Международные экономические организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В практике сложилось два типа международных организаций: международные межправительственные организации (ММПО) и меж­дународные неправительственные организации (МНПО).

ММПО создаются на межгосударственной основе, предполага­ющей добровольное участие сторон, наличие системы постоянных органов, автономии и функционального межгосударственного сотрудничества. МНПО не утверждаются межправительственными соглашени­ями, членство в них может быть индивидуальным или коллектив­ным и является открытым для любого лица. Такие организации не преследуют цели получения прибыли и пользуются консультатив­ным статусом одной из ММПО.

В целом международные организации призваны быть полити­ческой и правовой формой сотрудничества государств и обеспечи­вать такое сотрудничество в той или иной форме на базе общеде­мократических принципов международного права.

Современные международные органи­зации не только выполняют роль координационных центров со­трудничества государств, на них возложены многие другие функции: арбитражные, следственные, судебные, проведение различных пре­вентивных и принудительных действий в области поддержания международного мира и безопасности. Организация Объединенных Наций (ООН), являющаяся наиболее универсальной и представительной по охвату участвующих в ней стран.

Созданная сразу после второй мировой войны (в 1945 г.) ООН всегда имела главной задачей обеспечение мира и безопасности на­родов. Проблемы мира и разоружения, вопросы мирного урегулиро­вания международных конфликтов.

Международные экономические организации, призванные обеспечивать стабильное и упорядоченное развитие мировой экономики. Они отличаются друг от друга и по формам, и по целям, и по кругу решаемых задач.

В 1944 г. на международной конференции ООН, посвящен­ной валютно-финансовым проблемам, состоявшейся в Бреттон-Вудсе, была создана валютная система, основанная на «долларовом стандарте» как на наиболее сильной и прочной валюте того пе­риода, а также было принято решение о создании специальных координационных валютных органов Международного Валютного Фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

По уставу МВФ должен содействовать международному ва­лютному сотрудничеству, следить за соблюдением валютных расче­тов. МБРР был создан также как независимое специализирован­ное учреждение ООН, но его членами могли стать только участни­ки МВФ. В функции этой международной организации вошло ока­зание финансовой помощи в восстановлении, реконструкции и развитии экономики участвующих стран, стимулирование частных иностранных инвестиций в их экономику.

В 1948 г. была образована особая международная организа­ция — Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ), дея­тельность которой была направлена на согласование государствен­ных мер регулирования внешней торговли, включая размеры таможенных пошлин, экспортные субсидии, количественные огра­ничения импорта. Участники ГАТТ (первоначально 23 государства) обязались решать спорные вопросы путем взаимных консультаций, способствовать отмене протекционистских барьеров между страна­ми, строить взаимную торговлю на принципах наибольшего благо­приятствования.

К 1948 г. относится и создание Организации европейского эко­номического сотрудничества (ОЕЭС), сосредоточившей свою дея­тельность на выработке «Общей программы экономического восстановления и развития западноевропейских стран», тесно связанной с реализацией «плана Маршалла». По существу, этот план пред­ставлял собой политическую и экономическую операцию США, направленную на стабилизацию рыночных отношений в странах Западной Европы, укреплению в них американского влияния. К 1961 г. ОЕЭС прекратил свое существование.

Второй этап, начавшийся в 60-х гг., отражал изменение в рас­становке сил в мировом хозяйстве. С образованием в 1957 г. Евро­пейского Экономического Сообщества и появлением на мировой арене Японии началось формирование трех центров сил развитых стран. США стали постепенно терять роль бесспорного лидера.

Начался стремительный рост числа освободившихся государств, которые становились активными субъектами мировой экономичес­кой и политической жизни. Многие из этих государств стали чле­нами ООН, МВФ, МБРР и ГАТТ. Нараставшие противоречия вынуждали ведущие страны не толь­ко решать экономические проблемы внутри национальных хозяйств, но и координировать внешнеэкономическую политику во взаимо­отношениях как друг с другом, так и с развивающимися государ­ствами.

Отражением создавшейся обстановки стало образование в 1961 г. Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в состав которой вошли 24 развитые страны (18 западно­европейских и США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зелан­дия, Финляндия). Став одним из основных международных инсти­тутов, ОЭСР начала координировать и разрабатывать единую экономическую политику стран с рыночной экономикой и их от­ношения с другими государствами. При ОЭСР было создано не­сколько автономных учреждений, крупнейшими из которых явля­ются Международное энергетическое агентство и Агентство по атомной энергии. Отличительная особенность ОЭСР — крупный и высококвалифицированный исследовательский аппарат, готовящий большой объем аналитических и статистических публикаций.

В 1964 г. в целях поощрения международной торговли, для согласования политики правительств в торговле и связанных с ней аспектах экономичес­кого развития была создана Конференция по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД). В 1967г. для содействия промышленному разви­тию и ускорению индустриализации развивающихся стран, фи­нансированию отдельных проектов, подготовке национальных кадров была основана Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО). В том же году был образован ПРООН (Программы разви­тия ООН) как вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, призванный координировать планирование осуществляемых ООН программ технического сотрудничества.

В 70-е гг. начался третий этап в развитии многостороннего регулирования мирохозяйственных связей. К этому времени оконча­тельно распалась колониальная система, усилилась взаимосвязь и одновременно обострились противоречия между развитыми и раз­вивающимися странами. Мировое хозяйство вступило в полосу про­должительного и острейшего структурного кризиса, сопровождаемого кризисами энергетическим, сырьевым, продовольственным, валютно-финансовым, растущей инфляцией и массовой безработицей.

Функциональная эффективность большинства международных экономических организаций в этот период оказалась небольшой.

• Во-первых, в них участвуют на равных (за исключением МВФ и МБРР, где число голосов зависит от размера финансового вкла­да государства) страны различного уровня развития, с различ­ными идеологическими и политическими установками и потому с далеко не совпадающими интересами. В таких условиях дости­жение консенсуса — дело крайне сложное.

• Во-вторых, реализация решений организаций часто упирается в ограниченность материальных и финансовых возможностей как самих этих организаций, так и большинства государств-членов.

• В-третьих, из-за узкой специализации организаций даже сво­евременные их решения касаются какого-нибудь узкого фраг­мента мирохозяйственных проблем. Между тем по мере услож­нения мировой экономической системы требуются комплексные решения.

• В-четвертых, большое число в организациях стран-участниц и демократичность процедуры выработки коллективных ре­шений не гарантируют их эффективности, поскольку реаль­ный вес большинства стран в мировой экономике весьма скромен.

Все это обусловило необходимость создания нового междуна­родного органа с ограниченным числом участников. В 1975 г. было созвано первое совещание «большой семерки», для решения экономических проблемы: борьба с галопи­рующей в 70-х гг. инфляцией, снижения внешнего дол­га развивающихся государств, создания дополнительных рабочих мест в своих странах, либерализации международной торговли.

Постепенно совещания «большой семерки» трансформирова­лись из неформального института в организованную систему, име­ющую многие черты межправительственных организаций, ставшую главным звеном механизма межгосударственного регулирования, способным координировать и направлять работу других его звень­ев — МВФ, МБРР, ГАТТ, ОЭСР.

С 1996 г. в работе «большой семерки» регулярное участие принимает Россия.

Россия стала полноправным членом МВФ в апре­ле 1992 г.

В состав группы Всемирного Банка, наряду с МБРР входят:

Международная Финансовая Корпорация — МФК (создана в 1956 г. для оказания содействия росту частного сектора разви­вающихся стран);

Международная Ассоциация Развития — MAP (учреждена в 1960 г. для оказания помощи беднейшим странам на льготных условиях);

Многостороннее Агентство по инвестиционным гарантиям — МАИГ (начало функционировать с 1988 г. для поощрения ино­странных инвестиций в развивающихся странах путем страхо­вания инвесторов от некоммерческих рисков);

Международный Центр по урегулированию инвестиционных споров — МЦУИС (основан в 1966 г. для содействия увеличе­нию потоков международных инвестиций путем предоставле­ния услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами).

Активно включилась в процесс оказания различных видов помо­щи развивающимся и бывшим социалистическим государствам ОЭСР. В рамках этой организации был создан специальный Центр по сотрудничеству с европейскими странами с переходной экономикой.

За последние годы ОЭСР пополнилась новыми странами-чле­нами. В ее состав вошли Турция, Мексика, Венгрия, Чехия и Польша. (С 1997 г. она насчитывала 29 государств). Подали заявки на вступ­ление в эту организацию другие восточноевропейские страны, а также Россия.

По мере развития мирохозяйственных связей роль центрального международного учреждения по вопросам торговли стало играть Ге­неральное Соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ). Значительно возросло число его членов. Если в момент создания в нем участво­вало 22 государства, то сейчас в его работе в той или иной форме принимает участие около 130 стран, на которые приходится более 90 % оборота международной торговли. Заявки на присоединение к этой организации подали еще около 30 стран.

Россия подала заявку в июне 1993 г. на при­соединение сначала к ГАТТ, а затем, в декабре 1994 г., и к ВТО. С 1998 г. начался переговорный этап, в ходе которого Россия согла­совывала с каждой заинтересованной страной те торгово-политические уступки, на которые она обязуется пойти в целях приведе­ния собственного внешнеторгового регулирования в соответствие с нормами ВТО.

Членство России в ВТО расширит доступ ее товаров на вне­шние рынки и возможности использовать механизмы ВТО для защиты своих интересов. Более стабильными станут ее экономи­ческие отношения с другими странами, повысится инвестиционная привлекательность страны, наконец, она сможет отстаивать свои национальные интересы, участвуя в подготовке международных торговых правил. Но главное — Россия получит реальную возможность полноправного участия в мировой торговле на общих правилах и условиях. Вместе с тем вступление в ВТО сопряжено и с определенными потерями, к которым можно, в частности, от­нести увеличение дефицита в торговле услугами, вытеснение еще слабых отечественных производителей мощными зарубежными фирмами, потерю государственного контроля за состоянием рын­ка услуг и т.д.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.