В экономической литературе при рассмотрении проблем государственного регулирования рыночной экономики особое место занимает выяснение сущности его субъектов и объектов. Субъектами, в частности, являются носители, выразители и исполнители экономических интересов. К числу первых относятся граждане взрослой части населения - работающие и неработающие, а также работники, объединенные в трудовые коллективы. В каждой из таких групп бесчисленное множество носителей экономических интересов, но это вовсе не значит, что на каждого из них в отдельности оказывается конкретное регулирующие воздействие. Все они живут и работают, так сказать, по законам и нормам, установившимся в экономической жизни данного государства. При этом, конечно, не исключены отклонения от таких норм и законов.
Конкретными носителями экономических интересов являются наемные рабочие, предприниматели, акционеры, земельные собственники, фермеры, крестьяне, государственные служащие, учителя, врачи, пенсионеры и т.п. Все они и каждый в отдельности имеют обособленные личные экономические интересы, реализация которых во многом зависит от установленных в государстве порядков и правил экономической жизнедеятельности. То же самое можно сказать о работниках трудовых коллективов. При этом регламентация их деятельности во многом зависит от размеров предприятия, вида выполняемых работ и производимой продукции, отраслевой и региональной принадлежности, других отличительных характеристик.
Носители как субъекты государственного регулирования имеют присущие им объекты. Ими, в частности, являются: имущество, доходы, виды деятельности, профессии, принадлежность отраслям и регионам. Например, государство может регулировать доходы различных групп населения, создавать более благоприятные условия для отдельных профессий, учитывать региональные особенности и др. Это в конечном итоге может ухудшать или улучшать реализацию экономических интересов как отдельных индивидуумов, так и работников трудовых коллективов.
Следующая группа субъектов государственного регулирования экономики - выразители носителей экономических интересов. Они представлены в различных союзах, ассоциациях, партиях и прочих общественных объединениях. Сегодня это, как правило, достаточно мощные объединения выразителей экономических интересов, например: профсоюзы, союзы предпринимателей и банковских структур, торговые палаты и др. В ассоциации могут объединяться фермеры, группы предпринимателей, студенты, физические и юридические лица, например, по поводу приватизации какого-либо земельного участка и т.п. Различные партии тоже являются выразителями определенных экономических интересов соответствующих групп носителей, а также вышеназванных выразителей экономических интересов последних. Прочие объединения часто носят кратковременный характер и не могут сколько-нибудь существенно выражать и обеспечивать реализацию экономических интересов носителей.
Выразители, как и носители, имеют свои объекты, с помощью которых происходит государственное регулирование экономики. Так, профсоюзы организуют забастовки, различного рода протесты, ведут борьбу за повышение заработной платы, улучшение условий труда, быта и отдыха своих членов и т.п. Союзы предпринимателей и промышленников заинтересованы в экономическом росте отраслей и предприятий, осуществлении режима экономии, максимизации получаемой прибыли, щадящей налоговой политике, обеспечивающих эффективное функционирование экономики. Ассоциации зачастую организовываются по профессиональным экономическим интересам их участников. Например, фермеров может объединить интерес по поводу строительства какого-либо перерабатывающего предприятия. Объединения, например, пенсионеров и ветеранов труда, могут стремиться к улучшению их социально-экономического положения в обществе и обеспечению достойного уровня жизни.
Еще одна группа субъектов государственного регулирования экономики - исполнители. Ими, в частности, являются различные органы и структуры трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и правовой. Законодательная власть в России на государственном уровне представлена Государственной Думой и в регионах аналогичными законодательными органами, но уже местного значения. На данном уровне происходит разработка различного рода законодательных актов, в том числе обеспечивающих государственное регулирование экономики. Исполнительная власть в лице правительства и президентских структур ответственна за реализацию на практике этих законодательных актов и нормативов. Вместе с тем исполнительная власть осуществляет и собственные мероприятия по государственному регулированию экономики. Особая роль в регулировании рыночной экономики принадлежит Центральному банку страны. Правовые органы (суды, прокуратура, арбитраж, органы безопасности) призваны обеспечивать охрану, правильность и справедливость в действиях всех субъектов, которые так или иначе вовлечены в процесс регулирования и функционирования экономики.
Как видим, в числе исполнителей, являющихся субъектами государственного регулирования рыночной экономики, имеет место значительное разнообразие. Это предопределяет и множественность объектов их воздействия. Так, законодательные структуры, создавая и утверждая законы и нормативы, определяют тем самым направления развития рыночной экономики. Объектами, с помощью которых осуществляет регулирование экономики исполнительная власть, являются многочисленные правительственные постановления и решения, а также указы президента. Правовые органы решают различные проблемы экономики, применяя соответствующие юридические законы, акты и нормативы.
Таким образом, субъектами государственного регулирования экономики являются носители, выразители и исполнители. Их обособленная характеристика свидетельствует о весьма многогранной разносторонности. Вместе с тем все они взаимосвязаны. Это подтверждает изложенное выше и составленная на его основе схема государственного регулирования рыночной экономики (рис. 33).
Рис. 33. Субъекты и объекты государственного регулирования рыночной экономики
Дата: 2019-12-22, просмотров: 280.