Проблема финансовой стабильности становится главной проблемой, связанной с развитием российского финансового рынка.
В целях выработки мер по повышению устойчивости финансовых рынков министрами стран Большой Семерки был создан Форум финансовой стабильности. В рамках этого Форума были определены стандарты финансовой стабильности, сконцентрировавшие мировой опыт по обеспечению условий финансовой стабильности.
Достичь финансовой стабильности не возможно без решения следующих проблем:
~ проблема саморегулирования;
~ проблема правоприменения;
~ проблема российской платёжной системы;
~ проблема обращения ценных бумаг;
~ проблема обеспечения прозрачности;
~ проблема доверия населения и культура сбережений.
Разрешение данных проблем будет непосредственно способствовать повышению эффективности финансового рынка России[33].
Проблема саморегулирования
Одним из принципов обеспечения финансовой стабильности является эффективное регулирование финансового рынка. Обеспечение такого регулирования – задача государства. Именно государство должно обеспечить справедливость, прозрачность финансового рынка, снижение системного риска и защиту инвесторов (вкладчиков), установив требования к деятельности финансовых институтов и санкции за нарушения этих требований.
Эффективность саморегулирования напрямую зависит от правильности определения его места во всей системе регулирования. Саморегулируемые организации могут лишь дополнять государственное регулирование и при этом должны находиться под контролем со стороны государства.
Саморегулирование не может заменить государственного регулирования в силу наличия конфликта интересов, дополнительных транзакционных издержек, связанных с деятельностью саморегулируемых организаций, и в конечном итоге снижения уровня защищенности прав инвесторов.
В финансовом секторе это связано с непониманием роли и места финансового посредника на финансовом рынке. Постоянно предпринимаются попытки защитить его интересы в ущерб интересам реальных предпринимателей на финансовом рынке – инвесторов, вкладчиков, застрахованных лиц, что в ситуации неадекватного обеспечения прав инвесторов (вкладчиков, застрахованных лиц) само по себе негативно сказывается на их доверии к государству и финансовому рынку.
Необходимо отметить происходящее сегодня сокращение роли саморегулирования на финансовых рынках за рубежом. Переосмысление значения саморегулирования происходит в первую очередь в тех секторах, где саморегулирование заменяло государственное регулирование. В США корпоративные скандалы и скандал с Нью-Йоркской фондовой биржей были расценены как несостоятельность идеи саморегулирования. Еще раньше отход от принципов саморегулирования произошел в Великобритании. Корпоративные скандалы заставили Францию отказаться от установления правил бухгалтерского учета и отчетности саморегулируемыми организациями. Аналогичные процессы происходят и в других странах[34].
Проблема правоприменения
Одной из основных проблем регулирования российского финансового рынка остается практическое отсутствие правоприменения, в результате чего не обеспечивается надлежащая защита прав и интересов инвесторов.
Российским законодательством не установлены адекватные меры административной и уголовной ответственности за нарушения на финансовом рынке.
Практически отсутствуют меры, направленные на предотвращение использования инсайдерской информации и инсайдерской торговли, в результате чего невозможно не только выявить правонарушение, но и квалифицировать его как таковое.
Недостаточно полно определено в законодательстве понятие манипулирования: оно определено только применительно к РЦБ. При этом запрет манипулирования рынком установлен только для профессиональных участников РЦБ, что значительно сужает круг лиц, которые потенциально могли бы быть субъектами подобных нарушений[35].
Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.