Учитывая сложность выбранного направления работы (профилактика наркозависимости), следует помнить, что волонтёры должны быть хорошо подготовлены, обладать знаниями о причинах возникновения наркомании, факторов, способствующих ее распространению, реальных последствий для организма человека.
Данная программа рассчитана на волонтёров-студентов, педагогов, специалистов по социальной работе, а также людей, которых интересует работа с трудными детьми.
Цель обучения - подготовка группы волонтёров для проведения просветительской работы среди детей и подростков по профилактике наркозависимости.
Задачи обучения:
- ознакомление волонтёров с программой;
- обучение знаниям и навыкам, необходимым для проведения в дальнейшем занятий с детьми и подростками по профилактике наркозависимости;
- определение видов и форм работы с детьми и подростками в данной работе.
Ожидаемые результаты:
- подготовить не менее 10 волонтёров для ведения занятий, организации различных мероприятий с детьми и подростками по профилактике наркозависимости;
- создать банк данных волонтёров, которых в дальнейшем можно будет привлекать к такому роду деятельности.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятий | Цель занятия | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие: - игры-знакомства; - задание на сплочение; - презентация программы для работы с трудными детьми и подростками. | Познакомить и сплотить волонтёров. Познакомить волонтёров с программой для работы с трудными детьми и подростками. | 2 |
2. | Формы работы с трудными детьми и подростками по профилактике наркотической зависимости: - лекция; - творческое задание; - дискуссия. | Познакомить волонтёров с различными формами работы с трудными детьми и подростками; вовлечь их в атмосферу творческой деятельности, благодаря которой они смогут строить в дальнейшем занятия по профилактике наркозависимости. | 1 |
3. | Как я представляю работу с трудными детьми и подростками: - разыгрывание ситуаций; - творческие задания. | Предоставить волонтёрам возможность участвовать в обучающем процессе, делясь своими знаниями и умениями в работе с трудными детьми и подростками. | 2 |
4. | Практическое занятие: - выступление волонтёров с докладами по темам «Что такое наркомания?», «Зарубежный опыт работы с трудными детьми и подростками», «Жизнь без наркотиков», «Наркотики: за и против», «Легких наркотиков не бывает»; - обсуждение докладов. | Дать возможность волонтёрам самостоятельно познакомиться с зарубежным опытом работы с трудными детьми и подростками. | 2 |
5. | Творческое занятие «Информационная кампания по профилактике наркозависимости», «Суд над наркотиками». | Научить волонтёров организовывать информационные мероприятия по профилактике наркозависимости. | 1 |
6. | Сочинение на тему «Готов ли я к работе волонтёра с трудными детьми и подростками». | Дать возможность определить готовность стать волонтёром. | 1 |
Курс занятий по обучению волонтёров
Занятие 1. Вводное занятие
Цель: познакомить и сплотить волонтёров. Познакомить их с программой работы с трудными детьми и подростками.
Игры-знакомства.
Педагог выбирает 1-2 игры:
1. «Сбор автографов». Для этой игры потребуется бумага и карандаши для каждого участника. Пока играет мелодия (1 мин.), каждый игрок берет автографы у других играющих, стараясь запомнить их имена. Музыка останавливается, игра прекращается. Всем участникам предлагается назвать имена и показать тех, у кого он брал автографы.
2. «Снежный ком». Участники садятся в круг. Первый игрок называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий - имя первого, второго и свое, и т.д.
3. «Группы». Участникам предлагается за 30 секунд объединиться в группы по различным признакам: цвет волос, глаз и т.п. Внутри групп игроки знакомятся. Вариант: педагог предлагает участникам построиться по разным признакам: по росту, размеру обуви, цвету волос и т.п.
4. «Интервью». Участники садятся по кругу, разбившись на пары. Необходимо за минуту узнать о партнере как можно больше. Педагог должен следить за временем, затем роли меняются. Каждому участнику предлагается рассказать о своем партнере то, что он запомнил (время на рассказ отводится по 30 секунд). Педагог может в это время задать несколько конкретных вопросов.
Задание на сплочение.
Необходимые материалы: любые предметы (например, спичечные коробки, зубочистки, пластиковые бутылки и т.п.), листы бумаги А4, карандаши или фломастеры.
1. Волонтёры делятся на три группы. Им предлагается «построить башню» из предложенного материала.
2. В течение отведенного времени группы должны построить свои башни, следуя инструкции (педагог заранее пишет ее на доске):
- задача: построить самую высокую и устойчивую башню;
- время на задание: 10 минут;
- условия задания: нельзя использовать клейкую ленту и другие предметы, не указанные в задании; нельзя крепить башню к полу, потолку, стене, стулу и т.п.
3. По истечении времени все группы должны презентовать башни (дать название башни, убедить другие группы в прочности постройки).
4. После презентации большинством голосов решить, чья постройка лучшего качества. Далее предложить волонтёрам ответить на следующие вопросы:
- Считаете ли вы, что ваша группа работала как команда? Обоснуйте ответ.
- Что бы вы изменили, если бы мы повторили задание?
- Какие навыки вы приобрели, выполняя это задание, и как они помогут вам в реализации предлагаемой вам программы?
Презентация программы для работы с трудными детьми и подростками. (Руководитель может провести презентацию в виде мультимедиа, плакатов).
В презентации оговариваются:
- цели, задачи, ожидаемые результаты программы;
- объем работы и действия, которые должны выполнять волонтёры;
- права и обязанности волонтёров;
- руководители, в подчинении которых будут находиться волонтёры.
Подведение итогов занятия.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 270.