Понятие, задачи и принципы административно-деликтного процесса.  Наука административного процессуального права. Административно-процессуальный закон
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Административно-деликтный процесс представляет собой деятельность компетентных органов и должностных лиц по возбуждению, рассмотрению и разрешению административных дел, исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях.

Административно-деликтный процесс - это также система процессуальных действий, регулируемых нормами административно-деликтного (административного процессуального) права, строго разграниченных по стадиям, связанными между собой общими задачами и принципами.

В ходе реализации административно-деликтного процесса осуществляется борьба с административными правонарушениями, их предупреждение, выявление лиц, совершивших административное правонарушение и привлечение их к административной ответственности.

Единственным законом,  устанавливающим порядок административного процесса, действующим на территории Республики Беларусь является Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. (далее -ПИКоАП). Нормы других законодательных актов, устанавливающих порядок административного процесса, права и обязанности его участников, подлежат включению в ПИКоАП.

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права. Если вступившими в силу международными договорами Республики Беларусь предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены ПИКоАП, применяются правила международных договоров.

Согласно ст. 1.2 ПИКоАП задачами Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях являются:

- установление правовой процедуры осуществления административного процесса;

-регулирование исполнения постановления о наложении административного взыскания, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, которым административным правонарушением причинены вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред;

-защита прав, свобод и законных интересов лиц, подвергнутых административному взысканию;

-формирование в обществе уважения к правам и свободам человека и гражданина, утверждению справедливости.

Задачи ПИКоАП следует отличать от задач административно-деликтного процесса. Согласно ст. 2.1. ПИКоАП задами административно-деликтного процесса являются:

-защита личности, ее прав, свобод и законных интересов;

-защита прав и законных интересов юридических лиц;

-защита общества и государства путем быстрого и полного рассмотрения дел об административных правонарушениях, изобличения и привлечения виновных к административной ответственности;

- обеспечение правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил административное правонарушение, был подвергнут справедливому административному взысканию и ни один невиновный не был привлечен к административной ответственности.

Принципы административно-деликтного процесса представляют собой единую систему руководящих положений, обеспечивающих реализацию административно-процессуальных норм, выполнение поставленных перед процессом задач.

Статьи 2.2-2.16 ПИКоАП закрепляют пятнадцать принципов административно-деликтного процесса:

1) законности при осуществлении административного процесса (ст. 2.2. ПИКоАП);

2) обеспечения защиты прав и свобод (ст. 2.3. ПИКоАП);

3) неприкосновенности личности (ст. 2.4. ПИКоАП);

4) уважения чести и достоинства личности, деловой репутации (ст. 2.5. ПИКоАП)

5)неприкосновенности жилища и иных законных владений (2.6. ПИКоАП);

6) презумпции невиновности (ст. 2.7. ПИКоАП);

7) обеспечения права на защиту физического лица, в отношении которого ведется административный процесс (ст. 2.8. ПИКоАП);

8) публичности административного процесса (ст. 2.9.ПИКоАП);

9) всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела (ст. 2.10. ПИКоАП);

10)ведения административного процесса на русском или белорусском языке (ст. 2.11. ПИКоАП);

11) равенства перед законом, равенства защиты прав, свобод и законных интересов (ст. 2.12. ПИКоАП);

12) независимости судьи и должностного лица органа, ведущего административный процесс (ст. 2.13. ПИКоАП);

13) открытого рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 2.14. ПИКоАП);

14) осуществления прокурорского надзора за исполнением законов при ведении административного процесса (ст. 2.15. ПИКоАП);

15) право обжалования процессуальных действий, постановлений (ст.2.16. ПИКоАП).

Административно-процессуальное право тесно связано с другими отраслями права и взаимодействует с ними. Наибольшая связь проявляется с конституционным, административным правом, уголовным правом и процессом.

Админитративное процессуальное право как наука является частью юридической науки видится как совокупность взглядов, раскрывающих сущность административно-деликтного процесса.

Следует отметить, что в настоящее время предмет административно-деликтного процессуального права четко не сформулирован.

По мнению Круглова В.А. предмет администртивного процессуального права составляют понятие, задачи, принципы, сущность, значение административно-деликтного процесса; правовое положение субъектов процесса, деятельность субъектов процесса по возбуждению, расследованию, рассмотрению, разрешению дел об административных правонарушениях; порядок исполнения постановлений об административных взысканиях; содержание процессуальных действий, условия, основания, порядок и последовательность хода всех процессуальных действий и всего административно-деликтного процесса в целом; нормы административного процессуального права, регулирующие административный процесс и возникающие при этом общественные отношения.

Однако, указанное определение предмета администативного процессуального права представляется не достаточно четким.

Административный процессуальный (административно-деликтный) закон представляет собой принятый Национальным собранием Республики Беларусь кодифицированный нормативный правовой акт – Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, регулирующий общественные отношения в сфере производства по делам об административных правонарушениях.

Административно-деликтный закон состоит из процессуальной и исполнительной части.

Процессуальная часть состоит из трех разделов и тринадцати глав.

Раздел I. Общие положения.

Глава 1.Основные положения.

Глава 2.Задачи и принципы административного процесса.

Раздел II. Участники административного процесса. Доказательства

Глава 3. Суд, органы, ведущие административный процесс, и их должностные лица. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

Глава 4. Участники административного процесса, защищающие свои или представляемые права и интересы, иные участники административного процесса.

Глава 5. Обстоятельства, исключающие возможность участия в административном процессе.

Глава 6. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.

Глава 7. Обжалование действий и решений судьи, должностного лица, органа, ведущего административный процесс.

Раздел III.Административный процесс.

Глава 8.Меры обеспечения административного процесса.

Глава 9. Начало административного процесса.

Глава 10.Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению.

Глава 11.Рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Глава 12. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении.

Глава 13. Исполнение постановления о наложении административного взыскания.

Исполнительная часть состоит из одного раздела и девяти глав.

Раздел IV. Исполнение административного взыскания.

Глава 14. Общие положения.

Глава 15. Исполнение постановления о вынесении предупреждения, наложении штрафа.

Глава 16. Исполнение постановлений о конфискации, взыскании стоимости предмета административного правонарушения.

Глава 17. Исполнение постановления о лишении специального права.

Глава 18. Исполнение постановления об административном аресте.

Глава 19. Исполнение постановления о лишении специального права.

Глава 20. Исполнение постановления о депортации.

Глава 21. Исполнение постановления об исправительных работах.

Глава 22. Исполнение постановления в части возмещения имущественного ущерба.  

 Заключительные положения ПИКоАП образуют один раздел, состоящий из одной главы, включающей одну статью 23.1. «Порядок введения в действие настоящего Кодекса», состоящую из одного предложения.

Согласно ст. 1.3. ПИКоАП, административный процесс на территории Республики Беларусь ведется в соответствии с ПИКоАП, независимо от места совершения административного правонарушения.. При ведении административного процесса применяется закон, действующий соответственно во время начала ведения административного процесса, подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения административного взыскания.

Действие ПИКоАП распространяется на:

- граждан Республики Беларусь;

- иностранных граждан;

- лиц без гражданства;

- индивидуальных предпринимателей;

-государственные органы и их должностных лиц;

-юридические лица.

Административный процесс, согласно ст. 3.31, ведется по месту совершения административного правонарушения. В целях обеспечения оперативности, объективности и полноты административного процесса он может проводиться по месту обнаружения или выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту жительства, месту пребывания (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 356.