Процесс доставки сырья, материалов, готовой продукции может быть представлен как система, характеризуемая внутренним устройством и взаимодействующая с внешней средой. Для построения внутренней организации этого процесса по принципу оптимизации распределения всех видов ресурсов и получения наилучшего результата деятельности необходимо использовать логистику.
Система транспортно-логистического обслуживания дает возможность достигать требуемого уровня обслуживания потребителей при одновременном снижении затрат, что позволяет получить конкурентные преимущества.
Изучение процессов доставки грузов на принципах транспортной логистики позволяет:
― рассматривать характер взаимодействия и взаимоотношений производителей, складов, видов транспорта;
― устанавливать оптимальные условия для грузов при упаковке, хранении и транспортировке;
― находить «узкие места», препятствующие перемещению грузопотока от производителя к потребителям;
― организовывать научно-обоснованные технологические процессы с учетом потребностей не только отдельных звеньев логистической цепи, но и системы в целом;
― разрабатывать структуру управления, юридическое, информационное и документальное обеспечение, необходимые для оптимального протекания процессов;
― автоматизировать систему управления доставкой грузов.
В данной курсовой работе было предложено в модифицированном виде ранжирование видов транспорта на основе балльной оценки с выделением семи основных показателей, определяющих выбор перевозчика грузов (табл. 1). При балльной оценке учтено, что единице соответствует наилучшее значение.
Таблица 1 – Сравнительная оценка видов транспорта при перевозке грузов, баллы
Вид транспорта | Показатели, влияющие на выбор вида транспорта | ||||||
Вре- мя доставки | Часто-та отпрв-лений груза | Надеж-ность соблю-дения графика достав- ки | Универ-сальность транспорт-ного средства (способ-ность перевозить разные грузы) | Способ-ность доста-вить груз в любую точку терри-тории | Стои-мость пере-возки | Риск пор-чи гру-за | |
Железнодорожный | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Морской | 4 | 5 | 3 | 1 | 4 | 1 | 4 |
Автомобиль-ный | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 |
Воздушный | 1 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 1 |
Помимо рассмотренных показателей, на выбор вида транспорта влияет большое количество дополнительных факторов, к которым относятся, прежде всего: географические и сезонные условия; возможность соблюдения требуемых сроков перевозки и обеспечения сохранности груза в пути; политика государства; политическая ситуация в регионе; развитость нормативной и законодательной базы; наличие альтернативности маршрута доставки (возможность использования прямого или смешанного сообщения).
Итак, перед отправителями и получателями товаров стоит непростая задача оптимизации выбора вида транспорта, типа подвижного состава, логистического оператора, стоимости доставки. В условиях ужесточающейся конкуренции на рынке транспортно-логистических услуг эта задача становится все более сложной. Возникла насущная потребность в использовании методов экономико-математического моделирования бизнес-процессов и комплексного взаимодействия между различными участниками процесса доставки грузов.
В цепи поставки грузов, наряду с транспортно-логистическими компаниями, важным участником является склад. В настоящее время вместо традиционных складов появляются распределительные центры (РЦ).
Распределительный центр – это комплекс, в котором поддерживаются процессы управления и реализации рациональной доставки грузов. В нем взаимоувязывается в единый процесс деятельность взаимодействующих видов транспорта, а также предприятий и организаций, обеспечивающих доставку грузов и оказание сопутствующих услуг.
Внешне РЦ выглядит как крупный складской комплекс. Однако от традиционных складов РЦ отличается тем, что физическое складирование товаров − всего лишь одна и уже не главная из тех многочисленных операций, которые могут в нем выполняться. РЦ является тем узлом в логистической цепи, который делает движение товарных потоков более рациональным. Однако наиболее существенно в его деятельности то, что в РЦ товары проходят различные виды обработки для улучшения потребительной стоимости. Такая обработка может включать в себя самый широкий спектр различных операций, в частности, расфасовку, упаковку, комплектацию, подготовку товара для последующей компьютерной обработки, нанесение этикеток, ценников, размещение инструкций и пр. В результате этой обработки товар становится готовым к тому, чтобы при доставке в магазины его можно было тут же выставить в торговом зале.
Основная задача создания распределительных центров – улучшение организации транспортных связей за счет: повышения уровня согласованности работы разных видов транспорта; организации комплексного обслуживания клиента; привлечения дополнительных объемов грузов; оптимизации схем расчетов между участниками логистических цепочек и загрузки транспортных инфраструктур; сокращения времени доставки грузов в результате уменьшения простоев на стыковых пунктах; улучшения использования транспортных средств и оборудования.
В России в настоящее время строительство РЦ только начинается. В Москве создаются свыше 20 распределительных центров и оптовых продовольственных рынков. Они будут объединены в единую информационную систему. В планах Министерства транспорта – создание распределительных центров в транспортных узлах, рядом с городами-миллионниками, на пересечениях автомобильных и железных дорог.
Развитие распределительных центров как важнейшей составляющей в цепи доставки грузов и необходимость значительных инвестиций на возведение и эксплуатацию таких центров требуют методического обеспечения эффективности их создания и функционирования в составе транспортно-логистической цепи.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 246.