В 2008 году на РЦБ сохранится в целом благоприятная ситуация для различных участников.
К основным факторам, способствующим активности компаний эмитентов, можно отнести следующие.
& Во-первых , на фоне устойчивого экономического роста, усиления конкуренции на внутреннем рынке потребность в финансировании со стороны корпоративного сектора будет расти. Кроме того, повышение доверия инвесторов к российским компаниям позволит многим из них рефинансировать долговые портфели на более выгодных условиях. Рост спроса компаний на заемный капитал будет удовлетворяться, в том числе за счет инструментов фондового рынка.
& Во-вторых , позитивные итоги 2007 года на рынке коллективных инвестиций, рост ликвидности банковской системы, а также усиление внимания иностранных инвесторов к российской экономике формируют благоприятный фон для дальнейшего развития российского фондового рынка и, соответственно, роста объема новых размещений.
& В-третьих , по мере увеличения числа успешных размещений растет интерес компаний к выходу на фондовый рынок. Использование инструментов фондового рынка, помимо диверсификации долга компании, позволяет компании-эмитенту сформировать благоприятную кредитную историю и повысить интерес к собственному бизнесу в глазах стратегических инвесторов. Благоприятный экономический фон и остающиеся недооцененными российские активы вызывают интерес инвесторов. Кроме того, ряд российских компаний имеют хорошие шансы выгодно разместиться и на российском рынке, без размещения на западных площадках.
На рынке еврооблигаций в 2008 году также продолжится позитивная динамика размещений. Повышение прозрачности российских компаний и улучшение корпоративных стандартов и систем представления отчетности позволят новым российским компаниям выйти на мировые долговые рынки. В целом отраслевые диспропорции, наблюдавшиеся в предыдущие годы на долговых рынках, будут постепенно снижаться.
В то же время поведение инвесторов на фондовом рынке в 2008 году будет определяться следующими факторами.
& Во-первых , сохранение умеренно позитивной конъюнктуры товарных рынков и потенциала увеличения недооцененных российских активов приведет к дальнейшему укреплению финансового положения российских компаний, что в свою очередь приведет к дальнейшему росту котировок их акций. Рост финансовых результатов компаний позитивно отразится и на рынке облигаций, что будет выражаться в снижении рисков долговых обязательств эмитентов.
& Во-вторых , увеличение политических рисков, характерных для предвыборного года, повысит волатильность российского рынка акций и выступит сдерживающим фактором его роста. Тем не менее, высокий спрос со стороны стратегических и спекулятивных инвесторов будет поддерживать рынок.
& В-третьих , состояние российского фондового рынка будет определяться внешним новостным фоном, в первую очередь изменениями в монетарной политике ведущих центральных банков мира, геополитической ситуацией на Ближнем Востоке и состоянием мирового рынка нефти[30].
Кроме того, ряд законодательных инициатив, принятых на рассмотрение в 2007 году, может негативно отразиться на развитии российского фондового рынка.
& Во-первых , вследствие ужесточения требований ФСФР к правилам размещения первичного выпуска акций на российских и иностранных биржах одна из возможных проблем будет заключаться в способности внутренних институциональных инвесторов приобретать эмитированные ценные бумаги, в то время как иностранные инвесторы не имеют большого желания выходить на российский рынок. Чтобы данный механизм заработал в полную силу, необходимо некоторое время, а пока международные инвесторы не решаются выйти на российские площадки. Как следствие, для ряда компаний, желающих подобным способом привлечь инвестиции, IPO в среднесрочной перспективе потеряет свою привлекательность.
& Во-вторых , закон «Об инсайдерской информации и манипулировании рынком», рассматриваемый Государственной Думой, вызвал негативную реакцию участников рынка. В первую очередь, это было связано с определением статуса «инсайдера». Большинство экспертов сходятся во мнении, что данный термин носит негативный оттенок и может навредить репутации человека. Кроме того, данный закон не затрагивает чиновников, которые во многом являются источником колебаний рынка акций. Если же брать зарубежный опыт, то эффективность данного регулирования в западных странах не очень высока, и она не может полностью предотвратить использование инсайдерской информации. В российских условиях его эффективность будет еще более сомнительна.
& В-третьих , законодательные инициативы ФСФР, связанные с созданием Центрального депозитария, возможно, также приведут к возникновению ряда негативных последствий для российского фондового рынка. В частности, с созданием Центрального депозитария вырастет стоимость услуг хранения ценных бумаг. В то же время создание единой базы хранения информации увеличивает риски ее потери или утечки, что не может не беспокоить участников рынка. Наконец, введение центрального депозитария повлечет за собой закрытие мелких депозитарных компаний. Тем не менее, Центральный депозитарий остается важным звеном в процессе признания российского рынка ценных бумаг регулируемым[31].
III . СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО РЦБФормирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования РЦБ.
Ключевые проблемы
Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:& Целевая переориентация РЦБ с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций, на выполнение своей главной функции – направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.
& Улучшение законодательства и контроль над выполнением этого законодательства.
& Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо следующее:
~ создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;
~ необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;
~ ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;
~ создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;
~ гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;
~ создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;
~ государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;
~ приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для «запуска» РЦБ;
~ перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;
~ срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов.
& Реализация принципа открытости информации путем:
~ расширение объема публикаций, о деятельности эмитентов ценных бумаг; введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов;
~ развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций);
~ создание общепринятой системы показателей для оценки РЦБ и т.п[32].
Несмотря на многочисленные трудности – сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 240.