На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, опыта преподавания стереометрии в школе нами разработана модель обучения школьному курсу стереометрии на модульной основе.
Модель решает следующие задачи:
1. Усиление практической ориентации и прикладной направленности процесса овладения предметом путем достижения оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний.
2. Направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления.
3. Изменение методов, форм и средств обучения, направленных на формирование познавательной самостоятельности школьников, а также практических навыков анализа информации, самообучения.
4. Осуществление целенаправленного управления формированием и совершенствованием умений самостоятельной работы школьников.
Перечислим подходы к организации модели:
1. Контекстный (Вербицкий А.А.), позволяющий смоделировать учебный процесс таким образом, чтобы ученик оказался в ситуации самостоятельного целеполагания и целеосуществления.
2. Личностно-ориентированный предполагает опору на активную познавательную деятельность ученика при освоении предметного содержания, организацию процесса обучения в соответствии с его образовательными потребностями и индивидуальными особенностями.
3. Деятельностный направлен на овладение способами получения фундаментальных знаний и умений, погружение в реальную деятельность по овладению соответствующими навыками и технологиями.
4. Модульный определяет высокую степень систематизации знаний и умений в содержании обучения, проблемное изложение материала, акцент на формирование методов деятельности, повышение уровня самостоятельности в решении конкретных проблем.
5. Системный дает ряд преимуществ, основные из которых заключаются в возможности комплексного подхода к формированию системы математических знаний, распознании и анализе явлений и процессов окружающей действительности.
6. Компетентностный ориентирован на освоение умений и обобщенных способов деятельности. Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.
Перечислим факторы, влияющие на эффективность повышения геометрической подготовки школьников 10-11-х классов:
1. Мотивационные - формирование потребности в овладении познавательной самостоятельностью как важнейшим фактором принятия адекватных решений в условиях реальной действительности; развитие интереса к знаниям и предмету, стремления познать новое, любопытства и любознательности.
2. Содержательные – реализация возможностей контекстного, системного и личностно-деятельностного подходов в овладении предметными знаниями, познавательными, коммуникативными и рефлексивными умениями. Эти факторы являются необходимыми элементами самого процесса познания.
3. Процессуальные - овладение общими методами и приемами учения как инструментами, обеспечивающими интеграцию знаний, их действенность в выборе наиболее приемлемых способов решения задач в учебно-познавательной деятельности. В данную группу включены методы, приемы и способы работы учителя с учениками (дифференцированный и индивидуальный подходы, проблемное и модульное изложение материала, компьютерная поддержка процесса обучения и др.); формы проведения урочных и внеурочных занятий (семинары, конференции, олимпиады, исследовательская и научная работа и др.).
4. Прикладные – реорганизация учебно-познавательной деятельности путем изменения способа учения как важнейшей предпосылки доведения теоретических знаний до уровня их практического применения.
5. Социальные - отношения с родителями и окружающими, влияние средств массовой информации и т.д.
6. Психологические - обусловлены возрастными особенностями старшеклассников (выработка собственных взглядов и убеждений, потребность в самосовершенствовании и др.). К ним относятся факторы личного характера: склонности, способности, интересы, уровень общеобразовательной подготовки, волевые особенности.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 229.