Религиозно-философское учение суфизма – тасаввуф и его роль в духовном развитии узбекского народа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Суфизм – одно из сложнейших и значительнейших явлений в духовной жизни народов Востока, в том числе и Средней Азии. Для него характерны призыв к аскетизму, проповедь отказа от мирских благ. Возник в VIII веке, был распространен от северо-запада Африки до западных окраин Китая. В целом для суфизма характерны: сочетание идеалистической метафизики (ирфан) с особой аскетической практикой; учение о постоянном приближении прозелита (шурид) через мистическую любовь к познанию бога и конечному слиянию с ним. Отсюда стремление суфиев к интуитивному познанию, “озарениям”, достигаемому путем особых ритуалов и “умерщвления плоти”.

Основы учения суфизма заложены в IX веке багдадцем Абу Абдаллахом аль-Мухассиби. В X – XI вв. суфистское учение приобретает законченную форму, но только в результате реформаторской деятельности Газали получает известное признание со стороны ортодоксального мусульманского духовенства.

Суфизм есть сложное явление и представляет собой не только мистико-религиозное учение, но и философию.

Одним из крупнейших представителей центрально-азиатского суфизма XIV века был Мухаммад аль-Бухари Накшбанд (1318 –1389). От его ремесла (Накшбанд – чеканщик) происходит название суфийского братства- Накшбандия. Встав во главе общины, Накшбанд заложил основы своего учения, которое укрепило суннитский ислам среди тюркских племен в Центральной Азии.

Духовная чистота, отказ от стяжательства, добровольная бедность, никаких контактов с властями – его основное требование. Суфий должен строго следовать сунне Пророка, его сподвижников и выполнять все предписания шариата.

Начиная с XV века, накшбандия постепенно превратилась в самое распространенное духовное братство во всем мусульманском мире. Основные взгляды накшбандия оставались едиными для всех приверженцев этого учения в течение многих последующих веков, за исключением постулата отношения к властям. Считалось не только допустимым, но и обязательным контакт с властями, для того чтобы, “завоевать их души”, активно влиять на их политику.

Основное положение суфиев сводится к следующему: мир есть божественное творение. Первоначально существовал лишь абсолют, единый и единственный.

Отсюда следует, что бытие есть зеркальное отражение Божественной Истины (Бога, Аллаха). Аллах является единством бытия. В действительности бытие не множественно, а едино. Множественность и противоречивость, по идее суфиев относительны и преходящи. Вечностью обладает только создатель. Поэтому бытие понимается как эманация, т. е. изучение и распространение всего многообразия качества божества. Отсюда, существует Аллах, а бытие – его отражение. Как нет начала и конца абсолютного существа, так и для Истины нет рождения и смерти. Основная цель проявления духовного в природе – это Человек. Божественная забота и любовь обращены к человеку. Человек должен понимать, что он любимое творение Бога. Поэтому он, в свою очередь, с влюбленным изумлением созерцает буйство красок духовной Вселенной. Если определять собственными понятиями суфизма, божественная любовь подобна вину. Священный сосуд, в котором хранится это “вино”, есть сердце человека. Чем больше налито “вина” в “сосуде”, тем сильнее высшие духовные искания в человеке. Когда в одной из своих газелей, Мир Алишер Навои сказал:

“Не знаешь, ты, что есть вино другое

Не обойди вниманием отшельников, пьющих в этом кабаке …”

(Вольный перевод. Имелось в виду именно это “вино”.[8])

Главная и конечная цель суфиев – достичь божественного образа, соединиться с ним, достичь вечности, слиться с абсолютом. Для достижения его необходимо преодолеть ступени совершенства: закон, нравственность, знание и истину.

Шариат (закон) – значит следование установлениям сунны пророка Мухаммеда.

Тарикат (мораль) – т. е. “путь” нравственного совершенствования. В него входит изучение и усвоение мусульманских нравственных ценностей.

Маърифат (знание) – т. е. победа над плотскими желаниями и достижения божественного знания. На этой ступени человек полностью постигает сущность божества, достигает духовного и нравственного совершенства. Человек, достигший этого, называется ориф – мудрец.

Хакикат (истина) – ступень слияния с истиной, последняя ступень совершенствования. Влюбленный в божество суфий, отказавшись от самого себя, соединяется с Господом. В учении Тасаввуф Истина – внутренняя сущность веры, а шариат – внешнее ее проявление. Истинным разумом обладают люди, отвергнувшие качества человека и принявшие качества божества. Для них шариат – слово, трактат – путь, маърифат – любовь, хакикат – состояние. Это состояние по существу приравнивается смерти. В одном из хадисов сказано: “Умрите прежде смерти”.[9]

По идее суфиев страсти – это цели, привязывающие человека к земному миру. В одном из хадисов сказано: “Теперь мы переходим от малой борьбы, к борьбе великой”. Эта великая борьба – борьба со страстями. Поэтому надо быть не рабом страстей, а повелевать ими. Для победы над страстями необходимо объявить им священную войну “джихад”. В частности один из способов преодоления страстей – это поститься 40 дней, поменьше спать, воздерживаться и проводить время в продолжительных молитвах. Это в суфизме называется хилват – отшельничество. Для него необходимо, отрешившись от всего мирского и материального, с мыслями об изначальной любви к божеству, мужественно переносить все тяготы и страдания. Эта черта суфизма перекликается с индийской философией, в частности, с философией йога. А в проблеме разума чувствуется, наряду с индийскими, влияния неоплатонических идей. Суфии различают два вида разума.

1. Божественный (всеобщий) разум – чистая духовная сущность, соответствует платоновскому “мировому разуму”. Этот разум порожден непосредственно Аллахом, его еще называют “первоначальным разумом”. Суфии, кроме того, называли его “истиной Мухаммеда”. Из божественного разума происходит божественная душа, которая соответствует платоновской мировой душе.

2. Человеческий (единичный) разум – подразделяется на два подвида:

a) высший разум избранных – разум, воспитанный на вдохновении и вере; его функция напоминать и предупреждать человека о последнем дне и божьей каре;

б) повседневный разум – его функция познавать бытие и понимать жизнь.

“Высший разум” присущ только искренне верующим, а повседневный – всем. Платоновский эманационизм – общая основа развития философии мусульманского Востока как рационалистического (Фараби – Ибн-Сина), так и мистического направления.

Литература

1. Каримов И. А. Туркестан – наш общий дом. – Т.: УзбекистОн, 1995.

2. Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Т.: УзбекистОн, 1997.

3. Арипов М. К. Социальный идеал Ислама. – Т.: 1995.

4. Идрис Шох. Суфизм. – М.: МЫСЛЬ, 1993.

5. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1991.

6. Основы философии: Учебное пособие. Разд. 2, гл. 3. - Т.: УзбекистОн, 1998.

Контрольные вопросы

1. Когда и почему религия Ислама проникает в Среднюю Азию?

2. Какие основные религиозно -философские учения Вы знаете?

3. В чём сущность религиозно-философской концепции суфизма?

4. И.Каримов о роли исламской религии в духовной жизни народов Средней Азии.

 

Глава 7. Общественно – философские и просветительские идеи в Узбекистане в XVI - начале XX вв.

1. Общественно-политическая и культурная жизнь в Средней Азии в XVI –первой половине XIX века.

2. Просветительство в Туркестане во второй половине XIХ - начале XX вв.

3. Джадидизм

Узловые понятия и выражения

Просветительство - политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения новых общественных отношений.

Джадидизм - идейное и просветительское движение в Туркестане конца XIХ - начала XX вв.

1. Общественно-политическая и культурная жизнь в Средней Азии в XVI –первой половины XIX века.

Вступление Центральной Азии в период позднего средневе­ковья ознаменовалось образованием трех ханств — сначала Бу­харского и Хивинского, а к концу XVIII века — Кокандского.

Центральная Азия — некогда экономически и культурно развитый регион - к началу XVI века начинает все более отста­вать, по сравнению с европейскими странами, где в недрах фе­одального общества развивается новый, капиталистический спо­соб производства. В то же время в Мавераннахре, как и прежде, продолжали развиваться литература и изобразитель­ное искусство, история и философия, архитектура и зодчество. Самарканд, Ташкент и, особенно, Бухара еще остаются в XVI веке центрами культурной деятельности. Здесь собираются лучшие умы Центральной Азии.

Литература XVI—XVII веков была представлена такими име­нами, как Турды, Машраб, Мавляно Вафои, Надир, Мулла Масти, Равнак, Раким, Андалиб, Нишати, Умар Баки, Ак-мал, которые оставили глубокий след в истории узбекской ли­тературы.

Многие поэты XVII века — выходцы из Центральной Азии — жили и творили за пределами своих родных мест. Шавкат Бухари (ум. 1695) объездил Индию, Афганистан, Иран, где написал три стихотворных дивана. Мулла Мулхам обучался в Самарканде и, хотя писал стихи на родном языке, прожил свою жизнь в Деккане в Индии. Мухаммад Салих Самарканди жил в Бухаре, Балхе, Индии, Лахоре.

Как свидетельствует Абдулкадыр Бадаюни — известный исто­рик Индии эпохи Бабуридов — в своем труде "Мунтахабут-таворих" ("Извлечения из истории"), индийские литераторы Гулуи, Кашмири, Камоли, Махсуми, Рамзи, Лахури, Кабули, Файзи Дуккани и другие бывали в городах Мавераннахра. Они привозили с собой произведения индийских поэтов, ученых, тем самым, способствуя обмену культурными ценностями.

В XVII—XVIII веках поэзия обретает еще одну особенность — сатирическую направленность. Возглавили это направление Ва­фои, Турды и Машраб.

Ряд исторических произведений, написанных на арабском, персидском языках были переведены на узбекский.

В XVI веке в особо сложном положении оказалась наука. В эту эпоху мы уже не видим таких выдающихся ученых, как Улугбек и его соратник Али Кушчи.

Одна из главных особенностей рассматриваемого периода в развитии философской мысли Мавераннахра состоит в том, что, начиная с XVI века, оно идет в двух главных направлениях:

первое направление — развитие общественно-философской мысли в самом Мавераннахре. Здесь следует выделить два этапа:

XVI—XVII и XVIII — первая половина XIX века. Первый пред­ставлен такими крупными учеными-философами, как Мирзаджан Ширази, Юсуф Карабаги, Мухаммад Шариф Бухари и др. Ими со­здан целый ряд трудов по философии, истории, языковедению, богословско-юридические сочинения, а также множество ком­ментариев и примечаний философского характера;

второе направление — развитие философской мысли мыс­лителями, выходцами из Центральной Азии, творившими в Индии в эпоху Бабуридов. Трехсотлетнее существование импе­рии Бабуридов оставило глубокий след не только в истории Индии, но и Центральной Азии и других сопредельных стран. Несмотря на отдаленное географическое расположение госу­дарства Бабура, его духовная жизнь всегда оставалась частью центрально-азиатской культуры, ибо он и его потомки всегда были сопричастны ей и продолжали развивать традиции этой культуры.

Духовная жизнь в конце XVI — начале XVII веков по своей напряженности не уступала предшествующим векам. Она охва­тывала самые различные идейные течения, но господствующим была идеология ислама — калам.

Этот процесс взаимодействия религии и философии был край­не сложным. Мировоззрение философов так или иначе исход­ным пунктом имело религиозную идеологию. Многие их дости­жения формировались в религиозном контексте. Конечно, не следует абсолютизировать данный факт, ибо наряду с этим определенные философские идеи расходились с различными аспектами исламской идеологии.

Особое значение в развитии общественно-философской мыс­ли этого периода имели такие особенности духовных интересов общества, как стремление осмыслить свои духовно-исторические истоки, различные аспекты своей духовно-культурной целостности, роль субъективного фактора в консолидационных процессах, формирование и развитие духовных основ этнонациональной общности и самостоятельности, стремление использовать религию как мощный духовно-консолидационный и регулятивный фактор.                       

Крупный представитель общественно-философской и научной мысли Центральной Азии конца XVI - первой половины XVII века Ибн Мухаммаджан Юсуф ал-Карабаги ал-Мухаммад Шахи является выходцем из Азербайджана.

Родился Карабаги в 1563 году. В 1579 году, в шестнадцатилетнем возрасте, он перебирается в Ширван, а затем в Шираз, где становится учеником Хабибуллы Мирзаджана Ширази ал-Бонави .

Под влиянием своего учителя, в значительной степени воспитанного на Даввани, Юсуф специализируется, главным образом, на философии и схоластическом богословии, и увлечение ими перенес и в Центральную Азию. Карабаги вначале преподает в Самарканде, в приходе мечети Джуазания. Вскоре он вступает в близкие отношения с дервишами ордена кубравия, занесенного сюда из Хорезма. Его духовным наставником в ордене становится шейх Халилуллах Бадахши — ученик известного старца Хусейна Хоразми.

Мирза Абдукадыр Бедиль (1644 - 1721) родился в г. Азим-Абаде в Индии.

Бедиль с малых лет проявляет интерес к изучению различных наук. Он учился в медресе, затем поступил на военную службу, но вскоре оставил ее и в дальнейшем, переехав в Дели, до конца жизни занимался наукой и литературой. С раннего возраста начал писать стихи, изучать философию, искусство, литературу, историю и т. д.

Мирза Бедиль после себя оставил много трудов: "Чор унсур" ("Четыре элемента"), "Нукот" ("Остроты"), "Ирфон" ("Познание"), "Рубоиёт" ("Четверостишия"), "Газалиёт" ("Газели") и др.

Продолжая лучшие традиции восточных перипатетиков. Бедиль проводит мысль о вечности и изменчивости мира. По его мысли, материя не имеет ни начала, ни конца. Будучи пантеистом, придерживался позиции "вахдати мавжуд" — единства сущего, исходит из признания о единстве мира, о присутствии бога в нем, о вечном изменении предметов и вещей берет за основу мира воздух.

Интересные мысли высказывает Бедиль о познаватель­ных способностях человека. По его мнению, первая ступень позна­ния совершается при помощи внешних чувств. Разум, мышление являются более совершенной ступенью познания. Философ рас­сматривает чувственное и рациональное познание в единстве и вза­имосвязи. Большое значение он придавал познавательным способ­ностям разума: "Мышление поняло содержание тайны, суждение поняло происхождение и последствия дел. Никто не видел ничего, если его не открыл разум. Все, что не познано разумом, закрыто человеку"1. В рациональном постижении мира, большое значение играет овладение знанием, занятие наукой. Знание он называет жемчужиной человечества. Бедиль не мыслит развития без науки:

Пока не возьмешь перо науки в руку,                                                Образа никакой вещи не нарисуешь.                                                           Все то, что начертано не наукой,                                                                Ничего, кроме глупости, не означает.                                                Наука повсюду - порука за разумные меры,                                      Победа - доказательство действия.

В постижении бытия, тайн природы важную роль играет фи­лософия. Философия — это премудрость, она раскрывает тайны науки, изучает отношение духа к вещам и предметам.

Бедиль касается и вопроса о свободе и необходимости. По его мнению, человек свободен в своих действиях. Он сам должен заботиться о себе, определить свои действия. Бедиль признает природную необходимость, закономерности природы. С другой стороны, он рассматривает необходимость как проявление бо­жественной воли.

Машраб (1657—1711) является выдающимся узбекским поэтом и мыслителем. Родил­ся в Намангане. В 15 лет становится учеником шейха Мулла Бозор Ахунда. За свой дерзкий характер, свободолюбие поэт был вы­нужден покинуть Наманган и переехать в Кашгар. Здесь он со­стоит на службе одного из крупнейших феодалов того времени Офака Хаджи. Машраб в своих стихах остро критикует суфиев, представителей духовенства, за что был изгнан со двора Офака Хаджи. С того времени начинается скитальческий образ жизни поэта. Он побы­вал в Самарканде, Бухаре, Ташкенте, Карши и других городах Центральной Азии, в Индии, на Ближнем Востоке.

В конце своей жизни Машраб переехал в г. Балх (в нынешнем Афганистане). В 1711 году был казнен правителем Балха Махмудханом за свое свободомыслие и критику правящих кругов. Его гробница находится в с. Ишкашим, на юге г. Ханабада (в Афга­нистане).

Машраб оставил большое творческое наследие. Ему принад­лежат множество рубай, газелей, мухаммасов, мусаддасов, ко­торые широко популярны среди народа. В последние годы уче­ные установили принадлежность его перу поэмы - "Мабдаи нур". 0н также автор труда "Девони Машраб".

Машраб, как и многие мыслители прошлого, не выступал против основ и догм ислама, а с недоверием относился к неко­торым из них. В своих стихах он высмеивает представителей су­физма, которые проповедовали идеи мистицизма и аскетизма. Он призывает людей не бояться потустороннего мира, ада и рая, а заниматься земными делами. Тем не менее, он придер­живается суфийского движения каландаров, тесно связанного, с накшбандизмом. Оно было использовано Машрабом для вы­ражения своих свободолюбивых идей, критики лицемерия, ханжества, алчности, высокомерия, насилия и жестокости:

Если хочешь избавиться от дурных людей,

Будь каландаром, будь каландаром.

Если хочешь уничтожить жалобы на угнетение и подлость,

Если хочешь доставить всем смех,

Будь каландаром, будь каландаром.

Если хочешь отречься от благочестия, разоблачить тайну аскетизма,

Если хочешь идти путем истины,

Будь каландаром, будь каландаром.

2. Просветительство в Туркестане во второй половине

XIХ - начале XX вв.

Общие закономерности возникновения просветительства как антифеодального идейного движения появляются у разных на­родов в различные исторические периоды и имеют свои специ­фические особенности. Но при всех своих особенностях просве­тительство каждого народа является своеобразным проявлением общеисторического процесса.

В просветительстве Туркестана в конце XIX — начале XX веков получили отражение как общие черты, присущие просветительству как идейному движению периода становления капиталистических отношений, так и специфические, обус­ловленные историческими и национальными особенностями Края.                                         

Как и в Европе, просветительство в Туркестане представляло собой идейное течение, направленное против средневековых феодальных отношений, пережитков и традиций. Оно отражало борьбу прогрессивных сил, которые стремились вывести страну из состояния феодальной отсталости.

Просветительская идеология в Туркестане возникла в 80-х годах XIX века. Ее становление и развитие было обусловлено влиянием европейской культуры, самим фактом контраста меж­ду феодальной Центральной Азией и капиталистической Рос­сией. Она была выражением антифеодальных и антиколони­альных настроений и устремлений прогрессивных сил Туркес­тана конца XIX — начала XX веков.

Просветители раннего периода Ахмад Дониш (1827—1897), Саттархан Абдулгафаров (1843-1902), Фуркат (1858-1909), Бердах (1827—1900), анализируя феодальную и культурную отсталость, подвергли критике феодально-ханский строй и выступили с пропагандой знаний. Они возлагали надежды на просвещенно­го монарха, который сможет вывести страну из отсталости, спо­собствуя распространению науки и просвещения.

Ахмад Дониш считал, что путь избавления от нищеты и невежества лежит через реформирование государственного строя эмирата, распространение светских зна­ний.                               

Беспощадным критиком феодально-ханского строя и его за­щитников выступил Бердимурад Бердах. Выходец из народа, Бер­дах в своем творчестве выразил его беды и надежды. Он воспевал трудолюбие, героизм, честность и справедливость. Все, что про­тивоположно этим качествам, он рассматривал как зло, достой­ное осуждения.

Просветители утверждали, что счастье приобретается не в пассивном его ожидании на том свете, а в познании окружаю­щего мира и подчинении этих знаний обществу, людям.

По мысли Саттархана, человек — высшее создание природы и отличается от животного мира разумом. Он должен поэтому познать самого себя, "то есть исследовать: каковы мы, откуда произошли и куда пойдем, в чем заключается наше счастье и несчастье. А ключом к этим вопросам, служит знание. Знание служит решительным средством к уразумению всего этого и к дос­тижению основных наших желаний и целей. И мы говорим, что приобретение знаний необходимо, а цель такого приобретения состоит в том, чтобы отличить истину от лжи и своевременно пользоваться истиной для блага близких и делать им добро"'. Про­должая свою мысль, Саттархан подчеркивает, что приобретение знаний не должно являться для человека самоцелью, они долж­ны служить людям и приносить пользу: "Когда приобретем, знания и не будем приводить их в дело, не будем никому приносить посредством их пользы, то такое знание противно главной цели человечества, и такие люди, будучи хуже животных и, оставаясь в заблуждении, не заслужат почтения...".

А. Дониш также считал, что человек существует для созида­ния, поэтому должен обладать знаниями и трудиться, ибо про­дукты питания не падают с неба, а добываются трудом. Он при­зывал своих соотечественников к изучению науки к овладению различными ремеслами.

Стремлением открыть для своего народа путь к прогрессу, зна­нию и просвещению пронизано и творчество Фурката. В формиро­вании его просветительских идей большую роль сыграло знаком­ство с достижениями европейской культуры, в частности русской.

Фуркат приходит к твердому убеждению, что только с помо­щью изучения европейской культуры и науки, путем просвещения можно вывести страну из той отсталости, в которой она оказалась.

По мнению Фурката, невежество — сущий ад, в котором нельзя увидеть луч света, и советовал молодому поколению изу­чать светские науки. Он считал, что наука должна служить наро­ду, ученые люди должны быть почитаемы и уважаемы, незави­симо от их национальности и религиозных верований.

Восхищаясь достижениями науки, входившими в жизнь, Фуркат воздает дань уважения и благодарность ученым России. Что­бы приобщиться к достижениям науки и культуры, говорит поэт, необходимо знать русский язык, и неустанно призывал к его изучению.

По мере развития капиталистических отношений и измене­ния социальных условий в Туркестане конца XIX – начала ХХ вв. идея "просвещенного и мудрого прави­теля" уступила место идее отрицания монархической власти. Эта тенденция начала проявляться во взглядах Мукими, Завки, Хамзы и др.

Мукими в своих произведениях выразил глубокую ненависть к миру гнета и насилия, дал исключительно сильное описание тяжелого положения крестьян, гнета и произвола в колониальном Туркестане. Он разоблачает царских чиновни­ков, представителей местной администрации — мингбаши, во­лостных управителей, судей, подчеркивает, что во всех звеньях государственной власти процветает взяточничество и произвол. "Где правду искать беднякам, если деньги — кинжал, режущий все", — гневно восклицал Мукими.

Идеи Мукими разделяли и развивали Завки, Хамза и др.

3. Джадидизм

Движение джадидов оформилось как особое течение просветительства и приобрело определенную политическую окраску в начале ХХ века.

Социальной базой возникновения джадидизма явилось зарож­дение местной торгово-промышленной буржуазии. В отличие от феодально-клерикальной идеологии, которая исходила из неру­шимости феодальных устоев, джадиды предлагали проведение определенных реформ в области социально-политической и куль­турной жизни Туркестана. Так, они выступали с требованием реформы образования, открывали новометодные школы, созда­вали театральные труппы. Джадиды поднимали проблемы, свя­занные с реформой управления краем, рыночными отношениями. Они занимались такими вопросами, как право мусульманина иметь дело с банковским капиталом, торговлей, изучать светс­кие науки, языки других народов и др. Смогли увидеть преиму­щество капиталистических экономических отношений перед фе­одальными, и всячески способствовали их развитию в Туркеста­не; предлагали методы ведения хозяйства, основанные на целесообразном использовании преимуществ, предоставляемых железной дорогой, банковской системой, применением техники и т. д. Они хорошо понимали, что без знаний, науки и техники, не имея подготовленных специалистов, нельзя одержать победу в конкурентной борьбе с капиталом метрополии. Вот почему они ратовали за светское образование, за подготовку специалистов, за проведение реформ в управлении краем, которые бы не огра­ничивали экономическую и политическую свободу местной бур­жуазии.

Вопросы конкурентной борьбы с буржуазией метрополии, экономической свободы в джадидской печати освещались с раз­личных сторон.

Джадиды обращались и к богатству культурного наследия му­сульманского Востока, и к буржуазной цивилизации Европы. С одной стороны, они пропагандировали достижения европейс­кой научно-технической мысли, культуры, нормы экономичес­кой и общественно-политической жизни. С другой стороны, стре­мились возродить прошлое, пробудить стремление как-то проти­востоять проникновению буржуазных нравов, противоречащих требованиям шариата, пробудить интерес к истории ислама.

Говоря о необходимости светского образования и подготовки образованных специалистов, джадиды искали и находили под­тверждение своим мыслям в Коране и хадисах, придавая их текстам смысл, отвечающий нуждам социального и экономическо­го прогресса в Туркестане.

Джадиды имели тесные связи с лидерами национально-освободительного движения Татарстана, Закавказья, Турции. В Туркестане распространялись газеты и журналы из Турции, Казани, Оренбурга, Уфы.

 Бехбуди Сущность целей и задач джадидского движения наиболее ярко выразил один из крупнейших его лидеров и теоретиков Махмуд Ходжа Бехбуди (1879-1919).

Бехбуди происходил из богатой семьи. Окончив медресе, он занимал должность муфтия (толкователя шариата) при казийских судах Самарканда, а также занимался торговой деятельностью.

Начиная с 1906 года Бехбуди выступает в джадидской перио­дической печати с идеей национального освобождения края че­рез реформу образования и систему управления Туркестаном. Его взгляды характеризуются антифеодальной направленностью и особенно оппозиционностью колониальной системе управления Туркес­таном.

Бехбуди в своей деятельности уделял много внимания пропа­ганде светских знаний и культуры. В 1913 году он начал издавать газету "Самарканд", а с августа 1913 года журнал "Ойна", кото­рый просуществовал до июня 1915 года. Помимо многочислен­ных статей, посвященных проблемам пропаганды научных зна­ний, социально-политической жизни и быта народов Туркеста­на, Бехбуди написал учебные пособия по географии, букварь для начальных школ, перевел и отредактировал ряд работ. Им была написана также пьеса "Падаркуш" ("Отцеубийца"), которая ставилась любительскими театральными труппами во многих го­родах Узбекистана.

Подготовка светски образованных специалистов - одна из постоянных тем, пропагандируемых Бехбуди. "Наши богачи, — писал он, — в результате своей безграмотности разоряются, ибо они не умеют торговать, вести финансовые операции". Продол­жая эту мысль, Бехбуди предупреждал, что если мы не хотим проиграть другим нациям в области культуры и экономики, то должны готовить образованных государственных деятелей, ин­женеров, коммерсантов. Они станут защитниками наших инте­ресов и нашей религии. "Без этого, — говорит он, — наши дни сочтены".

В своих политических требованиях Бехбуди исходил из про­граммы партии "Мусульманский союз", возникший в августе 1905 года. Эта партия близко стояла к кадетам, добивалась религиоз­ной автономии, местного самоуправления мусульман. Ее пред­ставители обратились к Бехбуди с просьбой высказать свои сооб­ражения по Туркестану, с чем и пригласили в 1914 году в Петер­бург на заседание мусульманской фракции Государственной Думы.

Идеи Бехбуди стали программными для джадидов. И февральс­кая революция 1917 года вселила надежду в возможность их осу­ществления. Бехбуди, Миновар-Кори и другие деятели джадидов стали активно создавать свои организации. В марте 1917 года была создана организация "Шурой Исламия". Уже на первом ее съезде в апреле 1917 года было сформулировано политическое кредо, а именно — идея создания национально-религиозной автономии, созыва Учредительного собрания, который установил бы особую форму управления в Туркестане в рамках Российской Федератив­ной Республики. Джадиды питали надежду, что Учредительное со­брание даст Туркестану самоопределение. Они были активными участниками создания "Кокандской автономии". Принимавший участие на съезде, где была провозглашена "Кокандская автоно­мия", Бехбуди писал: "Мы всей душой будем противостоять тем, кто хочет разделить наши земли и наше имущество. По существу автономия создается для сохранения земли, имущества и рели­гии". Лидеры джадидов и после октябрьских событий в России от­стаивали право Туркестана на самоопределение.

Бехбуди в 1919 году был убит агентами бухарского эмира за свою просветительскую и общественную деятельность, направ­ленную против существующего строя и в поддержку младобухарского движения. Миновар-Кори Абдурашидханов был репресси­рован в 1929 году и погиб.

Деятельность просветителей Центральной Азии представляет собой одну из ярких страниц истории общественной мысли. Их заслуга состоит в том, что в мрачный период феодальной отста­лости и колониального гнета царизма они пропагандировали идеи прогресса и социальной справедливости, формировали созна­ние национальной независимости.

Литература

1. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Т.: Узбекистон,1997.

2. Каримов И.А. Узбекистан, устремлённый в XXI век - Т.:Узбекистон, 1999.

3. Алимова Д. Джадидизм как историческая попытка обновления общества и символ молодежи. Из книги “Молодежь и демократия на пути определения политических и духовных ориентиров”. – Т.: ФАН, 1999

4. Основы философии: Учебное пособие. - Т:. Узбекистон, 1998.

5. Очерки истории общественно философской мысли в Узбекистане. - Т.: ФАН, 1997

6. Хидоятов Г.А. Моя родная история. - Т.: УКИТУВЧИ, 1992

7. Эркаев А. Духовность – энергия независимости. – Т.: 1999.

Контрольные вопросы

1. Какова была общественно-политическая и культурная жизнь в Средней Азии до колонизации её Россией?

2. В чём сущность и особенности просветительского движения в Туркестане?

3. Назовите наиболее известных просветителей – поэтов этого периода.

4. Что понимается под джадидизмом?

5. Какова роль джадидизма в просветительском и освободительном движении в Туркестане?

 

 

Раздел третий. Философия в Западной Европе.            (краткий обзор)

Глава 8. Европейская философия (общий обзор)

1. Философия средних веков

2. Философия эпохи Возрождения и Нового Времени

3. Немецкая классическая философия

Узловые понятия и выражения

Схоластика - философско-религиозное учение, в центре которого стоит проблема соотношения веры и знания, религии и разума.

Номинализм - одно из главных учений средневековой религиозной философии, отвергавшее существование общих объектов и признававшее существование только одиночных вещей.

Реализм - общие понятия существуют независимо от единичных и предшествуют им.

Агностицизм - учение, отвергающее возможность познания мира и его законов.

“Вещь в себе” - учение Канта о невозможности познания сущности вещей.

1. Философия средних веков

С возникновением феодализма господствующим мировоззрением в Западной Европе становится христианство.

Первый этап средневековой христианской философии – патристика     (учение 2-8 вв., утверждавшее несовместимость религиозной веры с античной философией), на основе которой в 9-12 вв. складывается схоластика, обосновавшая независимость религиозных догматов.

Развитие материального производства, развитие техники и естествознания потребовало освобождение науки от религиозного мировоззрения. Первый удар по религиозной картине мира нанесли мыслители эпохи Возрождения (конец XIV – начало XVII вв.) – Коперник, Бруно, Галилей и др.

Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты философией Нового времени (XVII- XVIII вв.). Прогресс опытного знания и науки приводит к замене схоластического метода мышления новым методом познания, обращённым к реальному миру. Возрождаются и развиваются принципы материализма и элементы диалектики, но в целом материализм продолжал оставаться механистическим и метафизическим.

Вторая половина XVIII века явилась эпохой резкого[AK1] обострения кризиса феодализма во Франции, важнейшую роль в котором сыграли философы-материалисты Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Характерная черта французского материализма – абсолютизация роли идей в развитии общества.

Важнейший этап истории западноевропейской философии – немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель), развившая идеалистическую диалектику.

Ниже даётся краткий анализ основных этапов развития философии в Западной Европе:

Средневековая философия

Схоластика. Средневековый период в истории Европы занимает почти целое тысячелетие (с мо­мента распада Римской империи до эпохи Возрождения). Фор­мирование европейских государств в результате падения Римс­кой империи (V в., раннее средневековье) характеризуется ста­новлением христианской догматики, а зрелое средневековье (с XI в.) — становлением и утверждением феодализма, который в качестве своего идеологического фундамента использовал хрис­тианское мировоззрение.

Вслед за апологетикой возникла патристика — сочинения христианских идеологов, которые внесли наибольший вклад в борьбу против еретиков, были провозглашены святыми и назва­ны отцами церкви. Наиболее выдающимся из западных "отцов церкви" был Аврелий Августин (354—430). Христианской основе своей философии Августин придавал большое значение, сделав бога центром философского мышления. Бог является высшей сущностью, наивысшим благом. Человек же соединяет в себе природу материальных тел — растений и животных — и обладает разумной душой и свободной волей. Душа близка к богу, немате­риальна, бессмертна и свободна в своих решениях. Основой ду­ховной жизни является воля, но не разум. Целью и смыслом жизни является счастье, которое можно достигнуть в боге, познав его и испытав душу. События человеческой и божественной истории протекают в единстве и противоположности, они воплотились в столкновении двух царств (градов) — божьего и земного. В божий град вошла меньшая часть человечества, т. е. те, кто своим мо­рально-религиозным поведением заслужили у бога спасения и милосердия, в земном граде, напротив, остаются люди самолю­бивые, алчные, эгоисты, которые забывают о боге. Главным за­логом принадлежности к граду божьему служат смирение и покорность, как перед богом, так и перед церковью. Таким образом, философия Августина основана на доверии к силам воли, веры, любви и милости, но, ни при каких обстоятельствах, не к силам разума.

Подавляющее большинство философских систем средневеко­вья имело откровенно идеалистическую ориентацию, которая диктовалась основными догматами христианской религии. Среди этих догматов важнейшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого бога-творца, который категорически отвергал атомистические доктрины античности, а также догмат о творении богом мира "из ничего" (т. н. креационизм). Этот дог­мат не только устанавливал жесткую и непроходимую границу между идеальным миром бога-творца и материальным миром зем­ной жизни, зависимость материального мира от идеальной воли абсолютно верховной личности, но и ограничивал также мир во времени (т. н. начало и конец света).

Такая философия получила название “схоластика” (лат. — школьный или ученый). Предполагалось, что истина уже дана априори в библейских текстах, и чтобы обосновать ее, выведя всю полноту логических следствий, необходимо использовать си­стему правильно построенных силлогизмов. Решая данную зада­чу, схоластика опиралась на античное наследие, особенно на логическое учение Аристотеля.

Содержание и выводы схоластических споров не оказали серьез­ного влияния на дальнейшее развитие философии, но благодаря технике рассуждений схоластика внесла определенный вклад в дальнейшее развитие логики.

Существенный вклад в систематизацию ортодоксальной схоластики внес монах, пред­ставитель Ордена доминиканцев Фома Аквинский (1225—1274). Он ставил своей целью отработку положений христианского ве­роучения в формах здравого смысла. Аристотель был тем фунда­ментом, опираясь на который, Фома канонизировал христианс­кое понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы (т. н. принципа по­рядка) с колеблющимся и не вполне установившимся принципом материи (т. н. слабейшим видом бытия). Мир индивидуальных явлений, с точки зрения Фомы Аквинского, рождается слияни­ем первопринципа формы и материи. Душа же человека, являясь формообразующим принципом, свое индивидуальное воплоще­ние получает только при соединении с телом.  

 

Реализм и номинализм

Наиболее остро разногласия между идеальным и материальным проявились в знаме­нитом споре между реалистами (лат. действительный, ве­щественный) и номиналистами (лат. название, имя). Речь шла о природе так называемых универсалий (лат. общий), то есть о природе общих или родовых понятий. Реалис­ты (Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) основывались на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, и сформулировали концепцию о трех способах суще­ствования; универсалий.

Номиналисты же (Росцелин, Пьер Абеляр) доработали идею отрицания объективного существования общего до логического итога, будучи убежденными, в том, что универсалии существуют лишь в мышлении. Номиналисты отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование "до вещи", а это было равносильно тезису о приоритете материи. Росцелин считал, что универсалии есть только имена вещей, и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания.

Номинализм Росцелина и других был осужден церковью на Суассонском соборе в 1092 году, тогда как умеренный реализм Фомы Аквинского был принят безоговорочно.

Таким образом, средневековое противоборство в вопросе о природе универсалий значительно повлияло на дальнейшее раз­витие логики и теории познания, в частности на учения мысли­телей Нового времени, таких как Т.Гоббс и Дж. Локк. Номина­листические тенденции можно встретить также в учении Б. Спи­нозы, а методика номиналистической критики универсалий была разработана и использована Дж. Беркли и Д.Юмом при форми­ровании субъективно-идеалистической доктрины. Г. Лейбниц и Р. Декарт положили в основу своего идеалистического рациона­лизма тезис реализма о наличии общих понятий в человеческом сознании; позже положение об онтологической независимости универсалий перешло в идеализм немецких философов конца XVIII — начала XIX веков.

Значение средневековой философии состоит в том, что она внесла существенный вклад в дальнейшее развитие теории по­знания, разработала и уточнила различные варианты соотноше­ния рационального, эмпирического и априорного. Это соотно­шение станет в дальнейшем не только предметом схоластичес­ких споров, но и основой для формирования принципов научного знания.

2. Философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения определяется как исторический процесс идейного и культурного развития ранних буржуазных револю­ций, имеющая самобытную ценность. В развитых странах Евро­пы уже на рубеже XII—XIII веков происходит рост промышленности, торговли, развитие мореплавания, военно­го дела. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план выступают гуманизм и антропоцентризм. Презрение к зем­ному заменяется признанием творческих способностей челове­ка, разума, стремления к счастью. Реализация гуманистических идеалов предполагала освоение достижений прошлого, поэто­му пробуждается интерес к античному культурному наследию, к овладению богатством древней философии. Происходит ос­вобождение разума от схоластики и поворот от сугубо логичес­кой проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека.

Так в учении Николы Кузанского (Кузанец) (1401—1464) подчер­кивается мощь человеческого познания; сам человек посредством творческой деятельности своего ума ("человек есть его ум") как бы уподобляется божеству.

Сочинение Н. Коперника (1473- 1543) "Об обращении небес­ных сфер" произвело революцию в астрономии, так как утверж­дало систему гелиоцентризма, заключающуюся в следующем:

1. Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, а вра­щается вокруг своей оси.

2. Земля обращается вокруг Солнца, занимающего центр Вселенной.

Гелиоцентрическая теория Коперника оказала значительное влияние на развитие философии, однако, не была лишена некоторых фундаментальных заблуждений: во-первых, Коперник разделял господствую­щее убеждение в конечности мироздания, и, во-вторых, лишив Землю привилегированного положения быть в центре Вселен­ной, Коперник сохранил такой центр за Солнцем.

Одним из основоположников экспериментально-теоретичес­кого естествознания, заложившим основы классической меха­ники, был Г. Галилей (1564—1642).

Идеи, сформулированные в эпоху Возрождения, изменили взгляды людей на мир и положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на характер последующей науки и филосо­фии. Характерной особенностью этой эпохи стало второе рожде­ние античной философии, с той же обращенностью к человеку, с теми же стихийно-материалистическими тенденциями, кото­рые возродились, не в последнюю очередь, под влиянием арабо-язычной мусульманской философии и культуры.

Потребности общественно-исторической практики дали мощ­ный импульс становлению и укреплению, наряду с монастырс­кими школами, университетской науки, развитию естественных и гуманитарных наук, а также заложили основы опытного есте­ствознания Нового времени.

Европейская философия XVII — первой трети XIX веков

Философия эпохи Возрождения ознаменовала поиск новых путей, способа и содержа­ния философствования. Этот поиск был реакцией на продолжи­тельный период гегемонии схоластики. Поэтому развитие опыт­ного знания требовало замены схоластического метода новым, непосредственно обращенным к реальному миру. Вновь форми­рующийся способ философского мышления можно определить как философскую мысль Нового времени.

Именно через механику пытались найти мыслители ключ к разгадке тайн всего мироздания. Открытия И. Ньютона упрочили представления о механической детерминированности яв­лений окружающего мира. В воззрениях Ньютона механическая причинность получила глубокое математическое обоснование. Вместе с тем, признавая движение, механика отвергает разви­тие, поэтому метод мышления ученых и философов того време­ни был механистическим и преимущественно метафизическим.

Родоначальником материализма Нового времени является английский философ Ф. Бэ­кон (1551—1626). Он считал, что философия должна носить, преж­де всего, практический характер: если же она остается умозри­тельной, т. е. схоластичной, она неистинна. Схоласт, по утверждению Ф. Бэкона, плетет подобно пауку какую-нибудь научную ткань, уникальную по тонкости нити и работы, однако совершенно пустую и ни на что не годную. Именно Бэкону при­надлежит создание новой науки — методологии эксперименталь­ного естествознания, в которой он усматривал залог будущего могущества и господства человека над природой. Только следуя ее законам, можно господствовать над природой. Выводы науки должны опираться на факты и от них восходить к широким обоб­щениям. Экспериментальному знанию соответствовал разрабо­танный и введенный Бэконом метод индукции, состоящий из наблюдения, анализа, сравнения и эксперимента. Но опыт сможет дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание будет сво­бодно от ложных идолов и призраков. Призраки рода — это заблуж­дения, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; призраки пещеры возникают из оши­бок индивидуального характера, зависящих от воспитания, вку­сов и привычек отдельных людей; призраки рынка — это привыч­ка пользоваться в суждении о мире бытующими представлениями и мнениями без критического к ним отношения; призраки театра опираются на слепую веру в авторитеты. Истинную взаи­мосвязь вещей и явлений Бэкон видел в определении естествен­ной причинности. Значение философии Бэкона состоит, прежде всего, в критике спекулятивного созерцательного подхода к миру, характерного для поздней средневековой философии.

Одним из видных представителей философской мысли является Томас Гоббс (1588—1679). В его лице учение Бэкона нашло своего про­должателя. В рассуждениях о "первой философии" Гоббс подчер­кивает, что "телесность"(т.с. материя) вечна, тогда как отдель­ные тела временны. Свойствами (или "акциденциями") телесно­сти являются движение и покой, цвет и т. д. Движение он рассматривал как перемещение тел в пространстве, т. е. как ме­ханическое, уподобляя механизму не только все тела природы, но и человека, и общество. Механистичность философской док­трины Гоббса выразилась также в том, что в своей трактовке движения как результата столкновения двух тел он практически апеллировал к теории божественного первотолчка (деизм). Гоббс утверждал, что все знания добываются с помощью ощущений, вместе с тем в своей теории познания он подчеркивал важное значение разума, в особенности его математических операций.

Рене Декарт. Если Ф. Бэкон знаменует в Новом времени начало разработок метода эмпирического, опытного исследования природы, а Гоббс несколько углубил эмпиризм аргументами математики, то французский ученый и философ Рене Декарт (1596—1650), напротив, отвел опыту роль простой практической проверки данных интеллекта, а приори­тет отдал разуму.

Являясь основоположником рационализма Нового времени, Декарт поставил задачу разработать универсальный метод для всех наук, который предполагал бы наличие в человеческом уме так называемых врожденных идей или аксиом, во многом определяющих результаты познания.

Таким образом, метод научного познания Декарта можно определить как аналитический или рационалистический. Рацио­нализм - философское воззрение, признающее разум или мышление источником познания и критерием его истинности. Метод рацио­нализма требует ясности и непротиворечивости операций само­го мышления, (обеспечивается математикой), расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части и изуче­ния их в отдельности, а затем — движения мысли от простого к сложному. Каких бы то ни было границ не следует полагать чело­веческому уму, считает Декарт; нет ничего ни столь далекого, чего нельзя было бы достичь, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть.

Бенедикт Спиноза. Рационализм Декарта нашел много продол­жателей,

среди которых наиболее выдаю­щимся является нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632—1667). В своем учении о субстанции, преодолевшем проти­воречие дуализма Декарта, решительно отвергая представление о мышлении как об особой субстанции, будто бы существующей сама по себе и проявляющейся через саму себя, Спиноза соеди­нил в единую бесконечную субстанцию бога, идеальное и мате­риальное. Он считал, что существует единая находящаяся вне сознания субстанция. Эта субстанция не нуждается ни в каких других причинах, являясь причиной самой себя. Абсолютно ли­шенный качества личности, спинозовский бог не отделим от при­роды. Единственным принципом мирового порядка, по мнению Спинозы, является взаимодействие причин и следствий, проис­текающих из внутренних законов единой субстанции. Единая суб­станция бог-природа обладает двумя познаваемыми атрибутами и неотъемлемыми свойствами — протяженностью и мышлением. Способность мыслить, хотя и в различной степени, простирает­ся от элементарных вещей до человеческого мозга. Мышление трактуется Спинозой как своего рода самосознание природы. В этом состоит трансформация Спинозой декартовского рациона­лизма, следствием которого явилась глубокая убежденность в познаваемости мира и важный вывод: порядок и связь идей та же, что и порядок, и связь вещей. Чем шире круг вещей, считает Спиноза, с которыми человек вступает в контакт, то есть чем активнее субъект, тем совершеннее мышление. Совершенство мышления определяется мерой его согласия с всеобщими зако­нами природы, а адекватно познанные общие формы и законы мира являются истинными правилами мышления. Понимать вещь, — значит: видеть за ее индивидуальностью универсальный элемент, идти от единичного модуса к субстанции. Разум постоянно стре­мится постичь в природе внутреннюю гармонию причин и след­ствий; однако такая задача достижима только тогда, когда разум не довольствуется непосредственными наблюдениями, а исходит из всей совокупности впечатлений.

В центре внимания Спинозы находится вопрос свободы . В его понимании в субстанции сливаются необходимость и свобода. Бог (субстанция) свободен, ибо все, что он совершает, исходит из своей собственной необходимости. В природе, а в нее Спиноза включает и человека, господствует детерминизм, т. е. необходи­мость. Человек, однако, согласно Спинозе, модус особого вида. Для него характерна протяженность, как и для других тел, но в то же время ему присуще мышление, т. е. разум. Человеческая воля ограничена. Свобода человека состоит в единстве разума и воли, поэтому и размеры реальной свободы определяются степенью разумного познания. Свобода и необходимость, по Спи­нозе, не противоположные понятия, а наоборот, они обуслав­ливают друг друга. Противоположностью необходимости, согласно Спинозе, является не свобода, а произвол.

Поведение человека находится под влиянием инстинкта са­мосохранения и вытекающих из него аффектов, основными из которых являются: радость, печаль и вожделение. До тех пор, пока человек им подчиняется, он несвободен. Проблема человеческой свободы состоит в освобождении от их влияния. Это предполага­ет ясное и точное познание. Так Спиноза приходит к пониманию "свободы как познанной необходимости".

Джон Локк был представителем эмпирической линии в английской философии. Он отрицает существование "врожденных идей", полагая, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Человеческая душа лишена всяких врожденных идей, аксиом, понятий, прин­ципов либо чего-нибудь подобного. Локк считает голову ново­рожденного "чистой доской", на которой жизнь нарисует свои "письмена” — знание. Таким образом, в противоположность ра­ционализму Декарта, Локк обосновывал сенсуализм - учение, выводящее все содержание знаний из органов чувств и сводящее его к сумме элементов чувственного познания. "Нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущении", — утверждает Локк. В результате воздействия внешних вещей на наши органы чувств получаются ощущения. На этом основывается так называемый внешний опыт. Наблюдение же ума за своей деятельностью и способами ее проявления трактуется Локком как внутренний опыт, или рефлексия.

Важным элементом воззрений Локка являются его идеи о пер­вичных и вторичных качествах. Как первичные, так и вторичные качества относятся к идеям, полученным на основе внешнего опыта.

 Локк ввел понятие семиотики как общей теории знаков и их роли в познании, тем самым, продолжив идеи Гоббса о связи языка и мышления. Локк оказал огромное влияние не только на дальней­шее развитие философии, но и во многом определил дальней­шее развитие политологии, педагогики и психологии.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646—1716) представляет определенное завершение европейского философского рациона­лизма. Ядром философской системы Лейбница является учение о монадах — монадология. Мир состоит из монад, или мельчайших духовных элементов бытия. Монады обладают активностью и са­мостоятельностью, находятся в непрерывном изменении и спо­собны к страданию, восприятию и сознанию.

Лейбниц отвергает представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее. Пространство он рассматривает как порядок взаимного расположения множества индивидуаль­ных тел, существующих вне друг друга. Время же трактуется им как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел.

Давид Юм. Английский философ, психолог, историк и экономист Давид Юм (1711—1776) был со­временником Беркли. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм уклончиво отвечал: "Не знаю". Ведь наш разум опериру­ет лишь с содержанием наших ощущений, а не с тем, что их вызывает. С точки зрения Юма, достоверное знание может быть только логическим, тогда как предметы исследования опираются на факты и поэтому не могут быть доказаны логически, а выво­дятся из опыта. Сам опыт Юм определял как поток "впечатле­ний", а причины их неизвестны и непостижимы. Тот факт, что опыт нельзя обосновать логически, является доказательством того, то опытное знание не может быть достоверным. Например, в опыте мы имеем сначала одно впечатление о явлении, а затем другое. Но из того, что два явления следуют друг за другом, логически недо­казуемо, что первое явление может быть причиной второго, а вто­рое — следствием первого. Сам по себе этот факт верен и не вызы­вает возражений, однако из него Юм делает вывод о невозмож­ности познания объективного характера причинности, отрицая ее объективность. Вместе с тем Юм допускает существование объек­тивной причинности в виде порождения идей или образов памяти чувственными впечатлениями. Не все чувственные впечатления для нас равноценны: одни из них более яркие, живые, устойчи­вые, чего вполне достаточно для практической ориентировки в мире. В конце концов, Юм вынужден утверждать, что источником нашей уверенности служит не теоретическое знание, а вера. Так, мы уверены в периодической смене времен года, ежедневном восходе и заходе солнца. Эта уверенность основывается на при­вычке видеть данное явление повторяющимся. Юм применил берклианские аргументы в критике не только понятия материи, но и идеального бытия, что перешло у него в критику церкви и рели­гиозной веры. Однако Юм делает попытку естественным образом объяснить возникновение и социальные функции религии, при­знавая ее значение, в частности, в утверждении и гарантии дей­ственности моральных норм.

Французская философия xviii века.

В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой Просвещения — широкого культурно-идеологического движения. Основные черты Просвещения вырази­лись с классической четкостью, последовательностью и ради­кальностью. Оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, привело к свержению монархии и достигло своей демократической кульминации во время якобин­ской диктатуры. Фактически все французские творчески мысля­щие философы были просветителями. Видными представителя­ми среди них были Вольтер, Руссо, Дидро, Ламетри, Гельвеций и Гольбах.

Философы-просветители в своих взглядах отстаивали материалистическое миросозерцание в его механистической фор­ме, хотя в работах некоторых из них и содержались элементы диалектики, например, в воззрениях Дидро на развитие орга­низмов. С точки зрения Дидро, природа (материя) есть причина всего, существует сама по себе, будет существовать вечно, ибо она своя собственная причина. По отношению к индивиду мате­рия есть все то, что воздействует каким-либо образом на органы чувств; материальные же тела состоят из атомов. Одной из пер­воочередных своих задач просветители считали секуляризацию государственной власти, т. е. отделение церкви от государства. Они предусматривали определенный государственный контроль за деятельностью церквей и сект, направленный на то, чтобы они неукоснительно соблюдали гражданские законы и не занимались разжиганием религиозного фанатизма, вражды между привер­женцами различных вероисповеданий. Просветители мечтали пе­ределать человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные стороны и, в конечном счете, окружающую, прежде всего общественную, среду.

1. Немецкая классическая философия

      В конце XVIII — начале XIX веков в экономически и политически отсталой Германии, находившейся под сильным впечатлением от событий Французской революции, возникла немецкая классическая философия, в формировании которой большую роль сыграли достижения есте­ствознания и общественных наук. Больших успехов достигли фи­зика и химия, продвинулось вперед изучение органической при­роды, произошли открытия в области математики, которые по­зволили понять процессы в их точном количественном выражении. Кроме того, с большим интересом было воспринято учение Ламарка о детерминированности развития организмов окружаю­щей средой; новейшие астрономические, геологические и эмб­риологические теории. Все эти теории, а также теории развития человеческого общества с неизбежностью стимулировали необ­ходимость разработки идеи развития как теории и метода позна­ния действительности.

Основоположником немецкого классического идеализма был один из гениальных умов человечества Иммануил Кант (1724—1804). Кант известен не только как величайший философ, но и как глубокий и проницательный ученый. Разработанная им концепция происхождения Солнеч­ной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей в астрономии. Естественнонаучные открытия Канта внесли сумятицу среди сто­ронников метафизического объяснения природы, потому что они были первой попыткой применить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но и к ее гене­зису и развитию.

С точки зрения Канта, необходимо исследовать возможности и гра­ницы человеческого познания. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Кант раз­личает воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей, или феномены, утверж­дает Кант, они составляют содержание нашего опыта. В результа­те воздействия "вещей-в-себе" на органы чувств возникает хаос ощущений. Этот хаос приводится в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, другими сло­вами, наш разум предписывает законы природе. Но миру явле­ний соответствует независимая от человеческого сознания сущ­ность вещей - "вещи-в-себе". Абсолютно познать их невозмож­но. "Вещи-в-себе" для нас только ноумены, то есть умопостигаемая, но не данная в опыте сущность.

В учении о познании Кант отводит большое место диалекти­ке: противоречие рассматривается как необходимый момент по­знания. Но диалектика для Канта субъективна, она лишь гносео­логический принцип, потому что отражает противоречия мыс­лительной деятельности, но отнюдь не содержание знаний. Поэтому предметом диалектики становятся сами логические фор­мы в их отрыве от содержания знаний.

Вопреки благочестивым заверениям Канта, его критика "ме­тафизики" наносила немалый урон религии, поскольку выявля­ла невозможность подлинно рационального обоснования после­дней. Проводя радикальное размежевание философии и частных наук с религией, Кант заявлял, что должен был ограничить об­ласть знания, чтобы освободить место вере, но по понятным причинам он не афишировал того, что одновременно он реши­тельно отвергал какую-либо зависимость этого знания от рели­гиозной веры, т. е. необходимость согласования его с ней.

Немецкая философия после Канта разрабатывалась И. Г. Фихте (1762—1814) и Ф. Шеллингом (1775—1854). Они стреми­лись преодолеть кантовское противопоставление явлений и вещей, обосновав это в определенном едином принципе — в абсолютном "Я" у Фихте и в абсолютном тождестве бытия и мышления у Шеллинга. Кроме того, Шеллинг провел тонкий анализ категорий диалектики, в частности свободы и необхо­димости, тождества единого и многого и др., послужив пред­течей гегелевской диалектики. Натурфилософские идеи Шел­линга оказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию.

Развитие немецкой философии достигло своей кульминации в творчестве Гегеля (1770—1831). Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные положения диалектической логики и под­верг критике господствовавший в учениях того времени метафи­зический метод мышления. Кантовской "вещи-в-себе" он проти­вопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории являются объективными формами действительности, в основе которой лежит "мировой разум", "абсолютная идея" или "мировой дух". Это - деятельное начало, давшее импульс возникновению и развитию мира. В процессе самопознания мировой разум прохо­дит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии мышления, т. е. идея, раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики (Ло­гика); развитие идеи в форме "инобытия" в виде явлений приро­ды, т. е. развивается не сама природа, а лишь категории (Филосо­фия природы); развитие идеи в мышлении и истории человече­ства (Философия духа). На этом заключительном этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме чело­веческого сознания и самосознания.

Идея развития пронизывает всю философию Гегеля. Он счи­тает, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низшего к высшему; в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, а источни­ком развития являются противоречия, составляющие принцип всякого самодвижения. В гегелевской философии действительность представлена как цепь диалектических переходов.

Философия разработанного Гегелем метода, направленного на бесконечность познания, не лишена глубокого внутреннего противоречия, поскольку объективной основой его является аб­солютный дух, а целью - самопознание этого абсолютного духа, постольку познание, конечно, ограничено. То есть система по­знания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью — самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между ко­нечным и бесконечным. Это противоречие и является источни­ком дальнейшего развития.

Литература

1. История философии в кратком изложении - М.: Мысль, 1991.

2. Скирбекк Г, Гилье Н. История философии. - М.: ВЛАДОС, 2000.

2. Философия: Учебник. – Ростов -на- Дону: Феникс, 1996. Гл.2, 3, 4. 

3. Основы философии - Учебное пособие. Т.: Узбекистон. Разд. 2, гл.5.

4. Философский энциклопедический словарь. М.: Наука,1998.

5. Новейший философский словарь. М.: Наука, 1999.

Контрольные вопросы

1. Каково место европейской философии в истории философской мысли?

2. Каковы отличительные черты средневековой философии?

3. Каких философов эпохи Возрождения Вы знаете? Что означает понятие “антропоцентризм”?

4. Каково основное содержание философии Нового времени?

5. В чём заключаются основные идеи эпохи Просвещения?

6. Каково место немецкой классической философии в истории философии и культуры?

В чём историческая заслуга Гегеля?

 

 

Глава 8. Постклассическая философия и философия XX века

1. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии

2. Становление новой картины мира и нового мышления XX века (рационализм и иррационализм, идея бессознательного и психоанализ, экзистенциализм, неотомизм)

Узловые понятия и выражения

Герменевтика – искусство понимания, истолкования иносказаний, многозначных текстов.

Иррационализм – философское учение, ограничивающее познавательные возможности мышления, разума.

Новое мышление – осознание необходимости сохранения земной цивилизации на основе исключения войн, военного противостояния, сохранения естественной природной среды обитания, экологического равновесия в биосфере, демографического – в обществе, человеческого генофонда.

Новое философское мышление – выработка нового стиля мышления, основой которого выступает социально-экологический тип философствования.

Позитивизм – учение, отрицающее познавательную возможность философского исследования и считающее единственным источником знания эмпирические науки.

Фрейдизм – учение, рассматривающее психику как внутренний бессознательный процесс, существующий параллельно с сознанием.

Экзистенциализм – философия существования, субъективно-иррационалистическое учение о двойственности существования человека в современном мире.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 317.