Молодежный парламентаризм в России развивается не более двадцати лет параллельно с формированием гражданского общества. Опыт работы молодежных парламентов в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях уже показал эффективность деятельности по привлечению молодежи к решению общественно-политических и социально-экономических задач.
Молодежный парламентаризм - это «система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, которая основана на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи – молодежного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства»
Изучив проблему молодежного парламентаризма, я пришла к выводу, что функцию «представительства прав и законных интересов молодежи как социальной группы в органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления молодежные парламентарии не всегда реализуют на практике:
во-первых, не в каждом молодежном парламенте представлены интересы всех групп молодежи, например, в соответствии с решением Новошахтинской городской Думы «О внесении изменений в Положение о выборах членов Молодежного парламента при Новошахтинской городской Думе» № 273 от 27 сентября 2007 года рабочая молодежь предприятий и учреждений города была исключена из числа членов и избирателей Молодежного парламента.
во-вторых, система формирования молодежных парламентских структур в некоторых регионах не всегда основывается на принципах выборности (часто это делегирование, конкурс).
Я считаю, что эффективнее данную функцию могут выполнять реально действующие молодые депутаты органов представительной власти. Однако количество молодежи в представительных органах в настоящее время недостаточно. Необходимо не столько введение системы квотирования в списках политических партий на выборах, сколько проведение системной работы по выявлению, обучению и дальнейшему продвижению перспективных молодых лидеров. Именно в этом случае молодежный парламентаризм выступает в качестве школы для будущих депутатов представительных органов и его можно рассматривать как:
- школу подготовки молодежи к политическому участию в решении социально-экономических проблем;
- возможность вовлечения потенциала молодежи в политическое, социально-экономическое, культурное развитие российских территорий;
- механизм развития электоральной активности молодежи, повышения правовой культуры молодых людей;
- кадровый резерв для органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления.
На мой взгляд, идея развития молодежного парламента как института гражданского общества состоятельна на том уровне, где он наиболее приближены к гражданам, к конкретным территориям и их проблемам.
Начало развития молодежного парламентаризма в Российской Федерации связано со становлением демократии и гражданского общества.
Молодежные парламенты представляют собой реальные общественные объединения, являющиеся его элементами Они имитируют деятельность государственных органов и по мере усиления их связи с выработкой решений по общественно значимым вопросам становятся фактором развития гражданского общества в России.
Можно обозначить основные типы молодежных парламентских структур:
· по названию молодежной парламентской структуры,
· по процедуре формирования, по органу, при котором создана молодежная парламентская структура,
· по функциям и направлениям деятельности.
Опыт регионов России в этом отношении разнообразен и многолик. Наиболее перспективным является развитие молодежных парламентских структур, созданных при представительных органах власти, что аргументировано региональными примерами развития молодежного парламентаризма.
Молодежный парламент Ростовской области – явление для России уникальное. Это коллегиальный и совещательный орган. Основная работа проходит в пяти комитетах, из которых и состоит парламент. Это комитеты по экономической политике, социальным вопросам, по связям с общественностью, по правовым вопросам и общественной безопасности, по строительству и ЖКХ. Молодые парламентеры собираются на свои заседания не реже двух раз в год, а собрания комитетов проходят очень часто. Там рождаются идеи, которые потом принимаются или нет на общем заседании, и дальше – на рассмотрение Законодательного Собрания. Молодые донские парламентарии имеют реальное полновесное право голоса, инициируют собственные законы. В частности, с их подачи были внесены важные предложения в целевую программу «Молодежь Дона», приняты поправки в законы «О комиссии по делам несовершеннолетних». Молодыми законодателями Ростовской области был инициирован закон «О содействии занятости молодежи и развитии молодежных организаций (предприятий), молодежного предпринимательства Ростовской области», который позволяет не только развивать деловые качества молодых людей, но, и предоставляет реальные возможности для их трудоустройства. Тем предприятиям, где 2/3 работников – молодые люди от 14 до 30 лет, будут предоставляться налоговые льготы. Данный закон был принят и в настоящее время уже реализуется на территории Ростовской области.
Комиссия по социальной политике решает важнейшие для молодежи области проблемы: по образованию, здравоохранению, культуре, спорту и туризму. Она обратилась к Депутатам Законодательного собрания с просьбой проводить общественные приемы граждан совместно с членами молодежного парламента, чтобы каждый молодой человек, избранный представителем от своего района области, мог узнать о том, какие вопросы волнуют его сверстников и как их можно решить.
Комиссия по связям с общественностью налаживает контакты с парламентами других регионов для обмена опытом, разработки положений о конкурсах для студентов-юристов «Моя законодательная инициатива», для журналистов – на лучшее освещение деятельности молодежного парламента.[2]
Проанализировав данные о работе молодежных парламентских структур, можно выделить пять основных направлений их деятельности:
1) представление интересов молодежи в органах власти;
2) участие в нормотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики;
3) подготовка молодых кадров;
4) проведение социально значимых мероприятий;
5) просветительская деятельность по формированию правовой культуры молодежи.
Участие молодежных парламентских структур в разработке и принятии нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы молодежи, и мониторинг существующих молодежных проблем составляют приоритет в работе молодежных парламентских структур.
Во-первых, проводится анализ разрабатываемых областных законов, а также решений, готовящихся в представительных органах городов и районов – это своеобразная молодёжная экспертиза. То есть в том виде, в котором будут приняты эти решения – будут ли они на пользу или во вред молодым людям, потому что часто их особые интересы остаются за вниманием «взрослой» власти.
Во-вторых, это продвижение собственных молодёжных интересов, потому что здесь есть специфические запросы, которые часто не выполняются на муниципальном уровне.
В-третьих, молодые парламентарии стараются оказать помощь в решении любых вопросов городов и районов.
При низкой доле молодых депутатов в представительных органах власти вовлечение молодежи в работу молодежных парламентов как имитирующих структур выступает одним из способов направления общественно-политической активности молодежи.
Молодежные парламенты – это объединения, привлекающие молодых людей к участию в жизнедеятельности учебных заведений, муниципальных образований, региона и Федерации. Они выполняют задачи по системной работе включения молодежи в различные сферы общественной жизнедеятельности. Молодежные общественные объединения типа «Наши», «Новые люди», «Россия молодая», «Наша страна» и др. оказывают массовое воздействие на общественно-политическую активность молодежи. Они вовлекают ее в уличные акции протестного или поддерживающего характера, формируют массовые политические молодежные настроения. Молодежные парламентские структуры, как правило, сужают свой диапазон до уже политически подготовленной молодежи – лидеров тех же молодежных массовых организаций и представителей муниципальных образований, органов студенческого и ученического самоуправления.
По своей природе институт молодежного парламентаризма не может быть массовым. Молодежный парламентаризм выступает зонтичной структурой для более массовых молодежных организаций.
Я считаю, что в современном политическом процессе молодежные парламенты должны являться самостоятельными субъектами гражданского общества. Молодежный парламентаризм как явление в целом не ориентирован на конкретное политическое движение и направление. Его цель - вовлечение молодых людей в участие в жизни российского общества, формирование и повышение их правовой культуры.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 230.