Существует большое количество методик оценки инвестиционной привлекательности территорий, как разрабатываемых в рамках различных научных исследований, так и использующихся в практической деятельности, в том числе консалтинговыми и зарубежными агентствами. Однако, при все разнообразности используемых ими методик общими чертами являются следующие:
1) инвестиционная привлекательность всегда относит-на и формруется в виде некого рейтинга;
2) практически все методики в явном или в неявном виде используют оценку двух важнейших характеристик любого инвестиционного проекта-риск и доходность. При этом поскольку для различных видов деятельности на одной и той же территории доходность может существенно различаться, то оценивают не собственную доходность, а потенциальную возможность ее обеспечить, т.е. оценивают потенциал территории;
3) во всех случаях рейтинги не зависимо от того являются они одно- или многокомпонентными, т.е. представляют рейтинг по инвестиционной привлекательности вообще или по ее составляющей- риску и потенциалу) все рейтинги формируются по 1-му признаку: объективные показатели территории взвешиваются на основе экспертно - оцениваемой их важности и затем суммируются. Например, в консалтинговом агенстве Эксперт-Ра рассматриваются 2 параметра инвестиционной привлекательности: инвестиционный риск и инвестиционный потенционал. Каждый из этих компонентов рейтинга характеризуются набором групп показателей, например, выделяются потенционал труд-ой, потреби-ий, фин., инвестиционный и др. выделяются риски: законодательный, политический, экономический, криминальный и др. В результате инвестиционная привлекательность региона характеризуется полож-ем 2-х корд-т – риска и потенционала, которые образуют группы регионов
- регионы …… (низкие риски, высокий потенционал, многоот. расп-ая ориентации) (Москва, Екатеринбург) - «опорные» регионы (Красноярск, Кемеровск) - регионы «полюса роста» (Якутск, Омск) - регионы «точки роста» ( в последовательности снижается потенционал Орловской области) имеются низкие риски при потенционале ниже среднего и имеются возможность развивать лишь некоторые основные для нее отрасли) - регионы с неопределившимися перспективами (Мурманск, Архангельск) - «проблемные» регионы (Чита, Сыктывкар) - регионы « особого внимания» (Магадан, Петропавловск) Орловская область занимает по рейтингу рисков лучшие места (5-20). Места в отношений потенционала гораздо более стабильны ( как по Орловской области, так и по др. регионах); для Орловской области колеблются между 50-60 местом.
2. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе (на примере Орловской области)
Исходя из выше перечисленной характеристики Орловской области и учитывая то, что инвестиционный потенционал является наиболее консервативной составляющей, то усилия по формированию благоприятного инвестиционного климата д. б. начаты прежде всего со снижением риска.
Выделим 3 основные компоненты формирования инвестициооной привлекательности (благоприятного инвестиционного климата) Орловской области:
1) институциональная среда (законодательное обеспечение). Инвестициональная деятельность в орловской области регулируется законом об инвестиционной деятельности № 107-03 от 06.07.1999г. Структура закона:
1. Общие положения (даны основные определения, в основном повторяющие ФЗ);
2. Осуществление инвестиционной деятельности, где оговариваются права и обязанности субъектов инвестиционной деятельности, отношения между ними, а также методы государственного регулирования и полномочия соответствующих органов власти;
3. Стимулирование инвестиционной деятельности, где в частности оговариваются предоставление налоговых льгот для инв-ров в части ср-в, зачисляемых в местные и региональные б-ты;
4. Гарантий субъектов инвестиционной деятельности;
5. Ответственность субъектов инвестиционной деятельности, в том числе оговариваются требования подверждения предоставляемых льгот и правомерности их предоставления.
2) информационное обеспечение: выражается в своевременном доведением до потенциональных инв-ров о том, какие направления инвестирования являются приоритетными для региона и какие преимущества получат инвесторы от их реализации именно в данном регионе по сравнению с остальными. Информирование осуществляется через так называемые ярмарки инвестиций, которые по сути благодаря деятельности администрации, таргово-промышленные палаты и др. являются полностью ействующими.
3) инфраструктура инвестиционного процесса: в качестве которого задолго до прихода в регион филиалов столичных коммерческих банков к числу данных интегрируемых структур АПК м.б. отнесены: « Орловская Нива» и нане не существующий «Агрокомбинат». В промышленности роль интегрируемой структуры, аккумулирующей инвестиционные ресурсы и имеющей возможность перераспределенность их в пользу наиболее выгодных приоритетных проектов явл. ОПК. Однако, данные интегрируемые структуры далеко не всегда оказывается эффективны в той мере, в какой ожидалось. Среди причин выделим основные: Отсутствие мотивации в следствие высокого конкурентного статуса; Отсутствие внятной стратегии.
Иностранные инвестиции
В наиболее общем виде можно выделить следующие 2 режима присутствия иностранного капитала в экономике страны:
1) страны с сильным национальном капиталом: как правило имеют единое законодательство прямого действия для отечественных и иностранных инвесторов. Данные страны способны развиваются и без притока иностранного капитала, поэтому специфические режимы для иностранных инвесторов. Данные страны способны развиваться и без притока иностранного капитала, поэтому специфические режимы для иностранных инвесторов существуют только в отраслях, связанных с обороноспособностью страны (национальная безопасность).
2) в странах со слабым национальном капиталом, темпы развития экономики которые зависят от иностранных инвестиций, предпринимаются меры для обеспечения максимально благоприятных условий для иностранных инвесторов. При этом для регулирования функционирования иностранного капитала существует специфическое законодательство, а законы, регулирующие иностранные инвестиции не обладают прямым действием, что в идеале должно было бы передавать право реализации о предоставлений конкретных преференций местным чиновникам и т.о. наиболее полно использовать потенционал иностранного инвестирования. Однако, в реальной жизни это приводит к развитию коррупции. После проведения радикальной экономической реформы и последовавшей либерализации ВЭД ожидалось, что иностранные инвестиции компенсируют недостаток национальных инвестиционных ресурсов. Однако, этого не произошло и иностранные инвестиции не превысили 20% общего объема инвестирования в стране. При этом следует учитывать и то, что многие иностранные инвестиций по сути являются реэкспортом, т.е. возвратом капиталов, бежавших из страны. Кроме того, существует противоречивая ситуация, что наиболее выгодные отрасли с гораздо в процессе достаточно жесткой конкуренции заняты отечественным капиталом, а от иностранного инвестора ожидается вложения в отрасли с гораздо более низким рентабельности, что противоречит фундаментальным признаком инвестирования, т.к. ожидаемая норма доходности не перекрывает риски, имеющиеся в данных отраслях.
В РФ деятельность иностранных инвесторов (кроме банковской сферы и иных кредитных организаций) регулируются законом об иностранных инвестициях в РФ от 25.06.95 №160-ФЗ. Согласно данному закону иностранный инвестор-это ин. юр.л., гражд. правоспособность кот. определяется в соответствии с законом государства, в котором оно утверждено и которое в соответствии с законом указанного государства вправе осуществить иностранным инвестором на территории РФ, иная организация не являющаяся юр. лицом, ин. гр-н, международная организация, лицо без гражданства.
Собственные средства
К собственным источникам формирования инвестиционных ресурсов фирмы относят:
1) ЧП, направленная на иностранные инвестиций;
2) амортизационные отчисления;
3) реинвестируемая часть внеоборотных активов;
4) иммобилизуемая в иностранные инвестиций часть оборотных активов.
Реинвестиции:
1) предприятие дает станок сломавшийся в металлолом, данные вложения в приспособление ля др. работающего станка, возрастает ПТ;
2) Сварочный аппарат использовать вместо нежизнеспособного производства, средства вложить в другой бизнес.
Иммобилизованная цасть ОА:
1) цена – 5 руб., 2 руб. – с/ст-ть. Товар подорожал на на 1 руб., кот. м. отнести либо на приыль, либо на ОА, м. вложить в УК или приобрести оборудование.
2) пр-р с сокращением ооротов. Выходя на рынок давали продукцию в кредит. Потом стали треовать предоплату, эти деньги (кредит+предоплата) м. вложить в инвестиции.
К недостаткам собственных средств как источника финансирования следует отнести их дороговизну. Кроме того, ренвестирование ВА и иммобилиз-ые ОА, как правило, не обладают большим потенционалом инвестирования, т.к. высвобождаемые при этом средства, как правило, по масштабам гораздо меньше исходного бизнеса. Это скорее меры текущего финансирования, чем инв-ого. Это не м.б. крупным стратегический проект.
Заемные средства
Заемные средства-это кр-ты банков и др. кредитных инструментов, эмиссия облигаций.
К недостатком кредитования в России относят:
- склонность к краткосрочному кредитованию; - обязательные требования по обеспечению; - сравнительная дороговизна ; -некоторые виды бизнеса не кредитуются. К недостаткам облигаций как источника финансирования относят: -сравнительно высокие транзакционные издержки, что приводит, к тому, что использовать данный тип финансирования имеет только смысл для крупных проектов.
Привлеченные средства
К привлеченным средствам относятся эмиссия акций фирмы, гос. средства, предоставленные на целевое финансирование в виде дотаций, грантов, долевого участия, средства коммерческих структур, предоставленные безвозмездно на целевое инвестирование, инвестиционные взносы в основной капитал. Недостатки финансирования с использованием привеченных средств заключается в том, что на рынке обращаются сугубо акции «голубых фишек».
Дата: 2019-12-22, просмотров: 223.