ТОО «АЛТУ» имеет базу для ведения своей хозяйственной деятельности и получения положительных результатов. Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции, результата от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
Таблица 8- Результаты финансово-хозяйственной деятельности, тысяч тенге
Показатели | 2008 год | 2009 год | Темп роста, % 2009г. к 2008г. |
А | 1 | 2 | 3 |
Доход от реализации продукции (товаров, услуг) | 44439 | 98428 | 2,2 раза |
Себестоимость реализованной продукции (товаров и услуг) | 34628 | 75789 | 2,18 раза |
Валовой доход | 9711 | 22639 | 2,3 раза |
Прочие доходы | 13325 | 10754 | 80 |
Расходы на реализацию продукции | 2811 | 5317 | 189 |
Расходы периода | 6525 | 17442 | 2,6 раза |
Доход (убыток) от основной деятельности | 13700 | 10634 | 77 |
Доход (убыток) до налогообложения | 13700 | 10634 | 77 |
Расходы по подоходному налогу | 4110 | 3190 | 77 |
Чистый доход (убыток) | 9590 | 7444 | 77 |
Как видно из таблицы, ТОО «АЛТУ» в 2009 году хотя и получил прибыль, но заметно ниже, чем в 2008 году, в размере 2146 тысяч тенге, что связано с появлением расходов на финансирование, а также увеличение себестоимости и расходов периода. Чистый доход и доходность зависят от того, какая себестоимость сложилась в периоде.
Таблица 9- Элементы затрат продукции, тысяч тенге
Элементы затрат | 2008 год | 2009 год | Абсолютное отклонение | Темпы прироста, % |
Материальные затраты | 21259 | 52326 | +31067 | +146 |
Амортизация | 4400 | 4220 | -180 | -4 |
Оплата труда | 4814 | 7875 | +3061 | +63 |
Прочие | 4155 | 11368 | +7213 | +173 |
Всего затрат | 34628 | 75789 | +41161 | +118 |
Как видно, себестоимость продукции резко возросла в 2009 году по сравнению с 2008 годом, повлияли и повышение цен на сырье, топливо, электроэнергию, оплата труда увеличилась на 63 %, резко увеличились прочие расходы – на 173 %. В целом себестоимость увеличена на 118 %.
В условиях рыночной экономики вопрос эффективного ведения хозяйственной деятельности выдвигается на первый план. Поэтому особое внимание уделяется состоянию предприятия. Оно характеризуется обеспеченностью всеми экономическими ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразным их размещением и эффективным использованием, взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Таблица 10-Расчет коэффициентов рентабельности
Показатели | 2008год | 2009 год | Изменение (+,-) |
Чистый доход, тыс.тенге | 9590 | 7444 | -2146 |
Выручка от реализации, тыс.тенге | 44439 | 98428 | +53989 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс тенге | 36628 | 90790 | +54162 |
Рентабельность затрат, % | 26 | 8 | -18 |
Рентабельность продаж, % | 21 | 7 | -14 |
Эти данные означают, что предприятие получило в 2008 году 21 тенге прибыли на каждые 100 тенге продаж, а в 2009 году этот показатель намного снижен и составляет всего 7 тенге.
Чтобы развиваться в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно знать, как управлять предприятием, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую заемные, как эффективно распорядиться чистым доходом предприятия и как повысить доходность деятельности предприятия.
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Экономические аспекты расширения производства по выпуску муки, хлеба и макарон. Для повышения доходности предприятия считаем необходимым применение стратегии расширения производства. Проект называется «Расширение производственной деятельности по производству муки, хлебобулочной и макаронной продукции».
Таблица 11 – Резюме проекта
1. | Наименование проекта | Расширение производственной деятельности по производству муки, хлебобулочной и макаронной продукции |
2. | Организационно-правовая форма | Товарищество с ограниченной ответственностью |
3. | Форма собственности | Частная |
4. | Среднесписочная численность | 15 человек |
5. | Почтовый адрес, телефон | Республика Казахстан, г.Астана, ул. Дорожная, 3/1 |
6. | Банковские реквизиты (в т.ч. тенговый, валютный, депозитный счет) | ОАО «Банк Туран Алем»; р/с 234589073, МФО: 734567890 |
7. | Фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта | Директор ТОО |
8. | Описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы «с нуля» или о расширении существующего дела | Переработка зерна в муку и изготовление хлебобулочных и макаронных изделий |
9. | Описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии | ТОО «АЛТУ» зарегистрировано 5 января 2008 года Астанинским управлением юстиции. Свидетельство о регистрации № 9780-3426-ТОО, РНН: 546456345678 |
10. | Краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал. Каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия | Управленческий персонал ТОО работает с самого начала деятельности предприятия. Все работники – высококвалифицированные кадры. Учредитель владеет 100 % долей предприятия. |
11. | Описание ситуации на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли | Конъюнктура рынка за последние годы изменилась в сторону увеличения перерабатывающих предприятий. За последний период производство зерна увеличилось с 162,9 тыс. тонн до 240,5 тыс. тонн, т.е. в 1,3 раза. ТОО «АЛТУ» намерено реализовывать муку в г.Астана, и Кокшетау. |
12. | Преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние | Высококвалифицированные работники, имеющие опыт в таких видах деятельности, как перелом зерна в муку, выпечка хлебобулочных изделий, производство макаронных изделий. |
13. | Долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени; | Получение достаточно высоких и стабильных доходов; создание дополнительных рабочих мест; более полное удовлетворение потребительского спроса населения; возможность производства высококачественной продукции |
14. | Потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам; | Кредитные средства в размере 5000 тысяч тенге предназначены для: закупа зерна. Ставка вознаграждения за полученный кредит 13% годовых. Срок погашения кредита по расчету составляет 36 месяцев, то есть октябрь 2010 года – сентябрь 2011 года. |
15. | Имущество заявителя | Стоимость имущества составляет 57000 тыс. тенге и включает в себя производственный корпус; мельница производительностью 65 тн. зерна в сутки; макаронный цех производительностью 2 тн. макаронных изделий в сутки; зерносклад; склад для муки; столярный цех; токарный цех; цех по производству полиэтиленовой пленки; технологическое оборудование, склад для макаронных изделий, пекарня на 1500 булок хлеба в сутки |
16. | Ключевые экономические показатели эффективности проекта | Доходность продаж – 12,9%, рентабельность затрат – 15,8%, коэффициент покрытие – 2,9%. |
17. | Возможные риски и система страховок. | Коммерческие риски могут возникнуть при реализации товара оптовым покупателям на условиях отсрочки платежей, к ним можно отнести просрочки оплаты и невозврата платежей. |
Цель проекта: ТОО «АЛТУ» представляет данный проект с целью обоснованности экономической целесообразности проекта для инвестирования (закуп, переработка зерна в муку и изготовление хлебобулочных и макаронных изделий).
Организационная структура и кадровый состав. Кроме административно-управленческого персонала, штат которого составляет 3 человек, в штате ТОО работает 12 производственных рабочих:
· Начальник цехов – 3 чел.
· Рабочие мельницы – 3 чел.
· Рабочие пекарни – 2 чел.
· Рабочие макаронного цеха – 2 чел.
· Электрик – механик – 1 чел.
· Разнорабочие – 1 чел.
Общая численность ТОО в среднем за календарный год составляет 15 человек. Перспективы в сбыте продукции в ближайшее время – это доведение производственного цикла до конечного продукта – приобретение зерна – переработка – реализация товара.
Основными видами деятельности ТОО являются:
· закуп, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;
· торгово-закупочная, торгово-посредническая, коммерческая;
· другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РК.
Весь персонал ТОО – высококвалифицированные работники, имеющие опыт в указанных видах деятельности (перелом зерна в муку, выпечка хлебобулочных изделий, производство макаронных изделий).
Преимущества предприятия:
· стабильный спрос на производимую продукцию (мука, хлеб, макаронные изделия), как продукцию первой необходимости;
· наличие необходимого оборудования и помещений;
· наличие квалифицированных кадров;
· выгодное местонахождение;
· наличие всех жизненно необходимых коммуникаций;
· наличие авто и железнодорожных путей.
Объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием, составляет 240,5 тыс. тонн. Доля предприятия на рынке неуклонно растет.
Благодаря широкомасштабной рекламе в средствах массовой информации появляется возможность привлекать заказчиков продукции не только в Акмолинской области, но и в соседних областях Республики. При производстве продукции отсутствует сезонность. Увеличить долю предприятия на рынке можно благодаря расширению производственной деятельности по производству муки, хлебобулочных и макаронной продукции. Хлебобулочные изделия: хлеб будет выпекаться на пекарном оборудовании – ротационная печь – «Муссон ротор – 7,1 ПМ» из муки 1 сорта. Производительность печи 1500 булок в сутки. Вес булки 650 гр.
Макаронные изделия: производство макаронных изделий будет осуществляться на технологическом оборудовании – агрегат 202 «Универсал». Производительность линии 2 тонн макаронных изделий в сутки.
Территориальное расположение клиентов. Основными потребителями муки являются коммерческие структуры, предприятия-производители хлебобулочных изделий. Основными конкурентами по производству и реализации муки потенциальными конкурентами являются ТОО «Рассвет», ТОО «Азимут», ТОО «Хлебопродукт». Однако емкость рынка намного превышает предложение.
Уровень технологии: строгое соблюдение технологии производства, в том числе использование качественного зерна и контроль за качеством производимой муки позволяет производить муку высшего качества.
Наличие каналов сбыта: сбыт продукции осуществляется по различным каналам сбыта – прямые поставки, через сеть посредников, через магазины и торговые точки. Отмечается стабильный спрос на продукцию, выпускаемую на предприятии. Анализ издержек показывает, что себестоимость 1 т. муки составляет 70000 тенге, 1 тонны хлеба – 91000, 1 тонны макаронных изделий – 100000 тенге. С какими проблемами сталкивается предприятие: изменение цен на зерно может привести к дополнительным издержкам. Предприятие имеет выгодное географическое положение, обусловленное транспортных магистралей.
Таблица 12 - Анализ сильных и слабых сторон предприятия
Сильные стороны проекта | · Наличие контракта о поставках зерна - невысокая себестоимость сырья · Невысокая себестоимость муки · Невысокая себестоимость хлебобулочных изделий · Невысокая себестоимость макаронных изделий · Наличие квалифицированного персонала |
Слабые стороны | · Отсутствие материально – технической базы · Высокая стоимость технологий производства · Насыщенность хлебобулочных изделий на рынке · Высокая стоимость электроэнергии · Ограниченность финансовых ресурсов |
Возможности | · Стабильный спрос на муку позволяет расширить объемы производимой продукции |
Угрозы | · Низкий урожай в засушливые годы · Падение цен на продукцию |
Характеристика продукции:
Функциональное назначение продукции, для целей она предназначена. Продукцией предприятия являются мука, хлеб, хлебобулочные изделия, макароны, которые используются для потребления в качестве продукта питания. Традиционно хлеб является основным продуктом питания у казахстанцев, поэтому спрос на него никогда не падает.
Примеры использования продукции. Мука может использована для выпечки хлеба как на хлебокомбинатах, так и частными пекарнями. Готовые хлебобулочные изделия и макароны направляются в розничную сеть потребителям.
Стоимость в зависимость от объемов производства. Стоимость муки, производимой ТОО «АЛТУ», составляет 70 тенге (первый сорт) за 1 кг, по 60 тенге (второй сорт)- за 1 кг. Реализация хлебобулочных изделий – 40 тенге за 1 булку, макаронных изделий – 50 тенге за 1 кг. Средняя норма прибыли по ценам составляет 18-20 %.
Для производства продукции применяются современные технологии. В связи с более жестокими требованиями к качеству продукции, предъявляемые потребителями. Планируется использовать лабораторию государственного стандарта, где будут производиться все необходимые анализы производимой муки (чистота, влажность, клейковина, зольность). Пробные партии муки будут анализироваться не реже чем 2 раза в месяц, и на всю партию муки будет прилагаться сертификат качества.
Ниже даны характеристики производимой продукции.
Мука: для производства муки используются пшеница 3-го класса:
· Влажность не более 14,5 %
· Клейковина не менее 24 %
· Стекловидность не менее 50
· Натура не менее 750 г/л
· Сорность не более 1-2 %
При переломе зерна раскладка выхода продукции будет иметь следующие параметры:
· Мука 1 и 2 сортов 75 %, в т. числе – 1 сорт – 45 %. 2 сорт – 30%;
· Отруби -20 %;
· Зерноотходы – 3 %;
· Сорт технологический – 2 %.
После переработки вышеуказанного зерна ТОО будет иметь муку 1-го 2-го сортов с характеристиками:
· Зольность не более 0,55 по высшему сорту и не более 0,75 по 1-му сорту;
· Клейковина не менее 25 % по высшему сорту и не менее 20 % по 1-му сорту.
Перелом зерна в муку будет осуществляться на мельничном оборудовании 6 F 2235x6 – 15T, с производительностью 17 тонн зерна в сутки.
Хлебобулочные изделия: хлеб будет выпекаться на пекарном оборудовании – ротационная печь – «Муссон ротор – 7,1 ПМ» из муки 1 сорта. Производительности печи 1500 булок в сутки. Вес булки 650 гр.
Макаронные изделия: производство макаронных изделий будет осуществляться на технологическом оборудовании – агрегат 202 «Универсал». Производительность линии 2 тн. макаронных изделий в сутки.
Принятая концепция ценообразования. Цены на муку, хлебобулочные и макаронные изделия относительно стабильным и доступным для большинства покупателей – это объясняется причинами:
· Увеличением производства и соответственно уровнем предложения.
Ситуация с ценами на муку, хлебобулочные и макаронные изделия не отличается от ситуации в целом по области. Динамика цен также отражает среднюю цену по области, которая стабилизировалась и в некоторых случаях может изменяться на 10-20 тенге за 1 кг.
Анализ рынка. Акмолинская область является одной из крупнейших производителей сельхозпродукции в Казахстане. Сельхозпроизводители и крестьянские хозяйства наибольшую часть пахотных земель используют под зерновые.
В связи с этим область характеризуется значительной насыщенностью предприятий по переработке зерна.
Конъюнктура рынка за последние годы изменилась в сторону увеличения перерабатывающих предприятий. За последний период с 2007-2009 г. производство зерна увеличилось с 162,9 тыс. тонн до 240,5 тыс. тонн, т.е. в 1,3 раза. ТОО «АЛТУ» намерено реализовывать муку в г. Астана, Кокшетау и Петропавловске.
Ценовая ситуация и конкурентная среда. Характерной особенностью местного рынка муки является полное отсутствие импортной муки, несмотря на то, что по некоторым видам продуктов доля импорта составляет 50% и более. В данный момент на рынке мука представлена в основном высшего и первого сортов, причем очень велика доля местной муки, которая почти полностью вытеснила муку, произведенную в других регионах.
Основными конкурентами могут выступать только мукомольные предприятия, расположенные в г. Астана. Поэтому мы уделяем первостепенное значение разработке правильной стратегии маркетинга для продвижения нашей продукции на рынок.
Критические факторы успеха
· Строгое соблюдение технологии производства, в том числе использование качественного зерна и контроль за качеством производимой муки;
· Наличие каналов сбыта;
· Стабильный спрос на продукцию.
Производственный план. ТОО «АЛТУ» располагает имуществом. В состав имущества входит:
· Производственный корпус;
· Мельница «Орунлаг» производительностью 65 тн. зерна в сутки;
· Макаронный цех производительностью 2 тн. макаронных изделий в сутки;
· Зерносклад;
· Склад для муки;
· Столярный цех;
· Токарный цех;
· Цех по изготовлению полиэтиленовой пленки;
· Технологическое оборудование;
· Склад для макаронных изделий;
· Пекарня на 1500 булок хлеба в сутки.
Используемые технологии
Мельница 6 F 2235 x6 – 150T, «Орунлаг» имеет стандартную технологическую цепочку, предусмотренную заводом-изготовителем, присущую большинству мельниц, но используемую не на всех мини-мельницах.
Данная технология включает в себя следующие этапы применяемого оборудования:
1. Очистка зерновых и сонных примесей (сепараторов).
2. Очистка поверхностей зерновок (обоечная машина).
3. Отделение минеральных примесей (камнеотборник).
4. увлажнение зерна перед помолом (увлажнительный агрегат).
5. Дранной и размольной процессы (вальцовый станок).
6. Обогащение крупок (ситовейка).
7. Контроль муки (лаборатория).
8. Весовыбойный процесс (весовыбойный аппарат).
9. Зашивка мешков (зашивочная машина).
Для выполнения этих операций имеется необходимая инфраструктура (помещение, электроэнергия, водоснабжение, теплоснабжение), необходимое оборудование и квалифицированный персонал.
Преимущество нашего производства перед другими мельницами в том, что многие из них не практикуют некоторые этапы производства (1, 2, 3, 7 стадии), что отрицательно сказывается на качестве производственной муки.
Хлебопечение будет производиться на пекарном оборудовании, которое состоит из:
1. печь ротационная
2. машина тестомесильная
3. шкаф расстойный
4. просеиватель муки
5. тестоокруглитель
6. шкаф жаровой
7. холодильная камера.
Производство макаронных изделий будет производиться на агрегате 202 для производства макаронных изделий «Универсал».
В связи с более жесткими требованиями к качеству продукции, предъявляемые потребителями, планируется использовать лабораторию Госстандарта, где будут производиться все необходимые анализы производимой муки (чистота, влажность, клейковина, зольность). Пробные партии муки будут анализироваться не реже, чем 2 раза в месяц, и на всю партию муки будет прилагаться сертификат качества.
Производственная программа предприятия предусматривает постепенное наращивание мощности и производства продукции. При этом создаются дополнительные рабочие места, что является очень важным в условиях усиливающейся безработицы.
Таблица 13 - Производственная программа предприятия
Показатели | За год |
Рабочих часов в смену | 8 |
Рабочих смен в день | 1 |
Рабочих дней в год | 303 |
Рабочих дней в неделе | 6 |
Переработка зерна, тонн | 5151 |
Переработка зерна в сутки, тонн | 17 |
Выход муки после перелома % | 75 |
Производство муки в год, всего | 3846 |
Производство муки первого сорта в год, тонн | 2319 |
Производство муки второго сорта в год, тонн | 1545 |
Производство отрубей в год, тонн | 1030 |
Потребность в мешкотаре с учетом отрубей, шт. | 97860 |
Производство хлебобулочных изделий в год, тонн | 295,4 |
Производство хлебобулочных изделий в сутки, тонн | 0,975 |
Производство макаронных изделий, тонн | 606 |
Производство макаронных изделий в сутки, тонн | 2 |
Потребление электричества в месяц, кВт | 194640 |
Потребление воды в месяц | 28 |
Таблица 14 - План персонала. Управленческий персонал.
Показатели | Среднегодовая численность | Среднемесячная оплата труда |
Руководитель | 1 | 650000 |
Главный бухгалтер | 1 | 55000 |
Зав. складом | 1 | 40000 |
ИТОГО | 3 | 160000 |
Таблица 14 - Производственный персонал.
Должности | Среднегодовая численность | Среднемесячная оплата труда | Месячный фонд оплаты труда |
Начальники цехов | 1 | 60000 | 60000 |
Операторы мельнич. комплекса | 3 | 40000 | 120000 |
Пекари | 3 | 40000 | 120000 |
Рабочие макаронного цеха | 3 | 30000 | 90000 |
Электрик механик | 1 | 40000 | 40000 |
Разнорабочие | 1 | 30000 | 30000 |
ИТОГО | 12 | 340000 | |
ВСЕГО | 15 | 500000 |
Таблица 15 - План сбыта: список продуктов
Наименование продукта | Единицы измерения | Цена, LCU |
Мука (средняя цена) | кг | 115 |
Хлеб | булка | 45 |
Макаронные изделия | кг | 230 |
Физический объем сбыта при 100 % загрузки технологического оборудования
Таблица 16 - Планируемый объем сбыта
Наименование | Период (кварталы) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Мука (т) | 966 | 966 | 966 | 966 | 966 | 966 |
Хлеб (бул) | 136875 | 136875 | 136875 | 136875 | 136875 | 136875 |
Макар. изделия | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 |
Наименование | Период (кварталы) | |||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Мука (т) | 966 | 966 | 966 | 966 | 966 | 966 |
Хлеб (бул) | 136875 | 136875 | 136875 | 136875 | 136875 | 136875 |
Макар. изделия | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 |
Финансовый план. ТОО «АЛТУ» планирует получить кредитные средства в размере 5000 тыс. тенге. Ставка вознаграждения за полученный кредит 12 % годовых. Срок погашения кредита по расчету составляет 36 месяцев, то есть октябрь 2010 года – сентябрь 2011 года. Направление использования кредитных средств – приобретение зерна для переработки его в муку и последующего использования муки для производства хлебобулочных, макаронных изделий и для непосредственной ее реализации (доведение производственного цикла до конечного продукта – приобретение зерна – переработка – реализация товара).
Бизнес –план представляется с целью доказать экономическую целесообразность данного проекта для инвестирования.
В качестве гарантии возвратности кредитных средств ТОО «АЛТУ» предлагает имущество ТОО:
1. производственный корпус – 29886 тыс. тенге;
2. мельничный комплекс – 2508 тыс. тенге.
Источником погашения кредитных средств будут являться денежные средства, полученные от реализации муки, хлебобулочных и макаронных изделий.
Срок реализации проекта.
Начало действия проекта – октябрь 2010 года.
Окончание - сентябрь 2011 года.
Срок действия проекта - 36 месяцев.
До настоящего времени ТОО «АЛТУ» кредитными средствами не пользовалось. Задолженность перед бюджетом по налогам и платежам не имеет.
Обоснование выбора проекта.
Выбор проекта обусловлен:
1. стабильным спросом на производимую продукцию (мука, хлеб, макаронные изделия), как продукцию первой необходимости;
2. наличием необходимого оборудования и помещений;
3. наличием квалифицированных кадров;
4. выгодным местонахождением;
5. наличием всех жизненно необходимых коммуникаций;
6. наличием авто и железнодорожных путей.
Выгоды от реализации проекта.
1. получение достаточно высоких и стабильных доходов;
2. создание дополнительных рабочих мест;
3. более полное удовлетворение потребительского спроса населения;
4. возможность производства высококачественной продукции.
ТОО «АЛТУ» не имеет филиалов и отдельных хозрасчетных подразделений, работает самостоятельно без влияния средств от других фирм и компаний.
Ставки налогов приняты стандартными для данной категории производителей.
НДС - 13 %
Подоходный налог с прибыли – 30 %
Социальный налог с ФПЗ - 21 %.
Финансовый анализ проекта произведен с использованием финансовых форм: потока движения денежных средств, таблицы которого приведены в расчетной части проекта.
Общие данные.
Продолжительность: 12 месяцев
Основная валюта проекта: тенге
Валюта для расчета на внешнем рынке: тенге
Курс на момент начала проекта: 1 доллар США = 120
Ставки налогов (по годам), %
Налог на прибыль - 30, НДС - 13 %
Социальный налог - 21 %
Аннотации
Производство муки за 12 месяцев | 363 т |
Хлеба за 12 месяцев | 547500 булок |
Макаронных изделий | 576 т |
Кредит банка | 5 000 000 |
Срок кредита | 36 месяцев |
Проценты по кредиту | 12 % годовых |
Таблица 17 - Планируемый график погашения кредита, тыс. тенге.
Периоды (кварталы) | Первоначальные остатки по кредиту | Сумма выплат по кредиту | Процент вознаграждения (3% в квартал) | Итого |
1 | 5000 | --- | 150 | 150 |
2 | 5000 | --- | 150 | 150 |
3 | 5000 | --- | 150 | 150 |
4 | 5000 | --- | 150 | 150 |
5 | 5000 | 625 | 150 | 775 |
6 | 4375 | 625 | 131,2 | 756,2 |
7 | 3750 | 625 | 112,5 | 737,5 |
8 | 3125 | 625 | 93,8 | 718,8 |
9 | 2500 | 625 | 75 | 700 |
10 | 1825 | 625 | 54,7 | 679,7 |
11 | 1250 | 625 | 37,5 | 662,5 |
12 | 625 | 625 | 18,8 | 643,8 |
ИТОГО | --- | 5000 | 1273,5 | 6273,5 |
В расчете затрат по заработной плате принимаются только работники, непосредственно принимающие участие в производстве и реализации муки, хлеба и макаронных изделий.
Таблица 18 - Расчет платежей по коммунальным услугам
Наименование услуг | Ед. измер. | Потребность в месяц | Цена за ед. без НДС, тенге. | Сумма платежей в месяц, тыс. тенге |
Электроэнергия в т.ч. мельница | Квт | 16220 11520 | 5-88 | 62,9 |
Пекарня | 2400 | |||
Макаронный цех | 2300 | |||
Уголь | т. | 20т. : 12 = 1,7 т. | 1810-34 | 3,1 |
Водоснабжение | м куб. | 28 | 240-00 | 6,7 |
Услуги связи | телефон | 3,1 | ||
ИТОГО | 75,8 |
Таблица 19 - Расчет прочих платежей
Наименование статей | Сумма расходов за месяц, тыс.тенге |
Бензин ГАЗ – 53 25л*15дн.*25-27 | 9,5 |
Аренда автотранспорта | 70,0 |
Аренда имущества | 30,0 |
Командировочные расходы | 50,0 |
Хозяйственные расходы | 10,0 |
Реклама | 4,0 |
Бензин на хоз. нужды 10 л.*24*29*29-37 | 7,0 |
ИТОГО | 189,3 |
Таблица 20 - Расчет потребностей в сырье и материале
| Ед. измер. | Норма расхода на 1 ед. | Цена за ед., тенге | Производительность | Сумма расходов в сутки, тыс. тенге | Расходы в месяц, тыс. тенге. | |||
В сутки | В месяц | ||||||||
Мельница
10095
171,6
12,50
4,0
0,71
1,0
176,9
Пекарня
0,67
Помол
0,003
0,9
0,004
10,0
0,0005
11,2
22,1
Макаронный цех
0,001
Помол
4480,5
3862,5
Себестоимость составляет:
1 т муки 50000 тенге
1 т хлеба 65500 тенге
1 т макарон, издел. 105000 тенге
Анализ рисков.
Коммерческие риски могут возникнуть при реализации товара оптовым покупателям на условиях отсрочки платежей, к ним можно отнести просрочки оплаты и невозврат платежей. Для минимизации подобных рисков необходимо соблюдать следующие требования:
1. получать информацию о деловой репутации, надежности и платежеспособности покупателя в случае первой сделки с покупателем;
2. при заключении договора обязательно включать пункт о штрафных санкциях;
3. определиться с фиксированным процентом доли продукции, реализуемой путем прямых продаж и на условиях отсрочки платежей. Подобные стандартные мероприятия полностью не исключают коммерческие риски, но позволяют их в значительной степени минимизировать.
4. при реализации проекта некоторые из факторов риска предстоит снизить путем проведения мероприятий, таких, как поиск постоянных торговых партнеров, активная рекламная компания по продвижению продуктов на рынки сбыта.
Приведенные в бизнес – плане расчеты дают основания полагать, что ТОО «АЛТУ» сможет обеспечить своевременный и полный возврат кредитных средств за счет производства и реализации муки, хлеба и макаронных изделий. Для обеспечения кредита товарищество имеет достаточное количество ликвидного имущества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1 В рыночной экономике целью деятельности предприятия является получение дохода. Доходность предприятия характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – это сумма доходов или прибыли. Объектом исследования дипломной работы послужило ТОО «АЛТУ», созданное в 2008 году на основании Устава в соответствии с Гражданским кодексом РК как субъект предпринимательства. Специализация Товарищества - переработка зерна, производство муки первого, второго сортов и несортовой на оборудовании производства Турции. Предприятие перерабатывает 65 тонн зерна в сутки.
2 По данным проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Имущество ТОО «АЛТУ» увеличилось по сравнению с 2008 годом на 57554 тысяч тенге или в 2,5 раза. Данное изменение произошло за счет увеличения удельного веса оборотных средств. Дебиторская задолженность, как в абсолютном значении, так и ее доли в оборотных средствах ТОО «АЛТУ» значительно увеличилась. Ее сумма возросла в 2009 году на 13463 тысяч тенге или в 2,8 раза.
3 Производительный капитал делится на основной и оборотный. Эффективность использования основных средств выражает показатель фондоотдачи. Переоценка же стоимости фондов происходит в зависимости от учетной политики предприятия. Оборотный капитал можно оценивать через показатель оборачиваемости оборотных фондов. В 2009 году на 100 тенге фондов пришлось 359 тенге продукции. Фондоотдача в 2008 г. оказалась ниже, чем в 2009г.в 2,2 раза и составила 1,62 тенге, т.е теперь на 100 тенге фондов приходится 162 тенге продукции. Оборотный капитал не эффективно используется в 2009 году, влияние оказывают как внутренние, так и внешние факторы.
4 Активы предприятия в целом имеют благоприятную динамику. Ликвидность в 2009 году заметно повысилась по сравнению с 2008 годом. Коэффициент абсолютной ликвидности снизился на остался без изменений, очень низким, промежуточной – увеличился на 0,03 и текущей – на 0,14. Компания имеет 44 тенге долга на 100 тенге собственного капитала на конец года. Если ТОО «АЛТУ» потребуется дополнительное кредитование, оно сможет его получить. Финансовое состояние предприятия устойчивое.
5 ТОО «АЛТУ» в 2009 году хотя и получило прибыль, но заметно ниже, чем в 2008 году, в размере 2146 тысяч тенге, что связано с появлением расходов на финансирование, а также увеличение себестоимости и расходов периода. Предприятие получило в 2008 году 21 тенге прибыли на каждые 100 тенге продаж, а в 2009 году этот показатель намного ниже и составляет всего 7 тенге.
6 Для повышения доходности предприятия считаем необходимым применение стратегии расширения производства. Проект называется «Расширение производственной деятельности по производству муки, хлебобулочной и макаронной продукции». Предприятию необходимы кредитные средства в размере 5000 тысяч тенге для закупа зерна. Ставка вознаграждения за полученный кредит 13%. Срок погашения кредита по расчету составляет 36 месяцев, то есть октябрь 2010 года – сентябрь 2011 года.
7 Ключевыми экономическими показателями эффективности проекта являются доходность продаж 12,9 %, рентабельность затрат 15,8 %, коэффициент покрытия 2,9 %. Долгосрочные и краткосрочные цели данного проекта это получение достаточно высоких и стабильных доходов; создание дополнительных рабочих мест; более полное удовлетворение потребительского спроса населения; возможность производства высококачественной продукции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Послание главы государства народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики», 09.02.2010 г.
2. Руководство по финансовому учету, отчетности и аудиту. Первая редакция Центральной и операционный отдел учета и отчетности. Всемирный банк, январь 1997 г.
3. О Бухгалтерском учете. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 26 декабря 1997 г.,№2732.
4. Дюсембаев К.Ш. Анализ финансового положения предприятия /Учебное пособие.- Алматы: Экономика, 2000.- с.184
5. Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учет: международный опыт. -М.: Финансы и статистика,1996.
6. Сатубалдин С.С. Учет затрат на производство в промышленности США.- М.:Финансы,1980.
7. Стандарты бухгалтерского учета. Национальная комиссия Республики Казахстан.- Алматы,1998.
8. Чумаченко Н.Г. Учет и анализ в промышленном производстве США- М.: Финансы,1971.
9. Мацкевичюс И.С Организация бухгалтерского учета в странах -членах СЭВ.- М.: Финансы и стватистика,1984.
10. Палий В.Ф. Основы калькулирования. -М.: Финансы и статистика,1987.
11. Стуков С.А. Система производственного учета и контроля. -М.: Финансы и статистика,1988.
12. Радостовец В.К. Финансовый и управленческий учет на предприятии.- Алматы: НАК «Центраудит», 1999.
13. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг»: Теория и практика.-М.: Финансы и статистика,1995.
14. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Пер. с франц.под ред. Л.П.Белых. -М.: Аудит, ЮНИТИ,1999.
15. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. -М.: ИНФАРМ,1997.
16. Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2005-2007гг., Астана, 2004.- С.167.
17. Портер М. «Конкурентная стратегия». М:.1985г.
18. Юданов А.Ю. «Конкуренция: теория и практика». М:.2000г.
19. Ахмеджанова С.А. «Конкурентоспособность пищевой промышленности Казахстана: теория, проблемы и механизм обеспечения» Алматы. 2003г.
20. Курмабаева А.Б. Оживление производства мукомольной промышленности // материалы международной научно-практической конференции «Экономическая наука в Казахстане: проблемы и пути реформирования, ч. 2, Алматы, Экономика, 2005.- С.183.
21. Жуламанов Р.К. Конкурентоспособность национальной экономики. Алматы.-1997г.
22. Селезнёв А.З. «Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России» М:. 2001г.
23. «Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2005-2015 годы». Астана 2005г.
24. Джумалиева Ж.Г. Формирование конкурентоспособности сельскохозяйственных товаров в условиях конкурентной среды, Алматы, 2005.- С.96, С.98.
25. Ажиханов Б. Современное состояние зернового хозяйства и рынок зерна в Казахстане, //Проблемы агрорынка, 1999.-С.136.
26. Шевчик П.П. «Зерновой рынок Казахстана: состояние, проблемы и тенденции развития» Алматы.-2000.-С.136.
27. Сельское, лесное и рыбное хозяйство Казахстана. Агентство Республики Казахстан по статистике. Статистический сборник, Алматы.-2003г.
28. Продовольственный рынок Казахстана, Институт экономических исследований при министерстве энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан, союз производителей продуктов питания Казахстана, Алматы.-2001г.
29. Абдукалимов А.А. АгроИнформ информационно-аналитический бюллетень МСХ РК №1, Астана.-2006г.
30. Ахмеджанова С.Б., Сертификация - необходимое условие конкурентоспособности пищевой продукции, Сб. научных трудов: Реформирование казахстанской экономики: уроки, теория и практика, Алматы, Экономика, выпуск №2, 2003.-С.137.
31. Закон Республики Казахстан «О зерне» от 29.01.2003г.
32. Отраслевые подпрограммы, утверждённые Постановлением Коллегии МСХ РК №6 от 22 января 2006г.
33. Рахимбеков Т.С. Поддержать переработчиков// Казахстанская правда, 8 мая 2005г.
34. Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстана на 2006-2010 годы, Астана-2005г.
35. Андреева Н.В. «Государственное регулирование сельского хозяйства в развитых странах» Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», выпуск №3, 1995г.
36. Шабалина В.М. Системы менеджмента - определяющий фактор конкурентоспособности//Пищевая и перерабатывающая промышленность Казахстана №3 2006г.
37. Информационные сайты www.wto.ru & www.wto.org,
Приложение 1 - Объем реализации продукции
Продукция | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Итого |
Мука 1 сорт (без учета на хлеб и макароны) | 6180 | 6180 | 6180 | 6180 | 6180 | 6180 | 6180 | 6180 | 6180 | 6180 | 6180 | 6180 | 74160 |
4,12 т/сутки 2 сорт | 6566 | 6566 | 6566 | 6566 | 6566 | 6566 | 6566 | 6566 | 6566 | 6566 | 6566 | 6566 | 78792 |
5,1 т/сутки | |||||||||||||
Хлеб | 2737 | 2737 | 2737 | 2737 | 2737 | 2737 | 2737 | 2737 | 2737 | 2737 | 2737 | 2737 | 32844 |
Макароны | 5184 | 5184 | 5184 | 5184 | 5184 | 5184 | 5184 | 5184 | 5184 | 5184 | 5184 | 5184 | 62208 |
ИТОГО | 20667 | 20667 | 20667 | 20667 | 20667 | 20667 | 20667 | 20667 | 20667 | 20667 | 20667 | 20667 | 248004 |
НДС | 2851 | 2851 | 2851 | 2851 | 2851 | 2851 | 2851 | 2851 | 2851 | 2851 | 2851 | 2851 | 34212 |
Всего без НДС | 17816 | 17816 | 17816 | 17816 | 17816 | 17816 | 17816 | 17816 | 17816 | 17816 | 17816 | 17816 | 213792 |
Приложение 2 - Расчет планируемой прибыли на период реализации проекта
Наименование статьи
Периоды
Приложение 3 - Прогноз движения денежных средств
Наименование статей
ПЕРИОДЫ
Приложение 4 - Анализ деятельности ТОО за период реализации проекта
Показатели | Единицы измерения | Величина |
Доходность продаж | % | 12,9 |
Рентабельность | % | 15,8 |
Коэффициент покрытия | раз | 2,9 |
Дата: 2019-12-22, просмотров: 319.