Тема 6 Прибыль и рентабельность.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прибыль и рентабельность относятся к числу важнейших показателей, характеризующих эффективность работы машиностроительных предприятий, действующих на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования.

Прибыль является обобщающим показателем хозяйственной деятельности предприятия. наличие прибыли свидетельствует об эффективности производства и капитальных вложений, о благополучном финансовом состоянии предприятия.

Прибыль - один из основных источников накоплений и образования финансовых ресурсов государства: около 1/3 дохода госбюджета составляют отчисления от прибыли.

Планирование прибыли позволяет остановить размер чистого дохода отрасли, оценить результаты деятельности отраслей, предприятий, регламентировать финансовые взаимоотношения предприятий с вышестоящими организациями и госбюджетом. Денежные накопления, являясь гос.собственностью, частично изымаются у предприятия в виде налога с оборота и отчислений от прибыли в бюджет, банкам и вышестоящим органам. Другая часть поступает в полное распоряжение предприятия и вместе со средствами на оплату труда образуют хозрасчетный доход коллектива.

В практике хозяйствования используются различные показатели прибыли.

Это, прежде всего балансовая прибыль, учитывающая результаты всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Оно включает:

8. Прибыль от реализации продукции основной деятельности;

9. Прибыль от реализации прочей продукции и услуг подсобных и обслуживающих производств, а также работ и услуг непромышленного характера;

10. Прибыль (убыток) от внереализованных операций.

 

Основной частью балансовой прибыли является прибыль от реализации продукции. Это чистый доход предприятия, устанавливающий собой разницу между денежной выручкой от реализации произведенной продукции по оптовым ценам предприятия ( без налога с оборота ) и ее фактической себестоимостью.

Размер прибыли от реализации продукции планируется двумя методами:

1 методом прямого счета на основе определения товарной и реализованной продукции в оптовых ценах по себестоимости;

2 расчетно-аналитическим методом, основанным на учете влияния технико-экономических факторов изменения прибыли в планируемом году.

 

По методу прямого счета прибыль определяется как разность между объемом реализуемой продукции в стоимостном выражении и полной суммой затрат производства на ее изготовление и реализацию (полная себестоимость реализуемой продукции):

Пр = å Nр Ци - å Nр S   (30)

где - n - количество наименований продукции (номенклатура) ;

N - объем реализованной продукции по каждому наименованию в натуральных единицах;

Ци - оптовая цена предприятия (без налога с оборота) единиц продукции;

S - полная себестоимость единицы продукции

 

Метод прямого счета при планировании прибыли может применяться как по отдельным видам изделий, так и по всей товарной продукции. С его помощью обеспечивается достаточная обоснованность планового размера прибыли, если правильно исчислена себестоимость реализуемой продукции, учтено изменение оптовых цен и ставок налога с оборота.

Этот метод расчета прибыли прост, но громоздок при большой номенклатуре выпуска. Кроме того, он не позволяет проследить влияние на прибыль различных факторов - изменения цен, объема выпуска и т.д.

Поэтому наряду с методом прямого счета прибыли применяется метод аналитического (коэффициентного) расчета. Аналитический метод расчета прибыли выявляет влияние на плановый размер прибыли ряда факторов: роста объема продукции, экономии от снижения себестоимости продукции, изменения ассортимента, цен, налога с оборота и т.д. этот метод исходит из рентабельности производства в базовом (отчетном) периоде и роста соответствующих показателей в планируемом периоде. Расчет производится в следующем порядке:

1) определяется прибыль планируемого года, исходя из объема товарной продукции в оптовых ценах и базового уровня рентабельности;

2) рассчитывается влияние на плановую прибыль таких факторов, как снижение себестоимости товарной продукции в соответствии с заданием на предстоящий год, повышение качества изделий, изменение оптовых цен и ставок налога с оборота;

3) определяется прибыль по товарной продукции как сумма прибыли по базовой рентабельности и результатов влияния факторов.

 

Механизм формирования и использования прибыли показан на схеме:

 

 

Выручка от реализации продукции без НДС и акцизов
Себестоимость продукции
                                                                                         

 

                                                                                               

 


Прибыль от реализации прочей продукции, работ и услуг непромышленного характера определяют, как правило, исходя из объема (в стоимостном выражении) этой продукции, работ и услуг и их себестоимости.

В планируемую прибыль от внереализационных операций включаются только относимые к прибылям и убыткам доходы и расходы, связанные с нормальными условиями хозяйственной деятельности предприятий и имеющие, как правило, постоянный характер (например, расхода на содержание объектов соцкульбыта).

Из балансовой прибыли, в соответствии с законодательством о налогах на прибыль, производятся обязательные платежи.

Балансовая прибыль за минусом налогов называется чистой прибылью.

Показатели прибыли выражают абсолютный эффект деятельности фирмы.

Для характеристики эффективности применяемых ресурсов и текущих затрат используются показатели рентабельности.

Прибыль характеризует эффективность производственно-финансовой деятельности предприятия. Абсолютная величина прибыли без сравнения с обеспечивающими ее затратами мало что объясняет. Поэтому в практике финансово-экономического анализа используется показатель рентабельности - это относительный показатель интенсивности производства, рассчитываемый отношением прибыли от реализации к себестоимости реализованных товаров (продукции, работ, услуг).

Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию продукции, но и для образования прибыли.

Считывая, что прибыль связана как с себестоимостью  изделия, так и с ценой по которой она реализуется , рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам.

Рентабельность продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам:

 
 
      

 

где - Р - рентабельность продукции в %

П - валовая прибыль предприятия, руб;

Сп - полная себестоимость реализованной продукции, руб;

Цп - объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом НДС, СН и акцизов), руб.

Также рентабельность исчисляется как отношение прибыли к стоимости производственных фондов:

 
                               

 

где - Р - уровень рентабельности производства, %

П - сумма валовой прибыли, руб;

ОФ - среднегодовая, стоимость основных производственных фондов, руб;

НОС - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств ( материальных оборотных средств), руб.

 

Важным фактором роста в современных условиях является:

- совершенствование системы управления производством на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах;

-  повышение эффективности использования ресурсов предприятия на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;

- индексация оборотных средств и четкое их определение источников их формирования.

Контрольные вопросы

1 Как формируется прибыль ?

2 Что является налогооблагаемой и распределяемой прибылью ?

3 Назовите экономические факторы, влияющие на величину прибыли.

4 Дайте понятие рентабельности и методы ее определения.

5 Что общего и различного в понятиях прибыли и рентабельности ?

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 410.