Анализ экономических показателей промышленного предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дипломная работа

На тему:

«Анализ финансовой деятельности на примере

ОАО «Дзержинскхиммаш»

 

 

Бор 2010г



Содержание

Введение

Глава 1 Анализ экономических показателей промышленного предприятия

1.1 Предмет, объект и задачи экономического анализа

1.2 Методы и приемы анализа

1.3 Этапы проведения финансового анализа

1.4 Анализ на основе расчета финансовых коэффициентов

1.4.1 Коэффициенты ликвидности

1.4.2 Коэффициенты финансовой устойчивости

1.4.3 Коэффициенты деловой активности

1.4.4 Коэффициенты рентабельности

Глава 2 Выбор объекта анализа и прогнозирование показателей

Эффективности

2.1 Общая характеристика организации ОАО «Дзержинскхиммаш

2.1.1 История развития предприятия

2.1.2 Основные виды деятельности

2.1.3 Структура органов управления

2.1.4 Сведения о банковских счетов

2.1.5 Риски

2.1.6 Сведения о наличии у предприятия лицензий

2.1.7 Сведения о среднесписочной численности сотрудников

2.1.8 Материалы, сырье и поставщики

2.1.9 Конкурентная среда

2.1.10 Рынки сбыта продукции

2.1.11 Внешнеэкономическая деятельность

2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Дзержинскхиммаш

2.2.1 Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса

2.2.2 Анализ ликвидности

2.2.3 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости

2.2.4 Анализ коэффициентов деловой активности

2.2.5. Анализ коэффициентов рентабельности

Заключение

Список использованных источников



Введение

В настоящее время активизируется роль финансов, усиливается значение финансовых показателей в оценке деятельности предприятий. Именно поэтому в настоящей работе будет проведен анализ финансового состояния исследуемого предприятия.

Целью данной работы является анализ финансово-экономических показателей на примере промышленного предприятия ОАО «Дзержинскхиммаш». Причем основным направлением исследования будет являться выявление негативных сторон в деятельности предприятия и формирование комплекса предложений по улучшению его финансового состояния в среднесрочной перспективе.

Основные задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы и методологию проведения экономического анализа на современном промышленном предприятии;

2. Составить организационно-экономическую характеристику исследуемой организации;

3. Произвести необходимые аналитические процедуры, в частности, анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса, анализ показателей финансовой устойчивости предприятия, анализ ликвидности баланса предприятия, анализ платежеспособности предприятии и т.п.

В качестве объекта анализа выбрано одно из крупных промышленных предприятий Нижегородской области ОАО «Дзержинскхиммаш». Данное предприятие является многопрофильным, но основная специализация – это химическое машиностроение. Выбор объекта обусловлено несколькими причинами, прежде всего тем, что предприятие находится на территории области и представляет собой многопрофильный промышленный комплекс. Продукция отличается разнообразием, ведутся экспортные поставки. Кроме того, на данном предприятии осуществляется научно-конструкторская работа. В настоящее время, как и многие предприятия по России, завод переживает последствия кризиса 2008 года, и находится не в самом устойчивом финансовом положении.

В данном проекте уделяется особое внимание экономическому анализу финансовых показателей, рассчитанных на базе бухгалтерской отчетности за период 2005-2009 годы. Всесторонний экономический анализ необходим для правильной и обоснованной интерпретации полученных прогнозных показателей, а также для определения совокупности наиболее значимых для предприятия экономических показателей.

Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретико-методологических и практических проблем организации процесса экономического прогнозирования; в учебном процессе при разработке учебных, учебно-методических пособий по курсу социально-экономического прогнозирования.



Методы и приемы анализа

При проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, как методы исследования, широко используется и собственно анализ, и синтез. Анализ как метод изучения хозяйственных процессов и явлений означает разложение, расчленение изучаемого объекта на части, отдельные элементы. Например, при изучении динамики выпуска продукции рассматриваются темпы роста его не только в целом по предприятию, но и по его производственным подразделениям, а также в различные отрезки времени (квартал, полугодие, год), т.е. показатели динамики соотносятся по месту и времени. Это позволяет получить более полное представление о деятельности предприятия [8]. При изучении финансово-хозяйственной деятельности объекты исследования не только разделяют на составные части, но отдельные данные, разрозненные наблюдения обобщаются в процессе синтеза. Так, после выявления факторов, влияющих на объем выпуска продукции, дают комплексную оценку выполнения плана и определяют резервы увеличения выпуска продукции.

Экономический анализ — это способ системного и комплексного изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на состояние и динамику развития экономического субъекта, осуществляемый путем специального изучения учетных и плановых показателей, отчетности и других источников информации [1].

Методы, применяемые для экономического анализа, очень разнообразны. Научный подход позволяет выделить 3 группы методов [12]:

1) общеэкономические (сравнение, графический, балансовой увязки, цепных подстановок, арифметических разниц, логарифмический);

2) статистические (средних и относительных величин, обработки рядов динамики, индексный, корреляционный, дисперсионный анализ);

3) математические (матричные, теория межотраслевого баланса, теория производственных функций, линейное и нелинейное программирование, теория графов, игр).

По характеру взаимосвязи различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Функционально-детерминированная связь – связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака.

Стохастическая (вероятностная) связь – связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака [4].

Соответственно типу связи аналитические приемы делятся на:

1) методы детерминированного факторного анализа (цепные подстановки, способ относительных и абсолютных разниц, простое прибавление неразложимого остатка, взвешенных конечных разностей, логарифмический, интегральный, индексный, способ долевого участия);

2) методы стохастического факторного анализа (корреляционный, дисперсионный, многомерный, кластерный).

Метод факторного анализа. Целью экономической деятельности предприятия всегда является некий результат, который зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Очевидно, что, чем более детально будет изучено влияние факторов на величину результата, тем точнее и достовернее будет прогноз о возможности его достижения. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать бизнес-план и принять управленческое решение. Факторным анализом, по определению, является методика, включающая в себя единые методы измерения (постоянного и системного) факторных показателей, комплексного изучения их воздействия на величину результативных показателей, теоретические принципы, лежащие в основе прогнозирования.

Различают следующие типы факторного анализа [8]:

1) анализ функциональных зависимостей и корреляционный анализ (вероятностных зависимостей);

2) прямой и обратный;

3) одноступенчатый и многоступенчатый;

4) статический и динамичный;

5) ретроспективный и перспективный.

Факторный анализ функциональных зависимостей представляет собой методику исследования влияния факторов в том случае, когда результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Корреляционный анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем является вероятностной (корреляционной). Например, производительность труда на разных предприятиях при одном и том же уровне капиталовооруженности может зависеть и от других факторов, воздействие которых на этот показатель предсказать сложно. При прямом факторном анализе исследование ведется от общего к частному (дедуктивным способом). Обратный факторный анализ осуществляет исследование от частных, отдельных факторов к обобщающим (способом индукции). Одноступенчатый факторный анализ используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, у = А•В. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов А и В: разделение их на составные элементы с целью изучения взаимозависимостей.

Статический факторный анализ применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Динамический - представляет собой методику исследования взаимосвязей факторных показателей в динамике. Ретроспективный факторный анализ изучает причины изменений результативных показателей за прошлые периоды, перспективный - прогнозирует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.

Основными задачами факторного анализа являются следующие:

1) отбор, классификация и систематизация факторов, которые влияют на исследуемые результативные показатели;

2) определение формы зависимости между факторами и результативным показателем;

3) разработка (применение) математической модели взаимосвязей между результатом и факторными показателями;

4) расчет влияния различных факторов на изменение величины результативного показателя и сравнение этого влияния;

5) составление прогноза на основе факторной модели.

С точки зрения воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, факторы делятся на основные и второстепенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные, общие и специфические, постоянные и переменные, экстенсивные и интенсивные. К основным относятся факторы, которые оказывают наиболее заметное влияние на результат. Другие называют второстепенными. Нужно заметить, что, в зависимости от обстоятельств, один и тот же фактор может быть и основным, и второстепенным. Внутренними называют факторы, на которые предприятие может воздействовать. Им должно уделяться наибольшее внимание. Однако внешние факторы (конъюнктура рынка, инфляционные процессы, условия поставок сырья, материалов, их качество, стоимость и др.), безусловно, отражаются на результатах работы предприятия. Их исследование позволяет точнее определить степень воздействия внутренних факторов и обеспечить более достоверный прогноз развития производства. Объективные факторы не зависят от воли и желаний людей, (в договорах для обозначения этих факторов используют термин – непреодолимая сила; это может быть стихийное бедствие, неожиданная смена политического режима и т.п.). В отличие от объективных субъективные причины зависят от деятельности отдельных людей и организаций.

Общие факторы характерны для всех отраслей экономики. Специфическими являются те, которые действуют в условиях отдельной отрасли или предприятия. Такое деление факторов позволяет полнее учесть особенности отдельных предприятий и сделать более точную оценку их деятельности. Постоянные и переменные факторы различают по сроку воздействия на результаты производства. Постоянные факторы оказывают влияние на изучаемое явление беспрерывно на протяжении всего исследуемого периода (отчётного периода, производственного цикла, срока жизни товара и т.п.). Воздействие же переменных факторов – разовое, нерегулярное.

К экстенсивным относятся факторы, которые связаны с количественным, а не качественным приростом результативного показателя, например, увеличение объема производства продукции путем расширения посевной площади, увеличения поголовья скота, количества рабочих и т.д. Интенсивные факторы характеризуют качественные изменения в процессе производства, например, повышение урожайности сельскохозяйственных культур в результате применения новых видов удобрений.

Факторы разделяют также на количественные и качественные, сложные и простые, прямые и косвенные. Количественные факторы, по определению, можно измерить (количество рабочих, оборудования, сырья, производительность труда и т.д.). Но, часто процесс измерения или поиска информации бывает затруднён, и тогда влияние отдельных факторов характеризуют качественно (больше – меньше, лучше – хуже).

Большинство изучаемых в анализе факторов состоят из нескольких элементов. Однако есть и такие, которые не раскладываются на составные части. В связи с этим факторы делятся на сложные (комплексные) и простые (одноэлементные). Примером сложного фактора является производительность труда, а простого - количество рабочих дней в отчетном периоде. Факторы, которые оказывают непосредственное влияние на результативный показатель, называют прямыми (факторами прямого действия). Косвенные же влияют через посредничество других факторов. В зависимости от степени опосредованности влияния различают факторы первого, второго, третьего и последующих уровней подчинения. Таким образом, факторы прямого действия - факторы первого уровня. Факторы, которые определяют результативный показатель косвенно, при помощи факторов первого уровня, называются факторами второго уровня и т.д. Кроме того, зависимость экономического показателя от факторов, действующих одновременно, разнонаправлено и с различной силой, может быть:

1) вероятностной, т.е. когда влияние одной величины (случайной) на изменение другой (случайной и неслучайной) может иметь возможный (вероятностный) характер. Например, зависимость себестоимости продукции от технического уровня производства, организации труда и других факторов;

2) детерминированной (функциональной), т.е. зависимость обобщающего показателя от факторов однозначна: каждому значению фактора-аргумента соответствует единственное значение обобщающего показателя (целевой функции).

В анализе финансово-хозяйственной деятельности широко используется балансовый метод (балансовые увязки), который позволяет выявить согласованность взаимозависимых показателей на основе составления отдельных балансов [12]. Это – баланс трудовых ресурсов, который характеризует потребность предприятия в рабочей силе и источники ее покрытия, баланс времени работы оборудования, позволяющий сопоставлять плановое время работы оборудования с фактическим временем ее использования, и др.

При изучении деятельности предприятия составляют также балансы материальных ресурсов, отражающие потребность предприятия в отдельных видах материалов и источники их покрытия, баланс производственной мощности, баланс доходов и расходов предприятия и др. Составление балансов позволяет выявить неиспользованные резервы производства.

Балансовый прием применяется и для проверки расчетов, проведенных другими приемами. Так, при определении влияния отдельных факторов на тот или иной показатель с помощью балансовой увязки проверяют правильность сделанных расчетов.

Способ долевого участия используется, когда трудно установить зависимость анализируемого показателя от частных показателей. Способ заключается в том, что отклонение по обобщающему показателю пропорционально распределяется между отдельными факторами, под влиянием которых оно произошло.

Способ цепных подстановок позволяет измерить влияние отдельных факторов на результат их взаимодействия - обобщающий (целевой) показатель, рассчитать отклонения фактических показателей от нормативных (плановых).

Подстановка - замена базисной или нормативной величины частного показателя фактической. Цепные подстановки - это последовательные замены базисных величин частных показателей, входящих в расчетную формулу, фактическими величинами этих показателей. Затем эти влияния (влияния произведенной замены на изменение величины изучаемого обобщающего показателя) сравниваются между собой. Число подстановок равно числу входящих в расчетную формулу частных показателей.

 

Коэффициенты рентабельности

Рентабельная работа предприятия определяется прибылью, которую оно получает. Для анализа рентабельности могут рассчитываться две группы коэффициентов рентабельности: рентабельность капитала и рентабельность деятельности.

Коэффициенты группы рентабельности капитала отражают, насколько эффективно предприятие использует свой капитал в целях получения прибыли.

Коэффициенты группы рентабельности деятельности позволяют оценить прибыльность всех направлений деятельности предприятия.

1) Рентабельность всех активов (ROA) является наиболее общим показателем:

 

. (16)

 

Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с каждого рубля, вложенного в активы предприятия, независимо от источника привлечения этих средств. Значение показателя рассчитывается делением балансовой либо чистой прибыли на среднюю за период величину стоимости всех активов.

Сравнивая значения вышеуказанного коэффициента, рассчитанные по балансовой и по чистой прибыли, можно выявить влияние на рентабельность налоговых отчислений и других платежей из прибыли, т.е. определить жесткость фискальной политики государства и местных органов власти.

2) Показатель рентабельности собственного капитала:

 

 . (17)

 

Определяет эффективность использования средств собственников, вложенных в предприятие, позволяет сравнить с возможным доходом от вложения этих средств в другие предприятия (ценные бумаги), служит важным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже. Коэффициент рассчитывается путем деления балансовой либо чистой прибыли на среднюю за период величину собственного капитала.

Полезным приемом в ходе анализа является сопоставление рентабельности всех активов и рентабельности собственного капитала. Разница между этими показателями обусловлена привлечением предприятием внешних источников финансирования. Если предприятие посредством привлечения заемного капитала получает больше прибыли, чем должно уплатить проценты на этот заемный капитал, то разница может быть использована для повышения отдачи собственного капитала. Однако, в том случае, если рентабельность активов меньше, чем проценты, уплачиваемые на заемный капитал, влияние привлеченных средств на деятельность предприятия должно быть оценено отрицательно.

3) Экономическая рентабельность (рентабельность инвестированного капитала):

 

. (18)


Коэффициент рассчитывается путем деления прибыли от основной деятельности на среднюю за период величину инвестированного капитала, представляющего собой сумму собственного капитала и финансовых обязательств компании.

4) Рентабельность финансовых вложений

 

. (19)

 

Показывает, насколько эффективно предприятие ведет инвестиционную деятельность, за исключением инвестиций в собственное развитие. Коэффициент рассчитывается по формуле, где числитель - сумма доходов по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях, знаменатель - сумма средних значений за период долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

5) Коэффициент рентабельности функционирующего капитала:

 

. (20)

 

Он дает наиболее полное представление о рентабельности производственной деятельности предприятия. Он определяется отношением объема результата от реализации продукции к средней за период величине капитала, непосредственно занятого в производственной деятельности. Величина функционирующего капитала определяется как разность между общей стоимостью активов и суммой долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Представляет интерес сравнение значений рентабельности функционирующего капитала и рентабельности инвестиций для определения более прибыльного направления деятельности предприятия.

6) Коэффициент рентабельности продаж

 

 (21)

 

Показывает рентабельность именно основной деятельности предприятия, очищенной от прочих доходов и результатов, что позволяет пользователю определить эффективность и планировать поступление прибыли от основной деятельности. Коэффициент рассчитывается посредством деления объема результата от реализации на объем чистой выручки от реализации.

7) Коэффициент рентабельности продукции

 

 (22)

 

Рассчитываемые коэффициенты представляют большой интерес для руководителей, экономистов и финансистов, поскольку, во-первых, позволяют определить тот круг сведений, который важен для читателей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений; во-вторых, предоставляют возможность глубже оценить финансовое состояние предприятия на любой момент времени и проследить его изменение в динамике не только в аналитических таблицах, но и в графическом виде; в-третьих, уменьшают искажающее влияние на отчетный материал инфляции, что особенно важно при анализе в долговременном аспекте; в-четвертых, рассчитываются на основе аналитического баланса-нетто, что приближает анализ финансового состояния предприятия к мировой практике.

Однако, необходимо учитывать, что коэффициенты сами по себе не имеют универсального значения и могут рассматриваться во взаимосвязи с другими коэффициентами и показателями, характеризующими финансовое состояние предприятия. Например, общепринято, что увеличение коэффициентов оборачиваемости - всегда положительное явление. Однако, следует отметить, что в некоторых случаях увеличение оборачиваемости может отражать негативные стороны в деятельности предприятия, в частности, в случае повышения объема продаж за счет реализации товаров с минимальной прибылью или совсем без прибыли. В такой ситуации требуется более подробный анализ, выходящий за рамки чисто финансового анализа.

Западные экономисты считают, что такие коэффициенты или ratios - финансово-оперативные показатели являются указателями наиболее болезненных мест в деятельности предприятия, которые нуждаются в более подробном анализе. Этот анализ в свою очередь может и не подтвердить предварительную негативную оценку, обусловленную расчетом того или иного коэффициента. Так, в ряде случаев та или иная величина коэффициента не соответствует общепринятой стандартной норме в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики отдельного предприятия; не всегда является обоснованным сравнение с усредненными коэффициентами в пределах отрасли в силу, например, диверсификации деятельности многих предприятий; фактически достигнутый уровень предшествующих лет мог быть не оптимальным для потребностей предприятия, существовавших в те годы, или мог быть оптимальным для предшествующих лет, но совершенно не соответствовать требованиям текущего периода и т.д.

С другой стороны, очевидно, что ни один из методов анализа не может учесть все многообразие хозяйственной жизни. Каждый из них выполняет свои функции, и с этой точки зрения значимость коэффициентов для общей оценки финансового состояния предприятия не вызывает сомнений. Аналитическая ценность финансовых коэффициентов подтверждается, в частности, тем, что в западных странах существуют специальные издания, в которых публикуются статистические сводки по этим показателям. Такие издания помогают потребителям отчетности ориентироваться в огромном количестве компаний и фирм, позволяют оценить деятельность конкретной компании и определить ее место (рейтинг) среди аналогичных компаний своей страны и мирового рынка.




Основные виды деятельности

Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

1) Проектирование, разработка, изготовление, ремонт, обследование, экспертиза, эксплуатация, реализация оборудования (в т.ч. подъемных сооружений) для нефтяной, газовой, химической, целлюлозно-бумажной, микробиологической, медицинской, пищевой, зерноперерабатывающей, лесной, легкой, строительной, энергетической и других отраслей промышленности, магистрального трубопроводного транспорта.

2) Производство строительных материалов, конструкций и изделий;

3) Производство полуфабрикатов и заготовок;

4) Научно-техническая деятельность, подготовка кадров;

5) Купля-продажа автомобилей, автосервис, транспортные услуги;

6) Консультационные услуги;

7) Заготовка, переработка и реализация лома черных и цветных металлов;

8) Внешнеэкономическая деятельность;

9) Торгово-посредническая деятельность;

10) Маркетинговая деятельность;

11) Лизинговые операции, производство оборудования, оснастки для предприятий всех форм собственности;

12) Разработка и проведение рекламных мероприятий, участие в международных выставках, а также организация выставок;

13) Ведение оптовой торговли, выполнение заказов по реализации товаров, услуг как внутри РФ, так и за ее пределами;

14) Ведение розничной торговли;

15) Выполнение работ по строительству объектов;

16) Производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;

17) Лечебно-оздоровительная, культурно-просветительская, образова-тельная, спортивная и другие виды деятельности.

 

Риски

Для возможности управления рисками необходимо спрогнозировать дальнейшее развитие событий, в частности, последствия принимаемых решений, выявить риски, оценить их.

Политика организации в области управления рисками сводится к следующему:

1) своевременное выявление рисков;

2) оценка их существенности и принятие своевременных мер по минимизации возможного негативного воздействия.

При этом учитываются внутренние факторы, связанные с экономической и политической конъюнктурой, ситуацией на рынке и другие риски, на характер и уровень которых предприятие не оказывает непосредственного воздействия. Происходит выявление рисков, возможности минимизации которых находятся в силах организации. Ряд рисков можно отнести к несущественным, однако принять во внимание, что они могут принять воздействующий характер в будущих периодах.

Ухудшение ситуации в отрасли возможно в результате снижения темпов экономического развития в стране и в мире в целом, отсутствия стабильности на рынке производимой продукции (услуг). Следствием такого падения и нестабильности могут являться, во-первых, падение спроса на производимую продукцию, выполняемые работы, оказываемые услуги, во-вторых, повышение уровня цен на сырье, материалы и средства производства, используемые предприятием, в-третьих, увеличение конкуренции на рынке производимых товаров (услуг).

Влияние описанных рисков выражается, прежде всего, в уменьшении количества заказов на производимую продукцию, выполняемые работы, оказываемые услуги, повышение себестоимости производимой продукции (работ, услуг), вытеснение предприятия с рынка конкурентами, производящими аналогичные товары (работы, услуги), уменьшение доли предприятия на рынке.

В качестве мер по снижению отраслевых рисков возможно использование базы «наработанных» контрагентов, как потребителей производимой продукции (работ, услуг), так и поставщиков сырьевых материалов, заключение контрактов на гибких, выгодных для предприятия условиях, наличие на рынке альтернативных поставщиков сырья и материалов, повышение уровня качества производимой продукции (работ, услуг), наличие системы контроля качества, разработка и развитие техники производства, а также гибкая и управляемая система производства.

Политическая и экономическая ситуация в России оказывает влияние на деятельность предприятия. К страховым рискам следует отнести потери от воздействия непредвиденных политических факторов. Такие потери порождают политический риск. Он проявляется в форме неожиданного, обусловленного политическими соображениями и событиями изменения условий хозяйственной деятельности, создающими неблагоприятный для предприятия фон и тем самым способными привести к повышенным затратам ресурсов и потере прибыли.

Типичные источники такого риска – увеличение налоговых ставок, введение принудительных отчислений, изменение договорных условий, трансформация форм и отношений собственности, отчуждение имущества и денежных средств по политическим мотивам. Предприятие осуществляет свою деятельность в спокойной географической зоне. Имеет транспортное сообщение по всем направлениям, как железнодорожный узел, так и речной и автомобильные магистрали. Субъект РФ, на территории которого преимущественно действует предприятие, характеризуется стабильной общественно-политической ситуацией Подверженность рискам форс-мажорных обстоятельств, таких как, стихийные бедствия, военные действия, гражданские волнения, забастовки и т.п. не высокая, вследствие географических особенностей и относительной социальной стабильности в регионе.

Финансовые риски выражаются в следующем.

Повышение процентных ставок по кредитам: При условии незначительного использования предприятием для финансирования своей деятельности банковских кредитов риску повышения процентных ставок по денежным кредитам оно практически не подвержено.

Изменение курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте РФ: доля экспортных контрактов предприятия, а также иных валютных операций незначительна, как следствие низкая степень подверженность такого рода риску.

Рост инфляции: данной разновидности финансового риска предприятие наиболее подвержено, выражается это, прежде всего, в значительном и неравномерном росте цен на сырье, материалы, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги.

Неплатежеспособность контрагентов (потребителей услуг, поставщиков сырья и материалов) выражается в недополучении прибыли, возникновении кассовых разрывов и пр.

В качестве мер по снижению финансовых рисков можно выделить, во-первых, заключение долгосрочных соглашений со «стабильными» контрагентами, отношения с которыми формировались на протяжении определенного периода времени и которые готовы предоставить финансовые гарантии исполнения своих обязательств, во-вторых, заключение контрактов с условием гибкого изменения цен на производимую продукцию, выполняемые работы, оказываемые услуги.

Риски, связанные с изменениями валютного регулирования.

Предприятие является участником внешнеэкономических отношений, и, соответственно, изменения валютного регулирования могут повлиять на результаты его деятельности.

Возможные изменения в сфере валютного регулирования, которые могут касаться обязательного возвращения части валютной выручки, ограничений по осуществлению российскими компаниями инвестиций за пределами Российской Федерации, могут привести к убыткам. Тенденция либерализации валютного регулирования уменьшает риски возникновения негативных последствий для деятельности, связанных с изменениями валютного законодательства.

Существуют риски, связанные с изменениями правил таможенного контроля и пошлин. В частности, возможное увеличение вывозных таможенных пошлин на реализуемую продукцию может негативно отразиться на финансовых результатах.

Риски, связанные с изменением налогового законодательства. Российская система налогообложения находится в процессе реформирования. В случае введения новых видов налогов или внесения изменений в порядок уплаты, увеличения действующих налогов предприятие может быть вынуждено платить более высокие налоги, что может оказать негативное влияние на его деятельности.

Организация осуществляет постоянный мониторинг изменений, вносимых в налоговое законодательство, оценивает и прогнозирует степень возможного влияния таких изменений на его деятельность и учитывает их в своей деятельности.

Продление лицензий предприятия на ведение определенного вида деятельности либо на использование объектов, нахождение которых в обороте ограничено (включая природные ресурсы) осуществляется в общем порядке и на условиях, предусмотренных российским законодательством, следовательно, каких-либо особенностей и отсутствия возможности продления таких лицензий нет.

Предприятие надлежащим образом и в срок выполняет свои обязательства перед третьими лицами, включая дочерние общества, в случаях, когда такое исполнение становится по каким-либо причинам невозможным, оно урегулирует ситуацию путем заключения соглашений на выгодных, удовлетворяющих интересам сторон условиях.

Вследствие наличия у организации стабильного круга контрагентов, как потребителей товаров(работ, услуг), так и поставщиков сырья и материалов риск возможной потери потребителей, на оборот с которыми приходится не менее чем 10 процентов общей выручки от продажи продукции (работ, услуг) невысокий.

 

Конкурентная среда

ОАО «Дзержинскхиммаш» испытывает сильную конкуренцию со стороны предприятий химического машиностроения, основными из которых являются:

- Волгоградский завод химического машиностроения;

- ОАО «УТС-Туймазыхиммаш»;

- ОАО «Рузхиммаш» г. Рузаевка;

- ОАО «Пензхиммаш»

- ОАО «Салаватнефтехиммаш»;

- «Механический завод» г. Бугульма;

- ООО «ОМЗ Нефтегазовые проекты «Ижорские заводы» г. Санкт-Петербург

- Тамбовский завод «Комсомолец» г. Тамбов

Основными показателями конкурентоспособности, на которые ориентируется ОАО «Дзержинскхиммаш» являются: стоимость, качество и сроки изготовляемой продукции.

 

Рынки сбыта продукции

Основные заказчики - потребители продукции, а также сумма поставок за период 2006-2009 год представлены в таблице 7.

География деятельности предприятия – это территория Российской Федерации, страны ближнего и дальнего зарубежья.

Рынками сбыта продукции являются: промышленно развитые регионы РФ; регионы, богатые недрами; нефтехимические комплексы стран СНГ; транснациональные компании – перевозчики нефтехимических продуктов и сжиженных газов.

 

Таблица 7 – Основные заказчики-потребители продукции

№ п/п Заказчик  

Сумма в т.ч.НДС, тыс. руб.

 
1 2

3

 
1 ОАО «Куйбышевский НПЗ»

15680,00

 
2 ООО «Омега Сервис» г.Москва

10600,00

 
3 Компания «Парсонз Глобал Серсисез Инк»

82847,00

 
4 ООО ТД «Дзержинскхиммаш» г. Москва

35200,00

 
5 ОАО «ТАИФ_НК» г. Казань

2576,90

 
6 ООО «Волжский институт машиностроения»

4199,80

 
7 ООО НПП «Экоэнергомаш» г. Казань

2443,00

 
8 ООО «Химполимер» г. Москва

1860,00

 
9 ЗАО «Илимхимпром» г. Братск

1810,00

 
10 Сода-хлорат Березники

5439,10

 
11 ОАО «Красцветмет» г. Красноярск

2065,00

 
12 ОАО «Саянскхимпласт» г. Саянск

1580,00

 
13 ООО НПП «Стройэффект»

3750,00

 
14 ОАО «ТАИФ_НК» г. Нижнекамск

2576,90

 
15 ООО «УТС-Туймазыхиммаш»

1801,00

 
16 ОАО «Росопторг» г. Пенза

1600,00

 
17 ООО «Торговый дом «ЛУКОЙЛ» г.Кстово

1764,00

 
18 Генерация

3753003,93

 
19 Комплектсервис

75 645,00

 
20 Генерация ЗАО

117923,72

 
21 ОМК-Сталь

53 380,00

 
22 РНПК

25 061,00

 
23 СибНИИНП

71980,00

 
24 Газнефтехиммаш

43031,34

 
25 ВСМПО

4619,00

 
26 Нефтемаш Сызрань

57510,67

 
27 Вагна-Шиппинг

30035,12

 
28 Генерация -Экспорт

57607,77

 
29 ALE Heavylift B.V.

11703,58

 
30 ВТМ НПО 7

7463,44

 
32

ООО «Геострой»

7270,01

33

ООО «ТАНЕКО»

130850,20

34

ООО «Генерация Нефтехимическое оборудование»

36026,30

35

ООО "СТТтранс -НН"

3690,10

36

ООО "Транспортно-экспедиторская фирма

"КонтРейл"

1 069,00

         

 

К негативным факторам, которые могут в будущем повлиять на сбыт продукции, можно отнести:

- снижение мировых цен на нефть и газ;

-отсутствие государственной поддержки отечественных нефтехимических компаний;

- повышение цен на энергоносители и металл;

Необходимо отметить такой важный фактор, как высокий уровень конкуренции с российскими и импортными производителями.

 

Анализ ликвидности

Рассмотрим аналитическую группировку статей баланса за 2005 - 2009 годы (Приложения А-З) по признаку ликвидности (таблица 10).

Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие условия [18]:

 

А1 ≥ П1,

А2 ≥ П2,

А3 ≥ П3,

А4 ≤ П4. (23)

 

Эти условия означают, что наиболее срочные обязательства покрываются наиболее ликвидными активами. Краткосрочные пассивы покрываются быстрореализуемыми активами. Долгосрочные пассивы - медленно реализуемыми активами. Труднореализуемые активы должны формироваться только за счет постоянных пассивов.

 

Таблица 10 - Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения

Активы по степени ликвидности

2005 2006 2007

2008

2009

 

1

2 3 4

5

6

 

А1. Высоколиквидные активы (денежные средства) (стр. 250+стр. 260)

1363 7597 8665

18853

127907

 

А2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная деб. задолженность) (стр. 240)

94276 57027 150066

116413

505607

 

А3. Медленнореализуемые активы (долгосроч. деб. задол. + прочие оборот. активы – расходы будущих периодов) (стр. 210+стр 220+стр 230+стр 270)

138867 107032 347161

752482

815635

 
А4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы) (стр. 190)

557884

298869

264903

319925

410014

Пассивы по сроку погашения

 

 

 

 

 

П1. Наиболее срочные обязательства (привлеченные средства) (кредиторская задолженность) (стр 620)

230206

137854

97185

363034

460413

П2. Среднесрочные обязательства (краткосроч. кредиты и займы) (стр 610+стр 630+стр 660)

93478

150880

371862

47580

336707

П3. Долгосрочные обязательства (стр 590+стр 640+стр 650)

12556

12309

131858

604184

782975

П4. Постоянные пассивы (собственный капитал (стр. 490)– расходы будущих периодов)

221644

169483

169890

192875

279068

                   

 

В случае если одно или несколько условий не выполняются, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе не компенсируется их избытком в другой.

Проанализируем 2009 год. На начало года получаются следующие неравенства: А1< П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 > П4.

На конец года: А1 < П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 > П4.

Таким образом, можно сделать вывод, что баланс предприятия ОАО «Дзержинскхиммаш» нельзя считать абсолютно ликвидным, а предприятие платежеспособным из-за большого количества заемных средств, высокой кредиторской задолженности. На начало года у организации имеется платежный недостаток в сумме 344181 тыс. руб., к концу года он сокращается и составляет 332 506 тыс. руб, т.е. предприятие не способно погасить текущую задолженность кредиторов на сумму 332 506 тыс. руб., что свидетельствует о неплатежеспособности организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени.

Следует отметить выполнение на начало и конец 2009 года всех остальных неравенств, что свидетельствует о достаточности собственного капитала организации (П4) для покрытия труднореализуемых активов (А4), а также о достаточности быстрореализуемых и медленно реализуемых активов для покрытия соответствующих пассивов.

Перейдем к непосредственному анализу коэффициентов ликвидности. Расчет произведен по формулам, приведенным во второй главе настоящего исследования. Ввиду большого объема данных расчет произведен с помощью автоматизированных методов обработки статистической информации.

Результаты расчетов сведены в таблице 11.

 

Таблица 11 - Коэффициенты ликвидности

Наименование коэффициента 2005 2006 2007 2008 2009
Коэффициент текущей ликвидности (формула 3) 0,72 0,59 1,08 2,16 1,82
Коэффициент абсолютной ликвидности (формула 4) 0,00 0,03 0,02 0,05 0,16
Ликвидность средств в обращении (формула 5) 0,30 0,22 0,34 0,33 0,79
Коэффициент ликвидности ТМЦ (формула 6) 0,43 0,37 0,74 1,83 1,02

 

Проанализируем значения рассчитанных коэффициентов.

1) Коэффициент текущей ликвидности.

Как видно из расчетов, значение коэффициента в 2007, 2009 годах попадает в необходимый интервал, что свидетельствует о том, что оборотного капитала достаточно для погашения краткосрочных обязательств. В 2008 году значение коэффициента 2,16, что говорит о нерациональном использовании предприятием своих средств и неэффективном их использовании. Однако, понятие о неэффективном использовании оборотного капитала при рекомендуемом верхнем значении этого показателя для промышленности – 2,0, скорее условное, чем практическое в сегодняшних условиях российской экономики, тем более, если принимать в расчет влияние кризиса 2008 года.

В стабильных экономических условиях такое высокое значение показателя означало бы действительно неэффективное вложение финансовых средств в оборотный капитал. Если предприятием не планируется массовый выброс продукции на рынок, то вложенные средства замораживаются и не приносят ожидаемой прибыли.

2) Коэффициент абсолютной ликвидности

Как видно из таблицы 11, в период 2005- 2009 годы коэффициент абсолютной ликвидности не был достаточен, что свидетельствует о нехватке денежных средств на счетах предприятия для погашения текущих обязательств

3) Коэффициент ликвидности средств в обращении

Как видно из таблицы, значения 0,79 (соответствие норме) коэффициент достигает только в 2009 году. Это означает, что на протяжении периода 2005-2008 год предприятие могло покрыть за счет наиболее ликвидной части оборотного капитала небольшую часть своих краткосрочных обязательств, что неблагоприятно сказывается на его платежеспособности и устойчивости.

4) Ликвидность при мобилизации средств (коэффициент ликвидности ТМЦ).

Как видно из расчетов, в 2005 - 2006 году значение коэффициента не превышало цифры 0,5, а в 2007-2009 году становится больше 0,5, а в 2008 году достигает значения 1,83.

Так, при неизменной кредитной политике (при стабильной сумме краткосрочных обязательств) значительный рост коэффициента ликвидности при мобилизации средств говорит в целом об ухудшении хозяйственной деятельности предприятия, в частности, о росте незавершенного производства, затоваривании сырьем, готовой продукцией, росте издержек и т.д. И, наоборот, при стабильном объеме материально-производственных запасов и затрат в случае уменьшения значений коэффициента можно предположить, что на предприятии ухудшилась ситуация с краткосрочными обязательствами, т.е. либо были взяты дополнительные краткосрочные кредиты, либо увеличилась задолженность кредиторам, либо и то и другое вместе.

 

Заключение

Курсовая работа состоит из двух глав.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты анализа экономических показателей промышленного предприятия, порядок его проведения, выбор информационной базы анализа. В этом разделе обоснована также необходимость проведения такого анализа как дальнейшей основы для составления прогноза.

Вторая глава исследования, более объемная, включает анализ финансового состояния преимущественно с использованием метода расчета финансовых коэффициентов.

Анализ был проведен за период 2005-2009 гг. Источниками информации для проведения анализа являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках ОАО «Дзержинскхиммаш» за анализируемый период.

Была проведена общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса за 2008-2009 гг. Анализ показал, что стоимость всего имущества предприятия к концу 2009 года увеличилась на 651490 тыс. руб.

Увеличение имущества произошло в основном за счет увеличения оборотных активов (на 561402 тыс. руб.). Однако наблюдается и рост внеоборотных активов (на 90089 тыс. руб.). Увеличение стоимости внеоборотных активов произошло за счет роста затрат незавершенного строительства, которое связано с приобретением оборудования в лизинг и ростом затрат на модернизацию производственных объектов предприятия. Это является положительным моментом, так как вложения в инновационные разработки принесут в будущем большую прибыль. Однако увеличение дебиторской задолженности в 4 раза отрицательно сказывается на финансовом состоянии организации. Однако положительным является увеличение денежных средств организации.

Проведя анализ источников финансовых средств (пассив баланса) можно отметить превышение темпов роста заемного капитала (156,26%) над собственным (142,48%), что отрицательно влияет на финансовую устойчивость предприятия. Заемный капитал возрос за счет значительного роста краткосрочных кредитов и займов (на 289127 тыс.руб.). Снижение удельного веса собственного капитала (с 16,77% до 15,52%) свидетельствует об увеличении зависимости предприятия от заемных средств.

Из анализа ликвидности предприятия за пять лет (2005-2009) можно сделать вывод о том, что баланс предприятия нельзя считать абсолютно ликвидным, а предприятие платежеспособным. Предприятие имеет неудовлетворительную структуру баланса с точки зрения платежеспособности (коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами меньше нормы). У ОАО «Дзержинскхиммаш» недостаточно денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (высоколиквидных активов) для погашения наиболее срочных обязательств.

По данным бухгалтерского баланса был проведен анализ финансовой устойчивости организации за период 2005-2009 гг.. Было определено, что ОАО «Дзержинскхиммаш», на конец 2009 года испытывает нехватку собственных оборотных средств, следовательно предприятие не имеет в наличие необходимых финансовых ресурсов для расширения своей деятельности.

Следует отметить на конец 2009 года: увеличение зависимости ОАО «Дзержинскхиммаш» от внешних источников и снижение платежеспособности; недостаток собственных источников формирования запасов. Эти факты свидетельствуют о кризисном финансовом состоянии организации. Однако можно отметить, что за анализируемый период наблюдается явная тенденция улучшения состояния по всем показателям, характеризующим платежеспособность и финансовую устойчивость. Кроме того, показатели оборачиваемости дают уверенность в стабилизации финансового состояния, так как их значения также говорят об увеличении активности продаж и оборотов предприятия.

 

Для улучшения и стабилизации финансово-экономического состояния ОАО «Дзержинскхиммаш» необходимо внести следующие предложения:

1. Добиваться увеличения имущества за счет увеличения собственного капитала. Это достигается повышением рентабельности производимой продукции.

2. Сокращать долю заемных средств в формировании имущества организации. У предприятия на данный момент достаточно ликвидных активов, чтобы покрыть текущую кредиторскую задолженность. Денежных средств достаточно, но используются они неэффективно, в частности. Поэтому необходимо составить план погашения кредиторской задолженности, несколько переструктурировав ее, не допуская тем самым дополнительных расходов, связанных с ее обслуживанием.

3. Относительно деловой активности прогноз более чем положителен. Так как обороты по продажам повысятся, о чем говорит высокий показатель деловой активности, этим необходимо воспользоваться и пересмотреть вопрос о том, насколько рационально используются имеющиеся ресурсы. Себестоимость продукции слишком высока, что не позволяет предприятию увеличивать собственный капитал. Возможно, некоторые расходы необходимо сократить или вовсе устранить. Как видно из материалов Отчета о прибылях и убытках за период 2005-2009 гг. прочие расходы высоки, а также высоки расходы на управление. Затраты на оплату труда обслуживающего и управленческого персонала слишком высоки. Производительность труда таких работников не покрывает расходы на их содержание. Кадровая политика требует пересмотра, в том числе необходима новая система оплаты труда.

4. Осуществление поиска внутренних резервов по увеличению прибыльности производства. Это может быть поиск новых доходных источников хозяйствования, таких как финансовые вложения.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что для повышения эффективности работы организации и повышения уровня прибыли от продаж руководству организации необходимо увеличить долю более рентабельных видов продукции и снизить затраты на приобретение и транспортировку товаров для последующей перепродажи.

5. Активно заниматься планированием и прогнозированием управления финансов предприятия. Если организация сумеет снизить себестоимость выпускаемой продукции (например, за счет покупки более дешевых материалов, снижения коммерческих и управленческих расходов и т.п.) и увеличить долю более рентабельных видов продукции, то в будущем ее дальнейшие финансовые результаты будут значительно выше.



Дипломная работа

На тему:

«Анализ финансовой деятельности на примере

ОАО «Дзержинскхиммаш»

 

 

Бор 2010г



Содержание

Введение

Глава 1 Анализ экономических показателей промышленного предприятия

1.1 Предмет, объект и задачи экономического анализа

1.2 Методы и приемы анализа

1.3 Этапы проведения финансового анализа

1.4 Анализ на основе расчета финансовых коэффициентов

1.4.1 Коэффициенты ликвидности

1.4.2 Коэффициенты финансовой устойчивости

1.4.3 Коэффициенты деловой активности

1.4.4 Коэффициенты рентабельности

Глава 2 Выбор объекта анализа и прогнозирование показателей

Эффективности

2.1 Общая характеристика организации ОАО «Дзержинскхиммаш

2.1.1 История развития предприятия

2.1.2 Основные виды деятельности

2.1.3 Структура органов управления

2.1.4 Сведения о банковских счетов

2.1.5 Риски

2.1.6 Сведения о наличии у предприятия лицензий

2.1.7 Сведения о среднесписочной численности сотрудников

2.1.8 Материалы, сырье и поставщики

2.1.9 Конкурентная среда

2.1.10 Рынки сбыта продукции

2.1.11 Внешнеэкономическая деятельность

2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Дзержинскхиммаш

2.2.1 Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса

2.2.2 Анализ ликвидности

2.2.3 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости

2.2.4 Анализ коэффициентов деловой активности

2.2.5. Анализ коэффициентов рентабельности

Заключение

Список использованных источников



Введение

В настоящее время активизируется роль финансов, усиливается значение финансовых показателей в оценке деятельности предприятий. Именно поэтому в настоящей работе будет проведен анализ финансового состояния исследуемого предприятия.

Целью данной работы является анализ финансово-экономических показателей на примере промышленного предприятия ОАО «Дзержинскхиммаш». Причем основным направлением исследования будет являться выявление негативных сторон в деятельности предприятия и формирование комплекса предложений по улучшению его финансового состояния в среднесрочной перспективе.

Основные задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы и методологию проведения экономического анализа на современном промышленном предприятии;

2. Составить организационно-экономическую характеристику исследуемой организации;

3. Произвести необходимые аналитические процедуры, в частности, анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса, анализ показателей финансовой устойчивости предприятия, анализ ликвидности баланса предприятия, анализ платежеспособности предприятии и т.п.

В качестве объекта анализа выбрано одно из крупных промышленных предприятий Нижегородской области ОАО «Дзержинскхиммаш». Данное предприятие является многопрофильным, но основная специализация – это химическое машиностроение. Выбор объекта обусловлено несколькими причинами, прежде всего тем, что предприятие находится на территории области и представляет собой многопрофильный промышленный комплекс. Продукция отличается разнообразием, ведутся экспортные поставки. Кроме того, на данном предприятии осуществляется научно-конструкторская работа. В настоящее время, как и многие предприятия по России, завод переживает последствия кризиса 2008 года, и находится не в самом устойчивом финансовом положении.

В данном проекте уделяется особое внимание экономическому анализу финансовых показателей, рассчитанных на базе бухгалтерской отчетности за период 2005-2009 годы. Всесторонний экономический анализ необходим для правильной и обоснованной интерпретации полученных прогнозных показателей, а также для определения совокупности наиболее значимых для предприятия экономических показателей.

Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретико-методологических и практических проблем организации процесса экономического прогнозирования; в учебном процессе при разработке учебных, учебно-методических пособий по курсу социально-экономического прогнозирования.



Анализ экономических показателей промышленного предприятия

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 273.