В гуманистическом подходе выделяют два основных направления. Первое – «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику) представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса (1902-1987). Основоположником второго - "мотивационного" направления является американский исследователь А. Маслоу (1908-1970). Несмотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их объединяет много общего.
Источники развития. Главным источником развития представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к "САМОАКТУАЛИЗАЦИИ". Развитие личности – есть "развертывание" этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им "САМОАКТУАЛИЗИРУЮIЦEЙСЯ ТЕНДЕНЦИЕЙ", содержит изначально в "свернутом" виде будущие свойства личности человека. Вторая - "ОРГАНИЗМИЧЕСКИЙ ОТСЛЕЖИВАЮЩИЙ ПРОЦЕСС" - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная "СТРУКТУРА Я", которая включает "ИДЕАЛЬНОЕ Я" И "РЕАЛЬНОЕ Я". Эти подструктуры "структуры Я" находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии (Роджерс, 1994). Цель жизни, согласно К. Роджерсу, реализовать весь свой врожденный потенциал, быть "ПОЛНОСТЬЮ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ ЛИЧНОСТЬЮ", т.е. быть человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.
А. Маслоу выделял два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: "ДЕФИЦИТАРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ", которые прекращаются после их удовлетворения и "РОСТОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ", которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Существуют также потребности промежуточные по своему содержанию - "ПОТРЕБНОСТИ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ", связанные с потребностью в других людях. А. Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден (первый уровень потребностей) и у него нет крыши над головой (второй уровень потребностей), то этому человеку трудно создать семью (третий уровень потребностей) и тем более испытывать уважение к себе (четвертый уровень) или заниматься творчеством (пятый уровень). Наиболее важными для человека являются потребности пятого уровня – потребности в самоактуализации. Самоактуализация – не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется "ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТЬЮ" (Маслоу, 1999).
Решающий возрастной период. По мнению гуманистов, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Тенденция к самоактуализации – это процесс реализации человеком своего потенциала на протяжении всей жизни. Ранние периоды жизни (детство и юношество) играют, однако, для гуманистов особую роль. При рождении обе подструктуры "СТРУКТУРЫ Я" полностью конгруэнтны (совпадают), и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впоследствии "структура Я" усложняется, благодаря взаимодействию с окружающей средой. Расхождения между "реальным Я" и "идеальным Я" у ребенка могут приводить к искаженному восприятию реальности "СУБЦЕПЦИИ", по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между "реальным Я" и "идеальным Я" могут возникать психологические проблемы.
Сознательное-бессознательное в личности. По мнению гуманистов в личности доминирует рациональные процессы, где "бессознательное" возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации.
Свобода воли. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек – творец собственной личности, творец своего счастья.
Субъективное-объективное. Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов – не есть прямое отражение мира реальности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляет субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.
В гуманистическом подходе к изучению личности выделение структурных уровней является еще более затруднительным. "Элементы" и "блоки" личности здесь фактически совпадают. Главный акцент делается на описании целостных свойств личности.
Элементные и блочные свойства личности. Основными концептуальными "единицами" личности выступают:
1. "РЕАЛЬНОЕ Я" – совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас» (Роджерс, 1994).
2. "ИДЕАЛЬНОЕ Я" – совокупность мыслей, чувств переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.
3. "ПОТРЕБНОСТИ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ" – врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу, 1997).
Хотя "Реальное Я" и "Идеальное Я" являются довольно "размытыми" понятиями, тем не менее, существует способ измерения их сопряженности, или КОНГРУЭНТНОСТИ. Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии "Реального Я" и "Идеального Я" (о высокой "САМООЦЕНКЕ" т.д.). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии. Студенты с высокой самооценкой в случае неудачи (например, провала на экзамене) пытаются установить контакт с преподавателем и пересдать данный предмет еще раз. При повторных попытках их показатели только улучшаются. Студенты же с низким уровнем самооценки отказываются от дальнейших попыток переедать экзамен, преувеличивают свои трудности, избегают ситуаций, где они могли бы проявить себя, чаще страдают одиночеством.
В качестве блоков личности в этой теории выступают также и уровни потребности человека. В известной 5-уровневой пирамиде мотивации А. Маслоу потребности располагаются следующим образом:
l-й уровень - "физиологический" (потребности в еде, сне);
2-й уровень - "потребности в безопасности" (потребность в квартире, работе). Потребности этих двух уровней относятся к "дефицитарным";
3-й уровень – промежуточные ("потребности в принадлежности"), в которых отражаются потребности одного человека в другом человеке, например, в создании семьи. За ними следуют "ростовые" потребности:
4-й уровень – уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);
5-й уровень - потребности в "самоактуализации" ("метапотребности" в творчестве, красоте, целостности и т.д.).
Целостные свойства личности. Целостность личности достигается в том случае, когда конгруэнтность между "Реальным Я" и "идеальным Я" приближается к единице. Целостность личности - основное условие бытия "ПОЛНОСТЬЮ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ". Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности. Целостная личность:
1) СТРЕМИТСЯ К УСТАНОВЛЕНИЮ ХОРОШЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА СО СВОИМИ ДРУЗЬЯМИ И БЛИЗКИМИ, К РАСКРЫТИЮ ИМ СВОИХ СКРЫТЫХ ЭМОЦИЙ И ТАЙН;
2) ЧЕТКО ЗНАЕТ, КТО ОНА ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ (РЕАЛЬНОЕ Я) И КЕМ БЫ ОНА ХОТЕЛА БЫТЬ (ИДЕАЛЬНОЕ Я);
3) МАКСИМАЛЬНО ОТКРЫТА К НОВОМУ ОПЫТУ И ПРИНИМАЕТ ЖИЗНЬ, ТАКОЙ КАК ОНА ЕСТЬ "ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС';
4) ПРАКТИКУЕТ "БЕЗУСЛОВНОЕ ОТНОШЕНИЕ" КО ВСЕМ ЛЮДЯМ;
5) ТРЕНИРУЕТ В СЕБЕ "ЭМПАТИЮ" К ДРУГИМ ЛЮДЯМ, Т.Е. ПЫТАЕТСЯ ПОНЯТЬ ВНУТРЕННИЙ МИР ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА И СМОТРЕТЬ НА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ЕГО ГЛАЗАМИ.
Согласно А. Маслоу, только та личность становится целостной, которая достигла вершины мотивационной пирамиды, т.е. самоактуализировалась. Целостная личность получила у А. Маслоу название "ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ", для которой характерно:
1) ЭФФЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕАЛЬНОСТИ;
2) СПОНТАННОСТЬ, ПРОСТОТА И ЕСТЕСТВЕННОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ;
3) ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, НА ДЕЛО;
4) ПОСТОЯННАЯ "ДЕТСКОСТЬ" ВОСПРИЯТИЯ;
5) ЧАСТЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ "ПИКОВЫХ" ЧУВСТВ, ЭКСТАЗА;
6) ИСКРЕННЕЕ ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ;
7) ГЛУБОКИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ;
8) ВЫСОКИЕ МОРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ.
Следовательно, согласно гуманистической теории, структура личности – это индивидуальное соотношение "Реального Я" и "Идеального Я", а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализзции. В рамках гуманистического подхода, личность – это внутренний мир человеческого "Я" как результат самоактуализации.
Отвечая на выше поставленный контрольный вопрос, почему одни люди более агрессивны, чем другие, гуманисты отвечают следующим образом: потому, что в силу определенных обстоятельств на пути их роста и развития возник временный блок (резкое расхождение между "реальным Я" и "идеальным Я", застревание на низших уровнях потребностей), удалив который они смогут снова вернуться к нормальному (неагрессивному) поведению.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 273.