ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ (IX – начало XII вв.)

 

Древняя летопись «Повесть временных лет», составителем которой считается служитель Киево-Печерского монастыря преподобный Нестор, гласит, что новгородцы сами пригласили варяжских соседей из племени «русь» к себе на правление. Жребий истории пал на варяга Рюрика и его дружинников. Рюрик «сел на правление» в Новгороде (862 или 874 г.), а его соратники Дир и Аскольд нашли себе место на Днепре. После смерти Рюрика с его сыном Игорем прибывает в Киев дружинник Олег. Как свидетельствует тот же источник, Олег обманным путем захватил власть, после чего надолго связал свою жизнь с Киевом (882–912 гг.). После его смерти Киевом начал править сын Рюрика Игорь (912–946 гг.) – основатель киевской династии Рюриковичей.

Русские историки считают варяжского князя причастным к созданию основ древнерусского государства и киевской династии.

Рассматривая особенности политического устройства Киевской Руси, следует выделить такой родоплеменной пережиток, как наследование великого княжения по старшинству. Это заставляло всю многочисленную родню Рюриковичей время от времени менять свое пребывание в одном из княжеств и перебираться в другое, что не способствовало ни укреплению центральной власти в Киеве, ни становлению федеративных начал на Руси.

Внутри своей волости князь был главой администрации, высшим военачальником и судьей. Князь полностью отвечал за внешнюю безопасность, обеспечение внешней политики и внешней торговли. Однако государственный строй древнерусских земель-княжеств нельзя назвать монархией – во всех землях (городах) существовало вече.

Вече могло обсуждать и решать любой вопрос. Но самым главным было призвание или изгнание князей. Чрезвычайно важными были вопросы о войне или же замирении.

Первым правителем древнерусского государства стал Олег, также принадлежавший дружине Рюрика.

Утвердившись в Киеве, Олег подчинил своей власти обширные пространства, расположенные по обе стороны великого водного пути. Распространив влияние на финские и славянские племена, он тем самым освободил последних от обязательной дани хазарам. Олегу удалось объединить новгородский север и киевский юг под одной властью киевского князя, заложив таким образом первый камень в основание древнерусского государства. Некоторые племена и города сохраняли своих местных князей, князьков, но все они были теперь под рукой киевского великого князя.

В результате успешных походов на Царьград в 907 и 911 гг. Олегу удалось урегулировать русско-византийские отношения на выгодных для Руси условиях – ее купцы беспошлинно ввозили свои товары в Византию.

Княжение Игоря Рюриковича, преемника Олега, проходило в сложной обстановке постоянных печенежских вторжений, что значительно отвлекало его силы. В византийских хрониках и первых русских летописях упоминаются несколько походов Игоря в Малую Азию и Царьград.

Жена его, Ольга, ввиду малолетства сына Святослава, княжила долго.

Святослав Игоревич (964–972 гг.) вошел в русскую историю как князь-воитель. Именно Святослав в 60-е гг. X в. покончил с хазарским каганатом(царством), подчинил племена волжских болгар. Успешно отражал Святослав с дружиной набеги печенегов, не раз с победой возвращался из Византии. Примечательно было то, что Святослав военные походы предпочитал государственной деятельности, облюбовал для своего жительства малый русский городок Переяславец. Не принял Святослав и христианства, оставшись язычником.

Видное место среди киевских князей занимает великий князь Владимир Святославич (980–1015 гг.). Он вошел в историю как Владимир Креститель, Владимир Красное Солнышко. В 988 г. Владимир принял православную христианскую веру. Вслед за ним крестилась и вся Русь.

Расцвета своего Киевская Русь достигла во времена князя Ярослава Мудрого (1015–1054 гг.). Ярослав Мудрый сумел заложить правовые основы жизни средневекового русского общества. Он составил сборник первых правовых актов (гражданского и уголовного характера) – «Русскую Правду».

Княжение Владимира Мономаха – последний всплеск величия Киева. Это был последний киевский князь, при котором поддерживался относительный покой на Руси. После Владимира Мономаха более 100 лет русские князья боролись за право княжить в Киеве. Дело доходило до разорения стольного города, пока Киев, усилиями самих же князей, не перестал быть «матерью городов русских».

Характеризуя социальный состав русского общества XI–XII вв., можно выделить следующие слои: свободное население, тогда еще не знавшее сословного деления и перегородок, зависимые слои («закупы») и рабы (холопы, челядь).

 

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I. ОФОРМЛЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА

 

Петр I вошел в историю России как царь-реформатор благодаря кардинальным преобразованиям в различных сферах общественной жизни, в том числе государственного управления, экономики, культуры. Одним из главных итогов его реформ стало оформление в России абсолютизма, т.е. такой формы правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно царю.

Одним из важнейших признаков формирования неограниченной власти Петром I являлось отмирание Земских соборов. Прекращение практики их созыва означало, что царь больше не нуждается в одобрении или неодобрении своих действий – он приобрел достаточную независимость.

В конце 1717 г. началась реформа госаппарата. Все управление государства сосредоточивалось в руках 9 коллегий, которые были сформированы в соответствии с их функциями. Так были созданы Коллегия чужестранных дел; Камер-коллегия (ведавшая казенными сборами); Юстиц-коллегия; Ревизион-коллегия (ведущая счет государственных приходов и расходов) и т. д. В 1721 г. была образована Духовная коллегия – Синод. Коллегии стали основой центральной системы управления. Петр ввел для эффективности работы госаппарата детальную регламентацию деятельности всех учреждений и чиновников.

Высшим правительственным учреждением стал Сенат, учрежденный в 1711 г. Он сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал губерниями, а самое главное, коллегиями. Четко был расписан регламент работы Сената. Сенат заменил собой Боярскую думу, в отличие от которой мог действовать и в отсутствие царя. В Сенат назначались люди, не обязательно знатные, но непременно обладающие деловыми качествами и искренне преданные государю.

Позднее при Сенате был создан важнейший контрольный орган самодержавного государства – прокуратура, а Сенат возглавил генерал-прокурор. Чтобы обезопасить свою систему от должностных преступлений, Петр ввел институт тайного надзора (фискалов-чиновников). Оба института, прокуратура и фискальство, были прочно связанны – фискалы доносили о делах прокурорам.

Создание нового полноценного государственного аппарата было бы невозможно, если бы реформа не коснулась низшего звена управления – местного аппарата.

Петр разделил все государство на 8 крупных областей, получивших название губерний. Затем в 1719 г. введено было новое областное деление, в которое вошли и земли, отвоеванные у Швеции. Россия была разделена на 11 губерний, которые подразделялись на провинции, а провинции – на уезды.

Особое место в формировании бюрократии принадлежит Табели о рангах (1722 г.), которая привела в систему и унифицировала все чины империи нa государственной службе. Введены были 14 рангов, определяющих продвижение чиновников в любой отрасли службы: сухопутной, военно-морской и гражданской.

РЕФОРМА В АРМИИ. Одновременно с реорганизацией государственного аппарата осуществлялась военная реформа, направленная на создание регулярной постоянную армию. Стрелецкие войска после мятежей против Петра были уничтожены. Потешные полки Преображенский и Семеновский преобразованы в гвардейские регулярные полки. Прежний способ комплектования – «вербовка охотников» – заменен общим рекрутским набором. Создана была новая вооруженная сила – флот.

Новый порядок комплектования войск рядовыми заставил пересмотреть вопрос о подготовке офицерских кадров. До начала XVIII в. дворяне являлись на эпизодические смотры и участвовали в походах. Теперь же они были обязаны нести пожизненную военную службу.

Из Северной войны Россия вышла сильной морской державой. Ее флот имел на своем счету все современные виды вооружения, свой устав, командирский корпус и уже боевой опыт.

Реформа церковного управления была одной из самых важных по своим последствиям реформ Петра I. К ней царь шел давно, т. к. слышал и знал отзвуки той борьбы, которая велась его отцом Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном.

В ходе реформы была сломлена прежняя система патриаршего управления. Введена система коллегиального управления – Синод, который уравнивался в правах с Сенатом. С 1712 г. начинается почти двухсотлетия история управления русской православной церковью Синодом.

С решительностью государство взяло в свои руки и заботу о распространении христианства (православия) среди иноверцев и язычников, особенно на окраинах государства. Он возлагал надежды на решительные, быстрые и радикальные меры с помощью административного воздействия, насилия применительно к целым слоя общества, племенам и народам. Чтобы поощрять иноверцев и язычников к переходу в православие, новокрещенным давалась льгота в платежах налогов, они награждались землей и крестьянами, за непослушание применялись полицейские меры.

РЕФОРМА В КРЕПОСТНИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ. В годы царствования Петра в области экономики была осуществлена коренная реформа, имевшая далеко идущие последствия.

Неудачное начало Северной войны (поражение под Нарвой в 1700 г.) заставило заново создавать боеспособную армию. Многочисленные мануфактуры, преимущественно оборонного значения, стали строить с учетом необходимости обеспечить армию оружием, боеприпасами, обмундированием. Таким образом, промышленный бум в экономике был продиктован военными и внешнеполитическими интересами. Казна вложила огромные средства в расширение выпуска железа, пушек, оружия. Особую роль сыграл Урал, где в крайне сжатые сроки был построен целый металлургический комплекс. На базе мощной металлургической базы стала развиваться металлообрабатывающая промышленность. Параллельно создавались мануфактуры легкой индустрии, т.к. нужно было все, что способно было содержать современную армию.

Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли. Цель была такая: получать прибыль с ходовых товаров внутри страны и за счет вывоза товаров за рубеж, которые дали бы деньги на покупку кораблей, оружия, сырья для промышленности. Государство захватывало торговлю самым простым способом – введением монополии на заготовку и сбыт определенных товаров. Так была введена монополия на соль, что давало 100 % прибыли, на табак — 800 % прибыли.

Государственные монополии, налоги и повинности были силовыми средствами, применяемыми петровским государством для получения максимально крупных сумм денег для решения своих задач.

ВЫВОД. В социально-экономическом и политическом развитии России прослеживаются две линии. Одна из них связана с укреплением феодальной собственности на землю, расширением помещичьего землевладения, усилением эксплуатации крестьян, укреплением дворянских привилегий, формированием абсолютной монархии. Другая линия проявлялась в зарождении нового способа производства. Она находилась в тесной связи с развитием крупной промышленности и началом формирования классов капиталистического общества — предпролетариата и буржуазии. Купеческий капитал начинает проникать в производство, бурно развивается промышленность.

Также можно отметить три важнейших следствия преобразований: во-первых, значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от стран Европы; во-вторых, Россия превратилась в могущественную державу с современной сухопутной армией и могучим Балтийским флотом; в-третьих, Россия вошла в число великих держав, и отныне ни один вопрос межгосударственных отношений в Европе не мог решаться без ее участия.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. ОБРАЗОВАНИЕ ИМПЕРИИ (XV – XIX вв.)

 

ПЕРВЫЙ ЭТАП (XV – первая половина XVI вв.). В этот период сложилась территория, которая стала «колыбелью» русского народа. Московское царство начало формироваться при Иване III – с середины XV в. Его исходная территория – Московское княжество – была небольшой. Иван III увеличил территорию княжества в пять раз. Он фактически является основателем Московского государства. Население русских княжеств не оказывало Ивану III серьезного сопротивления, так как ничего не теряло с переходом под власть Москвы.

Во внешней политике выделяют три основных направления. Первое – борьба за свержение ига Золотой орды и выделившихся из нее ханств. Второе – борьба с Великим княжеством Литовским, а затем с Речью Посполитой за украинские, белорусские и русские земли. Третье – борьба с Ливонским орденом за выход к Балтийскому морю.

ВТОРОЙ ЭТАП (середина XVI – конец XVII вв.). Во времена Ивана IV существовала настоятельная необходимость охраны рубежей страны на Востоке. Казанское и Крымское ханства совершали частые набеги на русские земли.

Присоединение татарских ханств открыло путь в Сибирь. Отряд казаков под предводительством Ермака покорил Сибирское ханство.

На Западе Московское государство добивалось выхода к Балтийскому морю. В течении XVI в. Россия вела около десяти войн на западных границах, длившихся в общей сложности 50 лет.

В 1654 г. по Переяславской Раде Украина объединилась с Россией. В результате этого добровольного акта и последующих войн с Речью Посполитой в состав единой страны вошла Левобережная Украина с Киевом.

В 1656 г. в ответ на предложение послов Молдавии царь Алексей Михайлович направил молдавскому господарю Георгию Стефану жалованную грамоту о согласии принять условия перехода Молдавии в русское подданство. В 1657 г. представители закавказских народов прислали Алексею Михайловичу письмо с просьбой принять их в русское подданство.

ТРЕТИЙ ЭТАП (XVIII–XIX вв.). В этот период Россия стала империей (1721 г.) и ее внешняя политика определялась задачами модернизации. В территориальных приобретениях прослеживаются западные черты. Россия включается в европейскую политику и европейские войны.

В 1724 г. армянские патриархи Исайя и Нерсес направили Петру Великому послание с просьбой принять армянский народ под покровительство России.

Большую славу России принесли громкие победы русских войск при Екатерине Великой. Крым в 1783 г. стал российским. В ходе войны со Швецией (1808–1809 гг.) была присоединена Финляндия.

В 1799 г. в состав России добровольно вошла Грузия.

В XVIII–XIX вв. к России были присоединены земли Казахстана, населенные кочевыми племенами.

Завоеванные земли включались в состав единого государства.

Многие народы, населявшие российскую империю, вошли в ее состав добровольно, что защитило их от физического уничтожения со стороны воинственных соседей.

 

РЕФОРМЫ НАЧАЛА XIX в.: ПЛАНЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ. М.М. СПЕРАНСКИЙ

 

Время правления Александра I (1801–1825 гг.) во внутренней политике характеризуется борьбой двух направлений: либерального и консервативного.

Император начал свое правление с либеральных реформ, благодаря которым вошел в историю России как «просвещенный монарх». Преобразовательная деятельность Александра I в 1801–1815 гг. ставила задачу усовершенствовать государственный аппарат России, приблизить его к передовым европейским стандартам, не поступившись при этом приоритетами самодержавия.

Реформы коснулись сферы высшего управления страной; крестьянского вопроса; образования и печати.

В 1802 г. были учреждены министерства, заменившие петровские коллегии. Работа первых восьми министерств строилась на началах единоличной ответственности и власти министров. Для совместного обсуждения дел учреждался Кабинет министров. С небольшими изменениями эта система просуществовала до 1917 г. и знаменовала собой новый шаг на пути бюрократизации системы управления, всецело подчинения ее государю.

Александр признавал, что крепостное право зло, но его отмену считал преждевременной. В 1801 г. вышел закон о праве не дворян покупать землю, чем нарушалась дворянская монополия на землю. Указ «О вольных хлебопашцах» (1803 г.) легализовал практику отпуска помещиком крепостных крестьян на волю. В 1809 г. император отменил право помещиков ссылать крепостных в Сибирь. Было запрещено печатать в газетах объявления о продаже людей.

Образовательная реформа по духу была вполне буржуазной. В ее основу легли принципы бессословности образования, бесплатности обучения на низших ступенях и преемственности учебных программ. Создавалась четырехступенчатая система: одноклассное приходское училище, уездное училище, губернская гимназия и университет.

С 1807 г. на арену политической жизни России выдвинулись два человека – А. А. Аракчеев и М. М. Сперанский. Аракчеев, ставший доверенным лицом царя, получил право издавать от его имени указы. Основным направлением деятельности Аракчеева было военно-полицейское. Аракчеев активно пресекал оппозиционные настроения в обществе.

Однако, к 1809 г. недовольство политикой правительства приобрело такой размах, что Александр I был вынужден начать новый этап реформ, связанных с именем М. М. Сперанского (1772–1839 гг.). В качестве законосовещательного органа Сперанский предложил Государственную думу. Она должна была ограничить самодержавную власть, ни один закон не мог быть издан без ее одобрения. Дума полностью контролировала бы деятельность министров. На местах избирались волостные, окружные и губернские думы. Губернские думы избирали Сенат. Связующим звеном между тремя ветвями власти и императором должен был стать Государственный совет.

В январе 1810 г. был учрежден Государственный совет (Госсовет) – законосовещательный орган, призванный централизовать законодательное дело в стране. Он не издавал законов, но являлся гарантом единообразия юридических норм в государстве и служил совещательным органом при разработке законов. Он состоял из Общего собрания и четырех департаментов (законов, военного, гражданских и духовных дел).

Война 1812 г. отодвинула внутриполитические вопросы на второй план. К ним вернулись только в 1815 г. Александр I даровал Конституцию Царству Польскому. Было установлено автономное самоуправление в Бесарабии. Автономию, Конституцию и сейм получила Финляндия.

Реформаторские настроения Александра I сменились откровенно реакционным курсом, получившим название «аракчеевщины».

Аракчеев создал военные поселения, где крестьяне сочетали военную службу с занятиями сельским хозяйством.

На международной арене Россия стала играть роль жандарма.

 

ОТКРЫТИЕ И ОСВОЕНИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (XVII – XIX вв.)

 

История присоединения Сибири и Дальнего Востока к России – это история героических подвигов и славных дел русских землепроходцев, промышленных и служилых людей.

Российское государство нуждалось в полезных ископаемых – серебре, слюде, меди, соли, которыми были богаты сибирские и дальневосточные земли.

Движение на Восток было обусловлено также усилением феодального гнета, накалом классовой борьбы в европейской части страны. Народ шел на восток, чтобы освободиться от ненавистных бояр и помещиков.

Наряду с внутренними имелись и внешние причины, которые способствовали движению России на восток. Это необходимость обезопасить Российское государство от набегов кочевых племен с востока и юго-востока и создать прочный тыл.

К началу XVII в. к Российскому государству была присоединена почти вся Западная Сибирь.

Важное значение в истории открытия дальневосточных земель имеет поход И. Ю. Москвитина (1639–1642 гг.) к берегам Тихого океана. Ранней весной 1639 г. двадцать томских и одиннадцать красноярских казаков поплыли вниз по р. Алдан, а затем вверх по р. Майе, прошли волоком через хребет Джугджур и в августе вышли к Охотскому морю. Обосновавшись в устье р. Улья и построив зимовье, москвитинцы совершили плаванья до устья рек Охоты, Уды и острова Сахалин.

В 1648–1649 гг. совершено выдающееся географическое открытие – обнаружен пролив между Азией и Америкой. Отряд С. Дежнева и Ф. Алексеева совершил морской поход через море Лаптевых, обогнул Чукотский полуостров и прошел пролив между Азией и Америкой.

Е. П. Хабаров совершил две экспедиции на Амур в 1649–1653 гг. Было основано первое селение русских на Амуре – Албазино. Новый поход на Амур был начат в июне 1651 г. В результате этого похода Хабаров подчинил Даурию.

По мере развития местного хозяйства дальневосточные земли втягивались в широкую сферу торговых связей. На Дальний Восток везли различные русские и китайские товары, вывозили пушнину.

Управление Сибирью и Дальним Востоком осуществлял Сибирский приказ.

Освоение приамурских земель русскими вызвало недовольство маньчжуров, правящих в Китае. Они предприняли несколько попыток захвата крепости Албазин. Царское правительство не имело возможности послать сюда войска. Россия была вынуждена пойти на заключение Нерченского договора в 1689 г., и русские ушли с берегов Амура.

В XVIII в. в результате экспедиций 1711–1713 гг. были открыты и изучены Курильские острова (Д. Я. Анциферов и И. П. Козыревский), получены первые сведения о Японии. Были сделаны подробные карты Камчатки и Курильских островов. В двадцатые годы были организованы две экспедиции В. Беринга. Была открыта Аляска.

Исключительное значение имели экспедиции под руководством Г. И. Невельского на транспорте «Байкал» (1848–1849 гг.) и Амурская (1850–1855 гг.). Немаловажную роль в организации и поддержке экспедиций сыграл генерал-губернатор Восточной Сибири Н. И. Муравьев, получивший за присоединение к России звание Амурский.

Действия и результаты шестилетней работы Амурской экспедиции положили конец неизвестности в пограничном вопросе, послужили основой при заключении Айгуньского трактата (1858 г.), Тяньцзинского и Пекинского договоров (1860 г.), которыми была установлена граница между Россией и Китаем по рекам Амуру и Уссури.

В 50–60-е гг. XIX в. начинается сплав на Амур забайкальских казаков, переселенцев из центральных губерний России, которые основывают селения по берегам Амура. Солдаты 13 линейного батальона под командованием капитана Я. В. Дьяченко закладывают посты Хабаровка, Владивосток, Посьет и др.

В 1884 г. было образовано Приамурское генерал-губернаторство, в состав которого вошли Амурская, Приморская и Забайкальская области. Приамурский край возглавил генерал-губернатор, с 1903 г. – наместник, его резиденция находилась в Хабаровске.

Военный пост Хабаровка, заложенный 31 мая 1858 г., расположился в таежной глуши на берегу Амура.

В 1880 г. управление Приморской области было переведено из Николаевска в Хабаровку, которую ввели в ранг города. Город Хабаровка в 1884 г. стал резиденцией Приамурского генерал-губернатора, а в 1894 г. по высочайшему повелению был переименован в город Хабаровск.

 

ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в.

 

Политические партии в России появились намного позже по сравнению с Западной Европой. Объясняется это особенностями социально-политического развития. К ним следует отнести сохранение абсолютной монархии, отсутствие политических свобод в стране.

В России образование политических партий рабочего класса произошло прежде, чем оформились политические партии российской буржуазии.

Появление огромного количества партий, появившихся в России после Манифеста 17 октября 1905 г., который создавал легальные условия для образования и деятельности политических партий.

Факт появления различных политический партий был обусловлен:

– многонациональным составом населения;

– сложной социально-классовой структурой российского общества (с сохранением сословного деления шел процесс формирования классов и социальных групп буржуазного общества);

– особой остротой социальных противоречий, из-за нерешенности многих социально-экономических и политический проблем;

–множеством мнений относительно пути решения всех этих проблем.

Заметную роль в политической жизни страны в начале ХХ в. играли кадеты, октябристы, эсеры и социал-демократы.

Партия социал-демократов (РСДРП) образовалась в 1898 г., а в 1903 г. произошел ее раскол на меньшевиков и большевиков. Общепризнанным лидером большевиков стал В.И. Ленин. Причиной раскола стали разногласия по организационному вопросу, которые выявились при обсуждении Устава партии на II съезде. На этом съезде была принята Программа РСДРП, которая состояла из двух частей: программы-минимум и программы–максимум. Программа-минимум предусматривала свержение самодержавия и установление демократической республики. Программа-максимум предусматривала уничтожение капитализма и установление диктатуры пролетариата. В годы первой русской революции социал-демократы выдвинули требование конфискации помещичьих земель. При этом большевики отстаивали требование национализации земли (т.е. передачи земли в собственность будущей республики), тогда как меньшевики настаивали на ее муниципализации, т.е. на передаче земли муниципалитетам, которые передали бы ее в арендное пользование крестьянам.

Лозунг «Долой самодержавие!» поддерживала и партия эсеров, созданная в 1902 г. Идеологом этой партии являлся В. М. Чернов. Эсеры, как и социал-демократы, выступали против частной собственности и эксплуатации человека человеком, однако при этом они категорически отрицали идею гегемонии рабочего класса и диктатуру пролетариата. В отличие от социал-демократов эсеры делали ставку на крестьянство, усматривая в нем главную движущую силу социалистической революции. Аграрная программа: в основе этой программы лежала идея «социализации земли», а основными ее требованиями были:
– конфискация помещичьих и царских земель;

– превращение земли в общенародное достояние;

– уравнительное землепользование;

– запрещение наемного труда.

Главным средством борьбы против самодержавия эсеры считали тактику индивидуального террора, направленного против представителей высшей царской администрации. Для осуществления террористических актов ими была создана Боевая организация.

После издания Манифеста 17 октября организационно оформились и партии российских либералов. В октябре 1905 г. была создана «Конституционно-демократическая партия народной свободы» (кадеты), одним из лидеров которой стал П. Н. Милюков. В ноябре 1905 г. был образован «Союз 17 октября» (или октябристы). Лидером этой партии стал А. И. Гучков. Обе партии призвали народ прекратить революционную борьбу и принять участие в выборах в Государственную думу.

По вопросу государственного устройства октябристы отстаивали идею наследственной конституционной монархии, то кадеты требовали создания министерства, ответственного перед Думой. В национальном вопросе октябристы выступали за сохранение единой и неделимой Российской империи, тогда как кадеты отстаивали принцип культурно-национального самоопределения. По аграрному вопросу обе партии выступали за сохранение помещичьего землевладения, однако кадеты (в отличие от октябристов) признавали возможность частичного отчуждения помещичьей земли за выкуп. По рабочему вопросу обе партии выступали за предоставление рабочим свободы собраний, стачек и союзов. Что касается тактики, то обе партии признавали лишь парламентские методы ведения политической борьбы и готовы были на определенных условиях войти в царское правительство. Это принципиально отличало либералов от революционных демократов.

Кульминационным моментом в развитии кадетской партии стала ее победа на выборах в I Государственную думу в условиях бойкота выборов левыми партиями. Однако просуществовала эта Дума всего лишь 72 дня.

Гораздо позже, чем другие партии, оформились политические организации монархического толка. Наиболее активно среди них проявил себя Союз русского народа, созданный в конце ноября 1905 г. Руководство им осуществлял Главный совет, который возглавляли А. И. Дубровин и В. М. Пуришкевич. В начале 1906 г. Союз русского народа опубликовал свою программу. Ее основные положения сводились к следующему: незыблемость самодержавной власти, восстановление неограниченной монархии, замена законодательной Думы законосовещательным учреждением, единство и неделимость России, неприкосновенность всякой частной собственности, ограничение власти бюрократии.

 


РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г. В РОССИИ

 

С 1916 г. все более заметным фактором внутриполитической жизни России становится хозяйственная разруха.

В расстройство пришли финансы. Для покрытия военных расходов правительство вынуждено было активно использовать денежную эмиссию. Количество бумажных денег в обращении увеличилось за годы войны более чем в 6 раз. Как следствие, резко выросли цены и упал жизненный уровень населения.

Из-за мобилизации в армию деревня потеряла половину трудоспособного мужского населения. Продовольственная проблема все больше охватывала не только гражданское население, но и армию.

Военные поражения, экономические трудности, бюрократизм и неэффективность работы государственного аппарата, неспособность правящего режима успешно вести военные действия, навести административный порядок в тылу вызывали единодушное осуждение и тревогу в обществе.

Особенно опасным для власти было антивоенное движение в армии и на флоте. На отдельных участках Восточного фронта солдаты устанавливали перемирие с противником, отказывались подчиняться офицерам, идти в наступление.

Толчком к началу революции послужили задержки с подвозом хлеба в Петроград из-за снежных заносов на железнодорожных путях. 23 февраля (8 марта) 1917 г. начались стихийные демонстрации, митинги и забастовки.

26 февраля царь издал указ о роспуске Государственной думы. Разгоном думы упускалась возможность перехода к конституционной монархии. Правительство предпочло опереться на вооруженную силу – полицию, казаков, жандармерию, воинские части. День 26 февраля стал критическим днем революции. В ночь на 26-е были проведены массовые аресты. Днем на Знаменской площади была расстреляна крупная демонстрация. 27 февраля солдаты начали переходить на сторону демонстрантов, брать на себя их охрану. Складывался вооруженный союз рабочих и крестьян, одетых в солдатские шинели. Вооруженные отряды рабочих совместно с солдатами заняли стратегические пункты (вокзалы, мосты, правительственные учреждения), жгли символы прежней власти – двуглавых орлов с царской атрибутикой. К концу дня 27 февраля город оказался во власти восставших. Царские министры были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость.

27 февраля восставшим народом был создан Совет рабочих и солдатских депутатов.

Дума сформировала Временный комитет ставший позже основой Временного правительства. 2 марта 1917 г. Николай II подписал акт отречения от престола в пользу брата Михаила, который в свою очередь отказался от власти. 3 марта 1917 г. монархия в России пала. Временный комитет Думы был преобразован во Временное правительство. В правительство вошли в основном представители кадетов, а также октябристов и прогрессистов. Однако настоящей силы – армии – у Временного правительства в подчинении не было. Армия, согласно приказу № 1, подчинялась Петроградскому Совету. В этом и была основа двоевластия, т.е. ситуации, когда в стране сложилось два центра власти: правительство и Совет, которые порой действовали дружно, но временами между ними были непримиримые противоречия.

Февральская революция не имела четко выраженного социального характера. Она не подпадала ни под одно из привычных названий – буржуазно-демократическая, национально-освободительная. Февральская революция вобрала в себя ряд относительно самостоятельных потоков: пролетарско-буржуазный (в городе); аграрно-крестьянский (в деревне); национально-освободительный (на национальных окраинах); антивоенный (в армии).

Февральская революция, свержение самодержавия поставили Россию перед выбором пути дальнейшего развития. Ситуация в стране радикально изменилась, но перспективы были еще не ясны. В России предстояло выбрать новую форму правления, сформировать единые государственные структуры, разрешить национальные противоречия, определить отношение к войне и, наконец, решить аграрный вопрос.

Временное правительство выступало за переход на западный, буржуазно-демократический путь развития. Все это привлекало в основном образованную часть общества, а также те слои, которые уже были связаны с западного типа капиталистическими структурами и являлись приверженцами этого пути. Сторонники западного пути выступали за продолжение войны до победного конца.

Значительное влияние в массах получили самодеятельные организации, которые не имели ярко выраженного классового характера и аналогов в западной политической культуре: Советы рабочих и крестьянских депутатов. Всего за несколько месяцев Советы сформировались в многоуровневую, централизованную организацию, включающую всероссийские органы (съезд, ЦИК), областные, губернские, районные и другие низовые Советы.

Идеи народничества, обусловленные историческими особенностями страны, лежали в основе политических предпочтений масс. В 1917 г. в массах господствовал идеал общинного устройства, основанный на нормах демократии, исторически укоренившихся в России, – нормах общинной демократии.

Двоевластие представляло собой противостояние двух частей общества – меньшая часть предпочитала западный выбор, большинство народа – развитие на основе норм общинной демократии, выработанных на собственном опыте.

Большевизм представлял собой сложное политическое явление, обусловленное российской спецификой и многоукладностью. Программа РСДРП(б) в виде призывов, давала ей массовую поддержку: мир народам, земля крестьянам, власть Советам, борьба с разрухой и т.д. Программа, сформулированная РСДРП(б) как цель революции, в главных чертах отвечала ожиданиям и стремлениям «низов». Безусловно, сказалась также усталость от войны и разрухи.

Армия отказывалась воевать, дезертирство достигло небывалого размаха. Осенью 1917 г. восстания крестьян с требованием земли охватили всю европейскую часть.

Рабочие требовали повысить заработную плату.

Большевистская партия блестяще использовала весь набор лозунгов. Большевистская партия начала непосредственную подготовку вооруженного восстания с целью свержения Временного правительства и провозглашения власти Советов. К 20 октября был сформирован Военно-революционный комитет (ВРК), который стал штабом подготовки вооруженного восстания при Петроградском Совете. Подготовкой восстания руководил Л. Д. Троцкий. В течение двух дней 25–26 октября 1917 г. вооруженные рабочие, солдаты и матросы захватили объекты столицы, заняли Зимний дворец, арестовали Временное правительство. Большевикам удалось осуществить ленинскую идею: поставить открывшийся в 10 часов 40 минут вечера II съезд Советов перед свершившимся фактом смены власти. На втором заседании съезда, открывшемся вечером 26 октября, были приняты Декреты о мире, о земле, об отмене смертной казни и сформировано новое (большевистское по своему составу) правительство – Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Возглавил новое правительство В. И. Ленин. С конца октября 1917 г. по февраль 1918 г. Советская власть утвердилась на большей части территории бывшей Российской империи.

 

ОБРАЗОВАНИЕ СССР: ПРЕДПОСЫЛКИ, ЭТАПЫ

 

Революция 1917 г. привела к распаду Российской империи. Большевики стремились преодолеть дальнейший распад России путем установления в национальных районах советской власти, оказывая поддержку местным партийным организациям большевиков.

В результате к началу 1920-х гг. на территории бывшей Российской империи образовалось несколько независимых государств: РСФСР, Белорусская, Украинская, Азербайджанская, Грузинская и Армянская советские социалистические республики, Бухарская и Хорезмская народные советские республики и Дальневосточная республика. При этом представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления РСФСР. Однако правовые нормы, которые регулировали бы отношения центральных и местных органов власти, отсутствовали. Такая форма объединения получила название «договорная федерация». Ее своеобразие состоит в том, что роль общегосударственных органов власти играли российские органы власти, а республиканские компартии вошли в состав РКП (б) на правах областных парторганизаций.

После окончания Гражданской войны все советские республики заключили двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе, поскольку задача восстановления потребовала тесного сотрудничества. Отсутствовало общее законодательство. Не были четко определены права и обязанности республик.

В 1922 г. Наркомат по делам национальностей РСФСР возглавлял И.В. Сталин, который разработал план «автономизации». Однако против плана «автономизации» высказалось большинство руководителей республик. В результате в основу нового союза была положена идея В. И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

30 декабря 1922 г. состоялся I Всесоюзный съезд Советов, который утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Декларация провозглашала принцип добровольности объединения, равноправие республик и их право свободного выхода из Союза.

В январе 1924 г. на II съезде Советов была утверждена Конституция СССР. Конституционной формой государственного устройства была провозглашена федерация республик. После принятия Конституции 1924 г. главным направлением национальной политики была провозглашена ликвидация исторического неравенства народов в хозяйственной, социальной и культурной сферах.

В 1920-е гг. изменилось и территориально-административное деление страны: вместо губерний, уездов и волостей были образованы области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округи и районы.

По Конституции Советский Союз представлял собой федерацию равноправных суверенных республик, обладавших правом свободного выхода из Союза. Однако фактически СССР приобрел характер унитарного государства.

 

ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Н. С. ХРУЩЕВА: ПЛАНЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, ИТОГИ

 

Перемены в жизни страны начались сразу же после смерти Сталина в марте 1953 г. «Оттепель» – так символично обозначился в сознании людей этот период, предшествовавший XX съезду КПСС. Содержанием «оттепели» стали следующие направления работы, проделанной в течение 1953–1955 гг.

1. Прежде всего, после смерти Сталина была проделана большая работа по устранению новой угрозы установления личной диктатуры. Угроза эта исходила от Берии, занимавшего посты первого заместителя Председателя Совета Министров и министра внутренних дел и сосредоточившего в своих руках огромную власть.

2. Другое направление – начало процесса демократизации в стране и партии. Это выразилось в укреплении коллективности руководства. Сентябрьский (1953 г.) Пленум ЦК учредил пост Первого секретаря ЦК КПСС и избрал на этот пост Н. С. Хрущева. Были восстановлены нормы Устава партии, стали регулярно созываться пленумы и съезды, обновлен кадровый состав партии. На руководящую партийную работу пришло много новых специалистов. Началось восстановление социалистической законности и реабилитация репрессированных. Объявленная 27 марта 1953 г. амнистия носила, правда, пока ограниченный характер – она касалась заключенных, чей срок не превышал пяти лет. Она не коснулась политических заключенных, неизменно получавших в сталинские времена больше пяти лет. Массовая реабилитация началась лишь после 1956 г., причем она коснулась и народностей, депортированных в 1944–1945 гг.

3. Третье направление – это начавшиеся преобразования в области экономики. Среди решений сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК по сельскому хозяйству, июльского (1955 г.) по промышленности и др., посвященных экономическим вопросам, следует выделить одну лейтмотивную и новую линию – повышение внимания к сельскому хозяйству, которому в годы сталинщины был нанесен серьезный ущерб, попытки анализа положения дел в этой отрасли. Принятые решения все же что-то изменили в деревне: укрепили руководство колхозами, увеличили поток сельскохозяйственных машин и капиталовложения на первых порах, несколько смягчили централизм в управлении сельским хозяйством, уменьшили размер сельхозналога.

Процессы возрождения общества были связаны с XX съездом КПСС, состоявшимся в 1956 г. На этом съезде с докладом «О культе личности и его последствиях» выступил Н.С. Хрущев. В докладе речь шла о сталинских злоупотреблениях, что просто шокировало аудиторию.

Н. С. Хрущев, с одной стороны, проявивший завидную смелость в разоблачении культа личности, с другой – счел необходимым после съезда указать и меру критики культа личности. Н. С. Хрущев часто встречался с представителями творческой интеллигенции и давал «указания», фактически продолжая практику сталинских времен.

Решения XX съезда КПСС по экономическим вопросам: в принятых директивах шестой пятилетки провозглашался технический прогресс как решающее условие развития производства. Ставилась задача широкого использования атомной энергии, развития восточных районов. Объем жилищного строительства планировалось увеличить в 2 раза.

Начатые инициативы, в сельском хозяйстве, быстро заглохли. Многие решения, принимавшиеся по сельскому хозяйству, носили волевой, субъективный характер. Часто это были нереальные сверхпрограммы.

Целинная эпопея в эти годы, ее методы, сроки, масштабы носили характер штурма без должной научной проработки. Освоение целины отвлекло в те годы значительные ресурсы от укрепления зернового хозяйства страны, перевода его на рельсы интенсивного развития.

Другая сверхпрограмма – безудержное распространение посевов кукурузы. Распахать всю пахотоспособную землю и засеять, невзирая на зональные различия, кукурузу. В результате этого волевого решения кукуруза шагнула даже за Полярный круг.

Попытка перестройки всего хозяйственного механизма была заменена формальной реорганизацией ведомств. Не было выдвинуто концепции обновления общества, а по существу дело ограничивалось устранением «крайностей» сталинской системы. Внеочередной XXI съезд КПСС, состоявшийся в 1959 г., заявил, что «социализм построен полностью и окончательно и взял курс на развернутое строительство коммунизма». XXII съезд КПСС принял программу построения коммунизма в два десятилетия.

Решения XX съезда КПСС и многие другие решения 50-х гг. несли в себе возможность искоренения сталинизма, демократизации общества. Но эта возможность во многом не была использована. Выдвинутая в эти годы программа преобразований не отличалась глубиной. В руководстве страной все более утверждалось желание быстро добиться максимальных результатов, заимствованных Н.С. Хрущевым из сталинской практики.

В октябре 1964 г. Н. С. Хрущев был смешен со своего поста и отправлен на пенсию.

РАСПАД СССР: ПРИЧИНЫ, ИТОГИ

 

Политика реформирования экономики в период «перестройки» имела значительные социально-экономические издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста.

Недовольством политикой горбачевской администрации умело воспользовались правящие элиты большинства республик, которые стремились сосредоточить полноту власти в своих руках. Весной и летом 1990 г. Латвия, Литва, Эстония, а за ними Российская Федерация и другие союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете. Это означало установление приоритета республиканских законов над законами Союза. Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов союзных республик. Первым президентом Российской Федерации стал Б. Н. Ельцин (12 июня 1990 г.).

В марте 1991 г. был проведен первый в истории страны всесоюзный референдум по вопросу о сохранении обновленного Союза. За сохранение СССР высказались 76,4 % участников голосования. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Однако в ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. В стране вводилось чрезвычайное положение и был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Однако практическое бездействие ГКЧП привело к аресту его членов 22 августа 1991 г.

21 декабря была принята Алма-Атинская декларация, в которой объявлялось о прекращении существования СССР и образовании СНГ. Последнее объединяло 11 бывших союзных республик (без Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии). 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста президента СССР.

Главным итогом «перестройки» стали распад некогда могучего многонационального государства и завершение «советского периода» в истории страны.

 

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 

Самобытность России во многом определяется ее географическим положением между Европой и Азией – миром модернизации и миром традиционности. Этот фактор накладывает отпечаток на историческое развитие России. Она приближается в своем развитии то к Европе, прогрессивной цивилизации, то к Азии, восточной цивилизации. Поэтому российскую цивилизацию часто называют дрейфующим обществом.

Влияние географической среды многообразно. Главным среди природных факторов был континентальный характер расположения территории России. Море до XVIII в. не играло значительной роли в русской истории. Так как Россия находилась вдали главных торговых путей, в стране была слабо развита торговля. Она отставала от европейских стран в формировании рынка, развитии капитализма.

Постоянная колонизация земель способствовала утверждению экстенсивного характера экономического развития. Однообразие природных факторов, характерных для территорий, осваиваемых восточными славянами, обусловило однотипность хозяйственной деятельности во всех зонах расселения. В Европе обилие гор благоприятствовало специализации хозяйства, способствовало развитию товарообмена между населением гор и долин. В России однообразие ландшафта создавало слабые предпосылки для специализации хозяйства, внутренней торговли.

Народы Европы развивались на базе Римской и много позаимствовали из античной культуры. На пути расселения славян отсутствовали народы с древней высокой культурой. Только контакты с Византией оказали влияние на культуру России. Однако, ранний перевод богослужебных книг на славянский язык монахами Кириллом и Мефодием в IX в. сделал необязательным изучение греческого языка и, следовательно, приобщение к античной культуре.

Россия постоянно соприкасалась со Степью, до XVIII в. испытывала угрозу опустошительных нашествий степняков. Это тормозило ее внутреннее развитие, исторический прогресс.

Особенности природной среды расселения русских во многом определили их характер и господствующие ценности. Плотность населения Европы, ограниченность ресурсов способствовали интенсификации хозяйства, стремление к нововведениям. В России, наоборот, просторы, богатство ресурсов породили привычку к экстенсивному, потребительскому отношению к природным ресурсам.

Большое влияние на историческое развитие оказывает климатический фактор. В Европе колебания температуры составляют до 10–20 градусов в год, в России они колеблются от 35 до 40. Более теплый климат позволял европейцам большую часть года заниматься сельским хозяйством и приучаться к систематическому труду. Не было необходимости спешить ни с севом, ни с уборкой. В России из-за короткой весны, переходящей в жаркое лето, от скорости засева зависит урожай – «день год кормит». Лето – это период предельного напряжения сил. А затем, в течение 5 – 6 месяцев длительный период неторопливого пассивного труда.

Русский земледелец должен был в 21-25 рабочих дней реально вложить в землю такой объем труда, который в более благоприятных условиях занял бы 40 дней. Практически это означало для крестьянина неизбежность труда без сна и отдыха, труда ночью и днем, с использованием всех резервов семьи (труда детей, стариков и женщин на мужской работе).

Таким образом, крестьянское хозяйство коренной территории России обладало ограниченными возможностями для производства товарной земледельческой продукции. Эти ограничения обусловлены неблагоприятными природно-климатическими условиями.

Крепостной труд так же значительно занизил стремление к высокому качеству труда. Население Севера России, не знавшее крепостного права, всегда было гораздо деятельнее. Подобное отношение к труду выработало и другую ценность – терпеливость.

Тяжелые природные условия труда требовали коллективной работы, отсюда коллективизм, как основная черта русского менталитета.

Принятие христианство в византийском варианте также оказало значительное влияние на историческое развитие нашей страны. Католическая церковь в силу относительной независимости от светских государей представляла собой большую оппозиционную силу, чем православная церковь. И более успешно защищала интересы населения перед светскими властями. Вместе с тем, Православие давало большую свободу внутренней жизни.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 273.