Налоговая система, как и составляющие ее элементы, выполняя исключительно важную роль в экономической и социальной жизни общества, вместе с тем не остаются вне внимания политики. Так, налоги часто являются предметом обсуждения парламентов, политических партий и общественных движений. Во время предвыборных кампаний их часто обещают снизить, но после того как они проходят, нередко все остается на прежнем месте. Примечательным является и такой факт, как повышение налогов между выборами депутатов в государственные управленческие структуры. В трактовке налогов и налогообложения немало субъективного, не всегда учитывающего как тактические, так и стратегические задачи общества на его конкретном этапе развития.
В обществе бытует и такое мнение. Большинство граждан полагает, что они платят слишком высокие налоги, тогда как с других слоев населения взымаются весьма низкие налоги. Получается, что государство, по мнению каждой из противоположных сторон, несправедливо и к тем, и к другим. Это порождает социальную напряженность в обществе, усиливая разрыв между богатыми и бедными. Чтобы сглаживать такой разрыв, необходима не только грамотная налоговая политика, но и объективно обусловленная политическая воля.
Различные мнения и действия относительно налогов и налоговой политики небеспочвенны. Дело в том, что их реальное влияние повсеместно во всех областях экономики и жизни людей. Например, не составляет особого труда взимать налоги с заработной платы и жалований. Это происходит автоматически при их начислении и выплате. Для государства это удобно. Однако для каждого отдельного работника такой способ не всегда адекватен в их личных экономических интересах, особенно в тех случаях, когда налоги считаются высокими.
Практическую значимость налоговая политика имеет в области прибыли. Повышение налоговой ставки на прибыль снижает возможность хозяйственной деятельности предприятий и, напротив, ее повышение положительно сказывается на их результативной работе. Большая часть прибыли, остающейся у предприятий, усиливает их самостоятельность и оперативность. Это позволяет реально осуществлять на практике один из важнейших принципов коммерческого расчета - самофинансирование. Капиталовложения за счет прибыли позволяют предприятиям своевременно обновлять технику, внедрять более прогрессивную технологию, вести в требуемом направлении НИОКР.
Налоговая политика должна быть исключительно гибкой. Причем, это должно касаться всех объектов налогообложения. Например, правильным следует считать дифференцированный подход к налогообложению двух частей прибыли предприятий - распределенной и нераспределенной. Так, пониженная налоговая ставка на нераспределенную часть прибыли способствует росту инвестиций и накоплению капитала, принадлежащего предприятиям. Если же налоговая ставка на распределяемую часть прибыли низкая, то в таком случае снижаются, например, дивиденды по акциям. При этом пониженные налоговые ставки на распределяемую часть прибыли в длительном периоде отнюдь не безвредны, ибо они могут привести в конечном итоге к снижению курсовой стоимости акций. В данном случае не исключена их потеря на предприятиях, так как акции могут быть приобретены другими субъектами хозяйствования, не всегда заинтересованными в их более высокой результативной деятельности.
Маневрирование в таможенной политике государства не всегда может рассматриваться однозначно. В частности политика протекционизма сдерживает импорт зарубежных товаров. Их уменьшение на внутреннем рынке стимулирует рост цен на эти товары. Сдерживание импорта благоприятно сказывается на деятельности отечественных товаропроизводителей. Они могут либо увеличивать объемы производства, либо тоже повышать цены на товары, в которых нуждается покупатель. Не исключено в таком случае и снижение качества выпускаемой продукции, ибо имеет место ослабление конкуренции между товаропроизводителями.
В налоговой политике в условиях рыночной экономики особое значение приобретает налоговое планирование. Его суть в минимизации налоговых платежей физическими и юридическими лицами при осуществлении своих прав в связи с выплатой налогов. В основе налогового планирования лежит максимальное использование льгот и возможностей с тем, чтобы выплачивать минимальные размеры налогов. Это право по защите своих материальных интересов обусловлено принципами рыночной экономики. Подтверждается оно и опытом развитых стран, которые достигли высокого уровня прогресса в экономике и по этой причине.
Налоговая политика может осуществляться по нескольким направлениям. Среди них можно назвать следующие:
- выбор организационно-правовой формы юридического лица;
- организация предприятия с учетом его местонахождения и регистрации в зависимости от уровня налогообложения;
- использование физическими и юридическими лицами всех разрешенных законами средств, понижающих налоги;
- доскональное изучение и использование налоговых льгот всеми субъектами налогообложения;
- рациональное использование прибыли и других источников финансирования в инвестиционной деятельности с учетом наименьшего налогообложения.
Названные направления налогового планирования имеют широкий перечень конкретных форм реализации. Например, известно, что по российскому законодательству регистрация предприятия в виде полного товарищества освобождает его от двойного налогообложения прибыли и предоставляет льготы по налогам на имущество и НДС. Всего этого не имеют общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и товарищества на вере. Имеют льготы в нашей стране малые и средние предприятия, функционирующие первые год-два, а также предприятия по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.
Производственная, коммерческая и финансовая деятельность предприятий сложна и многогранна. Ее эффективность тем выше, чем грамотнее используется налоговыми службами налоговая система на предприятиях. Снижение налогового бремени возможно при ускоренной амортизации основных средств, использовании прибыли на техническое переоснащение производства, подготовку и переподготовку кадров и т.п.
Тема 25. Роль государства в регулировании рыночной экономики
Дата: 2019-12-22, просмотров: 253.