Изменения в законодательстве о РЦБ за 2007 год
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общеэкономический фон

Общеэкономический фон в России на протяжении 2006-2007 годов оставался позитивным. Ожидание роста российского РЦБ его участниками, основанное на благоприятной конъюнктуре сырьевых рынков, а также на улучшающихся ключевых макроэкономических показателях, способствовало активизации, как эмитентов, так и инвесторов.

Различные компании и финансовые институты на фоне растущего внутреннего и внешнего спроса стали больше инвестировать в расширение бизнеса. Для привлечения финансирования все активнее стали использоваться фондовые инструменты. Основными факторами, способствующими росту привлекательности фондового рынка для эмитентов в 2007 году, были:

~ повышение кредитных рейтингов ряда компаний, что позволило им упростить доступ к фондовым инструментам и снизить издержки привлечения российскими компаниями инвестиций на РЦБ;

~ устойчивый спрос на ценные бумаги на внутреннем рынке, чему способствовало улучшение финансовых показателей российских компаний на фоне их относительной недооцененности по сравнению с аналогами на развивающихся рынках.

Сигналом для активизации инвесторов на фондовом рынке послужили следующие факторы:

~ сохранение устойчивого экономического роста; 

~ существенный рост котировок отечественных компаний в 2007 году;

~ позитивный внешний новостной фон и благоприятная конъюнктура мировых товарных рынков, что позволило ожидать хороших результатов деятельности экспортно-сырьевых компаний.

Кроме того, более высокий уровень ликвидности банковского сектора в 2007 году по сравнению с предыдущими годами и рост активности населения в области коллективных инвестиций способствовали увеличению спроса на ценные бумаги на внутреннем рынке.

Тем не менее, ситуация на российском фондовом рынке в 2007 году во многом определялась внешним новостным фоном, где можно выделить следующие значимые для российского фондового рынка события:

~ изменение учетных ставок ФРС США, приведшее к коррекции российского фондового рынка;

~ геополитическая ситуация на Ближнем Востоке и в Нигерии, способствовавшая увеличению рисковой премии в цене на нефть и толкающая вверх котировки российских нефтяных компаний;

~ состояние запасов нефти и нефтепродуктов в США, которое также оказывало значительное давление на нефтяные котировки[9].

Инвестиционный климат

Развитие рынка акций в 2007 году

Самым   распространенным   инструментом   на  российском  рынке являются акции, за последние два с половиной  года  капитализация  рынка акций РФ  выросла более  чем в  3,5 раза,  основной рост пришелся на 2006 год (в среднем около 200 %)[20].

Высокий спрос со стороны инвесторов на бумаги российских компаний, наблюдавшийся на протяжении 2007 года, стал ключевой причиной стремительного роста российского рынка акций. Основными факторами, определяющими инвестиционные предпочтения портфельных инвесторов на отечественном фондовом рынке в 2007 году, являлись:

~ благоприятная конъюнктура мировых товарных рынков;

~ интенсивное наращивание вложений иностранных институциональных инвесторов;

~ стремительный рост рынка был связан с успешно проходящей либерализацией электроэнергетической отрасли[21].

В целом вложения в российский фондовый рынок в 2007 году оправдали ожидания инвесторов. Однако развитие российского РЦБ сдерживается некоторыми факторами – у российского фондового рынка еще остаются слабые стороны, основными из которых на данный момент являются:

~ низкая ликвидность большинства торгуемых бумаг;

~ широкое использование инсайдерской информации;

~ значительная доля акций нефтегазовых компаний в общей капитализации рынка;

~ недостаточное присутствие на бирже стратегических инвесторов[22].

В 2006-2007 годах.

По объему капитализации российский финансовый рынок находится примерно на 12 месте в мире и у России есть все основания рассчитывать на то, чтобы в 2012 году войти в число 10, а к 2020 году 5 крупнейших по капитализации финансовых рынков мира. Достижению этих целей будет способствовать ряд важных тенденций, уже получивших свое развитие в последние годы.

В 2006-2007 году заметно возросла роль финансового рынка в экономике . Одним из важнейших международных показателей, иллюстрирующих такую роль, является соотношение капитализации РЦБ и объемов ВВП. Этот показатель фактически измеряет пропорцию, в которой движение материального богатства государства отражается в стоимости финансовых активов. Также он отчасти свидетельствует об уровне развития рыночных принципов функционирования экономики, так как увеличение масштабов финансового рынка по отношению к «реальной экономике» косвенно отражает укрепление механизмов формирования справедливых рыночных цен на составляющие национального богатства.

На протяжении длительного времени (1997 – 2004 гг.) соотношение капитализации фондового рынка и ВВП не превышало 20%. Согласно Стратегии к 2009 году соотношение капитализации к ВВП должно было составить 70%, но уже в 2007 году этот целевой показатель был превышен. Капитализация рынка акций на конец 2007 года составила 32,3 трлн. руб. при объеме ВВП почти 33 трлн. рублей. Таким образом, впервые в истории российского финансового рынка соотношение «капитализация/ВВП» вплотную приблизилось к 100%.

В 2007 году стоимость находящихся в обращении корпоративных облигаций по отношению к ВВП выросла до 3,7% (целевой показатель Стратегии на 2008 год – 4,5%)

Укрепление роли финансового рынка в экономике сопровождалось:

~ ростом объемов биржевых торгов;

~ увеличением ликвидности российского финансового рынка;

~ ростом обращений российских компаний к фондовому рынку как к источнику долгосрочных инвестиций.

Объем биржевой торговли акциями на российских биржах в 2007 году составил 31,4 трлн. руб., то есть так же приблизился к уровню ВВП. Во многом такой рост был обусловлен расширением российскими компаниями практики привлечения инвестиций на фондовом рынке. Это, в свою очередь, в еще большей степени сказалось на показателях рыночной капитализации.

Так, в течение 1997 – 2003 гг. увеличение курсовой стоимости обращающихся на рынке акций на 90%, а иногда на все 100% обеспечивало прирост совокупной капитализации рынка. Фактически приток на рынок новых ценных бумаг отсутствовал. В 2006 году уже свыше 30% прироста капитализации РЦБ было обеспечено новыми эмиссиями, а в 2007 году новые эмиссии обеспечили почти 50% роста рыночной капитализации.

В результате за последние годы возросла конкурентоспособность российского финансового рынка . Так, с 2004 по 2007 годы удельный вес России в совокупной капитализации 48 крупнейших финансовых рынков мира, возрос с менее чем 1% до 2,4%. При этом соотношение объемов сделок с российскими акциями на внутреннем и зарубежных рынках практически составило 70% на 30% в пользу внутреннего рынка. Таким образом, массового оттока ценных бумаг с российского рынка на зарубежные рынки не наблюдается. Вместе с тем, эти достижения пока крайне неустойчивы, и конкуренция мировых финансовых центров за право организовывать торговлю российскими активами существенно обострилась. В этих условиях необходимы значительные усилия по удержанию российских ценных бумаг на отечественных торговых площадках[25].

В 2007 году объем зарегистрированных ФСФР России выпусков эмиссионных ценных бумаг по номинальной стоимости составил 1889,3 млрд. руб. Из них 626,7 млрд. руб. составили выпуски облигаций и 1262,6 млрд. руб. – акции. По открытой подписке было размещено соответственно акций на сумму 74,6 млрд. руб. и облигаций на сумму 616,4 млрд. руб. Всего по открытой подписке размещено эмиссионных ценных бумаг на сумму 691 млрд. руб., что эквивалентно 10% к величине инвестиций в основной капитал.

В то же время, по существующим оценкам рыночная стоимость публичного размещения акций в 2007 году приблизилась к 30 млрд. $ или 740 млрд. руб. Таким образом, объем капитала, привлеченного путем публичного выпуска акций и облигаций, может быть оценен в размере около 1360 млрд. руб. или более 21% от объема инвестиций в основной капитал. С учетом размещения еврооблигаций на зарубежных рынках (порядка 37 млрд. $) соотношение объема капитала, привлеченного российскими компаниями посредством эмиссии ценных бумаг, и объема инвестиций в основной капитал превысило 35%[26].

Таким образом, исходя из данных таблицы 2.4.1, можно наблюдать, что уже в 2007 году целевые ориентиры Стратегии были превышены.

Таблица 2.4.1

Выпуски эмиссионных ценных бумаг в 2007 году

Выпуски эмиссионных ценных бумаг в 2007 году Акции* Облигации Всего
Открытая подписка, млрд. руб. 74,6 616,4 691
Закрытая подписка, млрд. руб. 550,6 10,3 560,9
Прочие**, млрд. руб. 637,4 - 637,4
Всего, млрд. руб. 1262,6 626,7 1889,3
Инвестиции в основной капитал (оценка 2007), млрд. руб.

                                           6418,7

 

* по номинальной стоимости

** в т.ч.: распределение, конвертация, приватизация.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста роли российского финансового рынка в процессе трансформации индивидуальных сбережений в инвестиции . По итогам 2007 года пайщиками паевых инвестиционных фондов являлись более 1640 тыс. человек. За год число пайщиков выросло на 12%, при том, что, число паевых фондов увеличилось более чем на 50%. Указанная пропорция между ростом численности пайщиков и паевых фондов свидетельствует о повышении конкуренции со стороны управляющих фондами за инвесторов и об опережающем расширении видов инструментов коллективного инвестирования. Это обеспечивает потенциально высокую емкость рынка таких услуг в России. На конец 2007 года в России действовало 1030 паевых инвестиционных фондов по сравнению с 642 фондами в 2006 году. За прошедший год наиболее высокими темпами выросло число закрытых инвестиционных фондов недвижимости и открытых фондов акций.

Активы закрытых фондов недвижимости за год выросли на 171%. Число открытых фондов акций увеличилось более чем на 90%, а объем их чистых активов – на 76%. Суммарный объем чистых активов действующих паевых инвестиционных фондов достиг 766,8 млрд. руб. Прирост чистых активов за год составил 346,9 млрд. руб., что примерно равно 17% от величины сбережений населения в 2007 году и превышает прирост величины сбережений за год[27].

Исходя из данных таблицы 2.4.2, можно наблюдать, что за последние годы произошло существенное расширение институтов коллективных инвестиций.

Таблица 2.4.2

Статистика паевых инвестиционных фондов

Статистика паевых инвестиционных фондов 2006 2007* Прирост (%)
Стоимость чистых активов паевых инвестиционных фондов, млрд. руб., в том числе: 419,9 766,8 +82,6
закрытых фондов недвижимости, млрд. руб. 70,3 190,2 +170,5
открытых фондов акций, млрд. руб. 43,7 77,1 +76,4
Число пайщиков паевых инвестиционных фондов, в том числе: 1465996 1735878 +18,4
закрытых фондов недвижимости 2384 3616 +51,7
открытых фондов акций 142245 327063 +129,9
Денежные доходы населения, млрд. руб. 17267,3 21138,9 +3871,6*
Использовано денежных доходов населения на сбережения, млрд. руб. 3539,8 3762,7 +222,9*

* прирост в млрд. рублей

В 2007 году соотношение стоимости имущества, составляющего совокупные чистые активы инвестиционных фондов, а также пенсионных накоплений и пенсионных резервов к ВВП увеличилось до 5%.

Одновременно с развитием институтов коллективного инвестирования ускорился процесс формирования розничных инвесторов на фондовом рынке. За год число физических лиц, зарегистрированных в торговой системе Фондовой биржи ММВБ, возросло более чем в 2 раза с 199 тыс. до 417 тыс. человек. Соотношение численности физических лиц, непосредственно участвующих в сделках на фондовом рынке, и численности участников схем коллективного инвестирования возросло с 14 до 25% в пользу тех, кто готов напрямую совершать сделки с ценными бумагами[28].

По данным таб. 2.4.3. можно проследить, что за последние годы произошел существенный прирост количества участников фондового рынка.

 

Таблица 2.4.3

Количество физических лиц, использующих различные способы участия на финансовом рынке

Количество физических лиц, использующих различные способы участия на финансовом рынке 2006 2007* Прирост (%)
Количество участников системы негосударственного пенсионного обеспечения, человек 6420700 6624500 +3,17
Число пайщиков паевых инвестиционных фондов, человек 1465996 1642149 +12
Количество физических лиц – уникальных клиентов торговой системы Фондовой биржи ММВБ 198973 417400 +110
Число физических лиц – уникальных клиентов торговой системы Фондовой биржи ММВБ к численности пайщиков паевых инвестиционных фондов, % 13,6 24,8 -

Увеличение внутреннего спроса на российском финансовом рынке и расширение использования возможностей российского фондового рынка акционерными обществами для привлечения инвестиционных ресурсов создает более:

~ устойчивую основу функционирования российского РЦБ;

~ большую ориентированность на потребности национальной экономики;

~ снижение относительной зависимости от конъюнктуры мировых финансовых рынков.

Особенно наглядно рост относительной независимости российского РЦБ от глобальных рынков проявился в конце 2007 – в начале 2008 годов. Хотя на определенном этапе глобального падения котировок мировых финансовых рынков аналогичная негативная динамика котировок наблюдалась и в России, тем не менее, впервые за последние 10 лет в отдельные периоды кризиса (декабрь 2007 – январь 2008) российские биржевые индексы не только снижались в меньшей пропорции, чем зарубежные индексы, но и росли вопреки общему падению мировых биржевых индексов[29].

 

 

Ключевые проблемы

Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

& Целевая переориентация РЦБ с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций, на выполнение своей главной функции – направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

& Улучшение законодательства и контроль над выполнением этого законодательства.

& Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо следующее:

~ создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;

~ необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

~ ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;

~ создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

~ гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;

~ создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;

~ государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;

~ приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для «запуска» РЦБ;

~ перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;

~ срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов.

& Реализация принципа открытости информации путем:

~ расширение объема публикаций, о деятельности эмитентов ценных бумаг; введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов;

~ развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций);

~ создание общепринятой системы показателей для оценки РЦБ и т.п[32].

Несмотря на многочисленные трудности – сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России.

 

Проблема саморегулирования

Одним из принципов обеспечения финансовой стабильности является эффективное регулирование финансового рынка. Обеспечение такого регулирования – задача государства. Именно государство должно обеспечить справедливость, прозрачность финансового рынка, снижение системного риска и защиту инвесторов (вкладчиков), установив требования к деятельности финансовых институтов и санкции за нарушения этих требований.

Эффективность саморегулирования напрямую зависит от правильности определения его места во всей системе регулирования. Саморегулируемые организации могут лишь дополнять государственное регулирование и при этом должны находиться под контролем со стороны государства.

Саморегулирование не может заменить государственного регулирования в силу наличия конфликта интересов, дополнительных транзакционных издержек, связанных с деятельностью саморегулируемых организаций, и в конечном итоге снижения уровня защищенности прав инвесторов.

В финансовом секторе это связано с непониманием роли и места финансового посредника на финансовом рынке. Постоянно предпринимаются попытки защитить его интересы в ущерб интересам реальных предпринимателей на финансовом рынке – инвесторов, вкладчиков, застрахованных лиц, что в ситуации неадекватного обеспечения прав инвесторов (вкладчиков, застрахованных лиц) само по себе негативно сказывается на их доверии к государству и финансовому рынку.

Необходимо отметить происходящее сегодня сокращение роли саморегулирования на финансовых рынках за рубежом. Переосмысление значения саморегулирования происходит в первую очередь в тех секторах, где саморегулирование заменяло государственное регулирование. В США корпоративные скандалы и скандал с Нью-Йоркской фондовой биржей были расценены как несостоятельность идеи саморегулирования. Еще раньше отход от принципов саморегулирования произошел в Великобритании. Корпоративные скандалы заставили Францию отказаться от установления правил бухгалтерского учета и отчетности саморегулируемыми организациями. Аналогичные процессы происходят и в других странах[34].

 

Проблема правоприменения

Одной из основных проблем регулирования российского финансового рынка остается практическое отсутствие правоприменения, в результате чего не обеспечивается надлежащая защита прав и интересов инвесторов.

Российским законодательством не установлены адекватные меры административной и уголовной ответственности за нарушения на финансовом рынке.

Практически отсутствуют меры, направленные на предотвращение использования инсайдерской информации и инсайдерской торговли, в результате чего невозможно не только выявить правонарушение, но и квалифицировать его как таковое.

Недостаточно полно определено в законодательстве понятие манипулирования: оно определено только применительно к РЦБ. При этом запрет манипулирования рынком установлен только для профессиональных участников РЦБ, что значительно сужает круг лиц, которые потенциально могли бы быть субъектами подобных нарушений[35].

 

Следует отметить

Несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что он молодой, динамичный и перспективный. Российский фондовый рынок развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, РЦБ играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством[41]. IV . ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ

Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

~ концентрация и централизация капиталов;

~ интернационализация и глобализация рынка;

~ повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;

~ компьютеризация рынка ценных бумаг;

~ нововведения на рынке;

~ секьюритизация;

~ взаимодействие с другими рынками капиталов.

& Концентрация и централизация капиталов. Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг.

С одной стороны, это общерыночная тенденция, которая на РЦБ проявляется в укрупнении организаций профессиональных посредников и в сокращении их количества, включая функционирующие в каждой стране фондовые биржи. Указанные организации становятся всё более мощными по размерам собственного капитала и привлекаемым капиталам своих клиентов; разрастается их филиальная сеть как внутри своей страны, так и за рубежом. Данные организации становятся всё более многофункциональными, и спектр услуг, которые они предоставляют на рынке, становится всё более широким. Идёт процесс их слияния, как между собой, так и с другими финансовыми и банковскими структурами.

С другой стороны, эта тенденция находит отражение в том, что РЦБ сам по себе притягивает всё большие капиталы общества.

& Интернационализация. Интернационализация РЦБ означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой РЦБ, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. РЦБ принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний. Формирование мирового РЦБ – это тот локомотив, который движет вперёд процесс в целом.      

Объединение национальных РЦБ в мировой практике идёт по таким направлениям, как: обеспечение возможности для любого инвестора оперировать ценными бумагами независимо от их национальной принадлежности; налаживание тесных связей национальных рынков между собой благодаря современным средствам связи и организации банковских расчётов в мировом масштабе; переход на единые стандарты деятельности с различными инструментами рынка, а также на фондовых рынках разных стран и их общее регулирование и т.п.

& Повышение уровня организованности рынка и усиление государственного контроля. Надежность РЦБ и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение РЦБ таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к РЦБ, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка, поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка – государством. Но есть и другая причина данного процесса – фискальная.

Усиление организованности рынка и контроля за ним, позволяет каждому государству увеличить свою налогооблагаемую базу и размер налоговых поступлений от участников рынка. Одновременно всё более и более перекрываются возможности для «отмывания» денег, полученных от незаконных видов бизнеса – торговли наркотиками и др.

& Компьютеризация. Компьютеризация РЦБ – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации РЦБ в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

& Нововведения на рынке ценных бумаг:

~ новые инструменты данного рынка;

~ новые системы торговли ценными бумагами;

~ новая инфраструктура рынка.

Новыми инструментами РЦБ являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг; создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

Новые системы торговли – это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями.

Новая инфраструктура рынка – это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания РЦБ.

& Секьюритизация – это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм, в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов; тенденция повышения ликвидности (ускорение оборачиваемости) любых активов и пассивов компаний через форму ценной бумаги или с помощью производных инструментов.

Развитие РЦБ вовсе не ведёт к прекращению использования других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения, взаимостимулирования. С одной стороны, РЦБ оттягивает на себя капиталы, а с другой – перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию. Например, всё более широкое распространение получает выпуск долговых ценных бумаг под страховку страховых компаний. Иными словами, инструментарий страхового рынка используется для страхования рисков на РЦБ. Выплаты доходов по ценным бумагам ведут к резкому увеличению размеров мирового валютного рынка, что, в свою очередь, является фактором быстрого развития рынка валютных фьючерских контрактов и опционов и т.п.

В последующие годы на РЦБ и производных инструментов все отчётливее проявляются две новейшие тенденции:

~ индивидуализация инструментов рынка;

~ стирание различий между инструментами рынка.

В первом случае имеет место выпуск таких ценных бумаг и (или) производных инструментов, которые отвечают индивидуальным интересам (требованиям) отдельных эмитентов и инвесторов (или их небольших групп) с точки зрения сочетания доходности, риска, налогообложения и т.п.

Во втором случае создание всё новых инструментов рынка осуществляется путём комбинации различных свойств существующих инструментов рынка на каком-либо новом инструменте – «гибридном», или «синтетическом», «искусственном»[42].

Развитие российского фондового рынка в национальных границах возможно только при сохранении условий для развития рыночной, а не полугосударственной экономики[43].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной работы было рассмотрено состояние РЦБ в России на современном этапе. Изучено текущее состояние Российского РЦБ. Так же, исследованы современные проблемы и выявлены основные тенденции развития РЦБ в России.

Итак, рассмотрев все вышеуказанное, можно сделать ряд выводов.

& Во-первых, появление РЦБ явилось позже, нежели появление объекта его торгов, а причинами возникновения ценных бумаг стали развитие производительных сил и активной международной торговли, не зря первыми акционерными обществами были торговые компании.

& Во-вторых, РЦБ в России занимает промежуточное место среди рынков капитала и денежных рынков, поэтому он играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим, для нормального функционирования рыночной экономики.

& В-третьих, российский РЦБ, созданный в считанные годы, имеющий единую инфраструктуру в 11 часовых поясах и не уступающий по технологиям другим рынкам, является национальным достоянием, формирует финансовую базу экономического роста наравне с экспортным сектором экономики.

& В-четвертых, на данный момент РЦБ, приобретающий зрелость, и все большую конкурентоспособность, по-прежнему сохраняет черты рискованного и проблемного emerging market (возникшего рынка).

& В-последних, несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, у него есть будущее. Для улучшения экономической ситуации в России необходимо восстановление доверия инвесторов, и особенно населения страны, а при разумной экономической политике – эта задача вполне выполнима.

Искушенные западные профессионалы высоко оценивают потенциал российского рынка, опираясь на то, что политическая и экономическая стабильность позволит России в ближайшем будущем стать одним из крупнейших финансовых центров мира.

На данный момент самой главной целью для российского фондового рынка является совершенствование регулирования и развития  на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а так же превращение его в важнейший фактор повышения конкурентоспособности Российской экономики. Это требует отладки рыночных механизмов привлечения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций и инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а также повышения эффективности исполнения государственных функций по защите прав и законных интересов участников финансового рынка, по предупреждению и предотвращению недобросовестной практики и нарушений законодательства на РЦБ. Все это является основой формирования в России одного из ведущих мировых финансовых центров.

На основе этих и других освещенных ранее проблем можно сказать, что современный РЦБ в России, несмотря ни на что активно развивается, растет его значение как одной из важнейших сфер макроэкономики страны. Государство совместно с другими профессиональными участниками рынка активно формирует его инфраструктуру. Являясь самостоятельной экономической системой, России не тяготеет ни к одному из мировых финансовых центов, поддерживая отношения с ними, Россия стремится стать самостоятельным финансовым центом и формирует собственную модель РЦБ на основе учета мирового опыта, национальных интересов и традиций.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс РФ (Ч. 1). Принят Государственной Думой 21.10.1994 г. М.: «Спарк», 1995 г.

2. Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ в ред. ФЗ от 15.04.2006 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 1. – Ст. 5; № 2. – Ст. 172; № 31. – Ст. 3437.

3. Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ в ред. ФЗ от 27.07.2006 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 7. – Ст. 346; № 160. – Ст. 1358; № 282. – Ст. 437.

4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 30.12.2006 г. № 282-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1918; 1999. – № 28. – Ст. 3472; 2002. – № 52. – Ст. 5141; 2004. – № 27. – Ст. 2711; № 31. – Ст. 3225; 2005. – № 11. – Ст. 900;  № 25. – Ст. 2426; 2006. – № 1. – Ст. 5; № 2. – Ст. 172; № 31. – Ст. 3437.

5. Федеральный Закон «О внесении изменений в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26.01.2007 г. № 5-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

6. Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» от 11.11.2003 г. № 152-ФЗ // СЗ РФ. – 2003. – №46. – Ст. 4448; 2005. – № 1. – Ст. 19.

7. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4562; 2004. – № 27. – Ст. 2711; 2006. – № 17. – Ст. 1780.

8. Приказ ФСФР России «Об утверждении Положения о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг» от 23.10.2007 № 07-105/пз-н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.12.2007 г., регистрационный № 10673).

9. Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» от 01.07.1996 г. № 1009. – Ст. 42.

10. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной службе по финансовым рынкам» от 30.06.2004 г. № 317 // СЗ РФ. – 2004. – № 27. – Ст. 2780; 2005. – № 33. – Ст. 3429; 2006. – № 13. – Ст. 1400; № 52. – Ст. 5587; 2007. – № 12. – Ст. 1417.

11. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг. Учебное пособие / Т.Б. Бердникова; под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: «Перспектива», 2003. – 523 с.

12. Белов В.А. Государственное регулирование ценных бумаг / В.А. Белов. – М.: Высшая школа, 2005. – 350.

13. Галанов В.М. Рынок российских ценных бумаг. Итоги 2007 года: учебник / В.М. Галанов; под ред. А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 352.

14. Городецкий А.Б., Морукова А.С. Формирование единой системы государственного финансового контроля / А.Б. Городецкий, А.С. Морукова. – М.: Вопросы экономики, 2004. – 235.

15. Кролли Л.А. Российский рынок ценных бумаг: состав, структура, проблемы развития / Л.А. Кролли. – М.: Бух. учет, 2000. – 278.

16. Рубцов Б. Б. Современные фондовые рынки / Б. Б. Рубцов. – М.: Альпина, 2007. – 926.

17. Ласников П. Комментарий к статье: Рынок ценных бумаг поэтапно / П. Ласников // Российский рынок ценных бумаг. – 2007. – № 23. – С. 21-22.

18. Миркин Я. Традиционные ценности населения и фондовый рынок / Я. Миркин // Рынок ценных бумаг. – 2000. – № 7. – С. 11-13.

19. Рыбников А.Б. Главное – определиться с будущей моделью развития рынка / А.Б. Рыбников // Российский рынок ценных бумаг. – 2007. – № 23. – С. 22 - 23.

20. Ярикен Я. Рынок ценных бумаг поэтапно / Я. Ярикен // Российский рынок ценных бумаг. – 2007. – № 23. – С. 17-21.

21. Макеева Л.Б. Российский финансовый рынок: лучшие показатели за последние несколько лет [Электронный ресурс] / Л.Б. Макеева. – Режим доступа: http://www.ipocongress.ru. – Данные на 09.06.2007 г.

22. Тимофеев А.А. Аналитические статьи [Электронный ресурс] / А.А. Тимофеев. – Режим доступа: http://www. ipocongress .ru. – Данные на 03.10.2007 г.

23. Ослон А.В. Социологическое исследование инвестиционной культуры населения РФ [Электронный ресурс] / А.В. Ослон. – Режим доступа: http://www.micex.ru. – Данные на 18.12.2007 г.

24. Доклад «О мерах по совершенствованию регулирования  и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fcsm.ru. – Данные на 07.12.2007 г.

25. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 – 2008 годы от 1 июня 2006 г. № 793-р.

 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АДР - американские депозитарные расписки

ГКО - государственные краткосрочные облигации

ММВБ - московская межбанковская валютная биржа

МСФО - международные стандарты финансовой отчетности

МЦФБ - московская центральная фондовая биржа

РДР - российские депозитарные расписки

РТС - российская торговая система

РТСБ - российская товарно-сырьевая биржа

РЦБ - рынок ценных бумаг

СРО - саморегулируемые организации

ФКЦБ - федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

ФСФР - федеральная служба по финансовым рынкам

IPO - (Initial Public Offering) - первичное публичное размещение акций

 


[1] Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг. Учебное пособие. – М., 2003. – С. 452.

[2] Срочный рынок, рынок стандартных контрактов, рынок производных финансовых инструментов – все эти определения являются переводом термина Derivatives Market (Рынок деривативов). Источник: http://www.derex.ru.

 

[3] Ярикен Я. Российский рынок ценных бумаг // Рынок ценных бумаг поэтапно. – 2007. – № 23. – С. 17.

[4] Ярикен Я. Российский рынок ценных бумаг. – 2007. – № 23. – С. 18.

[5] Ярикен Я. Российский рынок ценных бумаг. – 2007. –  № 23. – С. 19.

[6] Ласников П. Российский рынок ценных бумаг // Комментарий к статье: Рынок ценных бумаг поэтапно. – 2007. – № 23. – С. 21.

[7] Ярикен Я. Российский рынок ценных бумаг. – 2007. – № 23. – С. 20.

[8] Рубцов Б.Б. Современные фондовые рынки. – М., 2007. – С. 546.

 

[9] Галанов В. Рынок российских ценных бумаг. Итоги 2007 года. – М., 2007. – С. 2.

[10] Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 30.12.2006 г. № 282-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1918; 1999. – № 28. – Ст. 3472; 2002. – № 52. – Ст. 5141; 2004. – № 27. – Ст. 2711; № 31. – Ст. 3225; 2005. – № 11. – Ст. 900; № 25. – Ст. 2426; 2006. – № 1. – Ст. 5; № 2. – Ст. 172; № 31. – Ст. 3437.

[11] Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ в ред. ФЗ от 15.04.2006 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 1. – Ст. 5; № 2. – Ст. 172; № 31. – Ст. 3437.

[12] Приказ ФСФР России «Об утверждении Положения о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг» от 23.10.2007 № 07-105/пз-н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.12.2007 г., регистрационный № 10673).

[13] Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ в ред. ФЗ от 27.07.2006 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 7. – Ст. 346; № 160. – Ст. 1358; № 282. – Ст. 437.

[14] Федеральный Закон «О внесении изменений в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26.01.2007 г. № 5-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

[15] Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» от 11.11.2003 г. № 152-ФЗ // СЗ РФ. – 2003. – №46. – Ст. 4448; 2005. – № 1. – Ст. 19.

[16] Initial Public Offering (первичное публичное размещение акций) – процедура публичного предложения акций компании на открытом рынке. Пройдя эту процедуру, компании становятся открытыми акционерными обществами, а их акции начинают торговаться на фондовых биржах.

[17] Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы от 1 июня 2006 г. № 793-р.

[18] Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4562; 2004. – № 27. – Ст. 2711; 2006. – № 17. – Ст. 1780.

[19] Стратегия развития финансового рынка РФ на 2006 - 2008 годы от 1 июня 2006 г. № 793-р.

[20] Тимофеев А.А. Аналитические статьи [Электронный ресурс] / А.А. Тимофеев. – Режим доступа: http://www. ipocongress.ru. – Данные на 03.10.2007 г.

[21] Источник: Центр макроэкономических исследований компании БДО Юникон по данным РТС.

[22] Галанов В. Рынок российских ценных бумаг. Итоги 2007 года. – М., 2007. - С. 3.

[23] Источник: по данным ИА CBonds.

[24] Галанов В. Рынок российских ценных бумаг. Итоги 2007 года. – М., 2007. - С. 5.

[25] ДОКЛАД «О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fcsm.ru. – Данные на 07.12.2007 г.

[26] Макеева Л..Б. Российский финансовый рынок: лучшие показатели за последние несколько лет [Электронный ресурс] / Л.Б. Макеева – Режим доступа: http://www.ipocongress.ru. – Данные на 09.06.2007 г.

[27] Макеева Л..Б. Российский финансовый рынок: лучшие показатели за последние несколько лет [Электронный ресурс] / Л.Б. Макеева – Режим доступа: http://www.ipocongress.ru. – Данные на 09.06.2007 г.

[28] Макеева Л..Б. Российский финансовый рынок: лучшие показатели за последние несколько лет [Электронный ресурс] / Л.Б. Макеева – Режим доступа: http://www.ipocongress.ru. – Данные на 09.06.2007 г.

[29] Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 – 2008 годы от 1 июня 2006 г. № 793-р.

[30] Рыбников А.Б. Главное – определиться с будущей моделью развития рынка // Российский рынок ценных бумаг. – 2007. – № 23. – С. 22.

 

[31] Галанов В. Рынок российских ценных бумаг. Итоги 2007 года. – М., 2007. - С. 22.

[32] Кролли Л.А. Российский рынок ценных бумаг: состав, структура, проблемы развития. – М., 2000. – С. 93.

[33] Городецкий А., Морукова А. Формирование единой системы государственного финансового контроля. – М., 2004. – С. 85.

[34] Кролли Л.А. Российский рынок ценных бумаг: состав, структура, проблемы развития. – М., 2000. – С. 186.

[35] Кролли Л.А. Российский рынок ценных бумаг: состав, структура, проблемы развития. – С. 180.

[36] Кролли Л.А. Российский рынок ценных бумаг: состав, структура, проблемы развития. – С. 167.

[37] Кролли Л.А. Российский рынок ценных бумаг: состав, структура, проблемы развития. – С. 128.

[38] Кролли Л.А. Российский рынок ценных бумаг: состав, структура, проблемы развития. – С. 142.

[39] Миркин Я. Традиционные ценности населения и фондовый рынок // Рынок ценных бумаг. – 2000. - № 7. – С. 11.

 

[40] Ослон А. Социологическое исследование инвестиционной культуры населения РФ [Электронный ресурс] / Ослон А. – Режим доступа: http://www.micex.ru. – Данные на 18.12.2007 г.

 

[41] Ласников П. Российский рынок ценных бумаг // Комментарий к статье: Рынок ценных бумаг поэтапно. – 2007. – № 23. – С. 22.

[42] Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы от 1 июня 2006 г. № 793-р.

[43] Ласников П. Российский рынок ценных бумаг // Комментарий к статье: Рынок ценных бумаг поэтапно. – 2007. – № 23. – С. 21.


Общеэкономический фон

Общеэкономический фон в России на протяжении 2006-2007 годов оставался позитивным. Ожидание роста российского РЦБ его участниками, основанное на благоприятной конъюнктуре сырьевых рынков, а также на улучшающихся ключевых макроэкономических показателях, способствовало активизации, как эмитентов, так и инвесторов.

Различные компании и финансовые институты на фоне растущего внутреннего и внешнего спроса стали больше инвестировать в расширение бизнеса. Для привлечения финансирования все активнее стали использоваться фондовые инструменты. Основными факторами, способствующими росту привлекательности фондового рынка для эмитентов в 2007 году, были:

~ повышение кредитных рейтингов ряда компаний, что позволило им упростить доступ к фондовым инструментам и снизить издержки привлечения российскими компаниями инвестиций на РЦБ;

~ устойчивый спрос на ценные бумаги на внутреннем рынке, чему способствовало улучшение финансовых показателей российских компаний на фоне их относительной недооцененности по сравнению с аналогами на развивающихся рынках.

Сигналом для активизации инвесторов на фондовом рынке послужили следующие факторы:

~ сохранение устойчивого экономического роста; 

~ существенный рост котировок отечественных компаний в 2007 году;

~ позитивный внешний новостной фон и благоприятная конъюнктура мировых товарных рынков, что позволило ожидать хороших результатов деятельности экспортно-сырьевых компаний.

Кроме того, более высокий уровень ликвидности банковского сектора в 2007 году по сравнению с предыдущими годами и рост активности населения в области коллективных инвестиций способствовали увеличению спроса на ценные бумаги на внутреннем рынке.

Тем не менее, ситуация на российском фондовом рынке в 2007 году во многом определялась внешним новостным фоном, где можно выделить следующие значимые для российского фондового рынка события:

~ изменение учетных ставок ФРС США, приведшее к коррекции российского фондового рынка;

~ геополитическая ситуация на Ближнем Востоке и в Нигерии, способствовавшая увеличению рисковой премии в цене на нефть и толкающая вверх котировки российских нефтяных компаний;

~ состояние запасов нефти и нефтепродуктов в США, которое также оказывало значительное давление на нефтяные котировки[9].

Изменения в законодательстве о РЦБ за 2007 год

Российская инфраструктура фондового рынка по своей технической оснащенности и технологическому развитию значительно опережает уровень законодательной базы и государственного регулирования этой сферы. Она развивается в значительной степени вопреки, а не благодаря участию государства в этом процессе.

Однако деятельность ФСФР России в 2007 году была сосредоточена на решении следующих задач.

В период 2006-2007 годов динамичное развитие РЦБ сопровождалось работой ФСФР России по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы регулирования РЦБ. В соответствии со Стратегий ФСФР России были утверждены ведомственные нормативные правовые акты и совместно с Минэкономразвития России, Минфином России, а также Банком России разработаны проекты федеральных законов, затрагивающие широкий перечень проблем развития финансовых институтов и инструментов.

В центре внимания ФСФР России были, прежде всего, вопросы повышение конкурентоспособности Российского финансового рынка, бирж и торговых систем, в том числе посредством расширения спектра инвестиционных инструментов на российском финансовом рынке.

Важным шагом стало создание регулятивной основы для выпуска РДР (Российские депозитарные расписки). Был подготовлен и принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»[10], а также в развитие положений этого закона утверждены соответствующие приказы ФСФР России. В дополнение к этому ФСФР России выступила с инициативой о допуске на Российский финансовый рынок иностранных ценных бумаг.

По мнению ФСФР России допуск иностранных ценных бумаг для размещения и обращения на российском рынке будет содействовать существенному расширению инвестиционных возможностей для российских финансовых институтов и граждан, приближению к ним таких финансовых инструментов, сдерживанию вывода инвестиционных средств за рубеж.

Кроме этого, сделки с иностранными ценными бумагами на российском рынке будут содействовать гармонизации стандартов деятельности российских финансовых, депозитарных, учетных институтов и всей инфраструктуры финансового рынка со стандартами деятельности их зарубежных конкурентов. Все это создает условия расширения объема операций с финансовыми инструментами на российском рынке, концентрации на нем ликвидности, а, следовательно, повышения общей конкурентоспособности и роли российского РЦБ в глобальной финансовой системе.

В развитие указанной идеи ФСФР России, совместно с Минэкономразвития России, Минфином России и Банком России разработала концепцию соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»[11], а также совместно с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект указанного закона. После утверждения концепции закона Правительством Российской Федерации проект закона был внесен в Государственную Думу.

Для обеспечения совершения сделок с иностранными ценными бумагами в соответствии с требованиями российского законодательства был утвержден Приказа ФСФР России «Об утверждении Положения о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг»[12], создавший условия для легализации операций российских финансовых институтов с иностранными ценными бумагами. Данная мера обеспечила большую защиту прав инвесторов и иных участников РЦБ при совершении таких операций.

В целях увеличения количества финансовых инструментов, обращающихся на финансовом рынке, а также упрощения процедур привлечения инвестиционных средств на РЦБ российскими предприятиями ФСФР России создала нормативную базу для эмиссии выпусков биржевых облигаций. Соответствующие поправки  закреплены Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».[13]

За последние годы важной тенденцией на РЦБ стало расширение операций с производными финансовыми инструментами. Реальным импульсом для качественного роста объемов сделок с этими инструментами стали поправки в статью 1062 части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации, принятые Федеральным законом № 5-ФЗ от 26.01.2007 и направленные на предоставление судебной защиты по срочным сделкам[14].

Также в соответствии со Стратегией внесены изменения в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах»[15], направленные на совершенствование регулирования эмиссии и обращения ипотечных ценных бумаг. Одновременно ФСФР России была разработаны необходимые нормативная правовые акты, регулирующие процедуру эмиссии и обращения облигаций с ипотечным покрытием.

В целях обеспечения доступности информации о ценных бумагах и прозрачности сделок с ними были разработаны изменения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», направленные на уточнение перечня существенных фактов деятельности акционерных обществ, подлежащих публичному раскрытию. В частности, к числу таких фактов были отнесены данные, характеризующие обеспечение облигаций, информация об инсайдерских сделках с ценными бумагами и ряд других сведений.

В 2006-2007 году были разработаны нормативные правовые акты, обеспечившие расширение возможностей акционерных обществ по привлечению инвестиционных средств на рынке акций путем первичного размещения новых выпусков, так называемое IPO (Initial Public Offering[16]). В 2007 году по объему первичного размещения акций Россия вышла на одно из лидирующих мест в мире.

В указанный период ФСФР России были также разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регулирующие процесс поглощений и вытеснений в акционерных обществах. В то же время накопленная правоприменительная практика показывает, что соответствующая законодательная база нуждается в пересмотре, в том числе в части функций и полномочий федерального органа исполнительной власти по РЦБ. Так, действующие нормы законодательства не позволяют ФСФР России в должной мере обеспечивать защиту прав и законных интересов акционеров в ходе поглощений и вытеснений.

В целях укрепления конкурентоспособности российских торговых площадок, а также гибкого реагирования российских финансовых институтов и инвесторов на конъюнктуру мировых финансовых рынков были созданы правовые основы для увеличения времени торгов на организованном рынке. Нормы соответствующего приказа ФСФР России в долгосрочной перспективе открывают потенциальную возможность перехода российских биржевых площадок на круглосуточную торговлю ценными бумагами.

В соответствии со Стратегией была активизирована работа по снижению административных барьеров на РЦБ, а также по развитию саморегулирования участников рынка. Стратегия, в частности, предусматривала возможность передачи СРО (саморегулируемые организации) отдельных полномочий по регулированию, которые в настоящее время осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области финансового рынка. В развитие указанного положения Стратегии, а также в ходе реализации мероприятий Административной реформы ФСФР России утвержден административный регламент проведения проверок участников финансового рынка. Регламент впервые предоставляет право СРО профессиональных участников РЦБ участвовать в таких проверках. Кроме этого расширены полномочия СРО в процессе лицензирования профессиональных участников финансового рынка. Это нашло закрепление в принятом ФСФР России соответствующем административном регламенте, в котором СРО было предоставлено право предварительной экспертизы документов участников рынка, а для организаций, чьи документы прошли такую экспертизу, вдвое сокращены сроки рассмотрения заявлений на лицензирование[17].

Одним из центральных вопросов в деятельности ФСФР России в 2006-2007 годах стало развитие институтов коллективного инвестирования. Важнейшим результатом работы по этому направлению являются подготовленные ФСФР России в тесном взаимодействии с Минэкономразвития России и Минфином России, а также депутатами Государственной Думы, масштабные изменения в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах»[18]. Соответствующий закон был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в конце 2007 года. Эти изменения качественным образом перестраивают систему инвестирования с использованием механизмов паевых инвестиционных фондов. Благодаря исключению ряда законодательных ограничений деятельности управляющих компаний, закрепленный в законе механизм может использоваться для широкого привлечения в экономику стратегических инвестиций, в том числе путем создания венчурных фондов.

Принятые изменения позволяют также создавать хеджевые фонды, расширить активы, в которые может инвестироваться имущество паевого инвестиционного фонда.

В рамках указанных изменений на законодательном уровне введено понятие «квалифицированный инвестор», что позволило устранить ранее действующие ограничения при управлении активами паевых фондов, создаваемых для этой категории инвесторов.

Кроме этого, закон дополнен положениями, направленными на защиту неквалифицированных инвесторов, повышение прозрачности деятельности управляющих компаний, усиление надзора за их деятельностью со стороны ФСФР России. В настоящее время ФСФР России ведется работа по подготовке и принятию нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений принятого закона.

В 2006-2007 годах была подготовлена целая серия нормативных правовых актов, направленных на расширение инвестиционных возможностей негосударственных пенсионных фондов. Прежде всего, было принято постановление Правительства Российской Федерации, утвердившее правила размещения средств пенсионных резервов НПФ. Также были разработаны правила размещения средств военной ипотеки.

Вместе с тем, работа над Стратегией не завершена и новые вызовы обостряющейся конкуренции на финансовых рынках, их глобализация требуют нового подхода к реализации ранее сформулированных задач, а также дополнения их новыми инициативами.

Основные задачи совершенствования регулирования и развития РЦБ на среднесрочную и долгосрочную перспективу . По состоянию на начало 2008 года отдельные важные положения Стратегии остаются не реализованными. Частично это объясняется наличием различных точек зрения по концептуальным, стратегическим направлениям развития финансового рынка, как среди его участников, так и среди заинтересованных органов исполнительной власти. В этой связи, в рамках основных направлений совершенствования регулирования РЦБ, ФСФР России считает необходимым предусмотреть не только более реалистичные сроки выполнения просроченных мероприятий Стратегии, но также подготовку согласованных концептуальных предложений по выбору наиболее оптимальных и эффективных путей развития российского РЦБ. Представляется, что подготовка и согласование таких предложений существенно ускорит завершение работы по реализации важнейших положений Стратегии. Целью совершенствования регулирования и развития РЦБ на среднесрочную и долгосрочную перспективу является его превращение в важнейший фактор повышения конкурентоспособности Российской экономики. Это требует отладки рыночных механизмов привлечения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а также повышения эффективности исполнения государственных функций по защите прав и законных интересов участников финансового рынка, по предупреждению и предотвращению недобросовестной практики и нарушений законодательства на РЦБ. Все это является основой формирования в России одного из ведущих мировых финансовых центров[19].

Инвестиционный климат

Дата: 2019-12-22, просмотров: 245.