Религия ислама, ее проникновение в Среднюю Азию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Религиозно-философское учение суфизма – тасаввуф и его роль в духовном развитии узбекского народа

Узловые понятия и выражения

Ислам (араб. - покорность) – одна из мировых религий, вероучение которого изложено в Коране.

Коран – священная книга мусульман, основа образа жизни и исламского законодательства.

Сунна – сборник хадисов (рассказов, преданий об изречениях и поступках Мухаммеда).

Суфизм (тасаввуф) – религиозно-философское учение в исламе, оказавшее огромное влияние на все области духовной жизни мусульман, в том числе и народов Средней Азии в IX – XVI вв.

Суры- главы Корана.

Тафсир - комментарии к главам Корана.

1. Религия ислама, ее проникновение в Среднюю Азию

Ислам (араб. - покорность) – одна из мировых религий. Возник в Аравии в начале VII века. Вероучение ислама изложено в Коране, который согласно мусульманскому преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду (570 – 632).

История ислама - это прежде всего история религии, которая в отличие от остальных мировых религий прочно сохраняет свои позиции и сегодня в более чем сорока государствах мира и является влиятельной силой в международных отношениях и в мировой политике, насчитывая более одного миллиарда своих приверженцев. Сам факт устойчивого на протяжении тысячелетий существования исламской религии, свидетельствует о том, что “она имеет глубокие корни в человеческой природе, выполняет целый ряд присущих ей функций. Религия, являясь прежде всего сферой духовной жизни общества, группы, индивида, впитала в себя, отразила общечеловеческие нормы нравственности.., а порой являлась единственной формой сохранения и передачи из поколения в поколение общечеловеческих и духовных ценностей”.[6]

Известно, что Узбекистан по Конституции является светским государством. И в то же время, как и другие государства Центрально-азиатского региона, является “частью очень сложного и многогранного исламского мира”.[7] Приобщение народов Средней Азии к исламской религии относится к концу VII – началу VIII века, когда народы Мавераннахра оказались под властью Арабского халифата, несмотря на многочисленные выступления местных народов против арабского владычества эта власть утвердилась на огромных пространствах Центральной Азии в значительной мере благодаря демократическим основам и традициям. Арабский язык стал инструментам интеграции в арабо-язычную, а через нее мировую науку и культуру, инструментом общения образованных людей, принадлежащих к различным этническим группам.

Уже на рубеже VII – VIII веков появляются первые богословские кружки и школы, основными дискуссионными проблемами которых явились вопросы о боге и его атрибутах, философские споры о предопределении и свободе воли, о справедливости, источниках добра и зла и т. д. Среди этих учений можно выделить течение мутазилитов (VII – X вв., основоположник – Василь ибн Ата), религиозное учение которых тесно увязывалось с конкретными политическими проблемами того времени. Эта была первая оформившаяся богословская школа, основавшая свое учение на рационализме и использовании понятий и методов греческой логики и философии. Основными положениями (усул) мутазилитов являются единобожие и справедливость. Отрицая догмат об извечности Корана, мутазилиты рассматривали его как одно из творений Аллаха, вели борьбу со сторонниками учения о предопределении.

Другим крупным философско-богословским течением в исламской религии является учение мутакаллимов, представлявшую собой ортодоксальную философию ислама – калам (родоначальник аль-Ашари (873 –941)). Одним из важнейших критериев их учения является догмат о предопределении, согласно которому все существует по воле Аллаха. Выполняя волю Всевышнего перо (Калам) записало то, что было, есть и будет в истории человечества, и все это не дано изменить никому. Ашарииты, несмотря на внешнее противостояние мутазилитам, фактически продолжали их рационалистическую линию.

Весьма близким к ашариизму является учение так называемых матуридитов – последователей Абу Мансура аль-Матуриди (умер в 944), известного по имени Мутакаллима ас-Самарканди.

В последующие века калам разрабатывался многими исламскими теологами и богословами, который получил свое завершение в сочинениях известного ученого и философа XI – XII веков Абу Хамида аль-Газали (1059 – 1111). Газали (основные работы “Цели философов”, “Избавляющий от заблуждения” и др.) защищал учения ислама о божественном творении мира и человека, доказывал, что познание возможно лишь с помощью единственно верного исламского учения – суфизма (тасаввуф).

Дата: 2019-12-22, просмотров: 220.