Основоположником этого подхода является австрийский ученый З.Фрейд (1856-1939). Этот подход известен еще и под другим названием: "классический психоанализ".
Источники развития. Главным источником развития личности, согласно З. Фрейду, являются врожденные биологические факторы-инстинкты, а точнее, - общая биологическая энергия - "ЛИБИДО". Либидо в переводе означает "желания". Чего же желает человек? Во-первых, продлить род (сексуальные влечения) и, во-вторых, разрушить жизнь себе и другим – агрессивные влечения (Фрейд, 1989).
Решающий возрастной период. По мнению З. Фрейда, личность формируется в течение первых шести лет жизни.
Сознательное-бессознательное в личности. Согласно З. Фрейду, в структуре личности доминирует "бессознательное". Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком никогда не осознаются.
Свобода воли. З. Фрейд утверждал, что личность не обладает свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл "ОНО". ОНО – нечто темное, биологическое, не знающее законов, требующее немедленной разрядки психической энергии, производимой сексуальными и агрессивными побуждениями. Для более полного удовлетворения глубинных мотивов у человека формируются особые структуры личности: "ЭГО" и "СУПЕРЭГО", призванные отражать текущие требования физической и социальной среды. ЭГО – это часть сознания, которая стремится выразить и удовлетворить желания ОНО в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. СУПЕРЭГО – это приобретенная система ценностей и норм, принятых в социальном окружении конкретного человека. ОНО, ЭГО и СУПЕРЭГО находятся в постоянном конфликте из-за ограниченного объема энергии либидо. Для снятия (временного) конфликтов личность вырабатывает специальные защитные механизмы. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям.
Субъективное-объективное. Мир личности в рамках данного подхода полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за "фасадом" поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.
В рамках психодинамической теории не проводится четкой границы между элементными, блочными и целостными свойствами личности.
Элементные свойства личности. Основные элементные психологические свойства личности часто называют чертами ХАРАКТЕРА (Фрейд, 1989). Эти свойства формируются у человека в раннем детстве. Например, на первой, так называемой "ОРАЛЬНОЙ" фазе развития (от 0 до 1,5 лет), резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как "недоверие", "сверхнезависимость" и "сверхактивность", и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию "доверчивой", "пассивной" и "зависимой" личности. На второй (от 1,5 до 3 лет), "АНАЛЬНОЙ" фазе, грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает "анальные" свойства характера - "жадность", "чистоплотность", "пунктуальность". Попустительское отношение родителей к туалетным проблемам ребенка может привести к формированию "непунктуальной", "щедрой" и даже "творческой" личности. На третьем, "ФАЛЛИЧЕСКОМ", самом важном этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование "КОМПЛЕКСА ЭДИПА" у мальчиков и "КОМПЛЕКСА ЭЛЕКТРЫ" у девочек. Комплекс Эдипа выражается в том, что мальчик ненавидит своего отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к противоположному полу (к матери). Отсюда – агрессивные свойства, незаконопослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных нормативов, которые символизирует отец. Комплекс Электры (тяга к отцу и неприятие матери), по мнению З. Фрейда, формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.
Блочные свойства личности. З. Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности. 1) "ОНО" – главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений. ОНО функционирует в соответствии с принципом удовольствия. 2) "ЭГО" – совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих в широком смысле все наши знания о реальном мире. ЭГО – это структура, которая призвана обслуживать ОНО. Функционирует в соответствии с принципом реальности. Данная структура регулирует процесс взаимодействия между ОНО И СУПЕРЭГО и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними. 3) "СУПЕРЭГО" – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором
живет человек. Структуры ОНО, ЭГО и СУПЕРЭГО находятся, согласно З. Фрейду, в постоянной борьбе за психическую энергию. Чтобы снять напряженность этой борьбы, ЭГО И СУПЕРЭГО вырабатывают специальные целостные "ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ", которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения.
Целостные свойства личности. Защитные механизмы и являются целостными свойствами личности. Насчитывают более 10 защитных механизмов, которые охраняют человека от угрожающей ему тревоги. Вот некоторые из них.
1. ВЫТЕСНЕНИЕ - "выбрасывание" в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания. З. Фрейд считал, что этот механизм защиты приводит человека к различным формам невротического поведения, к психосоматическим заболеваниям.
2. ПРОЕКЦИЯ – процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи. Четким защитного действия проявлением этого механизма являются расовые или этнические предрассудки.
3. ЗАМЕЩЕНИЕ – переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему. Например, жена, вернувшись с работы, без причины кричит на мужа (или детей). В чем дело? Оказывается, на нее на работе накричал начальник. Она не может ответить ему тем же или конструктивно решить данный конфликт. Возникшее эмоциональное напряжение (фрустрационную агрессию) она снимает дома, смещая объект своей агрессии на любой случайно попавшийся на ее пути нейтральный объект (в данном случае, муж или дети).
4. РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения. Кто из нас не встречал "льстивых" людей. Как приятно их иногда слушать. Но что имеет место на самом деле? На самом деле, человек ненавидит вас, настроен к вам агрессивно. А для того, чтобы скрыть это, чтобы вы ни в коем случае не догадались об этом, он бессознательно прибегает к лести.
5. СУБЛИМАЦИЯ – замена неприемлемых побуждений (сексуальных, агрессивных) в целях адаптации на социально приемлемые формы поведения. По мнению 3. Фрейда, все великие достижения в науке, культуре, спорте – результат сублимации. У каждого свой механизмов, набор человека защитных сформированных в течение детских лет жизни. Следовательно, в рамках психодинамической теории структура личности – это индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.
Таким образом, в рамках этой теории личность – это система сексуальных и агрессивных мотивов – с одной стороны и защитных механизмов, - с другой. На поставленный нами выше контрольный вопрос, почему некоторые люди более агрессивны, чем другие, в рамках теории классического психоанализа, можно ответить следующим образом: потому, что в самой природе человека (в его либидо) содержатся агрессивные влечения, а структуры ЭГО и СУПЕРЭГО развиты недостаточно, чтобы им противостоять.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 315.