Экономическая оценка эффективности дополнительных финансовых инвестиций в развитие транспортной системы ХК Логопром
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ХК Логопром – ведущая логистическая компания Поволжья, которая представляет полный комплекс логистических и таможенных услуг – от получения товара на складе поставщика до доставки конечному потребителю. Компании принадлежит несколько логистических центров, один из которых расположен в Нижнем Новгороде.

Логопром Сормово находится в северо-западной части Нижнего Новгорода (Сормовский район). Это крупнейший логистический комплекс Поволжья с таможенным терминалом, подразделениями автомобильной и железнодорожной логистики.

Основные характеристики Логопром Сормово:

- Общая площадь: 26 га;

- Теплые и холодные складские помещения общей площадью 100 000 кв.м;

- Комплекс оборудован автоматизированной системой управления складскими процессами, новейшей компьютерной и досмотровой техникой;

- Открытые площадки общей площадью 15000 кв.м, оборудованные авто- и ж/д подъездными путями с рампами и грузоподъемными механизмами;

- Современные офисы общей площадью 7600 кв.м;

- Железнодорожный цех, обслуживающий промзону со станции Починки Горьковской железной дороги (ГЖД);

- Собственные ж/д пути общей протяженностью более 16 км;

- Собственные локомотивы для подачи вагонов;

- Охраняемая стоянка для автомобилей;

- Контейнерная площадка;

-Предоставляется полный спектр услуг по хранению и грузопереработке любых грузов от 1кг до 20 т.

Преимущества комплекса:

- Удобные подъездные пути с федеральной трассы М7;

- Располагающийся на территории Логопром Сормово Сормовский таможенный пост, где в режиме реальной конкуренции работают 13 таможенных брокеров;

- Единственные в Нижнем Новгороде склады, где можно осуществлять прием грузов, поступающих автомобильным и ж/д транспортом;

- Лицензия на хранение алкогольной, фитокарантийной и ветеринарной продукции;

- Входящий в состав ЛЦ ООО «Терминал» три года подряд становился победителем регионального конкурса «Таможенный Олимп» и неоднократно признавался одним из лучших складов России в федеральном конкурсе «Таможенный Олимп».

Транспортный комплекс осуществляет доставку продукции потребителям в среднем количестве 4800 тыс. т, в том числе:

- железнодорожным транспортом – 2800 тыс. т;

- автомобильным транспортом – 2000 тыс. т;

Определим изменение основных показателей работы различных видов транспорта в зависимости от капитальных вложений, рассчитав:

- грузооборот;

- доходы;

- фондоотдачу;

- рентабельность;

- прибыль;

- производительность труда;

- численность работников;

- себестоимость перевозок.

Период до инвестирования принимается за базовый, а после инвестирования – за плановый.

Показатели компании по видам транспорта представлены в табл. 3.

Таблица 3 – Основные показатели работы логистического комплекса

№ п/п Показатель Ж/Д А/Т ТК
1 Средняя дальность перевозок, км 360 380 340
2 Основные производственные фонды, усл. млн руб. 490 850 3390
3 Оборотные фонды, усл. млн руб. 70 50 400
4 Численность работников 1200 750 2320
5 Эксплуатационные расходы, в том числе накладные, усл. тыс. руб. 19000 3500 21000 9700 45500 16200
6 Удельный вес условно-постоянных расходов, % от общей суммы эксплуатационных расходов   40   30   37
7 Доля работников, зависящих от объема работ, % 60 75 70
8 Доходная ставка, усл. коп. на 1 ткм 15,0 38,0 15,0
9 Финансовые инвестиции, усл. млн руб., в основные производственные фонды, в оборотные средства       95 13,7
10 Прирост объема перевозок за счет дополнительных инвестиций, тыс. т 450 270  

1. Расчет грузооборота

Грузооборотэто произведение перевозимых грузотонн на среднюю дальность пути следования, выражается в тонно-километрах, исходя из которого в дальнейшем определяется общий доход от перевозок, так как доход приносит каждый километр по пути транспортирования грузов.

Грузооборот рассчитывается по формуле 1:

где  - общий объем перевозок;

 - средняя дальность перевозок.

Определим, какой грузооборот имеет место в транспортном комплексе:

- по железнодорожному транспорту до инвестирования капитала:

 млн ткм;

после инвестирования:

млн ткм;

- по автотранспорту до инвестирования капитала:

млн ткм;

после инвестирования капитала:

 млн ткм;

- по всему ТК до инвестирования:

 млн ткм;

после инвестирования в Ж/Д:

 млн ткм;

после инвестирования в А/Т:

 млн ткм;

2. Расчет доходов по видам транспортных средств

Определим, какой доход приносит каждый километр по пути транспортирования грузов, применив ранее рассчитанный показатель грузооборота.

,

где Д – доход предприятия;

 - доходная ставка, установленная предприятием в денежных единицах на каждую тонну-километр;

Гр – грузооборот предприятия.

 Определим, какой доход наблюдается в ТК по всему транспортному пути перевозки грузов исходя из доходной ставки каждого километра пути и общего грузооборота:

- по железнодорожному транспорту до инвестирования капитала:

после инвестирования:

- по автотранспорту до инвестирования капитала:

после инвестирования:

- по ТК до инвестирования в него капитала:

после инвестирования в Ж/Д:

после инвестирования в А/Т:

3. Определение фондоотдачи

Фондоотдача – это обобщающий показатель использования всей совокупности основных средств. Чем он выше, тем более эффективно они используются, низкий свидетельствует о недостаточном объеме продаж или о слишком высоком уровне капитальных вложений. Его величина в значительной мере зависит от отраслевых особенностей, способов начисления амортизации, оценки активов и других факторов.

Итак, фондоотдача – это отношение дохода к стоимости основных фондов или средств.

,

где Д – годовой доход;

 - стоимость основных фондов.

Рассчитаем фондоотдачу:

- железнодорожного транспорта до инвестирования капитала:

;

после инвестирования:

- автотранспорта до инвестирования капитала:

;

после инвестирования:

- ТК до инвестирования в него капитала:

после инвестирования в Ж/Д:

после инвестирования в А/Т:

4. Расчет прибыли транспортной компании

Прибыль – это тот остаток средств, который получается разностью полученных доходов фирмы, предприятия или любой другой действующей хозяйственной структуры от общей суммы произведенных затрат:

где П – прибыль хозяйствующей структуры;

Д – ее же доходы.

Аналогичным образом считается прибыль плановая. Плановые показатели же расходов считаются по формулам:

где  - эксплуатационные расходы базовые (общие);

   - расходы плановые (общие);

   - расходы постоянные;

    - показатель (коэффициент) роста продукции (в данном случае грузооборота) в плановом периоде по отношению к базовому;

   - коэффициент постоянных расходов от общей суммы расходов предприятия.

Рассчитаем коэффициент роста по:

- железнодорожному транспорту:

- автотранспорту:

- всему ТК после инвестиций в Ж/Д:

- всему ТК после инвестиций в А/Т:

Найдем условно-постоянные расходы по:

- железнодорожному транспорту:

- автотранспорту:

;

- ТК:

Теперь рассчитаем расходы комплекса в планируемом периоде по:

- железнодорожному транспорту:

- автотранспорту:

- ТК после инвестирования в Ж/Д:

- ТК после инвестирования в А/Т:

Рассчитываем прибыль от работы:

- железнодорожного транспорта до инвестирования капитала:

после инвестирования:

;

- автотранспорта до инвестирования капитала:

после инвестирования:

- ТК до инвестирования капитала:

- после инвестирования в Ж/Д:

- после инвестирования в А/Т:

;

5. Определение рентабельности

Рентабельность – это относительная величина (комплексный интегральный показатель), выраженная в процентах (или коэффициентом) и характеризующая эффективность применения в производстве ресурсов овеществленного труда или издержек производства.

Рассчитаем рентабельность активов, которая является показателем, отражающим способность предприятия использовать оборотный и необоротный капиталы и свидетельствующим о том, сколько денежных единиц потребовалось для получения одной единицы прибыли.

где r – рентабельность активов.

Рентабельность активов:

- железнодорожного транспорта до инвестирования капитала:

после инвестирования:

- автотранспорта до инвестирования капитала:

после инвестирования:

- всего ТК до инвестирования капитала:

после инвестирования в Ж/Д:

после инвестирования в А/Т:

6. Расчет численности работников в планируемом периоде

В данном случае мы рассматриваем численность работников транспортного комплекса после инвестирования капитала в данный комплекс.

где Др% - доля работников, зависящих от объема работ, %;

   - коэффициент роста W грузооборота.

Теперь произведем расчеты численности работников транспортной компании в планируемом периоде по:

- железнодорожному транспорту:

- автотранспорту:

- всему ТК после инвестирования капитала в Ж/Д:

- всему ТК после инвестирования капитала в А/Т:

7. Изменение уровня производительности труда

Производительность в общем смысле – это показатель среднего объема продукта или реальной продукции на единицу затраченных ресурсов. Например, средний объем труда или выработка одного рабочего за час.

В свою очередь, производительность труда – это общий объем продукции, деленный на количество затраченного на его производство трудовых ресурсов.

Производительность труда может выражаться:

в стоимостном выражении:

в натуральном выражении:

    Производительность труда в стоимостном выражении по:

- железнодорожному транспорту до инвестирования капитала:

после инвестирования капитала в ТК:

- автотранспорту до инвестирования капитала:

после инвестирования капитала:

- по ТК до инвестирования капитала:

после инвестирования капитала в Ж/Д:

после инвестирования капитала в А/Т:

Производительность труда в натуральном выражении по:

- железнодорожному транспорту до инвестирования капитала:

после инвестирования капитала:

- автотранспорту до инвестирования капитала:

после инвестирования капитала:

- ТК до инвестирования капитала:

после инвестирования капитала в Ж/Д:

после инвестирования капитала в А/Т:

8. Расчет себестоимости перевозок

Себестоимость перевозок – это те расходы, которые затрачивает ТК на каждую тонну за километр.

Себестоимость перевозок в базовом периоде по:

- железнодорожному транспорту:

- автотранспорту:

- ТК:

Расходы плановые по:

- железнодорожному транспорту:

- автотранспорту:

- ТК после инвестирования в Ж/Д:

- ТК после инвестирования в А/Т:

Теперь рассчитаем себестоимость перевозок в инвестиционном или плановом периоде по:

- железнодорожному транспорту:

- автотранспорту:

- ТК после инвестирования капитала в Ж/Д:

- ТК после инвестирования капитала в А/Т:

9. Оценка экономической эффективности

Экономическая эффективность может определяться на уровне предприятия, отрасли, народного хозяйства, учитывающая затраты и результаты, связанные с осуществлением инвестиций в проект, показатели которой выходят за пределы прямых финансовых интересов его участников и допускают их денежную оценку. Показатели экономической эффективности на уровне предприятия позволяют учитывать производственные результаты – выручку от реализации продукции (работ) за вычетом той ее части, которая израсходована на собственные нужды, прибыль (доход) или снижение текущих издержек производства (себестоимости); и социальные, относящиеся к работникам предприятий и членам их семей. В них учитываются только инвестиции и текущие затраты предприятия, не допуская их повторного счета.

Оценка экономической эффективности дополнительных финансовых инвестиций в развитие транспортной логистической системы может осуществляться с помощью системы показателей и различных критериев, имеющих одну важную особенность – используемые при их определении расходы и доходы рассредоточены во времени, а поэтому приходится приводить их к одному (базовому) моменту. И причина в этом – неодинаковая ценность денежных средств во времени, т.е. денежная единица, вложенная в инвестиции, не тождественна денежной единице через год – два и т.д. Поэтому в практике инвестиционного проектирования (и в ряде других случаев) используют метод уравнивания текущих расходов и доходов по проекту с изменениями, вызванными указанными причинами.

В данном случае экономическая оценка эффективности дополнительных финансовых инвестиций в развитие транспортного комплекса по методу приведенных затрат рассчитывается по формуле:

где Эпр – приведенные затраты;

Ен – коэффициент эффективности.

Следует также отметить, что эффективность инвестиционного проекта заключается в наименьших приведенных затратах, рассчитанных по вышенаписанной формуле.

где Тн – время или период вложения инвестиций (выберем его, например, равным пяти годам);

Отсюда коэффициент эффективности будет равен:

Определим эффективность ТК от инвестиций в:

- железнодорожный транспорт:

- автотранспорт:

Все изменения основных показателей работы различных видов транспорта в зависимости от капитальных вложений по каждому транспорту и по всему ТК были рассчитаны, теперь все их для наглядности внесем в табл. 4.

 

 

Таблица 4 – Показатели работы различных видов транспорта

Наименование показателя Ж/Дб Ж/Дпл А/Тб А/Тпл
1 2 3 4 5 6
1 Грузооборот, млн ткм 1008 1170 760 862,6
2 Доходы, млн руб. 151,2 175,5 288,8 327,79
3 Расходы, млн руб. 19 20,83 21 22,98
4 Фондоотдача 0,31 0,36 0,34 0,38
5 Рентабельность 0,236 0,231 0,298 0,302
6 Прибыль, млн руб. 132,2 154,67 267,8 304,81
7 Производительность труда, руб./чел. 0,126 0,133 0,385 0,397
8 Производительность труда, млн ткм/чел. 0,84 0,89 1,01 1,04
9 Численность работников, чел. 1200 1316 750 826
10 Себестоимость, руб./ткм 0,019 0,018 0,028 0,027
11 Кроста, %   16,07   13,5

 

Рассчитаем показатели работы всего ТК после инвестирования (табл.5)

 

Таблица 5 – Показатели работы всего ТК в базовом периоде и после произведенных инвестиций в различные направления транспорта

Наименование показателя ТК ТКпл в Ж/Д ТКпл в А/Т
1 Грузооборот, млн ткм 1632 1785 1724
2 Доходы, млн руб. 245 267,75 258,6
3 Расходы, млн руб. 45,5 48,08 47,05
4 Фондоотдача 0,072 0,08 0,074
5 Рентабельность 0,053 0,056 0,054
6 Прибыль, млн руб. 199,5 219,67 211,55
7 Производительность труда, руб./чел. 0,106 0,109 0,107
8 Производительность труда, млн ткм/чел. 0,703 0,724 0,716
9 Численность работников, чел. 2320 2466 2408
10 Себестоимость, руб./ткм 0,0268 0,0269 0,0273
11 Кроста, %   9 6

Мы выбрали в качестве эффективного направления инвестирования железнодорожный транспорт по минимальным приведенным затратам. А теперь рассчитаем общую эффективность данного проекта.

где ∆П – прирост прибыли;

∆К – капитальные вложения, вызвавшие прирост прибыли.

Теперь сопоставим эту величину с коэффициентом эффективности:

Ен=0,2, т.е. Ен < Ээф.

Отсюда видно, что данный инвестиционный проект можно назвать эффективным. Приведенные затраты минимальные и, так как эффективность больше коэффициента приведения, то инвестиционный проект окупится в запланированный срок.

Для наглядности рассчитаем фактическое время окупаемости данного проекта:

Инвестиции в транспортный комплекс компании Логопром по направлению железнодорожного транспорта обеспечивают наименьшие приведенные затраты по ТК в планируемом периоде, следовательно, это направление инвестиций наиболее эффективно из всех приведенных вариантов, что, в частности, подтверждается также другими показателями в вышеприведенных обобщающих таблицах.

Заключение

В условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям проблема совершенствования методов управления предприятиями производственной инфраструктуры становится одной из наиболее важных. Это относится и к транспортному обслуживанию, поскольку конкуренция в этой отрасли развивается высокими темпами.

Конкурентные преимущества сегодня - повышение качества и снижение себестоимости перевозок, предоставление большого спектра услуг, улучшение обслуживания клиентуры, своевременное реагирование на изменение транспортных услуг на территории страны и региона. Все вышеизложенное обусловливает поиск новых подходов к работе на транспортном рынке. Одним из таких прогрессивных подходов является логистический подход, ориентированный на увеличение объемов перевозки грузов, повышение доходности и прибыльности работы транспорта.

Повышению эффективности доставки грузов в настоящее время уделяется недостаточное внимание не смотря на то, что в логистических издержках на долю транспортных затрат, учитываемых при формировании цен на конечную продукцию, приходится до 50%.

В результате проведенного исследования в области дополнительных финансовых инвестиций в развитие транспортной системы ХК Логопром, было выявлено, что наиболее выгодным видом транспорта является железнодорожный, так как он обеспечивает минимальные приведенные затраты. Общая эффективность данного проекта составляет 0,2067, а срок его окупаемости – 5 лет.

Проведенный экономический расчет дает основание сделать вывод о том, что большая часть грузов компанией Логопром доставляется железнодорожным транспортом, остальной же груз следует автомобильным транспортом. Благодаря наличию данного логистического центра движение товарных потоков становится более рациональным.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 449.