Пример 1.
При аудите организации первичного учета расчетов с персоналом были выборочно проверены трудовые договора (контракты), Положения по ОТ, премированию, табеля учета отработанного времени, наряды, листы на оплату простоев, договора гражданско-правового характера, акты по договорам гражданско-правового характера, записки-расчеты по оплате отпусков, увольнении.
Первичный учет расчетов по оплате труда производится в основном в соответствии с Положением об учете № 34н, Планом счетов, однако имеют место отдельные нарушения.
Нарушения, выявленные в результате проверки:
Так нарушено требование п. 16 Положения об учете № 34н, п. 4.3. Положения о документах № 105. В табеле учета рабочего времени имеют место отдельные факты не оговоренных исправлений с применением жидкости «штрих» (Приложение 5).
При выборочной проверке табелей учета рабочего времени и нарядов, а также других первичных документов по начислению оплаты труда случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц не установлено.
Пример 2.
Аудит системы начислений. Документирование простоев. Правильность расчета среднего заработка, пособий и выплат за счет соцстраха. Совокупный годовой доход.
Была проведена выборочная проверка правильности оплаты труда: порядка оформления доплат в связи с отклонением от нормальных условий труда, документальное оформление и оплата простоев, доплаты за работу в сверхурочное время, оплаты работы в праздничные и выходные дни, расчет среднего заработка. Проверка показала, что оплата труда производится в полном соответствии с действующими нормативными документами, однако было выявлено ряд нарушений.
Сводка нарушений, выявленных в ходе проверки:
1. В ходе выборочной проверки правильности начисления среднедневного заработка для оплаты очередного отпуска установлено, что нарушен п. 14 «Положения об особенностях исчисления средней заработной платы» № 213 от 11.04.2003г. (Приложение 6). При определении среднего заработка премии и вознаграждения, фактически начисленные за расчетный период, учитываются в следующем порядке (пункт 14 «Положения»):
- ежемесячные премии и вознаграждения – не более одной выплаты за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода;
- премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;
- вознаграждения по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет – в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения.
В случае если время, приходящееся на расчетный период отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с п. 4 « Положения», премия и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетный период (за исключением ежемесячных премии выплачиваемых вместе с заработной платой за данный месяц).
В соответствии с принятой на предприятии системой премирования премии начисляются пропорционально отработанному времени в течение месяца одновременно с заработной платой следующего месяца. Работнику организации с 3 июня предоставлен основной ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дня.
Таблица 7 – Данные для расчета средней заработной платы
Месяц расчетного периода 2005г. | Количество отработанных рабочих дней по графику (5 дневная раб. неделя) (дней) | Количество рабочих дней по графику (5 дневная раб неделя) (дней) | Сумма начисленной заработной платы (руб.) | Сумма начисленной премии (руб.) | Вознаграждение по итогам работы за год, (руб.) |
Март | 5 | 20 | 789,47 | 394,73 (за февраль) | 3084,00 |
Апрель | 10 | 23 | 1500,00 | 750,00 (за март) | 0,00 |
Май . | 19 | 19 | 3870,00 | 3870,00 (за апрель) | 0,00 |
Итого: | 34* | 62 | 6159,47 | 5014,73 | 3084,00 |
*- остальное рабочее время работник находился в учебном отпуске, болел.
По данным бухгалтерии был произведен следующий расчет средней заработной платы для отпуска:
1) определен размер премии –2750,02руб. (5014,73 руб. / 62дня х 34 дня), начисленные в расчетном периоде премии включаются в расчет среднего заработка в сумме, пропорциональной отработанному в расчетном периоде времени;
2) определен размер вознаграждения по итогам работы за год -3084 руб.;
3) исчислен размер среднедневного заработка – 237,03 руб. (2750,02руб. + 3084,00руб. + 6159,47 руб.)/ (5дней x 1,4+ 10дней x 1,4+ 29,6 дня);
4) исчислена сумма за отпуск –6636,84 руб. (237,03 руб. х 28 дней отпуска).
По мнению аудитора неправильно ведется расчет вознаграждения по итогам работы за год. Годовое вознаграждение учитывается в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления – 771 руб. (3084/12 месяцев x 3 месяца). Сумма отпуска завышена на 1279,88руб. 6636,84-5356,96руб. (28 дней x (2750,02руб.+771руб.+6159,47)), завышена себестоимость продукции, налог на доходы физических лиц, занижен налог на прибыль.
Рекомендации аудитора: во избежание конфликтных ситуаций с налоговыми органами, необходимо пересчитать сумму оплаты отпуска.
2. При проверке оплаты сверхурочных работ было установлено следующие: работник привлекался к сверхурочным работам 5, 6 и 7 февраля 2004г. 5 февраля работник отработал сверхурочно 3 часа, 6 февраля - 2 часа, 7 февраля - 4 часа.
В данном случае работодателем нарушен порядок привлечения работника к сверхурочным работам, поскольку сверхурочные работы превысили для данного работника четыре часа в течение двух дней подряд (5 и 6 февраля работник отработал сверхурочно в общей сложности 5 часов, 6 и 7 февраля – 6 часов). Завышена себестоимость продукции, налог на доходы физических лиц, занижен налог на прибыль.
Рекомендаций аудитора. Работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
3. При проверке больничных листов установлено следующее: Дудина А. М. принята на работу 03.01.2002г. Больничный лист по беременности и родам с 12.11.2002г. по 31.03.2003г. Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 01.04.2003г. по 14.07.2004г.
Таблица 8 – Сведения из лицевого счета за 2004год
Месяцы | Количество отработанных дней | Начислена зарплата |
Июль | 12 | 2182,00 |
Август | 22 | 4000,00 |
Сентябрь | 18 | 3273,00 |
Больничный лист по уходу за ребенком с 27.09.2004г. по 07.10.2004г.
Непрерывный трудовой стаж работницы – 7 лет.
По данным бухгалтерии был произведен следующий расчет средней заработной платы для оплаты больничного листа:
Дневной фактический заработок за период с 15.07.2004г. по 31.08.2004г.:
182 руб. (2182,00+4000,00)/(12дней+22дня).
Дневное пособие:
За первые 7 календарных дней -146 руб. (182 руб. x 80%)
С 8-го календарного дня -91 руб. (182 руб.x 50%).
Общая сумма начисленного пособия: 1094 руб. (146 руб. x 5 раб. дн. + 91 руб. x 4 раб. дня).
Нарушения выявленные при проверке:
В соответствии с ФЗ от 08.12.2003г. № 166- ФЗ с 1 января 2004г. изменился порядок исчисления среднего заработка для выплаты пособии за счет средств ФСС РФ (Приложение 7). Работнику, который в последние 12 календарных месяцев нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, проработал фактически менее 3 месяцев, в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона в 2004г. пособие по нетрудоспособности (кроме пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием), пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного ФЗ, а в районах и местностях, в которых установлены коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов
По мнению аудитора, оплата листка временной нетрудоспособности произведена неправильно. Рекомендаций аудитора: рассчитать больничный лист из МРОТ с учетом районного коэффициента.
Дневное пособие исходя из минимальной зарплаты:
В сентябре - 31руб. 36 коп. (690 руб. /22дня);
В октябре - 32 руб. 86 коп. (690 руб. / 21дн.).
Общая сумма начисленного пособия – 361руб. 46 коп.(31руб. 36 коп. x 4 дн. + 32 руб. 86 коп. x 5дн.).
Таким образом завышена сумма пособия за счет средств ФСС.
Пример 3.
Аудит проверки правильности удержаний. Учет депонированной заработной платы.
Для этого были использованы авансовые отчеты, платежные ведомости по выплате заработной платы, ведомости удержании, документы и заявления на предоставление стандартного вычета, Положения по кредитам.
Сводка нарушений, выявленных в результате проверки
1. На ОАО «Ново-Вятка» имеет место факт принятия к учету авансовый отчет №126 Смирновой О.В. без товарного чека. К отчету приложен только кассовый чек. Таким образом, неизвестно наименование приобретенного товара, цели его использования и назначения расхождения полученных денежных средств, что противоречит требованиям Постановления Правительства №745, согласно которому подтверждениям расходования наличных денег является: копия товарного чека, счет, накладная, отчеты подотчетных лиц о расходовании денежных средств с приложением первичных документов. (Приложение 8)
Выявленное нарушение должно быть исправлено:
1 вариант:
Дт 26 - Кт 71 300
Дт 91-2-6 - Кт 71 300.
Тогда данную сумму следует включить в совокупный доход работника для удержания НДФЛ.
2 вариант:
Дт 26 – Кт 71 300
Дт 94 - Кт 71 300
Дт 70 – Кт 94 300.
2. При проверке налога на доходы физических лиц был установлен факт предоставления стандартного вычета Маркову С. А. на совершеннолетнего сына. Проверены следующие документы: заявление на предоставление льготы по НДФЛ, копия свидетельства о рождении ребенка, копия регистрации брака. Не приложена справка из учебного заведения, о том, что сын учиться на дневной форме обучения. Занижена налогооблагаемая база и НДФЛ. Лицевой счет Маркова С. А. (Приложение 9).
Рекомендации аудитора: пересчитать налогооблагаемый доход, пересчитать и перечислить НДФЛ.
3. При проверке налога на доходы физических лиц обнаружен факт предоставления стандартного вычета Елькину В.М. на себя и ребенка в апреле 2004г. В данном месяце доход работника нарастающим итогом составил 20500 рублей.
По мнению аудитора, нарушена ст. 218 гл. 23 Налогового кодекса РФ, налогооблагаемая база уменьшена, налог удержан неправильно.
Рекомендации аудитора: пересчитать доход работника, сделать правильное удержание НДФЛ.
4. Расчеты по предоставленным кредитам работникам в «Импексбанке» осуществляются предприятием в соответствии с «Соглашением о сотрудничестве, о совместных действиях по кредитованию работников Предприятия на покупку товаров длительного пользования». Предприятие, в соответствии с указанными соглашениями обеспечивает ежемесячное удержание и перечисление части зарплаты на погашение кредита и уплату процентов. Бухгалтерский учет по кредитам ведется Предприятием на балансовом счете 73.1., аналитический учет ведется в разрезе банков на карточках ф.913. Сальдо по расчетам на счете 73.1. «расчеты по кредитам» на 01.06.2004г. – 11177 руб. на 31.12.2004г. сальдо нет. Данные главной книги соответствуют аналитическим данным.
5. Расчеты по рассрочке платежей ведутся в соответствии с «Положением о продаже товаров длительного пользования с условием о рассрочке», утвержденным Приказом по предприятию № 179.1-49 от 09.09.2004г. Установлена ставка в размере 15 % годовых за рассрочку платежа при покупке товаров в магазине предприятия. Бухгалтерский учет осуществляется на балансовом счете 73.3 «Товары в кредит». Формирование оборотов в аналитическом учете на счете ведется на основании договоров купли-продажи. Сальдо главной книги по счету 73.3 «Товары в кредит» на 01.06.2004г. 1156147 руб., на 31.12.2004г. – 955288 руб. подтверждено аналитическими данными в карточках учета. Нарушений не выявлено.
6. Учет продаж работникам по безналичной оплате продуктов в буфете и обедов в столовой ведется на счете 73.6 «Расчеты по заказам». Расчеты осуществляются на основании «Положения о безналичной оплате покупок», утвержденного Приказом №169.1-55 от 02.09.2004г. Аналитический учет по каждому работнику ведется с использованием программно-технического комплекса «Безналичная оплата покупок». Замечаний к ведению учета по рассматриваемым операциям нет.
7. Расчеты по депонированным суммам осуществляются предприятием на балансовом счете 76.4 «Расчеты по депонированным суммам». На начало проверяемого периода сальдо по депонированной заработной плате составляло 31349 руб., на 31.12.04 – 47499,69 руб. в том числе депонировано за 2002 год -8443 руб., за 2003 год -10010 руб., за 2004 год -29046 руб. Аналитический учет по расчетам по депонированным суммам ведется в книге учета установленной формы. В 2004 году списано в доход депонированной заработной платы в сумме 60426 руб., что соответствует сведениям, содержащимся в Главной книге.
Пример 4.
Аудит расчетов по начислению ЕСН и своевременности перечисления.
Проведена проверка правильности начислений единого социального налога за 12 месяцев 2004 года. Расчет ведется организации автоматизировано. Нарушений по начислению не обнаружено. Порядок расчета ЕСН представлен в Приложении 10.
Начисления единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ осуществляется предприятием в соответствии с 24 главой Налогового кодекса РФ и Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» 167-ФЗ. Выборочной проверкой порядка начислений ЕСН на заработную плату и других выплат работникам нарушении не обнаружено. В приложении 10 представлен порядок расчета ЕСН за декабрь 2004 года (на основании машинограммы).
Аудиторы отмечают большую задолженность предприятия перед бюджетом и пенсионным фондом, в том числе только за семь месяцев 2004 года начислено взносов в сумме 37533,7 тыс. руб.
Таблица 9 – Выборка по начислению и уплате в бюджет ЕСН и в ПФ (тыс. руб.)
Балансовые Счета | Сальдо на 01.06.04 | Уплачено в бюджет (оборот по Дт) | Начислено взносов (Оборот по Кт) | Сальдо на 31.12.04г. | В т. ч. пеня начисленная |
69.1-1 Отчисления соц. Страху | 277,2 | 2763,3 | 2556,2 | 70,1 | 17,3 |
69.2.-1 Отчисления в фед. Бюджет и ПФ | 50960,6 | 8433,6 | 30631,1 | 73158,1 | 20,2 |
69.3-1 Отчисления в ФОМС | 7188,0 | 0,00 | 3894,7 | 11082,7 | 16,0 |
69.11 Страхование от НС. и ПЗ | 7468,6 | 1732,7 | 451,7 | 6187,6 | 1871,1 |
Итого | 65894,4 | 12929,6 | 37533,7 | 90498,5 | 1924,6 |
Остатки на счетах учета по страховым взносам и ЕСН, отраженные в главной книге и регистрах аналитического учета соответствуют данным проведений инвентаризации расчетов на 01.01.05г.
Пример 5.
Тождественность показателей отчетности и бухгалтерских регистров.
Учет расчетов с персоналом по заработной плате осуществляется на балансовом счете 70 « Расчеты с персоналом по оплате труда». Остатки и обороты по расчетам характеризуются следующими цифрами. Среднемесячное начисление заработной платы (оборот по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда») составляет за проверяемый период 9429 тыс. руб. Исходя из этого, можно сделать вывод, что задолженность по расчетам с персоналом является текущей, сальдо не превышает среднемесячное начисление. В промежуточные периоды, а также на начало анализируемой деятельности, имела место задолженность за несколько расчетных периодов. Инвентаризация расчетов по оплате труда проведена по состоянию на 01.12.04. По данным инвентаризационных ведомостей расчетов с персоналом по оплате труда можно сделать вывод о полном соответствии остатков на балансовом счете 70 « Расчеты с персоналом по оплате труда» остаткам в аналитических ведомостях в разрезе работников.
На 1 января 2005 г. сумма задолженности предприятия перед работниками составляла:
За август 74143 руб.
За сентябрь 711639 руб.
За октябрь 569475 руб.
За ноябрь 5672435 руб.
Копейки 988 руб.
Итого 7028680 руб.
Эта сумма соответствует кредитовому сальдо Главной книги по заводу.
Нарушений не выявлено, отмечена задолженность по заработной плате перед работниками за 4 месяца.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 287.