Оглавление
Введение.. 3
Глава I. Формирование учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема.. 7
1.1. Понятие учебной деятельности. 7
1.2. Особенности учебной деятельности дошкольника и младшего школьника. 12
Глава II. Преемственность дошкольного и начального образования 23
2.1. Проблемы преемственности дошкольного и начального образования. 23
2.2. Формирование учебной деятельности дошкольников и младших школьников. 31
Глава III. Опытная работа.. 49
3.1. Экспериментальное исследование по формированию учебной деятельности шестилеток 49
3.3. Рекомендации по осуществлению преемственности формирования учебной деятельности дошкольников и младших школьников. 62
Заключение.. 66
Список литературы... 70
Приложение.. 74
Введение
Происходящие в Российском государстве эпохальные политические, социокультурные, духовные и экономические изменения не могли не повлиять на образовательную политику страны. Общая стратегия всего образования - обеспечение высокого уровня развития личности. Вместе с тем каждая ступень образования имеет свою специфику. Специфика дошкольного образования — в самоценности дошкольного периода, его роли в развитии личности как основы приобретения любых знаний и освоения сложных видов деятельности. Основу стандарта дошкольного образования составляет уровень и качество развития ребенка. Начальное образование строится на основе предметного обучения.
Рассматривая проблему преемственности начального и дошкольного образования под углом зрения нового понимания общей стратегии образования, следует отметить особую ее актуальность. Это связано с целым рядом обстоятельств: попытками сдвинуть сроки начального образования к более ранним годам — с 5-ти и даже с 4-х лет — путем создания прогимназических классов в школах и дошкольных учреждениях; попытками решить указанную проблему с помощью создания комплексов «детский сад-школа»; приглашением в дошкольные учреждения учителей начальных классов для проведения специальных занятий по обучению грамоте, математике и др. Дошкольные учреждения работают по разным программам («Радуга», «Радость», «Развитие», «Типовая программа»).
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития, оказывает влияние на всю его личность и ставит перед ним множество новых задач. Меняется позиция ребенка среди окружающих и вся система его отношений: к учителю, к членам семьи, к родителям, к своим обязанностям ученика, к учебным предметам, к игре и в значительной степени к учебной деятельности. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является несформированность универсальных генетических предпосылок учебной деятельности.
Становление учебной деятельности ребенка сопровождается значительными изменениями, характер которых может быть различным. Так, активное и успешное осуществление учебной деятельности приводит к перестройке психических процессов (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин, А.К.Маркова, Т.А.Матис и другие), развитию познавательных интересов (Д.К.Дусавицкий, В.В.Репкин, А.К.Маркова и другие), раскрытию интеллектуального (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Б.А.Амуд, М.И.Воловикова, Д.З.Зак, Н.Я. Чутко и другие) и физического потенциалов детей (В.А.Гуров, Н.Ф.Казачкова, Э.Я.Оладо и другие), к позитивным изменениям в личности ребенка (К.С.Абульханова-Славская, А.К.Дусавицкий, А.В.Петровский, Ю.А.Полуянов и другие).
В настоящее время в своём теоретическом объяснении концепция учебной деятельности базируется на принципе ведущей роли обучения в развитии ребёнка (Л.С.Выготский), принципе единства психики и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), общепсихологической теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец), находящейся в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственных действий и типов учения (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и другие).
Вместе с тем исследования специалистов по дошкольному обучению показали, что формирование учебной деятельности начинается в дошкольном детстве и проблемы преемственности дошкольного и школьного обучения актуальны и в вопросах формирования учебной деятельности (Кравцова Е.Е., Ульенкова У.В., Усова А.П. и др.).
В связи с актуальностью данной проблемы мы определили тему нашего исследования: «Преемственность формирования учебной деятельности дошкольников и младших школьников».
Цель исследования: выявить значимость формирования учебной деятельности дошкольников и младших школьников для осуществления преемственности между дошкольным образованием и начальной школой.
Объект исследования: формирование учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема.
Предмет исследования: преемственность дошкольного и начального образования.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «учебная деятельность»
2. Выявить особенности учебной деятельности дошкольников и младших школьников.
3. Провести сравнительный анализ методов, приемов формирования учебной деятельности дошкольников и младших школьников.
4. Разработать занятия с подготовительной группой детского сада по формированию учебной деятельности
5. Разработать методические рекомендации по осуществлению преемственности формирования учебной деятельности дошкольников и младших школьников.
В качестве рабочей гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что организация преемственности формирования учебной деятельности у детей дошкольного учреждения и учащихся начальной школы позволит повысить личностную готовность и облегчит адаптацию ребенка к обучению в школе.
В работе были использованы следующие методы: анализ научно-педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение, беседы, моделирование; анализ продуктов деятельности детей; педагогический эксперимент.
Работа имеет практическую значимость, которая выражается в определении условий, способствующих формированию учебной деятельности шестилетнего ребенка как фактора личностной готовности к школе.
Глава III. Опытная работа
Рекомендации по осуществлению преемственности формирования учебной деятельности дошкольников и младших школьников
Формирование у школьников потребности в учебной деятельности и самого умения осуществлять ее вносит большой вклад в развитие их личности. Правильная организация учебной деятельности - это такая организация учебно-воспитательного процесса, которая реализуется на основе потребности самих школьников в овладении духовными богатствами людей (к этим богатствам относится, в частности, и умение общаться, используя при этом нравственные ценности и правовые нормы). С постепенного, но неуклонного воспитания у школьников такой потребности начинается правильная организация учебной деятельности. Без этой потребности - своего основного компонента - она просто не может существовать.
Без соответствующей потребности невозможно принудить школьников выполнять учебную деятельность. Правда, без такой потребности он может учить и усваивать различные знания (и даже хорошо их усваивать), но осуществить творческое преобразование учебного материала он не сможет, так как у него нет таких острых жизненных вопросов, ответы на которые можно найти лишь при поиске тайн, открывающихся только в процессе экспериментирования.
Воспитатели детских садов могут значительно облегчить работу учителей, направленную на мотивацию учебной деятельности первоклассников, если заранее сформируют у ребенка положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности. Для этого необходимо вводить новые элементы в их деятельность; продумывать варианты заданий таким образом, чтобы их выполнение требовало усилий мысли, воли, напряжения сил; создавать ситуации успеха, делать акцент на положительные черты. Задания дошкольника должны вызывать эмоциональный отклик, стремление узнать новое, научиться, понять.
Чтобы сделать учение интересным занятием для дошкольника, его можно проводить в форме специальных учебно-дидактических игр, рассчитанных на увлечение ребенка и на его обучение через порождение интереса к учебной деятельности.
Первое требование к учебно-дидактическим играм, проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка игры, отвечающие следующим требованиям:
а) способность порождать непосредственный интерес у детей;
б) предоставление детям возможности проявить свои способности;
в) вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми;
г) обеспечение самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков;
д) доступность в игре для ребенка источников новых знаний, умений и навыков;
е) получение заслуженных поощрений за успехи, причем- не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков.
Применяя обычные, традиционные соревновательные учебно-дидактические игры с детьми, важно обращать их внимание на три последних из перечисленных пунктов: (г), (д) и (е).
Учитывая, что до школы ведущей деятельностью детей была игровая, учителям начальных классов при формировании учебной деятельности необходимо, особенно в первое время, чаще использовать игровые приемы обучения, игры-драматизации литературных произведений, отгадывание и загадывание загадок, сюжетно-ролевые игры, уроки-путешествия, уроки-спектакли. Однако такая форма ведения занятий, особенно в первые месяцы обучения детей в школе, требует тщательной подготовки. Одна из главных задач, которую необходимо решить, приступая к групповому обучению, включается в том, чтобы правильно распределить роли, установить в учебной группе атмосферу доброжелательных межличностных отношений, основанных на взаимопомощи.
Второе условие правильной организации учебной деятельности - постановка перед школьниками учебной задачи, решение которой требует от них экспериментирования с усваиваемым материалом. Чтобы школьникам было легче справиться с учебной задачей, воспитателям детских садов необходимо провести подготовительную работу. Уже в детском саду перед детьми необходимо ставить умственные задачи. Первоначально такие задачи выполняются детьми по инструкции, которая показывает, каким способом задача решается. При этом используется пояснение и показ. Постепенно умственные задачи приобретают творческий характер, решение ее может идти не одним, а несколькими путями.
Основными новообразованиями дошкольного возраста, которые обеспечивают успешный переход к обучению, являются произвольность - как основная черта новых форм общения и познавательной деятельности детей, и воображение, или такой уровень развития образного мышления, который позволяет во внутреннем плане организовывать деятельность ребенка. Чтобы развитие этих новообразований проходило более эффективно, воспитателям детских садов рекомендуется применять на занятиях графический диктант, выполнение которого максимально приближено к условиям учебной деятельности. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.
В составе учебных действий есть еще такие действия, как контроль и оценка. Контроль обеспечивает школьнику правильное выполнение учебных действий, а оценка позволяет ему определить, усвоен или не усвоен (ив какой степени) общий способ решения данной учебной задачи. Формировать контроль и самоконтроль необходимо уже в детском саду. Сначала воспитатель поясняет и показывает, как выполнять задание правильно, потом учит детей оценивать свою работу и работу других детей, находить ошибки, исправлять их.
Учебная деятельность в школе строится совместно с целым классом учеников. Система совместной деятельности может быть признана нормальной, когда взаимосвязаны все ее компоненты: отношение учащихся друг к другу и к преподавателям; условия, в которых протекает учебная деятельность.
Умение заниматься совместно со сверстниками приходит постепенно. Поэтому воспитателям необходимо, начиная со средней группы учить детей групповой работе. В подготовительной группе воспитатель, ставя перед детьми задачу, должен привлекать к ее решению всех детей, учитывая, что пример других оказывает на ребенка большое воспитательное воздействие. Привлечь внимание всей группы можно, используя развлекательность, сюрпризность, загадочность.
Заключение
В исследовании нашли свое подтверждение все задачи, поставленные для обоснования выдвинутой гипотезы.
1. Рассмотреть сущность понятия «учебная деятельность».
Теоретический анализ психологической и педагогической литературы позволил выявить сущность понятия «учебная деятельность», которая заключается в следующем:
· учебная деятельность специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
· в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
· она ведет к изменениям в самом человеке – ученике;
· происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий.
2. В процессе изучения литературы были выявлены особенности учебной деятельности дошкольников и младших школьников.
Учебная деятельность младших школьников имеет следующие особенности:
· она является ведущим видом деятельности и активно формируется в процессе обучения;
· имеет следующую структуру, состоящую из элементов: мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку.
Учебная деятельность дошкольника имеет следующие особенности:
· она формируется в процессе игровой деятельности;
· имеет следующую структуру, состоящую из элементов: способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу, так и работу других детей; положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности; привычные способы самоконтроля и самооценки этой деятельности; умение работать в коллективе.
Все элементы учебной деятельности, сформированные в детском саду, будут востребованы школой: в решении проблемных задач, самостоятельном усвоении материала, в выполнении предметных, внешнеречевых, умственных действий, в самостоятельной оценке своих результатов.
3. Был проведен сравнительный анализ методов, приемов формирования учебной деятельности дошкольников и младших школьников.
При формировании учебной деятельности для дошкольников и младших школьников воспитателями и учителями используются следующие приемы: варьирование материала, варьирование ситуаций игровых упражнений, варьирование игровых и учебных заданий с их усложнением.
Важным и для дошкольников и для младших школьников в формировании учебной деятельности является эмоциональный фактор. Учитывая это, учителями начальных классов используются игровые приемы обучения, привлекающие внимание к новому материалу, помогающие преодолевать интеллектуальные трудности; наглядный, раздаточный и другие дидактические материалы. Им легче поддерживать дисциплину не замечаниями в адрес ее нарушителей, а похвалой особо отличившемуся.
4. Были разработаны занятия с подготовительной группой детского сада по формированию учебной деятельности.
В процессе экспериментальной работы подгруппа детей обучалась работе по образцу на занятиях конструирования по постепенно усложняющимся заданиям, умению слушать и выполнять инструкцию на «графических диктантах», анализировать и оценивать свою работу. Во время упражнений-игр дети учились работать в коллективе, вступать во взаимоотношения со сверстниками, развивали самоконтроль. Проводились беседы с детьми, нацеленные на формирование мотивационной готовности к школе.
Результаты эксперимента показали, что сформированные у детей элементы учебной деятельности существенно повысили их личностную готовность к школе. Проведенная итоговая диагностика, включающая методику «Домик», беседу на самоанализ, методику «Лабиринт», подтвердила правильность выдвинутого в гипотезе предположения. Дети экспериментальной подгруппы научились более четко выполнять требования, показали умение ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его. Они смогли правильно оценить свою работу, отметили допущенные ошибки. Их умение работать в коллективе существенно повысилось – дети легче вступали во взаимодействие, научились договариваться, согласовывать свои действия, координировать их.
5. Были разработаны методические рекомендации по осуществлению преемственности формирования учебной деятельности дошкольников и младших школьников. Основное содержание рекомендаций сводится к следующему:
· формирование отдельных элементов учебной деятельности в детском саду должно проводиться систематически и целенаправленно;
· дети должны научиться действовать по предложенному образцу на занятиях рисования, лепки, конструирования;
· выполненные задания должны быть доступны для обозрения всех детей, дети с помощью воспитателя должны учиться оценивать работы, сравнивать их с образцом, с работами других детей;
· чтобы ребенок мог справиться в школе с поставленными учебными занятиями, уже в детском саду он должен научиться работать по инструкции (целостной и диктантной), иметь свободу в выборе действий, проявлять самостоятельность;
· детей надо научить слышать и понимать обращенные к ним слова и требования взрослого, поощрять самостоятельность, внимательность, сосредоточенность в работе, что ведет к формированию самоконтроля;
· дошкольники, привыкшие играть в коллективе сверстников, должны научиться координировать свои действия с товарищами, прислушиваться к советам, внимательно относиться к просьбам, помогать друг другу;
· важно также привить детям стремление к познанию нового, интерес к учению, к школе.
Все это является непременным условием личностной готовности ребенка к школьному обучению.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что организация преемственности в формировании учебной деятельности у детей дошкольного учреждения и учащихся начальной школы позволит повысить личностную готовность и облегчит адаптацию ребенка к обучению в школе, была подтверждена на теоретическом уровне и в процессе опытно-экспериментальной работы.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
2. Валеева И.А. Особенности умственных действий младших школьников при решении эвристических задач// Начальная школа. – 1996. № 3.
3. Вахнянская И.Л. Учебная деятельность сквозь зеркало двух парадигм // Мир психологии. - М., 1996. - № 1. - С. 137 - 146.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. – М., 1984.
5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4—6 лет. - М., 1987.
6. Гузман Р.Я Роль совместной деятельности в решении учебных задач // Вопросы психологии. - 1980. - № 3.
7. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. – Томск, 1992.
8. Давыдов В.В. Теоретические основы развивающего обучения: Что такое учебная деятельность// Начальная школа. – 1999. № 7.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. –М.: Интор, 1996.
10. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования// Вопросы психологии. - 1991. № 6.
11. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее обучение: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 3 - 18.
12. Давыдов В.В. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте/ Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
13. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1992. № 3-4.
14. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. трудов. – М., 1991.
15. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М. 1986.
16. Инновационное обучение: стратегия и практика - материалы первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования (Сочи, 3-10 октября, 1993 г.) / Под ред. В.Я. Ляудис. - М., 1994.
17. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. – М., 1987.
18. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991.
19. Кузнецова В.К. Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса// Начальная школа. – 1996. № 8.
20. Куликова Т. Обучение дошкольников: мифы, реальность и пути совершенствования// Дошкольное воспитание. – 2000. № 3.
21. Лебедева С.А. О преемственности дошкольного и начального образования// Начальная школа. – 1996. № 3.
22. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 1. _ М., 1983.
23. Леонтьев А.Н. Овладение учащимися учебными понятиями/ Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 1. – М., 1983.
24. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64с.
25. Лямина Г. Шестилетки в 1 классе: обучение с опорой на опыт детского сада// Дошкольное воспитание. – 1994. № 8.
26. Ляудис В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования// Психологическое обозрение. - 1997. № 2 (5).
27. Машбиц Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью. – Киев: Высшая школа, 1987.
28. Машбиц Е.И. Психологический анализ учебных задач// Советская педагогика. - 1973, № 2.
29. Моро М., Степанова С.. Научно-методические проблемы обучения и воспитания детей в подготовительных группах дошкольных учреждений.— М., 1984.
30. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
31. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
32. Обучение в I классе. - М., 1986.
33. Пискунова Е.Б. Преемственность дошкольников и младших школьников на примере развития речи// Начальная школа. – 1996. № 8.
34. Полуянов Ю.А., Матис Т.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности// Начальная школа. – 1999. № 7.
35. Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В.В.Давыдова. - М., 1977.
36. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте// Начальная школа. – 1999. № 7.
37. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных классов. - Томск, 1993.
38. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. – М., 1988.
39. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
40. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.
41. Формирование учебной деятельности студентов/ Под ред. В.Я.Ляудис - М.: Изд. Моск.ун-та, 1989. С.182-184.
42. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 4.
Оглавление
Введение.. 3
Глава I. Формирование учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема.. 7
1.1. Понятие учебной деятельности. 7
1.2. Особенности учебной деятельности дошкольника и младшего школьника. 12
Глава II. Преемственность дошкольного и начального образования 23
2.1. Проблемы преемственности дошкольного и начального образования. 23
2.2. Формирование учебной деятельности дошкольников и младших школьников. 31
Глава III. Опытная работа.. 49
3.1. Экспериментальное исследование по формированию учебной деятельности шестилеток 49
3.3. Рекомендации по осуществлению преемственности формирования учебной деятельности дошкольников и младших школьников. 62
Заключение.. 66
Список литературы... 70
Приложение.. 74
Введение
Происходящие в Российском государстве эпохальные политические, социокультурные, духовные и экономические изменения не могли не повлиять на образовательную политику страны. Общая стратегия всего образования - обеспечение высокого уровня развития личности. Вместе с тем каждая ступень образования имеет свою специфику. Специфика дошкольного образования — в самоценности дошкольного периода, его роли в развитии личности как основы приобретения любых знаний и освоения сложных видов деятельности. Основу стандарта дошкольного образования составляет уровень и качество развития ребенка. Начальное образование строится на основе предметного обучения.
Рассматривая проблему преемственности начального и дошкольного образования под углом зрения нового понимания общей стратегии образования, следует отметить особую ее актуальность. Это связано с целым рядом обстоятельств: попытками сдвинуть сроки начального образования к более ранним годам — с 5-ти и даже с 4-х лет — путем создания прогимназических классов в школах и дошкольных учреждениях; попытками решить указанную проблему с помощью создания комплексов «детский сад-школа»; приглашением в дошкольные учреждения учителей начальных классов для проведения специальных занятий по обучению грамоте, математике и др. Дошкольные учреждения работают по разным программам («Радуга», «Радость», «Развитие», «Типовая программа»).
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития, оказывает влияние на всю его личность и ставит перед ним множество новых задач. Меняется позиция ребенка среди окружающих и вся система его отношений: к учителю, к членам семьи, к родителям, к своим обязанностям ученика, к учебным предметам, к игре и в значительной степени к учебной деятельности. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является несформированность универсальных генетических предпосылок учебной деятельности.
Становление учебной деятельности ребенка сопровождается значительными изменениями, характер которых может быть различным. Так, активное и успешное осуществление учебной деятельности приводит к перестройке психических процессов (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин, А.К.Маркова, Т.А.Матис и другие), развитию познавательных интересов (Д.К.Дусавицкий, В.В.Репкин, А.К.Маркова и другие), раскрытию интеллектуального (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Б.А.Амуд, М.И.Воловикова, Д.З.Зак, Н.Я. Чутко и другие) и физического потенциалов детей (В.А.Гуров, Н.Ф.Казачкова, Э.Я.Оладо и другие), к позитивным изменениям в личности ребенка (К.С.Абульханова-Славская, А.К.Дусавицкий, А.В.Петровский, Ю.А.Полуянов и другие).
В настоящее время в своём теоретическом объяснении концепция учебной деятельности базируется на принципе ведущей роли обучения в развитии ребёнка (Л.С.Выготский), принципе единства психики и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), общепсихологической теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец), находящейся в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственных действий и типов учения (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и другие).
Вместе с тем исследования специалистов по дошкольному обучению показали, что формирование учебной деятельности начинается в дошкольном детстве и проблемы преемственности дошкольного и школьного обучения актуальны и в вопросах формирования учебной деятельности (Кравцова Е.Е., Ульенкова У.В., Усова А.П. и др.).
В связи с актуальностью данной проблемы мы определили тему нашего исследования: «Преемственность формирования учебной деятельности дошкольников и младших школьников».
Цель исследования: выявить значимость формирования учебной деятельности дошкольников и младших школьников для осуществления преемственности между дошкольным образованием и начальной школой.
Объект исследования: формирование учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема.
Предмет исследования: преемственность дошкольного и начального образования.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «учебная деятельность»
2. Выявить особенности учебной деятельности дошкольников и младших школьников.
3. Провести сравнительный анализ методов, приемов формирования учебной деятельности дошкольников и младших школьников.
4. Разработать занятия с подготовительной группой детского сада по формированию учебной деятельности
5. Разработать методические рекомендации по осуществлению преемственности формирования учебной деятельности дошкольников и младших школьников.
В качестве рабочей гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что организация преемственности формирования учебной деятельности у детей дошкольного учреждения и учащихся начальной школы позволит повысить личностную готовность и облегчит адаптацию ребенка к обучению в школе.
В работе были использованы следующие методы: анализ научно-педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение, беседы, моделирование; анализ продуктов деятельности детей; педагогический эксперимент.
Работа имеет практическую значимость, которая выражается в определении условий, способствующих формированию учебной деятельности шестилетнего ребенка как фактора личностной готовности к школе.
Глава I. Формирование учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема
1.1. Понятие учебной деятельности
Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учение — специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (память, сообразительность, воображение, гибкость ума) и волевым качествам (управление вниманием, регулирование чувств и т. д.).
В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля. Основные характеристики учебной деятельности[1]:
· она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
· в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
· общие способы действия предваряют решение задач;
· учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке - ученике;
· происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий.
Оригинальную концепцию учебной деятельности предложил В.В.Давыдов. В процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества[2].
Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является, по мнению некоторых ученых, формирование у ребенка теоретического сознания и мышления[3]. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний.
По определению И.И.Ильясова[4], деятельность учения есть самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из невладеющего определенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий. Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.
Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:
· интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. п.);
· знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание.
Способы учебной деятельности могут быть разнообразными: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В. В. Давыдов)[5].
Продуктом учебной деятельности является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, формирование знания и умения применять его для решения разнообразных практических задач.
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из элементов[6]: 1) мотивация; 2) учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; 3) учебные действия; 4) контроль, переходящий в самоконтроль; 5) оценка, переходящая в самооценку.
Основные компоненты учебной деятельности по В.В.Давыдову, следующие: учебные ситуации, учебные действия, контроль и оценка[7].
Л.Ф.Обухова выделяет следующую структуру учебной деятельности[8]:
· Учебная задача - это то, что ученик должен освоить.
· Учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.
· Действие контроля - это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.
· Действие оценки - определение того, достиг ли ученик результата или нет.
Есть основания полагать, что различные компоненты учебной деятельности неравноценны. Д. Б. Эльконин отмечает, что центральное место в этой структуре принадлежит учебной задаче. Ее отличие от всяких других задач заключается в том, что цель решения учебной задачи «состоит в изменении самого действующего субъекта, т.е. в овладении определенными способами действия»[9].
Учебная задача выступает как определенное учебное задание, имеющее четкую цель, но для того чтобы осуществить эту цель, надо учесть условия, в которых действие должно осуществиться. По А. Н. Леонтьеву, задача - это цель, данная в определенных условиях[10]. По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого обучающегося. Учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия.
Учебная задача выступает как сложная система информации о каком-то объекте, процессе, в котором четко определена лишь часть сведений, а остальная неизвестна, которую и требуется найти, используя имеющиеся знания и алгоритмы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками оптимальных способов решения.
Учебная деятельность как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уровня. К исполнительным учебным действиям первого уровня И. И. Ильясов относит[11]:
а) действия уяснения содержания учебного материала;
б) действия обработки учебного материала.
Кроме исполнительных действий по уяснению и обработке материала, параллельно с ними протекают контрольные действия, характер и состав которых зависят от тех же условий, что и состав исполнительных действий (источник и форма получения учебной информации). Наряду с мыслительными, в учебных действиях реализуются перцептивные и мнемические действия и операции, репродуктивные (исполнительские, шаблонные) и продуктивные (направлены на создание нового) действия.
Выводы. 1) Таким образом, под учебной деятельностью понимают деятельность, специально направленную на овладение учебным материалом и решение учебных задач, которая ведет к изменениям психических свойств и поведения обучающихся.
2) Всеми исследователями выделяется структура учебной деятельности, которая состоит из четырех звеньев: учебной задачи, учебного действия, действия контроля, действия оценки.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 288.