди жителей города Новосибирска.

Практически во всех развитых странах разрабатываются различные программы, направленные на противодействие распространению наркомании. В то же время накопленный международный опыт свидетельствует об их недостаточной эффективности и становится очевидным, что справиться с этой проблемой чрезвычайно сложно, необходимо искать новые пути, разрабатывать новые программы определиться в самих подходах, формах к решению задач этой проблемы.

Возникло противоречие между потребностью и реальностью, т.е. необходимостью разработки новой программы, учитывающей интересы и ценности подростков, организации дополнительного досуга для старших подростков и реально ее воплотить.

Сегодня в Новосибирске существуют и создаются школы, где ребенок проводит длительное время помимо школьных занятий, посещая различного рода кружки по интересам, занимаясь спортом, реализуя другие творческие возможности.

Все это не должно быть формальным и периодическим, а должно представлять целую систему структурирования времени. Для целенаправленной работы в этой области с детьми, подростками, при школах создаются попечительские советы родителей, соответственно подготовленные и имеющие возможность консультироваться со специалистами тех случаях, когда назревает проблема с кем-то из учащихся.

В случаях, когда ребенок оказывается под активным положительным воздействием людей, с которыми он постоянно общается, то совершенно естественно, что ему легче преодолеть антисоциальное воздействие сверстников – подростков, неблагоприятные семейные ситуации, приводящие к уходу из дома, и, таким образом, снижается риск вовлечения в наркотическую среду.

Школа может эффективно противостоять возникновению наркомании, если она станет местом реализации положительных мотиваций. Это важное звено на сегодня на сегодня недостаточно разработано. Проводя работу с детьми и подростками, необходимо делать это, не просто демонстрируя отрицательные последствия употребления наркотиков, но стараться затронуть систему ценностей. Например, показать, что употребление наркотиков – это признак слабости, болезненности, неполноценности, отсутствия мужественности. Принимая во внимание, что разговор о болезнях для детей и подростков выглядит абстрактно, необходимо использовать убедительные доводы, которые действуют на уровне сознания и фиксируются подсознанием. Нужно научить разговаривать с подростками на их языке, а не на научно-абстрактном, которого они не понимают. Необходимо учитывать, что неформальные лидеры, которые злоупотребляют наркотиками, могут производить на детей положительное впечатление за счет кажущегося финансового благополучия, безнаказанности и т.д.

Конечным результатом профилактической деятельности должно стать формирование у подростка вдумчивого отношения к своему физическому, психическому, социальному и духовному здоровью.

Исходя из вышесказанного формируется проблема: какие формы при профилактике подростковой наркомании являются наиболее эффективными.

Решение данной проблемы является целью.

Объект исследования: аддиктивное поведение старших подростков.

Предмет исследования: деятельность социального педагога по профилактике склонности подростков к употреблению наркотиков.

Задачи:

1.Описать сущность, причины и виды отклоняющегося поведения подростков.

2.Описать причины и особенности формирования наркотической зависимости в старшем подростковом возрасте.

3.Изучить нормативно-правовую базу антинаркотической программы РФ.

4.Провести диагностику на выявление склонности к употреблению наркотиков.

5.Разработать и апробировать программу по профилактике наркомании старшего подросткового возраста.

6.Проанализировать результаты разработанной программы.

Теоретической базой исследования явились работы Короленок Ц.П., Павленок П.Д., Мудрик А.В., Подласого И.П.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, анкетирование, диагностика, беседы, наблюдение, эксперимент.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилась общеобразовательная школа № 170 Кировского района г. Новосибирска, подростки в количестве 21 человека.

Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении охарактеризованы актуальность исследования, определены объект, предмет, цель и задачи, методологические теоретические основы работы.

В главе 1 рассмотрены такие вопросы, как: отклоняющееся поведение: понятие, сущность, причины, виды; рассмотрено явление наркомании – как вида аддиктивного поведения старших подростков; изучена нормативно-правовая база антинаркотической программы Российской Федерации.

В главе 2 рассмотрены такие вопросы, как: диагностика склонности подростков к наркомании; разработана программа профилактики наркомании старших подростков в общеобразовательной школе; поведен анализ результатов разработанной программы.

В заключении даны выводы и практические рекомендации.

социальная подросток наркомания школа



Дата: 2019-12-22, просмотров: 258.