ЛЕКЦИЯ 6. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Этот подход имеет еще и другие названия – «бихевиористский» или "наученческий", поскольку главный тезис данного подхода гласит, что наша личность является продуктом прижизнен­ного научения. Существуют два основных направления в поведенческом подходе к изучению личности - "рефлекторное" и "социальное". Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов (от английского behavior – поведение) – Дж. Уотсона (1878-1958) и Б. Скиннера (1904-1990). Основоположниками второго направления являются американские исследователи: А. Бандура (род. 1925) и Дж. Роттер (род. 1916).

Источники развития. Главным источником развития личности, согласно этому подходу, независимо от направления, является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность ­это продукт научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие "РЕФЛЕКСЫ" и "СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ". С точки зрения бихевиористов, можно, по заказу, сформировать любой тип личности – труженика или бандита, поэта или торговца. Например, согласно Дж. Уотсону, все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т.д.) – результат выработки "КЛАССИЧЕСКИХ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ". Дж. Уотсон не делал никаких различий между выработкой слюноотделительного рефлекса у собаки (вспомним работы И.П. Павлова) и выработкой эмоциональных реакций у человека. Второй представитель "рефлекторного" направления – Б. Скиннер ­утверждал. что личность – это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате "ОПЕРАНТНОГО" научения. Оперантом Скиннер называл любое изменение среды в результате какого-либо моторного акта человека. Человек стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление, и избегает совершать те операнты, за которыми последует наказание. Таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний, человек приобретает новые социальные навыки, и соответственно, новые свойства личности – доброту или честность, агрессивность или альтруизм (Годфруа, 1992; Скиннер, 1978).

По мнению представителей второго направления, важную роль в развитии личности играет не столько внешние, сколько внутренние факторы, например, ожидание, цель, значимость и т.д.

А. Бандура назвал поведение человека, детерминированное внутренними факторами, "САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ". Основная задача саморегуляции – обеспечивать "САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ", т.е. совершать только те формы поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренне факторы в данный момент. Внутренние факторы действуют по своим «внутренним» законам, хотя и возникли из прошлого опыта в результате научения через подражание (Хъелл и Зиглер, 1997).

       Второй представитель "социально-наученческого" направления - Дж. Роттер – является еще большим "когнитивистом", чем А. Бандура. Для объяснения поведения человека, Дж. Роттер вводит специальное понятие «ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ», который означает меру вероятности того, какое поведение будет совершать человек в данной ситуации. Согласно Дж. Роттеру, потенциал поведения складывается из двух компонентов: "СУБЪЕКТИВНОЙ ЗНАЧИМОСТИ" подкрепления данного поведения (т.е. насколько предстоящее подкрепление ценно, значимо для человека) и "ДОСТУПНОСТИ" данного подкрепления (т.е. насколько предстоящее подкрепление в данной ситуации может быть реализовано).

       Решающий возрастной период. По мнению бихевиористов, личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовных, по их мнению закладывается в детстве. Поведенческая теория утверждает, что любого человека можно научить любому поведению и, соответственно, можно отучить от любых нежелательных реакций, в том числе болезненных.

Сознательное-бессознательное в личности. По мнению бихевиористов, в личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. Все зависит от типа и сложности поведения. В одних случаях, человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, в других нет.

       Свобода воли. Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Мы часто ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы.

Субъективное-объективное. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведенческих проявлениях. Никакого «фасада» нет. Наше поведение и есть личность. Поведенческие признаки личности поддаются операционализации и объективному измерению.

В поведенческом подходе выделяют три уровня свойств, однако, как и в случае выше описанных подходов, четкая граница между уровнями отсутсвует.­

       Элементные свойства личности. В качестве элементов личности здесь выступают "РЕФЛЕКСЫ" или "СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ". Постулируется, что список социальных навыков (т.е. свойств, характеристик, черт личности), присущих конкретно человеку, определяется его социальным опытом (научением). Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают. Если Вы воспитывались в доброй, спокойной семье, и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека. А если вы – грустны и печальны, или отличаетесь повышенной ранимостью, то это не ваша "вина", вы – продукт общества, продукт воспитания. Ну а если вам нравится поэзия, то и здесь, заслуги вашей в этом нет никакой. Семья, улица, школа и т.д. выработали у вас любовь к данному виду искусства. Ваша профессия – настоящая или будущая - это тоже следствие вашего восптания, которое включало определенную систему подкреплений и наказаний.

Важно подчеркнуть, что проблема подкрепления у бихевиористов не сводится только к пище. Представители этого направления утверждают, что для человека существует своя экологически валидная иерархия подкреплений. Для ребенка более мощным, после пищевого, подкреплением является «активностное» подкрепление (посмотреть телевизор, видео), затем «манипулятивное» (поиграть с игрушкой, порисовать), далее следует «поссессиальное» (от английского слова possess – владеть) подкрепление (посидеть на папином стуле, одеть мамину юбку), и наконец, социальное подкрепление – похвалить, обнять, ободрить ребенка и т.д.

Если в рамках "рефлекторного" направления поведенческой теории фактически отрицается существование определенных блоков личности, то представители "социально-наученческогo" направления считают выделение таких блоков вполне возможным.

Блочные свойства личности. В поведенческой модели выделяют три основных концептуальных блока личности. Основной блок личности, согласно А. Бандуре, ­"САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ". Самоэффективность – это своего рода когнитивный конструкт "могу – не могу". Сам А. Бандура определял эту структуру как "веру", "убеждение", или "ожидание" получения будущего подкрепления. Этот блок детерминирует успешность совершения определенного поведения, или успешность усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение "могу", то он приступает к выполнению определенного поведения, если же человек выносит вердикт «не могу», он отказывается от выполнения данного действия, или от его усвоения. Например, если вы решили, что вы не сможете выучить китайский язык, то никакая сила не заставит вас это сделать. А если вы решили, что вы сможете это сделать, то рано или поздно вы его выучите.

По мнению А. Бандуры, существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он «может» или «не может» что-то сделать:

       1) прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог, то и сейчас, по-видимому, смогу;

       2) самоинструкция; например, Я могу, Я могу это сделать!;

       3) повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь);

       4) и, наконец, самое главное условие – наблюдение, моделирование (подражание) поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и т.д.); например, если другие могут, то и Я смогу!

По мнению Дж. Рoттера, существует два основных внутренних блока личности:

       1) "СУБЪЕКТИВНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ" – структура, оцениваю ценность предстоящего подкрепления.

       2) "ДОСТУПНОСТЬ" - структура, связанная с ожиданием (вероятностью) получения подкрепления на основе прошлого опыта.

Эти блоки не функционируют самостоятельно, а образуют более общий блок, называемый "ПОВЕДЕНЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ", или блоком "КОГНИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ" (Хьелл и Зиглер, 1997).

       Целостные свойства личности. Целостные свойства личности проявляются в единстве действия блоков субъективной значимости и доступности. Люди, которые не видят связи (или видят слабую связь) между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и их результатами (подкреплениями), по мнению Дж. Роттера, имеют внешний, или экстернальный "ЛОКУС КОНТРОЛЯ". "ЭКСТЕРНАЛЫ" – это люди, которые не управляют ситуацией и надеются в своей жизни на «авось». Экстерналы обычно рассуждают так: «авось повезет».

       Люди, которые видят четкую связь между своим поведением (своими усилиями, своими действитями) и результатами своего поведения, имеют внутренний, или интернальный локус контроля. «ИНТЕРНАЛЫ» - это люди, которые управляют ситуацией, контролируют ее, она им доступна. Интернал:

1) СТАРАТЕЛЬНО ГОТОВИТСЯ К ЗАНЯТИЯМ;

2) СЧИТАЕТ, ЧТО ЕСЛИ ОН ДОБИЛСЯ УСПЕХА В СВОЕЙ ЖИЗНИ, ТО ЭТО ПОТОМУ, ЧТО УСИЛЕННО РАБОТАЛ ДЛЯ ЭТОГО;

3) СОСТАВЛЯЕТ ПЛАН ПРЕДСТОЯЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

4) МОЖЕТ НАУЧИТЬСЯ ПОЧТИ ВСЕМУ, ЕСЛИ ОН ЭТОГО ЗАХОЧЕТ;

5) НЕ СТАВИТ СЕБЕ НЕВЫПОЛНИМЫХ ЦЕЛЕЙ;

6) ИМЕЕТ БОЛЕЕ ВЫСОКУЮ САМООЦЕНКУ;

7) РЕЖЕ ПОДВЕРЖЕН ДЕПРЕССИВНЫМ НАСТРОЕНИЯМ.

Следовательно, согласно поведенческой теории, структура личности – это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

Таким образом, в рамках данного подхода, личность – это система условных социальных навыков и рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности, - с другой.

       Ответ на наш контрольный вопрос, почему некоторые люди более агрессивны, чем другие, в рамках данной теории формулируется следующим образом: потому, что в процессе воспитания этих людей поощряли за агрессивное поведение, их окружение (семья и т.д.) состояло из агрессивных людей, но и само агрессивное поведение для них является субъективно значимым и доступным.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 368.