Коэффициенты деловой активности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ деловой активности позволяет выявить, насколько эффективно предприятие использует свои средства. К показателям, характеризующим деловую активность, мы относим коэффициенты оборачиваемости.

Коэффициенты оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия, поскольку скорость оборота капитала, то есть скорость превращения его в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота капитала отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия.

1) Коэффициент общей оборачиваемости активов:

 

. (13)

 

Показывает, сколько раз за период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий доход. Рассчитывается путем деления объема чистой выручки от реализации на среднюю за период величину стоимости активов.

2) Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала:

. (14)

 

Показывает скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за период и рассчитывается как отношение объема чистой выручки от реализации к средней за период величине оборотного капитала.

Между оборотным капиталом и объемом реализации существует определенная зависимость. Слишком малый объем оборотного капитала ограничивает сбыт, слишком большой - свидетельствует о недостаточно эффективном использовании оборотных средств. Как определить оптимальное соотношение оборотного капитала и объема реализации? Это соотношение помогает найти коэффициент оборачиваемости оборотного капитала. Для каждого предприятия он индивидуален и, если он определен, то необходимо его значение поддерживать на найденном уровне. Найти его достаточно просто - если предприятие при данном значении коэффициента постоянно прибегает к использованию заемного капитала, то значит, эта скорость оборачиваемости оборотного капитала генерирует недостаточное количество денежных средств для покрытия издержек и расширения деятельности. И наоборот, если при постоянном объеме реализации или его увеличении предприятие получает достаточный доход, то считается, что достигнута эффективная скорость оборота оборотного капитала.

3) Коэффициент оборачиваемости собственного капитала:

 

. (15)

 

Рассчитывается по формуле, где числитель - чистая выручка от реализации, знаменатель - средний за период объем собственного капитала.

Этот показатель характеризует различные аспекты деятельности: с коммерческой точки зрения он определяет либо излишки продаж, либо их недостаток; с финансовой - скорость оборота вложенного собственного капитала; с экономической - активность денежных средств, которыми рискуют собственники предприятия (акционеры, государство или иные собственники). Если коэффициент слишком высок, что означает значительное превышение уровня продаж над вложенным капиталом, то это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и возможность достижения того предела, когда кредиторы больше участвуют в деле, чем собственники. В этом случае отношение обязательств к собственному капиталу увеличивается, снижается безопасность кредиторов, и предприятие может иметь серьезные затруднения, связанные с уменьшением доходов. Напротив, низкий коэффициент означает бездействие части собственных средств. В этом случае коэффициент указывает на необходимость вложения собственных средств в другой, более соответствующий данным условиям источник дохода.

 

Коэффициенты рентабельности

Рентабельная работа предприятия определяется прибылью, которую оно получает. Для анализа рентабельности могут рассчитываться две группы коэффициентов рентабельности: рентабельность капитала и рентабельность деятельности.

Коэффициенты группы рентабельности капитала отражают, насколько эффективно предприятие использует свой капитал в целях получения прибыли.

Коэффициенты группы рентабельности деятельности позволяют оценить прибыльность всех направлений деятельности предприятия.

1) Рентабельность всех активов (ROA) является наиболее общим показателем:

 

. (16)

 

Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с каждого рубля, вложенного в активы предприятия, независимо от источника привлечения этих средств. Значение показателя рассчитывается делением балансовой либо чистой прибыли на среднюю за период величину стоимости всех активов.

Сравнивая значения вышеуказанного коэффициента, рассчитанные по балансовой и по чистой прибыли, можно выявить влияние на рентабельность налоговых отчислений и других платежей из прибыли, т.е. определить жесткость фискальной политики государства и местных органов власти.

2) Показатель рентабельности собственного капитала:

 

 . (17)

 

Определяет эффективность использования средств собственников, вложенных в предприятие, позволяет сравнить с возможным доходом от вложения этих средств в другие предприятия (ценные бумаги), служит важным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже. Коэффициент рассчитывается путем деления балансовой либо чистой прибыли на среднюю за период величину собственного капитала.

Полезным приемом в ходе анализа является сопоставление рентабельности всех активов и рентабельности собственного капитала. Разница между этими показателями обусловлена привлечением предприятием внешних источников финансирования. Если предприятие посредством привлечения заемного капитала получает больше прибыли, чем должно уплатить проценты на этот заемный капитал, то разница может быть использована для повышения отдачи собственного капитала. Однако, в том случае, если рентабельность активов меньше, чем проценты, уплачиваемые на заемный капитал, влияние привлеченных средств на деятельность предприятия должно быть оценено отрицательно.

3) Экономическая рентабельность (рентабельность инвестированного капитала):

 

. (18)


Коэффициент рассчитывается путем деления прибыли от основной деятельности на среднюю за период величину инвестированного капитала, представляющего собой сумму собственного капитала и финансовых обязательств компании.

4) Рентабельность финансовых вложений

 

. (19)

 

Показывает, насколько эффективно предприятие ведет инвестиционную деятельность, за исключением инвестиций в собственное развитие. Коэффициент рассчитывается по формуле, где числитель - сумма доходов по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях, знаменатель - сумма средних значений за период долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

5) Коэффициент рентабельности функционирующего капитала:

 

. (20)

 

Он дает наиболее полное представление о рентабельности производственной деятельности предприятия. Он определяется отношением объема результата от реализации продукции к средней за период величине капитала, непосредственно занятого в производственной деятельности. Величина функционирующего капитала определяется как разность между общей стоимостью активов и суммой долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Представляет интерес сравнение значений рентабельности функционирующего капитала и рентабельности инвестиций для определения более прибыльного направления деятельности предприятия.

6) Коэффициент рентабельности продаж

 

 (21)

 

Показывает рентабельность именно основной деятельности предприятия, очищенной от прочих доходов и результатов, что позволяет пользователю определить эффективность и планировать поступление прибыли от основной деятельности. Коэффициент рассчитывается посредством деления объема результата от реализации на объем чистой выручки от реализации.

7) Коэффициент рентабельности продукции

 

 (22)

 

Рассчитываемые коэффициенты представляют большой интерес для руководителей, экономистов и финансистов, поскольку, во-первых, позволяют определить тот круг сведений, который важен для читателей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений; во-вторых, предоставляют возможность глубже оценить финансовое состояние предприятия на любой момент времени и проследить его изменение в динамике не только в аналитических таблицах, но и в графическом виде; в-третьих, уменьшают искажающее влияние на отчетный материал инфляции, что особенно важно при анализе в долговременном аспекте; в-четвертых, рассчитываются на основе аналитического баланса-нетто, что приближает анализ финансового состояния предприятия к мировой практике.

Однако, необходимо учитывать, что коэффициенты сами по себе не имеют универсального значения и могут рассматриваться во взаимосвязи с другими коэффициентами и показателями, характеризующими финансовое состояние предприятия. Например, общепринято, что увеличение коэффициентов оборачиваемости - всегда положительное явление. Однако, следует отметить, что в некоторых случаях увеличение оборачиваемости может отражать негативные стороны в деятельности предприятия, в частности, в случае повышения объема продаж за счет реализации товаров с минимальной прибылью или совсем без прибыли. В такой ситуации требуется более подробный анализ, выходящий за рамки чисто финансового анализа.

Западные экономисты считают, что такие коэффициенты или ratios - финансово-оперативные показатели являются указателями наиболее болезненных мест в деятельности предприятия, которые нуждаются в более подробном анализе. Этот анализ в свою очередь может и не подтвердить предварительную негативную оценку, обусловленную расчетом того или иного коэффициента. Так, в ряде случаев та или иная величина коэффициента не соответствует общепринятой стандартной норме в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики отдельного предприятия; не всегда является обоснованным сравнение с усредненными коэффициентами в пределах отрасли в силу, например, диверсификации деятельности многих предприятий; фактически достигнутый уровень предшествующих лет мог быть не оптимальным для потребностей предприятия, существовавших в те годы, или мог быть оптимальным для предшествующих лет, но совершенно не соответствовать требованиям текущего периода и т.д.

С другой стороны, очевидно, что ни один из методов анализа не может учесть все многообразие хозяйственной жизни. Каждый из них выполняет свои функции, и с этой точки зрения значимость коэффициентов для общей оценки финансового состояния предприятия не вызывает сомнений. Аналитическая ценность финансовых коэффициентов подтверждается, в частности, тем, что в западных странах существуют специальные издания, в которых публикуются статистические сводки по этим показателям. Такие издания помогают потребителям отчетности ориентироваться в огромном количестве компаний и фирм, позволяют оценить деятельность конкретной компании и определить ее место (рейтинг) среди аналогичных компаний своей страны и мирового рынка.




Дата: 2019-12-22, просмотров: 205.