ЛЕКЦИЯ 7. СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Этот подход получил наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесший наибольший вклад в его развитие, следует назвать, прежде всего, А.Н. Леонтьева (1903-1979), C.Л. Рубинштейна (1889-1960), К.А. Абульханову-Славскую и А.В. Брушлинского и др. Данный подход имеет ряд общих черт с поведенческим подходом к изучению личности, особенно с его «социально-наученческим» направлением, а также с гуманистической и когнитивной теориями личности.

       Источники развития. В этом подходе отрицается биологическое и, тем более, психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ". Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий "СУБЪЕКТА" (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности (Леонтьев, 1975). Сформированная личность ("внутреннее") в дальнейшем' становится опосредствующим звеном, через которое «внешнее» оказывает влияния на человека (Рубинштейн, 1997). Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческой заключается в том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм "ИНТЕРИОРИЗАЦИИ", благодаря которому происходит усвоения общественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятельности являются «ПРЕДМЕТНОСТЬ» и «СУБЪЕКТНОСТЬ». Специфика предметности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъекта не непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе самой деятельности. Предметность – это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется, прежде всего, в понятиях языка, социальных ролях, ценностях.

       В отличие от А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека (Абульханова-Славская, 1980; Брушлинский, 1994). Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих "НАПРАВЛЕННОСТЬ" и избирательность деятельности, в "ЛИЧНОСТНОМ СМЫСЛЕ", т.е. значении деятельности для самого человека.

Решающий возрастной период. Представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он – активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения. Детство и юношеские годы, тем не менее, рассматривают в этой теории как более важные для формирования личности. Представители этой теории верят в позитивные изменения личности человека по мере социального прогресса.

Сознательное-бессознательное в личности. По мнению представителей данного подхода, в личности основное место занимает "сознательное", причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, ее деятельности, от общественных отношений и конкретных условий, в которые она включена.

Свобода воли. Согласно данной теории, человек обладает ограниченной свободы воли. Свобода – это познанная необходимость. Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяют социально усвоенные свойства сознания, например, РЕФЛЕКСИЯ, внутренний ДИАЛОГИЗМ.

Субъективное-объективное. Внутренний мир человека и субъективен, и объективен одновременно. Все зависит от уровня включения субъекта в конкретную деятельность. Отдельные аспекты и свойства личности могут быть объективизированы в поведенческих проявлениях и поддаются операционализации и объективному измерению.

В рамках данного направления, наиболее характерного, как уже отмечалось выше, для отечественной психологии, разработан целый ряд моделей личности. Наполнение модели зависит от теоретических воззрений конкретного автора. В этих моделях, как правило, выделяются отдельные свойства, один или несколько блоков, а также целостные свойства личности.

Элементные свойства личности. В качестве элементов личности выступают отдельные свойства, или черты личности. В рамках этого подхода принято считать, что свойства личности образуются в результате ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте (Леонтьев, 1975). В этой связи свойства личности рассматриваются как социально (нормативно) детерминированные. Например, такое свойство, как "настойчивость" формируется в таких видах деятельности, субъект самостоятельность, где проявляет независимость. Настойчивый человек действует смело, активно, отстаивает свои права на самостоятельность и требует проявления ее от окружающих. Свойство "порядочность" формируется в таких видах деятельности, в которых субъект проявлял чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов и устойчивость моральных оценок. Список свойств личности фактически безграничен и задается многообразием видов деятельности, в которые включен человек как СУБЪЕКТ (Абульханова-Славская, 1980).

Блочные свойства личности. Количество блоков личности и их содержание в существенной степени зависит от теоретических воззрений автора. Некоторые авторы, например, Л.И. Божович (Божович, 1997) выделяет в личности только один центральный блок - МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ. Другие же авторы включают в структуру личности и те свойства, которые обычно рассматриваются в рамках других подходов, например, поведенческого или диспозиционального. Так, К.К. Платонов (Платонов, 1986) включает в структуру личности такие блоки как "знания, навыки", приобретенные в опыте, путем обучения (данная подструктура является типичной для поведенческого подхода), а также блок "темперамент", который рассматривается как один из важнейших блоков личности в рамках диспозиционального подхода.

       Наиболее популярной структурной моделью является 4-х компонентная модель личности:

1) "НАПРАВЛЕННОСТЬ" – это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, ориентирующих динамику ее развития, задающая главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью.

       2) "СПОСОБНОСТИ" – это индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т.д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны. Одна из способностей является ведущей, в то время как другие – играют вспомогательную роль. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочетанию специальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком и наоборот.

3) "ХАРАКТЕР" – это совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся: чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных "нормативных" действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают: решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач.

       На основании выраженности моральных и волевых свойств человека выделяют следующие разновидности характера:

а) морально-волевой. Человек, обладающий этим характером, социально активен, постоянно соблюдает социальные нормы и для их соблюдения прикладывает волевые усилия. Про такого человека говорят, что он – решительный, настойчивый, мужественный, честный;

б) аморально-волевой. Человек с таким характером не признает социальных норм, и все свои волевые усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей;

в) морально-абулический (абулия – отсутствие воли). Люди с таким характером признают полезность и важность социальных норм, однако, будучи безвольными, часто, не желая того, в силу

обстоятельств совершают антисоциальные поступки.

       г) аморально-абулический. Люди с таким типом характера безразличны к социальным нормам и не предпринимают никаких усилий, чтобы их выполнять;

4) и наконец, блок "САМОКОНТРОЛЯ". Блок самоконтроля – это совокупность свойств саморегуляции, связанный с осознанием личности самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т.д. (Ковалев, 1965).

Целостные свойства личности. Все выше перечисленные блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные, целостные свойства. Среди них основное место принадлежит ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНО-БЫТИЙНЫМ свойствам личности. Эти свойства связаны с целостным представлением личности о самой себе (сaмоотношения), о своем "Я", о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной. Личность с выраженными экзистенционально-бытийными свойствами является:

1) ДУХОВНО БОГАТОЙ;

2) ЦЕЛЬНОЙ:

3) МУДРОЙ.

Следовательно, в рамках субъектно-деятельностного подхода структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально­-бытийных целостных свойств личности. В рамках данного подхода личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль (роль студента, директора, рабочего и т.д.).

На поставленный выше контрольный вопрос, почему одни люди бывают более агрессивными, чем другие, последователи этой теории могли бы ответить следующим образом: потому, что у этих людей в процессе их деятельности (учебной, трудовой и т.д.) в определенной социальной среде сформировались целенаправленно-­осознанные намерения наносить другим людям физический или психический вред, а механизмы самоконтроля оказались не развитыми.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 443.