Рыночная экономическая система, функционирующая в настоящее время в ряде развитых стран, оказалась наиболее жизнеспособной и гибкой. Подтверждением тому служит прежде всего высокий жизненный уровень населения в этих странах. Развернувшаяся во второй половине ХХ столетия научно-техническая революция создала благоприятные условия для полномасштабного развития производства и формирования мощной инфраструктуры. Наиболее активным стало участие государств в регулировании национальной экономики. Макроэкономический уровень хозяйствования субъектов рыночных отношений и социальная жизнь общества приобрели качественно новые черты. Важнейшие из них следующие:
- обобществление и огосударствление части хозяйств происходит в рамках не только национальной экономики, но и интернациональной;
- экономическая деятельность субъектов хозяйствования базируется преимущественно на коллективно-долевой, частной, государственной и смешанной (рассматриваемой как сочетание в определенном соотношении трех названных форм) формах собственности;
- государственное регулирование экономики становится наиболее активным и целенаправленным;
- социальные гарантии в обществе приобрели масштабное значение в рамках государственных программ, социального страхования и социального обеспечения.
Для современной экономической системы характерным является качественно новое содержание хозяйственного механизма. Здесь можно выделить ряд направлений:
1. В основе объема и структуры производимой продукции лежат маркетинговые исследования. Они проводятся, как правило, в рамках отдельных фирм. На макроуровне вопрос решается путем анализа приоритетных направлений НТП и прогноза развития общественных потребностей.
2. Эффективное использование ресурсов - одна из стратегических задач хозяйствования в экономике. Для этого, в частности, еще до начала производства, на основе маркетинговых исследований индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу продукции данного вида, приводятся в соответствие с общественно необходимыми затратами. На объем и структуру производимой продукции с учетом затрат существенное влияние оказывают государственные, отраслевые и общегосударственные программы.
3. В развитой рыночной экономике более широко применяются плановые методы хозяйствования. Микроэкономический уровень - это преимущественно маркетинговые системы управления выпуском продукции. Плановые методы управления на макроэкономическом уровне реализуются через усиление государственного регулирования уровня экономики. При этом планомерность на каждом из названных уровней становится активным средством приспособления к требованиям рынка.
4. Инвестиционные вложения в человеческий фактор со стороны крупных компаний и государства стали органически составной частью хозяйственного механизма. Это касается финансирования, образования, подготовки и переподготовки работников различной квалификации.
Забота фирм сводится к тому, чтобы повысить производительность труда, активизировать работу персонала и сократить потери рабочего времени. Это в конечном итоге способствует укреплению конкурентоспособности производимой продукции на рынке.
5. Для современной экономической системы характерной является социальная ориентация в экономическом развитии стран. Конкретно это находит отражение в решении проблем с безработными, низкооплачиваемыми работниками, слабо защищенными слоями населения в материальном отношении и т.п. В частности, на социальные нужды и реализацию многочисленных программ борьбы с бедностью в странах с высокоразвитой рыночной экономикой направляется 40-50% всех государственных бюджетных ассигнований.
6. Поскольку субъекты хозяйствования в условиях смешанной рыночной экономики не всегда заинтересованы в проблемах экологии и окружающей среды, их решение чаще всего берет на себя государство. В его регулировании можно выделить следующие направления: во-первых, должна быть создана действенная правовая основа по охране окружающей среды; во-вторых, вредные и опасные производства, но необходимые для удовлетворения потребности общества, должны быть государственными или со смешанной формой собственности; в-третьих, в ликвидации уже имеющихся нарушений в экологии и окружающей среде должны участвовать прежде всего субъекты хозяйствования, произведшие эти нарушения, а также государственные структуры, контролирующие и регулирующие состояние экологии и окружающей среды.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 266.