Пусть требуется в определённом интеграле
f(х)dх
применить подстановку х = j(t). Тогда имеет место следующая формула замены переменных в определённом интеграле:
f(х)dх = f [j(t)]j’(t)dt,
где j(a) = а, j(b) = в.
Эту формулу мы докажем при условиях:
1. Функции j(t) и j’(t) непрерывны в [a, b].
2. Функция f(х) определена и непрерывна для всех значений, которые функция х = j(t) принимает в [a, b].
3. j(a) = а, j(b) = в.
4.
|
F(х) = f(х)dх, т £ х £ М.
|
F[j(t)] = f[j(t)]j’(t)dt.
Отсюда f[j(t)]j’(t)dt = F[j(b)] – F[j(a)] = F(в) – F(а)
Так как f(х)dх = F(в) – F(а)
то из сравнения последних двух равенств получим доказываемую формулу.
Пример. Вычислить интеграл
J = х 1+х2 dх
|
J = t2dt = t3/3| = (2Ö2 – 1)/3.
Интегрирование по частям.
Пусть функции f(х) и j(х) непрерывны вместе со своими производными в интервале [а,в]. Пусть, далее,
F(х) = f(х) j(х).
Тогда F’(х) = f(х) j’(х) f’(х) j(х).
|
|
|
откуда f(х) j’(х)dх = f(х) j(х)| – f’(х) j(х)dх
Примеры.
1) Вычислить интеграл.
х cos х dх
|
х cos х dх = х sin х| – sin х dх = –2
2) Вычислить интеграл
ln х dх.
|
|
|
= [х ln х] – [х] = 2 ln2 – 1 = ln4 – 1
Исторические сведения о возникновении и развитии основных понятий.
В математике XVII в. самым большим достижением справедливо считается изобретение дифференциального и интегрального исчисления. Сформировалось оно в ряде сочинений Ньютона и Лейбница и их ближайших сотрудников и учеников. Введение в математику методов анализа бесконечно малых стало началом больших преобразований, быстро изменивших всё лицо математики и поднявших её роль в системе естественно научных знаний человечества.
Однако появление анализа бесконечно малых не было делом рук одного или нескольких учёных, их гениальной догадки. Оно в действительности было завершением длительного процесса, внутриматематическая сущность которого состояла в накоплении и выделении элементов дифференциального и интегрального исчисления и теории рядов.
Для создания исчисления бесконечно малых внутри математики XVII в. сложились достаточные предпосылки. Это были: наличие сложившейся алгебры и вычислительной техники; введение в математику переменной величины и координатного метода; усвоение инфинитезимальных идей древних, особенно Архимеда; накопление методов решения задач на вычисление квадратур, кубатур, определение центров тяжести, нахождение касательных, экстремалей и т.д.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 251.