Международная экономическая интеграция и ее формы. Виды интеграционных объединений.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Международную экономическую интеграцию (МЭИ) можно оп­ределить как процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимо­действия их воспроизводственных структур на различных уров­нях и в различных формах.

На микроуровне этот процесс идет по пути взаимодействия их воспроизводственных субъектов (предприятия, фирмы), спо­собствующих взаимопроникновению и сращиванию национальных экономик. На макроуровне — на основе развития международной торговли товарами и услугами и роста международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), принимающих форму межгосударственных договоров по согласо­ванию национальных стратегий экономического и политического развития.

Практика показывает, что предпосылки для интеграционного взаимодействия отдельных стран, в него вступаю­щих, тем благоприятнее, чем выше в целом уровни их технико-экономического развития и торгово-экономических связей между ними.

Например, страны аграрно-сырьевого профиля, производя­щие не столько взаимодополняющие, сколько конкурирующие друг с другом продовольственные товары, топливо, сырье и т.п., мало заинтересованы в развитии взаимного обмена и ищут связи с более развитыми зарубежными партнерами. По той же причине рыночная интеграция мало перспективна и для стран, находя­щихся на ранних ступенях индустриализации, структура произ­водства которых отличается высокой долей добывающих отраслей и первичной обработки сельскохозяйственного и минерального сырья. В основной части своего экспорта они выступают по отно­шению друг к другу как соперники, борющиеся за внешние рын­ки сбыта. Поэтому их внутренние рынки не открываются навстречу друг другу, а, напротив, чаще всего отгораживаются таможенными барьерами.

Международной экономической интеграции присущ региональ­ный характер, она объединяет преимущественно соседние, терри­ториально близко расположенные государства.

При постепенном формировании межгосударственной интеграционной общности на уровне региона большое значение име­ет сопоставимость этническо-религиозных и социокультурных менталитетов народов государств, вступающих в подобное взаи­модействие. Экономическое сбли­жение дополняется общностью исторических, культурных и ре­лигиозных корней, что ведет к формированию нового пространства не только экономической, но и общечеловеческой, гуманитарной солидарности.

В странах, создавших интеграционные объединения, как пра­вило, наблюдаются положительные сдвиги в экономике:

• в результате интеграции сокращаются трансакционные издер­жки и ускоряются темпы взаимной торговли;

• возрастающая конкуренция между производителями из раз­ных стран сдерживает рост цен, стимулирует улучшение каче­ства товаров и создание новых технологий, обусловливает со­кращение относительно неэффективных производств;

• интеграция ведет к притоку иностранных инвести­ций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в объеди­нение, стремятся сохранить за собой определенный сегмент рынка, закрытого общим таможенным барьером, за счет со­здания предприятий внутри интегрирующихся стран. Интеграционные объединения принято различать по глубине происходящих в них процессов.

Самой простой формой экономической интеграции является Зона свободной торговли (ЗСТ), в рамках которой поддерживается свободный от таможенных и количественных ограничений режим международной торговли товарами. При этом каждая страна-участ­ница ЗСТ имеет свой собственный внешнеторговый тариф в отно­шении стран, не входящих в данную зону. Соглашения о создании ЗСТ обычно основаны на принципе взаимного моратория на уров­ни таможенных пошлин, что означает фактическую невозможность в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо вводить новые торговые барьеры.

Более совершенной формой экономической интеграции яв­ляется Таможенный союз (ТС), предполагающий наряду с функ­ционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение общей внешнеторговой по­литики в отношении третьих стран. Таможенный союз имеет более надежную защиту внутренних товаропроизводи­телей, ибо блокирует свои внешние границы таможенным барье­ром, в то время как зону свободной торговли третьи страны мо­гут «атаковать с тыла» и эффективно использовать различия в уровнях внешних таможенных тарифов. Однако в обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена и обеспечивают странам-участницам одинаковые условия в разви­тии взаимной торговли и финансовых расчетов. Функциониро­вание ТС не предполагает единовременной унификации таможен­но-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В рамках ТС вне сферы общей тарифной политики остаются такие крупные направления, как отрасли оборонной промышленности, отдельные сектора энергетики и др

Следующей формой интеграционной стратегии является Общий рынок (ОР) товаров, функционирующий на основе таможен­ного союза, но существенно дополненный согласованной отрасле­вой политикой, в том числе и в сфере научно-технических исследований. Для регулирования деятельности в рамках Общего рынка создаются специальные наднациональные институты, пред­полагающие передачу им части национального суверенитета госу­дарств, или просто межгосударственные институты, различного рода финансовые структуры и фонды, призванные координировать эко­номическую политику государств-членов.

Качественно более высокой ступенью интеграции является Еди­ный внутренний рынок (ЕВР), обеспечивающий не только свобод­ное передвижение товаров, но также свободное движение услуг, капитала и рабочей силы. Завершение строительства ЕВР оз­начает переход к высшей форме интеграции: экономическому и ва­лютному союзу.

Экономический и Валютный союз (ЭВС) являются взаимо­дополняющими и неотъемлемыми частями единого процесса. Стро­ительство Экономического и Валютного союза представляет со­бой совокупность параллельных мероприятий, главной целью которых является создание единого экономического, валютно-финансового, правового и информационного пространства. С одной стороны, ЭВС предполагает тесную координацию экономической политики государств-членов. С другой стороны, подразумевает установление твердо фиксированного курса валют стран-участниц, переход к единой валютной политике и создание независимой системы центральных банков во главе с банком, наделенным ис­ключительным правом эмиссии унифицированной денежной еди­ницы.

Завершающей ступенью интеграционного строительства явля­ется создание на основе ЭВС Политического Союза (ПС), резуль­татом которого становится переход стран-участниц к общей внеш­ней политике и общей политике безопасности, введение единого гражданства и прав граждан государств-членов избирать и быть избранными в органы власти, независимо от места их пребывания на территории ПС. Реализуется сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, существенно расширяется деятельность в сфере культуры, об­разования и защиты прав и интересов всех граждан.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 275.