Прибыль - конечный результат деят торг прд кот-й выражается как разница между д-дами и р-дами пред.
Прибыль – произведенный и обяз-но реализуемый прибавочный продукт. Она создается на всех стадиях воспр-ва, но свою специфическую форму получает на стадии реал-ции. В условиях рынка прибыль яв-ся важной эк категорией и основной целью деят любой ком орг. Как эк категория прибыль отражает чистый д-д полученный в результате ФХД.
f прибыли: прибыль – эк показ-ль, хар-щий фин результат деят; прибыль как стимул развития пр-ва прояв-щийся в процессе распределения и исп-я прибыли; прибыль как основной источник формирования фин результатов.
За счет прибыли выполняются обяз-ва перед бюджетом, банками и др орг. Рост прибыли позволяет или создает фин базу для укрепления самофин-я, расширения воспр-ва, решения соц проблем. В упрощенном виде прибыль – разница между д-ми и р-ми. Такую прибыль принято называть бухгалтерской. Она отражает фин результат конкретной деят.
Эк прибыль – разность между валовым д-дом и эк изд. Эк прибыль меньше бух-ой на величину з-т не учитываемых в составе ИО. Положит результат полученный как разность между д-ми и р-ми это прибыль, отриц – убыток.
F влияющие на прибыль или убыток: внеш и внутр. Внешние F: обще-эк: повышение инноваций и др; эколог; организ: соблюдение дисциплины постав-в, банковских орг и др; рын: неразвитость рынка, инфрастр-ра. Внутренние F: произв, технолог, соц, эк (обеспеченность всеми видами ресурсов), организ. Прибыль как эк категория класс-ся по: источникам происхождения и образ-я, по назначению, по видам п.д и др критериям.
Модель формирования прибыли яв-ся единой для всех пред не зависимо от орг-но-правовой формы хоз-я и формы собств-ти. По составу вкл-ых элементов различают: вал прибыль, прибыль от реал-ции, прибыль до н/о, чистая прибыль.
Валовая прибыль: разность между выручкой от реал-ции (за минусом НДС, акциза и др обязательных платежей) и себ-тью проданных т, р, у. ВПр=В-С. Размер валовой прибыли исп-ся для хар-ки эф-ти деят произ подразделений пред, в Т для хар-ки торг деят.
Прибыль от продаж: разность между валовой прибылью и суммой ком и управ р-дов.
Прибыль до н/о: опр-ся как разность между прибылью от продажи и сальдо прочих д-дов или р-дов.
Чистая прибыль: разность между налогооблагаемой прибылью и налогом на прибыль.
Чистая прибыль пред распределяется сам-но по усмотрению админ-ции. Она м.б направлена на пополнение собств оборот ср-в, на расширение сфер деят, на решение соц проблем коллектива.
Рент-ть – относ показ-ль прибыли. Показ-ли рент-ти хар-ют эф-ть вцелом д-дность различных направлений деят, окупаемость з-т.
Рент-ть – относ показ-ль кот-й обладает св-вой сравнимости а след-но может исп-ся при сравнении различных субъектов хоз-я.
В зав-ти от уровня У. отраслевой принадлежности и других показ-лей эффект может быть выражен показ-ми валового нац продукта.ю нац д-да и др.
Основными показ-ли можно объединить в след группы: показ-ли хар-щие окупаемость изд пр-ва или инвестиц проектов, показ-ли хар-щие прибыльность продаж, показ-ли хар-щие д-дность капитала и его частей.
Все показ-ли рент-ти могут быть рассчитаны на основе прибыли от продаж, прибыли до н/о (баланс прибыль) и чистой прибыли.
1)в торг орг осн показ-лем рент-ти яв-ся рент-ть продаж (или уровень прибыли) Упр=суммаП/Т*100. эк смысл: какая сумма прибыли приходится на 100 руб т/о.
2) показ-ли эф-ти исп-я ресурсов: А) эф-ть исп-я матер ресурсов Упр=П/ОФ*100 размер прибыли полученной с каждых 100 руб ср-в вложенных в основные фонды. Б) эф-ть исп-я фин ресурсов Упр=П/оборот ср*100 сумма прибыли на 100 руб оборотных ср-в. В) эф-ть исп-я труд ресурсов Упр=П/ФЗП*100 сумма прибыли на 100 руб ср-в вложенных в труд ресурсы. Г) эф-ть исп-я эк ресурсов Упр=П/(ОФ+ОбС+ФЗП)*100 сумма прибыли с каждых 100 руб вложенных в эк ресурсы.
3) эф-ть исп-я з-т П/ИО
4) рент-ть (д-дность) капитала.
Анализ прибыли и рент-ти.
Цель анализа прибыли и рент-ти: выявить резервы повешения рент-ти или эф-ти деят пред.
Задачи: установить степень выполнения плана и выявить дин-ку изменения прибыли и рент-ти; выявить и измерить действия различных F на величину прибыли; опр-ть резервы дальнейшего роста прибыли.
Инф. База: бух баланс, форма 2 – отчет о прибылях и убытках, план и факт данные всех V-х показ-лей, инфа о конкурентах.
Послед-ть анализа: опр-ся отклонение факт показ-лей от плана, как абсолют так и относ (по сумме прибыли и по уровню); выявляется изменение прибыли и рент-ти за ряд лет т.е дин-ка; производится расчет влияния F; разрабатывается комплекс мер направленных на повыш рент-ти или улучшение фин показ-лей.
Анализ прибыли и рент-ти проводится по всем видам прибыли, при этом опр-ся стр-ра балансовой прибыли (налогооблагаемой), т.е проводится вертик анализ кот-й показывает какую часть в прибыли до н/о занимает прибыль от продаж.
Показ-ли анализа: 1) +-/\Пабс=П1-П0 абсолют прирост прибыли; 2) темп роста прибыли Тр П=П1/Ппл*100; 3) дин-ка изменения прибыли Д=П1/П0*100; 4) изменение уровня прибыли или рент-ти Упр=П/Т*100, +-/\Упр=Упр1-Упр0; 5) стр-ра прибыли (доля или удельный все) Доля=Пот продаж/П до н/о*100; 6) расчет влияния F, F влияющие на прибыль и рент-ть могут класс-ся по разным признакам: выделяют внеш и внутр F. Влияние орг на внеш F незначительно или даже отсутствует. Поэтому в процессе анализа F производится расчет влияния только внутр F, зависящих от уровня орг ком деят, от товарной стр-ры, от кадрового потенциала и т.д.
Все F могут быть поделены на 2 группы: экстенсивные (колич) и интенсивные (качеств).
Рассчитывается влияние т/о +-/\Пт=(Т1-Т0)*Упр0/100, влияние цены на прибыль +-/\Пр=(Т1-Тв сов ц)*Упр0/100, влияние физ V продаж +-/\П q =(Тсоп ц-Т0)*Упр0/100, влияние Увд +-/\Пуио=(Уио1-Уио0)Т1/100. на прибыль до н/о оказывают влияние сальдо операц д-дов и р-дов и внереализ р-дов и д-дов, т.е расчет производится по абсолют отклонению.
По результатам анализа разрабатываются комплекс мер направленных на повыш прибыли.
Причины роста прибыли: увел-е V продаж, повыш д-дности пред, соверш-е стр-ры т/о, снижение изд-ем-ти прод, укрепление договорной дисциплины и претензионной работы.
25. значение, виды и основные разделы бизнес-плана.
Бизнес-план – это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий, к чему стремится предприятие, как оно предпологает добиться поставленных целей и, как будет выглядеть после их достижения. Это удобная, общепринятая форма ознакомления потенциальных инвесторов и кредиторов с проектом, в котором предполагается принять участие.
Бизнес-план может носить характер текущего (один год) или перспективного (3-5 лет) плана.
Цель разработки бизнес-плана – спланировать производственную, финансовую и сбытовую деятельность предприятия по реализации выбранного проекта в соответствии с потребностями рынка и его производственными ресурсами.
Бизнес-план состоит из следующих основных разделов:
1. Возможности предприятия (резюме). дается краткое изложение бизнес-плана.
2. Характеристика проекта. характеристика выбранного предприятием проекта.
3. Описание товаров и услуг. описываются товары и услуги, предлагаемые предприятием покупателям.
4. Оценка рынка сбыта и уровня конкуренции. направлен на изучение рынка сбыта и позволяет предприятию представить, кто будет покупать его товары и где его ниша на рынке.
5. План маркетинга. обосновываются основные элементы плана маркетинга. К ним относятся: Цели и стратегии маркетинга. Ценообразование. схема распространения (продаж) товаров. методы стимулирования продаж. организация послепродажного обслуживания. реклама. формирование общественного мнения о предприятии.
6. План производства. доказать своим потенциальным партнерам, что предприятие будет в состоянии в результате осуществления выбранного проекта реально производить нужное количество товаров или предоставлять услуги в запланированные сроки и с высоким качеством.
7. Организационный план. приводится информация, характеризующая организационную структуру предприятия, а также сведения о персонале, работающем в нем.
8. Финансовый план. рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности предприятия и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объема продаж в планируемом периоде.
9. Стратегия финансирования. определяется потребность в дополнительных финансовых ресурсах.
26. экономическое обоснование издержек по статьям в торговле и ОП на планируемый период.
План-е ИО произв-ся на основе данных анализа за предш периоды планов и программ развития пред. На основе нормативных материалов (тарифы, налоги, нормы и нормативы). Основой для расчета з-т в Т служит ОРТ вцелом и в ас-те. План-е ИО осущ0ся как вцелом так и по статьям. План-е изд вцелом может быть осущ-но на основе плановых данных о прибыли и р-дов на оплату труда. П=ВД-ИО; П=ВД-МЗ-ФЗП; МЗ=ВД-ФЗП-П. план-е матер з-т осущ-ся исходя из конечных фин результатов. Необходимо опр-ть плановую сумму ВД, опр-ть р-ды на оплату труда и планир размер прибыли. План-е ИО по статьям произв-ся путем многовариантных расчетов.
Рассмотрим несколько статей ИО:
1-трансп р-ды. Сумма трансп р-дов может быть определена 2 способами: 1 способ. сумма ТРр= V перевозок * Р. Vперевозок – грузооборот, кол-во перевезенного груза. Vперевозок=Тплан/Рцена за 1т.товара. для определения средней цены 1т товара можно исп-ть экспертные оценки. 2 способ. Исходя из повр-х тарифов. Если трансп-ая орг услугами кот-й пользуется Т применяет повременные тарифы то опр-ся кол-во, марка машины и время исп-я. Время исп-я машины каждой марки в часах * на почасовой тариф. Суммированием р-дов по типам машин опр-ся общая сумма з-т доставки. Если торг орг для перевозки товаров исп-ет собств ТСто необходимо рассчитывать з-ты на его сод-е (амортиз отчисления, отчисления в ремонтный фонд и тд)
2-р-ды на оплату труда. Могут быть опр-ны 3 способами: 1 способ. Исходя из V ср-в, направленных на з/п. ФЗП=ВД-МЗ-П. 2 способ. При этом способе опр-я р-дов на оплату труда устан-ся доля р-дов на оплату труда в общей сумме валового или хозрасчетного д-да. ХД=ВД-МЗ. Размер отчислений в фонд оплаты труда опр-ся путем отнош фонда з/п к хозрасчетному д-ду * 100, т.е %отчислений=ФЗП/ХД*100. при этом необходимо обеспечить опережающие Темпы роста пр-ти труда над темпами роста сред з/п. ФЗП=Ч*СЗ ФЗП=Т/СВ*СЗ. 3 способ. Р-ды на оплату труда опр-ся методом прямого счета на основе штатного расписания. ФЗП=Ч*СЗ.
3-амортизация основных средств. Сумма р-дов по данной статье опр-ся исходя из первоначальной ст-ти и норм амортиз отчислений. А=ОФ*норму/100. норма амортиз отчислений устан-на уровнем пр-ва и едино для всех пред не зависимо от формы собств-ти. Норма амортиз отчислений различается по видам основных ср-в.
4-з-ты по уплате%-в за пользование кредитом. Сумма размеров по данной статье опр-ся исходя из суммы кредита, размера %-ой ставки, срока кредита и условий кредит-я. При опр-и размеров учит-ся обор-ть ср-в, а также доля собств ср-в в оплате товаров. Послед-ть расчета: опр-ся оборот без торг надбавки, т.е по себ-ти; опр-ся однодн оборот; опр-ся обор-ть в днях; опр-ся средний остаток оборотных ср-в в сумме по себ-ти; опр-ся доля собств ср-в в оплате товаров; опр-ся потребность в кредите; опр-ся сумма размеров по статье % за кредит.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 291.