Русалов В.М
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Пособие для студентов
СОДЕРЖАНИЕ:
ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
ЛЕКЦИЯ 2. ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
ЛЕКЦИЯ 3. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
ЛЕКЦИЯ 4. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
ЛЕКЦИЯ 5. КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
ЛЕКЦИЯ 6. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
ЛЕКЦИЯ 7. СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
ЛЕКЦИЯ 8. ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
Настоящее пособие – краткое изложение лекций по психологии личности, читаемых автором студентам, получающим второе высшее образование. Каждая лекция посвящена одному из семи основных подходов к изучению личности. Основное внимание уделено изложению теории и структуре личности.
Возможно, каждый из нас способен увидеть только одно: свою тень. Карл Юнг так и назвал это: «работа с тенью». Он говорил, что мы никогда не видим других. Мы видим только аспекты собственной личности, которые отбрасываем на них. Тени. Проекции. Ассоциации.
Русалов В.М
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Пособие для студентов
СОДЕРЖАНИЕ:
ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
ЛЕКЦИЯ 2. ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
ЛЕКЦИЯ 3. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
ЛЕКЦИЯ 4. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
ЛЕКЦИЯ 5. КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
ЛЕКЦИЯ 6. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
ЛЕКЦИЯ 7. СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
ЛЕКЦИЯ 8. ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
Настоящее пособие – краткое изложение лекций по психологии личности, читаемых автором студентам, получающим второе высшее образование. Каждая лекция посвящена одному из семи основных подходов к изучению личности. Основное внимание уделено изложению теории и структуре личности.
ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
Раздел "ЛИЧНОСТЬ" относится к наиболее интересной части психологии. Этот раздел связывает общую психологию и прикладные области психологии в единую систему знаний. Вряд ли можно успешно заниматься прикладной, например, клинической или инженерной психологией, не зная личности и ее индивидуальных особенностей. В то же время сама общая психология, изучающая внимание, память и т.д., не имеет большого смысла, если она изучает только абстрактного "человека", без учета личностного фактора, без учета индивидуально-психологических различий. Каждый из нас стихийно, до того как открыл учебник по психологии, имеет какие-то бытовые представления о личности. Чаще всего личность ассоциируется с обаянием, популярностью, публичным "имиджем", силой воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием и т.д. У одних людей эти качества проявляются более отчетливо, у других – менее. Кто из нас не задумывался, почему это происходит? Действительно, почему, например, одни люди более агрессивны, чем другие? Одни – ведут себя в любой ситуации спокойно, а другие – находятся в постоянном напряжении и т.д.? В предлагаемом кратком курсе мы постараемся дать ответы на подобные вопросы.
В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему в психологии личности до сих пор не существует единого понимания личности. Можно предложить лишь некоторое схематическое определение личности: Личность это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека (Хьелл и 3иглер, 1997).
Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:
1) являются ли главные источники развития личности врожденными или приобретенными?
2) какой возрастной период является для личности наиболее решающим?
3) какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные (рациональные) или же бессознательные (иррациональные)?
4) обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением, или же его поведение полностью детерминировано факторами, которые находятся за пределами его сознания?
5) является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов? На первый из этих вопросов существует пять различных ответов.
Главным источником развития личности являются:
1) врожденные биологические факторы – инстинкты, врожденные тенденции;
2) врожденные психологические факторы (идеи, архетипы);
3) средовые, социальные факторы (воспитание, научение);
4) взаимодействие врожденных и приобретенных факторов;
5) субъектно-объектное взаимодействие (деятельностные факторы).
На второй вопрос ученые психологи дают три различных ответа. Наиболее решающим возрастным периодом в развитии личности является:
1) период детства;
2) период детства и юношества;
3) формирование личности и личностные изменения происходят в течение всей жизни человека.
На третий вопрос существует также три ответа. В структуре личности доминируют:
1) бессознательное;
2) сознательное;
3) могут доминировать и те и другие процессы в зависимости от типа поведения.
На вопрос о свободе воли мнения психологов разделяются на три категории, а именно, личность обладает:
1) полной свободой воли;
2) ограниченной свободой воли:
3) личностные процессы полностью детерминированы.
И, наконец, по пятому вопросу специалисты-психологи также делятся на три лагеря. По их мнению, внутренний мир личности:
1) полностью субъективен;
2) частично субъективен и частично объективен;
3) полностью объективен.
Каждый ученый-психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. Каждый ответ представляет собой предположение, гипотезу о природе личности. Теоретически можно представить любые сочетания ответов, однако, в реальной науке о личности сложилось семь современных довольно устойчивых комбинаций ответов, которые и называются подходами или теориями личности. Рассмотрим каждый подход более подробно. В конце изложения каждой теории, попытаемся дать более развернутое определение личности в рамках каждого подхода и дать описание структур, составляющих личность, а также теоретически ответить на один и тот же контрольный вопрос, например, почему некоторые люди более агрессивны, чем другие. Можно было бы спросить "доброте", и об "общительности" и т.д. Но на эти вопросы постарайтесь ответить сами.
Итак, личность – это многомерная система свойств. Обычно выделяют три уровня анализа личности как психологического образования: 1) свойства отдельных "элементов" личности; 2) компоненты, "блоки" личности; 3) свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней называют "СТРУКТУРОЙ ЛИЧНОСТИ". Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и той же теории, обращают внимание не на все уровни, а преимущественно на один из них. Название элементов и блоков личности сильно варьирует от автора к автору. Отдельные свойства часто называют: характеристиками, чертами, диспозициями, особенностями характера, качествами, димензиями, факторами, шкалами личности. Блоки – компонентами, сферами, инстанциями, аспектами, подструктурами. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются пока чисто умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 329.