Механизм мирового хозяйства: понятие, структура и его институциональные элементы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Хозяйственный механизм мирового хозяйства можно определить как общественную систему организации производительных сил (факторов производства), совокупность форм и методов регулирования экономических процессов в планетарном масштабе, а также организационно-правовых основ, которые обусловливают производство, распределение, обмен и потребление произведенной продукции.

Основные функции механизма и мирового хозяйства.

• Экономическая реализация собственности, которая проявляется в производстве и присвоении прибавочной стоимости.

• Регулирование пропорций мирового производства.

• Разрешение противоречий между уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Производственные отношения (отношения между людьми в процессе воспроизводства, определяемые формами собственности) оказывают серьезное влияние на уровень производительных сил.

Основной организующей силой мирового хозяйства выступает постоянно растущий мировой рынок, представляющий собой совокупность внутренних, иностранных и международных рынков.

Рынок характеризует масштабы разделения труда и служит индикатором общественных потребностей. Осуществляемая на нем реализация товаров и услуг определяет, насколько выпускаемый ассортимент продукции отвечает потребностям общества. Спрос дает информацию о том, в какой мере структура хозяйства опирается на внутренние потребности и в какой она базируется на мировом рынке.

Центральным звеном рынка является конкуренция, которая способствует выявлению, распространению и эффективному использованию новых средствах, технологиях.

Функционирование рынка в конечном счете определяется сочетанием и взаимодействием таких сил, как конкуренция и монополия. Тенденция к чисто монополистической организации зрелой отрасли сменилась тенденцией к новой организации, в основе которой лежит взаимодействие конкурентных и монопольных сил — механизм олигополии. Важнейшая черта олигополистического механизма — определенное сочетание регулирующих сил: монополии и конкуренции.

Инструменты механизма выступают конкретные формы движения товарного и денежного капитала в мировом хозяйстве. К ним относятся такие экономические категории, как международная цена, ставка ссудного процента, валютный курс.

1. Решающей частью рыночного механизма выступает система ценообразования. Цены и их колебания обусловливают изменения производства в ответ на изменение общественного спроса.

Ценообразование выступает не только регулятором производства и обмена, но и организатором общественного производства в мировом масштабе, что способствует сбалансированности глобальной системы.

Величина интернациональной стоимости изменяется обратно пропорционально производительности труда экспортных предприятий в той или иной стране.

Реализация товаров по мировым ценам позволяет более развитым странам получать прибыль, а экономически менее развитые страны вынуждены отдавать товар по ценам ниже уровня их национальной цены производства. В результате часть стоимости, созданной в экономически менее развитых странах, перекачивается в промышленно более развитые страны. Осуществляется это за счет отклонений в механизме ценообразования. Развивающиеся страны вынуждены экспортировать свои товары на любых условиях, чтобы получить валютные средства для закупки необходимых им товаров.

Существенное влияние на ценообразование накладывает господство на международных рынках ТНК, что может приводить к появлению монопольных цен на продаваемые ими товары и монопольно низкие цены на покупаемые ими товары.

Мировые и внутренние цены часто не совпадают. Последние обычно превышают мировые во всех странах независимо от уровня их развития. Использование рядом стран явных и скрытых форм поддержки и субсидирования экспорта своих товаров также способствует более низкому уровню экспортных цен.

2. Ограничения, возникающие в связи с недостатком капитала у хозяйствующих субъектов в нужный момент, преодолеваются с помощью кредита. Это проявляется через ссудный процент или процентные ставки.

В рамках национального хозяйства снижение ссудного процента стимулирует спрос на кредит, расширяет спрос на инвестиционные и потребительские товары. Удорожание кредита, сокращает спрос на него, а значит, спрос на средства производства и предметы потребления. В мировом хозяйстве действие учетных ставок обратное. Изменение их служит причиной движения краткосрочных вкладов, т.е. так называемых горячих денег. Так, резкое повышение учетных ставок привело к огромному притоку в страну из других государств ссудных капиталов.

 3. Международные экономические операции в большинстве случаев связаны с обменом одной национальной валюты на другую. Соотношения обмена между валютами образуют валютный курс, т.е. цену национальной денежной единицы, выраженную в денежных единицах других стран.

Колебания валютных курсов оказывают воздействие на изменение объемов экспорта и импорта, объем иностранных инвестиций. Обесценение валюты предоставляет возможность экспортерам понизить цены на свою продукцию в иностранной валюте, получая при ее обмене ту же или большую сумму в национальных денежных единицах, что повышает сбыт их товаров и создает возможности для увеличения экспорта. Импорт при этом затрудняется, поскольку для получения той же суммы в своей валюте иностранные экспортеры вынуждены повысить цены.

Для регулирования валютных курсов другие страны прибегают к скупке или продаже денежной единицы, курс которой неблагоприятно изменяется для этих стран.

Повышение курса валюты усиливает стимулы к иностранному инвестированию, увеличивает инвестиции в экономику других стран, что в основном вызывается меньшими издержками на приобретение иностранных ценных бумаг. Понижение курса валют, наоборот, делает более привлекательным национальное производство и снижает стимулы к иностранному инвестированию.

В структуру механизма мирового хозяйства входят агенты на двустороннем и многостороннем, региональном и мировом, частном и международно-монополистическом уровнях. Это государства, интеграционные объединения, ТНК и ТНБ, международные картели, межгосударственные организации, союзы предпринимателей.

Государство являясь носителем власти, располагая большой финансовой мощью. Оно использует широкий спектр воздействия на внутренние и внешние секторы хозяйства с помощью бюджетной, кредитной, денежной, валютной политики. Проводит соответствующую структурную политику, стимулируя производственные сдвиги, преодоление региональных различий, повышение конкурентоспособности национальных компаний. Важную роль играет научно-техническая политика государства.

Транснациональные корпорации. Цель— максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности, что ведет к борьбе с другими хозяйственными субъектами за лучшие условия и рост производства.

Руководствуясь интересами расширения производства, укрепления позиций на мировом рынке и увеличения массы прибыли, ТНК в зависимости от изменения хозяйственной обстановки, социально-политического климата в тех или иных странах постоянно маневрируют производственными и финансовыми средствами, перебрасывают огромные массы капитала из одной страны в другую.

Межгосударственные и международные организации. Сочетание рыночных и плановых элементов не предотвращает появления диспропорций и нарушений в хозяйственных связях. Эти особенности производственной самоорганизации вызывают необходимость регулировать хозяйственный процесс, корректировать его.

Такой силой выступают межгосударственные и международные организации, которые внедряются в рыночный механизм, преобразуя его, добавляя в него новые элементы. В основе действий этих организаций лежит сознательная деятельность, определяемая и направляемая перспективным расчетом или планом, при этом самоорганизация мирового хозяйства сохраняет свою сущность.

Организации мирового уровня. Вопросы стабилизации мировой экономической системы во все большей степени сосредоточивались в рамках МВФ и Мирового банка. В последние десятилетия Фонд концентрировал свое внимание на средне- и долгосрочных подходах к проблемам экономической политики стран-членов, на вопросах разработки экономической стратегии в рамках мировой системы. Представители МВФ принимают участие в многосторонних встречах представителей ведущих стран Запада по вопросам развития экономических связей и проблем мирового хозяйства.

Регулирующая роль Фонда осуществляется главным образом через обязательства стран-заемщиков при предоставлении им займов. В своей деятельности Фонд придерживается жесткой кредитной политики. Страна, нуждающаяся в стабилизационных займах, должна брать на себя обязательства скоординировать свою политику на условиях Фонда. Комиссии фонда определяют степень их выполнения.

Общемировые проблемы функционирования отдельных сфер и отраслей хозяйства являются объектом деятельности многих межправительственных организаций и учреждений (ФАО — продовольственная и сельскохозяйственная организация, ИКАО — Международная организация гражданской авиации, МОТ — Международная организация труда, МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии, ВТО — Всемирная торговая организация и др.).

Институты подсистем мирового хозяйства. Немаловажную роль в регулировании хозяйственных процессов в мировом хозяйстве и в отдельных его подсистемах играют организации, занимающиеся проблемами хозяйственного развития подсистем (ОЭСР — Организация экономического сотрудничества и развития, ЮНИДО — Организация ООН по промышленному развитию и др.).

 «Большая семерка». место в системе организаций, занимающихся проблемами развитой подсистемы, занимает неформальный институт — «большая семерка». «Большая семерка» сложилась в середине 70-х годов в составе руководителей США, Японии, ФРГ, Британии, Франции, Италии и Канады, который предпринимает шаги по координации политики ведущих западных стран. Формой ее деятельности стали ежегодные встречи в верхах. Основная цель которых — выработка рекомендаций по наиболее острым экономическим проблемам мирового хозяйства.

Отраслевые межправительственные организации способствуют регулированию определенных сфер и отраслей в мировом хозяйстве. Наиболее значимой из них является Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), в которую входят 12 нефтедобывающих стран. Она выполняет функции картеля, устанавливает и следит за соблюдением квот на производство нефти, что предопределяет суть механизма регулирования цен. Известны товарные соглашения по какао, кофе, джуту, сахару, натуральному каучуку.

Предпринимательские международные организации помимо межгосударственных организаций влияют организации, действующие на частно-монополистическом уровне (региональном и глобальном). На мировом уровне таким органом является Трехсторонняя комиссия, Она объединяет около 300 представителей крупных ТНК, политических кругов, экономистов из США, Западной Европы, Японии. Руководящим ее органом является исполнительный комитет, состоящий из 35 членов. Официальные цели трехсторонней комиссии заключаются в том, чтобы содействовать более тесному сотрудничеству промышленно развитых стран.

Ни один из обычных неправительственных институтов не обладает той суммой рычагов влияния, взаимосвязей с руководящими кругами центров современного мира, которая позволила этой комиссии занять уникальное место в системе взаимосвязей промышленно развитых стран.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 218.