Рассмотрим участников административного процесса, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с подведомственностью дел об административных правонарушениях.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Суд (районный (городской), хозяйственный), в соответствии со ст. 3.2. ПИКоАП, рассматривает:

- единолично судьей районного (городского) суда дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 9.1 «Умышленное причинение телесного повреждения», 9.2. «Клевета», 9.3. «Оскорбление», 9.5. «Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей», 9.6.«Отказ в предоставлении гражданину информации»  КоАП и другие, а также дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены прокурором;

- единолично судьей хозяйственного суда ст.ст. 11.8 «Осуществление банком инвестиций в уставный фонд без согласования с Национальным банком Республики Беларусь», 11.18 «Уклонение от погашения кредиторской задолженности», 11.32. «Нарушение банком или небанковской кредитно-финансовой организацией порядка перечисления денежных средств на счета нерезидентов» КоАП и другие, а также дела, об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены прокурором.

2. Сельский, поселковый исполнительный комитет, в соответствии со ст. 3.3. ПИКоАП, рассматривает  дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст.ст. 15.14. «Самовольное производство изыскательских работ», 15.15. «Невыполнение требований по эксплуатации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений», 15.16. «Нарушение установленного порядка производства топографо-геодезических и картографических работ», 15.17.«Уничтожение либо повреждение геодезических пунктов и маркшейдерских знаков или наблюдательных режимных скважин», ч 3 ст. 15.22 (незаконное уничтожение или повреждение деревьев, кустарников, цветников, газонов, расположенных на землях населенных пунктов), 15.23 «Нарушение правил лесных пользований», 15.24 «Нарушение правил использования участков земель лесного фонда», 15.44 «Выпас домашних животных в неустановленных местах», 21.14 «Нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов», 21.15 «Нарушение порядка проведения раскопок», ч.1 ст. 23.74 (за правонарушения, совершенные при осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без извещения соответствующего Совета депутатов первичного территориального уровня и (или) без заключения договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма), статьей 23.78 «Нарушение жилищного законодательства»  Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

3. Административная  комиссия (районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе) в соответствии со ст. 3.4. ПИКоАП, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. ст. 9.24 «Нарушение законодательства о книге замечаний и предложений», 10.8 «Уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений», 12.9 «Нарушение порядка осуществления торговой посреднической деятельности», 21.8 «Ненадлежащее выполнение работ, повлекшее завышение объемов или стоимости выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат»,  23.62 «Нарушение правил учета, хранения, транспортирования или использования взрывчатых материалов», 23.63 «Купание в запрещенных местах», 23.78 «Нарушение жилищного законодательства» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и другие.

 3. Комиссия по делам несовершеннолетних (районная (городская), районная в городе) в соответствии со ст. 3.5. ПИКоАП, рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенные несовершеннолетними.

Исключения составляют правонарушения, совершенные несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно не проживающими в Республике Беларусь, а также случаи, когда санкцией статьи Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена конфискация.

Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают также дела об административных правонарушениях, совершенные родителями несовершеннолетних или лицами, их заменяющими, предусмотренные ст. 9.4 «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей», ст. 17.4 «Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение».

 Рассмотрение административного дела, предусмотренного ст. 17.12 «Допуск на ночные дискотеки, в культурно-развлекательные (ночные) клубы несовершеннолетних» КоАП, также подведомственно комиссии по делам несовершеннолетних.

4. Органы внутренних дел (ОВД), в соответствии со ст. 3.6. ПИКоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные большим количеством статей Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 От имени органов внутренних дел дела об административных правонарушениях вправе рассматривать руководители территориальных ОВД; начальники, заместители начальников управлений, отделов, отделений Государственной автомобильной инспекции, а при отсутствии в отделах внутренних дел исполнительных комитетов отделов и отделений Государственной автомобильной инспекции - старшие государственные автомобильные инспекторы; командиры (начальники), заместители командиров (начальников) строевых подразделений дорожно-патрульной службы Государственной автомобильной инспекции, инспекторы дорожно-патрульной службы и другие инспекторы, осуществляющие контроль за соблюдением правил дорожного движения.

Так, ОВД рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 9.24 «Нарушение законодательства о книге замечаний и предложений», 9.27 «Уклонение родителей от трудоустройства по судебному постановлению», ч.1 ст. 11.1(незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства), 13.13 «Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге», 15.58 «Разжигание костров в запрещенных местах» и другими статьями КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов внутренних дел.

Согласно ч. 3 ст. 3.6. ПИКоАП, начальники, заместители начальников управлений, отделов, отделений Государственной автомобильной инспекции, а при отсутствии в отделах внутренних дел исполнительных комитетов отделов и отделений Государственной автомобильной инспекции - старшие государственные автомобильные инспекторы вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 18.9 (выбрасывание мусора или иных предметов из транспортного средства) и ч. 3 ст. 18.9 (открытие дверей транспортного средства во время движения), ст.ст. 18.12 «Нарушение правил эксплуатации транспортного средства», ст. 18.13 «Превышение скорости движения», 18.27. «Нарушение правил учебной езды» и другими статьями КоАП.

В соответствии с ч.4. ст. 3.6. ПИКоАП, командиры (начальники), заместители командиров (начальников) строевых подразделений дорожно-патрульной службы Государственной автомобильной инспекции от имени органов внутренних дел вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 18.9 «Нарушение правил пользования транспортным средством», ч. 1 - 4 ст. 18.12 «Нарушение правил эксплуатации транспортного средства», ч. 1 - 3 ст. 18.13 «Превышение скорости движения», а также другими статьями КоАП.

Старшие государственные автомобильные инспекторы, государственные автомобильные инспекторы, старшие инспекторы, инспекторы дорожно-патрульной службы и другие инспекторы, на основании ч.5 ст. 3.6. вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 18.9 «Нарушение правил пользования транспортным средством», ч.1-5 ст. 18.12. «Нарушение правил эксплуатации транспортного средства», ч. 1-2 ст. 18.13 «Превышение скорости движения» и другими статьями КоАП.

5. Органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь на основании ст. 3.7. ПИКоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст.ст. 9.6. «Отказ в предоставлении гражданину информации», 9.13. «Нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц», ч. 1 ст. 9.19 «Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы», ст. 9.20 «Сокрытие страхового случая», 9.24 «Нарушение законодательства о книге замечаний и предложений», 9.25 «Нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров», 9.26 «Нарушение законодательства об административных процедурах», 10.1 «Нарушение права государственной собственности на недра» и другими статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

От имени органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместители, директор Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместители, начальники главных управлений (управлений) и их заместители, председатели комитетов государственного контроля областей и их заместители, председатели межрайонных комитетов государственного контроля и лица, их замещающие, начальники органов финансовых расследований и их заместители.

6. Государственная  инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, согласно ст. 3.8. КоАП, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 10.4 «Нарушение права государственной собственности на животный мир», ч. 1-3 ст. 12.17 «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению» (за правонарушения, связанные с торговлей озерно-речной рыбой, мясом диких животных, дикорастущими растениями и их частями), ст. 15.7 «Нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений» и другими статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

От имени Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать начальник этой Государственной инспекции и его заместители, начальники областных и межрайонных инспекций охраны животного и растительного мира и их заместители.

7. Органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, согласно ст. 3.9. ПИКоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1-2 чт. 10.8. «Уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений», ст. ст. 15.29 «Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках», 15.57 «Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов», 15.58 «Разжигание костров в запрещенных местах», 18.11 «Нарушение правил пожарной безопасности на транспорте общего пользования, на автомобильных дорогах и дорожных сооружениях» и другими статьями КоАП.

 От имени органов государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Главный государственный инспектор Республики Беларусь по пожарному надзору и его заместители, старшие государственные инспекторы Республики Беларусь по пожарному надзору, главные государственные инспекторы областей и города Минска по пожарному надзору и их заместители, старшие государственные инспекторы областей и города Минска по пожарному надзору, главные государственные инспекторы городов и районов по пожарному надзору, государственные инспекторы городов и районов по пожарному надзору.

8. Органы государственного санитарного надзора, согласно ст. 3.10 ПИКоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.17 «Нарушение правил по охране труда», ч.2 ст. 12. «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению», ст. 15.51 «Загрязнение либо засорение вод», 15.52 «Нарушение правил водопользования»,  15.53 «Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств» и другим статьями КоАП,  протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов государственного санитарного надзора.

От имени органов государственного санитарного надзора дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, Белорусской железной дороги, Управления делами Президента Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов, районов в городах и их заместители.

9. Органы пограничной службы Республики Беларусь, согласно ст. 3.11 ПИКоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1,2 и 4 ст. 18.20 «Эксплуатация или допуск к участию в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ст.ст. 23.29 «Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь», 23.30. «Нарушение пограничного режима», 23.31 «Нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь», 23.32 «Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь», 23.55 «Нарушение правил пребывания в Республике Беларусь, а также правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов пограничной службы Республики Беларусь.

От имени органов пограничной службы Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь и его заместители, начальники пограничных управлений, групп, отрядов, отделов пограничной службы (береговой охраны), отделений пограничного контроля и их заместители.

10. Таможенные органы, согласно ст. 3.12. ПИКоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 11.44 «Нарушение установленного срока представления статистической декларации либо отсутствие такой декларации», ч. 9 ст. 13.6 (Неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более десяти базовых величин, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица), ст.ст. 13.10 «Нарушение порядка и (или) сроков исполнения поручений, решений органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о перечислении, взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а равно неисполнение указанных документов», 13.11«Неисполнение решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица», ч.2 ст. 14.2 «Недоставка в установленное место, выдача (передача) либо утрата находящихся под таможенным контролем товаров и (или) документов на них», а также другими статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами таможенных органов.

 От имени таможенных органов дела об административных правонарушениях вправе рассматривать начальники таможенных органов и их заместители.

11. Налоговые  органы, согласно ст. 3.13 ПИКоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.24 «Нарушение законодательства о книге замечаний и предложений», 11.3. «Нарушение законодательства об обязательной продаже иностранной валюты», 11.7 «Нарушение порядка ведения кассовых операций», 11.32 «Нарушение банком или небанковской кредитно-финансовой организацией порядка перечисления денежных средств на счета нерезидентов» и другими статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых органов.

От имени налоговых органов дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Министр по налогам и сборам Республики Беларусь и его заместители, начальники инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их заместители.

12. Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, согласно ст. 3.14 ПИКоАП, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12.4 «Нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов)», 12.6 «Превышение предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и нарушение установленного порядка регистрации цен (тарифов)», ч. 3 и ч. 4 ст. 12.9 «Нарушение порядка осуществления торговой посреднической деятельности» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь.

От имени Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать директор Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь и его заместители.

13. Органы  Министерства финансов Республики Беларусь, согласно ч.1 ст. 3.15 ПИКоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.11.4 «Нарушение порядка деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями», ст. 11.7 «Нарушение порядка ведения кассовых операций», ч.1 и ч.2 ст. 11.6 «Невозвращение из-за границы валюты», ч.1 и ч.2 ст.11.17 «Нарушение порядка ведения кассовых операций» и другими статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Министерства финансов Республики Беларусь, финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов.

Финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов, согласно ч.2 ст. 3.15 ПИКоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных «Нарушение порядка ведения кассовых операций», ч.1 и ч.2 ст. 11.6 «Невозвращение из-за границы валюты», ч.1 и ч.2 ст.11.17 «Нарушение порядка ведения кассовых операций», ст.21.17 «Нарушение порядка проведения подрядных торгов при заключении договоров на строительство объектов» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Министерства финансов Республики Беларусь, финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов.

От имени органов Министерства финансов Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Министр финансов Республики Беларусь и его заместители, уполномоченные на то должностные лица органов Министерства финансов Республики Беларусь, от имени финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов - руководители управлений (отделов) и их заместители.

14. Органы Национального банка Республики Беларусь, согласно ст. 3.16 ПИКоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 11.1 (незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства), ч.2 и ч. 3 ст.11.2 «Нарушение установленного порядка осуществления валютных операций», ст. 11.3 «Нарушение законодательства об обязательной продаже иностранной валюты», и другими статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Национального банка Республики Беларусь.

От имени органов Национального банка Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь и его заместители, уполномоченные на то должностные лица Национального банка Республики Беларусь, начальники главных управлений Национального банка Республики Беларусь по областям, городу Минску и Минской области и их заместители.

15. Органы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, согласно ст. 3.17, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.11.65 (осуществление перевозок без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами), ст.ст. 17.9 «Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах», 18.2 «Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта», 18.7 «Нарушение правил безопасности движения на водном транспорте» и другими статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, органов внутреннего водного транспорта, органов пассажирского городского и междугородного автомобильного транспорта, организаций государственного дорожного хозяйства.

От имени органов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь вправе рассматривать дела об административных правонарушениях:

 -начальник Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и его заместители, начальники филиалов Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и их заместители по делам об административных правонарушениях,  предусмотренных ч.1 ст. 11.65, ст.17.9, 18.9 «Нарушение правил пользования транспортным средством» и другими статьями КоАП, указанных в п.1 ч. 2 ст. 3.17 ПИКоАП;

- начальник Белорусской инспекции речного судоходства, по делам об административных правонарушениях, предусмотренных) ст.ст. 18.2 «Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта», 18.7 «Нарушение правил безопасности движения на водном транспорте», 18.11 «Нарушение правил пожарной безопасности», 18.24 «Допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, имеющего неисправности», 18.39 «Нарушение правил регистрации и учета судов»;

-руководители государственных организаций автомобильного транспорта, руководители обособленных подразделений, начальники контрольно-ревизорских служб этих организаций, их заместители, по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.17.9 «Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах», 18.9 «Нарушение правил пользования транспортным средством», 18.30  «Безбилетный проезд», 18.31 «Неоплаченный провоз багажа» 18.32 «Провоз пассажира без билета или багажа без квитанции»;

-начальники автодорожных пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.18 «Управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения», ч. 4 ст. 18.20 «Эксплуатация или допуск к участию в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ст. 18.26 «Нарушение водителем транспортного средства, осуществляющим автомобильную перевозку, режима труда и отдыха», 18.42 «Осуществление международной автомобильной перевозки без разрешения или международного сертификата технического осмотра», 18.43 «Нарушение правил проезда тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств».

16. Органы  железнодорожного транспорта, согласно ст. 3.18, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.17.9 «Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах», 18.2 «Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта» , 18.3 «Нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте», 18.4 «Нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта», и другими статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов железнодорожного транспорта.

От имени органов железнодорожного транспорта дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Начальник Белорусской железной дороги и его заместители, начальники отделений Белорусской железной дороги и их заместители.

По некоторым статьям, указанным в ч.3 ст. 3.18 ПИКоАП - начальник контрольно-ревизионной службы Управления Белорусской железной дороги и его заместители, начальники контрольно-ревизионных отделов отделений Белорусской железной дороги и их заместители; начальник военизированной охраны Белорусской железной дороги и его заместители, начальники отрядов (команд) военизированной охраны Белорусской железной дороги и их заместители; начальники станций и их заместители; начальники вагонных участков, пассажирских участков; начальники дистанций пути, дистанций сигнализации и связи и их заместители (ч.3 ст. 3.18 ПИКоАП).

17. Органы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, согласно ст. 3.19 ПИКоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 «Повреждение сенокосов или пастбищных угодий», 15.28 «Самовольный сбор в промысловых целях, уничтожение или повреждение лесной подстилки или живого напочвенного покрова», 15.29 «Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках», 15.31 «Уничтожение или повреждение информационных знаков на землях лесного фонда», ч.2 ст. 15.37 «Нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты», ст. 15.58 «Разжигание костров в запрещенных местах» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь.

От имени органов Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Министр лесного хозяйства Республики Беларусь и его заместители, генеральные директора, главные лесничие и начальники отделов охраны и защиты леса и охотничьего хозяйства областных органов лесного хозяйства, руководители и главные лесничие лесхозов и других лесохозяйственных предприятий и организаций.

18. Органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, согласно ст. 3.20 ПИКоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 15.1 «Нарушение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды», 15.2 «Нарушение требований экологической безопасности», 15.3 «Нарушение порядка реализации проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе», ч. 2 ст. 15.4 «Нарушение правил безопасности при обращении с генно-инженерными организмами, экологически опасными веществами и отходами» и другими статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

 От имени органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его заместители, руководители департаментов и их заместители, начальники специализированных инспекций этого Министерства и их заместители, руководители структурных подразделений в составе специализированных инспекций этого Министерства, председатели областных (Минского городского) комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды и их заместители, начальники специализированных инспекций этих комитетов, руководители структурных подразделений в составе этих комитетов, начальники городских и районных инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды и их заместители.

19. Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, согласно ст. 3.21 ПИКоАП, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.11.9 «Нарушение установленного порядка эмиссии и размещения ценных бумаг», 11.10 «Нарушение установленного порядка обращения ценных бумаг и осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг», 11.11 «Нарушение установленного порядка осуществления депозитарной деятельности», 11.59 «Незаконные действия с простыми и (или) переводными векселями», 11.73 «Незаконные использование либо разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг», 23.16 «Непредставление документов, отчетов и иных материалов», 23.73 «Непредставление либо несвоевременное представление документов, связанных с изменением вещных прав на простые и (или) переводные векселя» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, а также органов, осуществляющих контроль и надзор за выпуском и обращением ценных бумаг, профессиональной деятельностью по ценным бумагам.

 От имени Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать директор Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь и его заместители.

20. Органы государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь, согласно ст. 3.22 ПИКоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 20.3 «Нарушение правил охраны электрических сетей», 20.4 «Пуск газа на газоиспользующие установки без разрешения органов, осуществляющих надзор за использованием газа», 20.5 «Эксплуатация газоиспользующей установки без ведения учета расхода газа», 20.6 «Нарушение требований по подготовке к работе резервного топливного хозяйства», 20.9 «Нарушение правил пользования газом в быту», 20.10 «Нарушение правил пользования электрической или тепловой энергией», 20.11. «Нарушение правил эксплуатации тепловых сетей», 20.12 «Нарушение правил эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок», , 23.35 «Умышленные повреждение или срыв печати (пломбы)» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь.

От имени органов государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Главный государвенный инспектор Республики Беларусь по энергетическому надзору и его заместители, старшие государственные инспекторы по энергетическому надзору, Главный государственный инспектор Республики Беларусь по газовому надзору и его заместители, старшие государственные инспекторы по газовому надзору.

21. Органы  Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, согласно ст.3.23 ПИКоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.17 «Нарушение правил по охране труда», 9.18 «Нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений», ч.1 и ч. 4 статьи 9.19 «Нарушение законодательства о труде», статьями 9.20 «Сокрытие страхового случая», 9.25 «Нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

 От имени органов Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать директор этого Департамента и его заместители, начальники управлений и их заместители, начальники межрайонных инспекций труда и их заместители, начальники отделов и государственные инспекторы труда.

22. Органы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, согласно ст. 3.23 ПИКоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 11.65 «Невыполнение требований о заключении договора обязательного страхования», ст.15.7 «Нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений», 15.15 «Невыполнение требований по эксплуатации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений» и другими статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

 От имени органов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и его заместители.

23. Органы  государственной безопасности, согласно ст. 3.25 ПИКоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.  22.15 «Разглашение служебной тайны по неосторожности», 23.1 «Неисполнение выраженного в установленной законодательством форме требования, предписания либо представления об устранении нарушения», ч. 1 ст. 23.52 (нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, при наличии специального разрешения (лицензии)), ст. 23.55 «Нарушение правил пребывания в Республике Беларусь, а также правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов государственной безопасности.

От имени органов государственной безопасности дела об административных правонарушениях вправе рассматривать начальник органа государственной безопасности и его заместители.

24. Государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками и национальными парками, согласно ст. 3.26 ПИКоАП,  рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.8 «Нарушение требований по охране и использованию диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, мест их обитания и произрастания», 15.9 «Нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий», 15.21 «Нарушение порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы» и другими статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление заповедниками и национальными парками.

От имени государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление заповедниками и национальными парками, дела об административных правонарушениях вправе рассматривать директор (генеральный директор) государственного природоохранного учреждения и его заместители.

26. Органы Министерства юстиции Республики Беларусь, согласно ст. 3.27 ПИКоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.11.74 «Нарушение порядка приема наличных денежных средств адвокатами и нотариусами», 12.36 «Неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение правил осуществления риэлтерской деятельности», ч. 2 ст. 23.38 «Нарушение установленного порядка сдачи печатей и штампов» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Министерства юстиции Республики Беларусь.

От имени органов Министерства юстиции Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Министр юстиции Республики Беларусь и его заместители, уполномоченные на то начальники структурных подразделений Министерства юстиции Республики Беларусь и их заместители, начальники главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов и их заместители.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, ведущих административный процесс, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в случаях, установленных ПИКоАП.

К участникам административного процесса, защищающим свои или представляемые права, относятся:

-лицо, в отношении которого ведется административный процесс;

-потерпевший;

-законный представитель физического лица;

-представитель юридического лица;

-защитник.

Лицо, в отношении которого ведется административный процесс может быть лицом физическим, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом.

Правовой статус физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, закреплен частями 1-3 ст. 4.1. ПИКоАП.

Физическое лицо - индивидуальный предприниматель, в отношении которого ведется административный процесс, обладает правами и обязанностями физического лица, за исключением права иметь защитника, а также обладает правом иметь представителя, прекращать полномочия представителя.

Юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, обладает правами и обязанностями, предусмотренными пунктами 1, 10 - 13 части 1, пунктом 3 части 3 ст.4.1.ПИКоАП Юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, реализует свои права и обязанности через своего представителя, права и обязанности которого предусмотрены пунктами 2 - 9 части 1 и пунктами 1 и 2 части 3 ст. 4.1. ПИКоАП.

Потерпевшим, согласно ч.1 ст. 4.2. ПИКоАП, является физическое лицо, которому административным правонарушением причинены вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо, которому причинен имущественный вред или вред деловой репутации.

В качестве потерпевшего может выступать физическое или  юридическое лицо.

Правовой статус  потерпевшего – физического лица -  закреплен частями 2, 3 ст. 4.2. ПИКоАП, юридического – частями 4-6 ст. 4.2. ПИКоАП.

Законный представитель физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего - физического лица представляет в административном процессе интересы несовершеннолетних или недееспособных участников административного процесса. При отсутствии у физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего - физического лица законного представителя судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, признают законным представителем орган опеки и попечительства.

Правовой статус законного представителя закреплен частями 2-4 ст. 4.3. ПИКоАП.

Представитель юридического лица, согласно ст. 4.4. ПИКоАП, осуществляет защиту  прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, или юридического лица, являющегося потерпевшим, в пределах прав, предоставленных им законодательством Республики Беларусь, учредительными документами либо доверенностью.

Правовой статус представителя юридического лица подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, или документами, удостоверяющими его служебное положение и дающими право представлять интересы юридического лица без доверенности.

 Защитник - адвокат либо по ходатайству физического лица, в отношении которого ведется административный процесс по постановлению органа, ведущего административный процесс, может быть допущен один из близких родственников либо законных представителей лица, в отношении которого ведется административный процесс -  оказывает  юридическую  помощь, осуществляет  защиту прав, свобод и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется административный процесс

Оказание юридической помощи потерпевшему, а также физическому лицу - индивидуальному предпринимателю, в отношении которого ведется административный процесс,   осуществляет  представитель (адвокат и иное  лицо, которому доверено  представлять свои интересы).

Правовой статус защитника и представителя закреплен частями 6-8 ст. 4.5. ПИКоАП.

К иным участникам административного процесса, не заинтересованным в исходе дела об административном правонарушении (за исключением, возможно, свидетеля) относятся:

-свидетель - лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по делу об административном правонарушении, вызванное судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, для дачи объяснений либо дающее объяснения (ч.1 ст. 4.6 ПИКоАП), правовой статус которого закреплен частями 3, 4 ст. 4.6. ПИКоАП; в качестве свидетеля не может выступать лицо, в отношении которого ведется административный процесс; лицо, которое в силу возраста, физических либо психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении, и давать о них объяснения; защитник и представитель потерпевшего, лица, в отношении которого ведется административный процесс, - относительно обстоятельств, которые им стали известны в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя; священнослужитель - относительно обстоятельств, известных ему из исповеди;

-эксперт- не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, которому судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, поручено производство экспертизы (ч. 1 ст. 4.7. ПИКоАП), правовой статус которого закреплен частями 2-4 ст.4.7. ПИКоАП;

-специалист - не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, вызванное судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, для участия и оказания содействия в производстве процессуальных действий. Педагог или психолог, участвующие при даче объяснений несовершеннолетних потерпевшего, лица, в отношении которого ведется административный процесс, также считаются специалистами (ч.1. ст. 4.8 ПИКоАП); правовой статус специалиста закреплен частями 3,4 ст. 4.8. ПИКоАП;

-переводчик - не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении совершеннолетнее лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода, и участвующее в процессуальных действиях в случаях, когда лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший, их защитники, а также свидетели и иные участники административного процесса не владеют языком, на котором ведется административный процесс, а равно для перевода письменных документов. Переводчиком в соответствии с ч. 1 ст. 4.9. ПИКоАП, считается также лицо, понимающее знаки глухого или немого и способное изъясняться с ними знаками; правовой статус переводчика закреплен частями 3,4 ст. 4.9. ПИКоАП;

-понятой - не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении совершеннолетнее лицо, участвующее в производстве процессуального действия для удостоверения его факта, хода и результатов в случаях, установленных ПИКоАП, правовой статус которого закреплен частями 2-3 ПИКоАП.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 242.