Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Ново-Вятка»………4
Теоретические и методологические основы аудита расчетов по оплате
труда……………………………………………………………………………..14
3. Методика проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда……..21
3.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и
Налогообложения………………………………………………………21
3.2. Источники информации для проверки………………………………..22
3.3. Оценка СВК…………………………………………………………….25
3.4. Определение уровня существенности………………………………...28
4. Результаты выборочного аудиторского обследования расчетов по оплате
труда………………………………………………………………………………30
Выводы по аудиторской проверке учета расчетов с персоналом по оплате
труда………………………………………………………………………………….39
Заключение…………………………………………………………………………..43
Библиографический список источников информации……………………………45
Приложения
Введение
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Собственники, и, прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны администрации и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами) в случаях конфликта;
2) зависимость последствий принятых решений от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
4) отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.
Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.
Теоретические и методологические основы аудита расчетов по оплате труда
Оценка СВК
В настоящее время возросло значение бухгалтерского учета как важнейшего средства контроля и функции управления хозяйственными процессами организаций. Поэтому согласно федеральному закону Российской Федерации «О бухгалтерском учете» №129 ФЗ от 23 февраля 1996г. Бухгалтерский учет в организации должен решать следующие задачи:
1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости
Чтобы успешно выполнялись приведенные задачи, необходимо строгое соблюдение требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету: сопоставимость планируемых и учетных показателей, достоверность учетных данных, оперативность учета, полнота и простота учета, экономичность учета.
При проверке расчетов с персоналом по оплате труда аудитор должен установить состояние внутреннего контроля.
Таблица 5 – Тест внутреннего контроля
Содержание вопроса | Ответ | Примечание |
Проверяется ли списочный состав работников | 1 раз в месяц | Контроль средний |
Проверяется ли по существу начисленная оплата труда (приказы, договоры, контракты, подлинность первичных документов, объем выполненных работ) | Да | Контроль сильный |
Проверяется ли штатное расписание и оплата труда по штатному расписанию | 2 раз в год | Контроль сильный |
Проверяется ли правильность использования тарифов, расценок, разрядов | 1 раз в месяц | Контроль сильный |
Проверяется ли правильность, обоснованность начисления премий, вознаграждений, отпускных (решения, приказы, объем работ, документальное подтверждение) | Выборочно | Контроль средний |
Достоверность первичных документов и правильность их составления | Да | Контроль сильный |
Нет ли случаев включения в табель и другие документы вымышленных лиц | Нет | Контроль сильный |
Нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам | Нет | Контроль сильный |
Нет ли в первичных документах и расчетных ведомостях арифметических ошибок | Нет | Контроль средний |
Имеется ли в наличии проект организации и ведения учета расчетов по оплате труда | Да | Контроль сильный |
Используются ли во всех случаях типовые документы и регистры учета | Да | Контроль средний |
Правильно ли начисляются, отражаются на счетах операции по начислению и удержанию из заработной платы | Да | Контроль сильный |
Соответствуют ли формы первичных документов унифицированным формам | Да | Контроль средний |
ЕСН расчетов по начислению и расчетов по социальному страхованию и обеспечению | Да | Контроль средний |
Сопоставляются ли записи аналитического учета по счетам 70, 76 в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате с записями в регистрах, Главной книге, балансе. | Да | Контроль сильный |
Из тестирования видно, что внутренний контроль расчетов с персоналом по оплате труда на предприятии находится на среднем уровне, а система бухгалтерского учета в большинстве случаев отвечает требованиям сопоставимости, достоверности, полноты и оперативности, но имеются ряд недочетов и недостатков. В связи с этим необходимо произвести детальную проверку учета расчетов по оплате труда.
Для более глубокого исследования целесообразно сделать выборочную проверку начислений и удержаний из оплаты труда.
При такой проверке необходимо установить причины выявления отклонений, дать рекомендации по их устранению.
Определения уровня существенности и аудиторского риска
Аудиторская деятельность при проверке бухгалтерских отчетов непосредственно связана с риском для предпринимательской деятельности и аудиторским риском.
Аудиторский риск – это оценка риска неэффективности предстоящей проверки аудитором, который в своем заключении сделал вывод о том, что бухгалтерская отчетность у клиента достоверна, в действительности же там возможны существенные ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора, или же
признал, что отчетность содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в ней нет.
Поэтому информация, полученная в ходе предварительного аналитического обзора, подлежит оценке, основывающейся на различных аспектах контроля: неэффективности системы внутрихозяйственного контроля; неэффективности системы учета клиента; не выявления ошибок экономического субъекта аудиторами.
ПАР = ВР x РК x РН,
где ПАР - приемлемый аудиторский риск;
ВР - внутрихозяйственный риск;
РК - риск контроля;
РН - риск необнаружения.
На стадии планирования проверки аудитор принимает величину внутрихозяйственного риска -80%, риска контроля-50%, величина процедурного риска – 10%.
Надлежащий уровень аудиторского риска должен быть не выше 4% - план аудиторской проверки можно считать приемлемым.
Аудиторский риск зависит также от уровня существенности. Между степенью аудиторского риска и уровнем существенности имеется обратная зависимость:
- чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск;
- чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск.
Показатели представленные в таблице приведены из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках на 01.01.05 г.
Таблица 6 – Определение уровня существенности
Наименование показателя | Значение базового Показателя, тыс. руб. | Доля в % | Значение,применяемое для расчета уровня существенности, тыс. руб. |
Прибыль до налогообложения | 2834 | 5 | 142 |
Выручка от продаж (за минусом НДС) | 403475 | 2 | 8070 |
Валюта баланса | 461542 | 2 | 9231 |
Собственный капитал | 246588 | 10 | 24659 |
Общие затраты | 296257 | 2 | 5925 |
Итого | 1410696 | 48027 |
Расчет единого уровня существенности выполняется в следующем порядке:
Находится среднее арифметическое значение показателей
48027 : 5=9605,4 тыс. руб.
Рассчитываются отклонения наименьшего и наибольшего значения от среднего:
(8070+9231+5925):3=7742тыс. руб.
Уровень существенности в пределах 20% от среднего показателя.
7742х1,2=9290 принимаем за 9000 тыс. руб.
Найдем уровень существенности по 70 счету «Расчеты с персоналом по оплате труда». Строка 622 баланса на 01.01.04 «задолженность перед персоналом организации»- составляет на конец отчетного периода 7028 тыс. руб.
Уровень существенности составит:
9000х7028:461542=137 тыс. руб.
Это означает, что ошибка более 137 тыс. руб. будет считаться существенной.
План и программа аудиторской проверки представлена в приложениях 3,4.
Заключение
Аудит расчетов по оплате труда с работниками предприятия очень важен для эффективной работы экономического субъекта, так как здесь проверяются правильность и достоверность такого важнейшего цикла хозяйственной деятельности, как производственный цикл.
Подтверждение правильности ведения операций бухгалтерского учета является обоюдно важным и для менеджеров, и для собственников производства. Для первых, это возможность продолжения трудовой деятельности и получения доходов, для вторых, это, прежде всего защита собственных капиталовложений.
Таким образом, приступая по договору с предприятием к аудиту или оптимизации расходов на оплату труда, аудитор должен осуществить следующие мероприятия:
a) оценить систему внутреннего контроля предприятия для принятия решения о достоверности учетной информации;
b) проанализировать финансовое состояние предприятия, систему документооборота, определит. При невозможности получить информацию непосредственно из учета сформулировать рекомендации по изменению системы документооборота и учета;
c) проанализировать учетную политику и дать рекомендации по ее изменению;
d) выявить, в компетенцию каких служб предприятия входит принятие и выполнение решений о проведении намеченных мероприятий;
e) оценить потенциальный эффект от проведения мероприятий;
f) согласовать план мероприятий с соответствующими службами;
g) оценить эффект от проведения мероприятий по их завершении.
При анализе эффективности мероприятий по рационализации расходов предприятия на оплату труда возникает вопрос об оценке коммерческой эффективности аудиторской деятельности.
Эффект, получаемый предприятием в результате выполнения рекомендаций аудитора, формируется за счет следующих составляющих:
-снижения сальдо штрафов, предъявляемых предприятию со стороны налоговых органов, за счет соблюдения правил экономического поведения (порядка формирования затрат и результатов хозяйственной деятельности и т.д.);
-исключения переплаты (принятия к зачету) налоговых платежей;
-уменьшения налоговых и других платежей за счет рационализации расходов на оплату труда.
Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов контроля финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в условиях рынка является независимый контроль – аудит. Независимый контроль (аудит) проводится аудиторами, аудиторскими организациями, осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика-клиента (проверяемого субъекта), в отдельных случаях – за счет бюджетных средств.
Практика работы высококвалифицированных аудиторов свидетельствует о том, что в условиях сложного и динамичного налогового законодательства эффективность аудита, как правило, составляет не менее 10 рублей на один рубль затрат на оплату аудиторских услуг, а в отдельных случаях и гораздо выше.
Данный факт подтверждает широко известное изречение о том, что нельзя экономить деньги на оплату услуг врача, адвоката и аудитора.
Заключение аудиторской фирмы о бухгалтерской отчетности за 2004г. представлено в приложении 11.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Ново-Вятка»………4
Теоретические и методологические основы аудита расчетов по оплате
труда……………………………………………………………………………..14
3. Методика проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда……..21
3.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и
Налогообложения………………………………………………………21
3.2. Источники информации для проверки………………………………..22
3.3. Оценка СВК…………………………………………………………….25
3.4. Определение уровня существенности………………………………...28
4. Результаты выборочного аудиторского обследования расчетов по оплате
труда………………………………………………………………………………30
Выводы по аудиторской проверке учета расчетов с персоналом по оплате
труда………………………………………………………………………………….39
Заключение…………………………………………………………………………..43
Библиографический список источников информации……………………………45
Приложения
Введение
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Собственники, и, прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны администрации и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами) в случаях конфликта;
2) зависимость последствий принятых решений от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
4) отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.
Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 288.