Мониторинг рынка подразумевает комплекс мероприятий, которые представляют собой сбор, обобщение и анализ (в т.ч. создание баз данных) всевозможной информации и разработку прогнозов развития ситуации, что, в целом, необходимо для принятия решений в рамках задачи по формированию рекомендаций по корректировке сбытовой деятельности АК «АЛРОСА».
Информацию, которая может быть использована для выполнения данной задачи, можно разделить на два основных раздела:
1. Информация, получаемая непосредственно с рынка в результате реализации (закупки) алмазного сырья и бриллиантов, а именно:
1.1. Результаты реализации на внешнем и внутреннем рынках проводимых «ЕСО АЛРОСА»;
1.2. Результаты реализации алмазного сырья в Зарубежных Торговых Компаниях (ЗТК);
1.3. Результаты просмотра (закупки) специалистами «ЕСО АЛРОСА» алмазного сырья других мировых производителей;
1.4. Результаты реализации алмазного сырья зарубежных проектов АК «АЛРОСА»;
1.5. Информация по изменению цен реализации на бриллианты с привязкой к соответствующему алмазному сырью по данным получаемым от собственного производства АК "АЛРОСА". Кроме того, при наличии соответствующих договоренностей, аналогичная информация, получаемая от других обрабатывающих предприятий (как российских, так и иностранных);
1.6. Информация о реализации контрольных партий, проводимой через ГУПВО «Алмазювелирэкспорт»;
1.7. Информация о функционировании вторичного рынка алмазного сырья на территории РФ путем получения информации от Алмазной Палаты России;
1.8. Сопоставительный анализ информации, получаемой непосредственно от клиентов Компании, как путем их официального опроса (анкетирования), так и путем проводимых бесед в свободном режиме.
2. Информация, получаемая из общедоступных источников, а именно:
2.1. Цены на бриллианты прейскуранта Раппапорта и других бриллиантовых прейскурантов, публикуемых в зарубежной печати и в Интернете;
2.2. Макроэкономические тенденции и перспективы развития стран-субъектов мирового рынка алмазов, бриллиантов и ювелирных украшений с бриллиантами;
2.3. Деятельность основных производственных и торговых центров мирового АБК и их специализация, объемы экспортно-импортных операций с алмазным сырьем и бриллиантами, экономические и финансовые характеристики деятельности и т.д.;
2.4. Данные и анализ деятельности компаний – основных продуцентов алмазного сырья;
2.5. Данные по физическому и стоимостному объему добычи в странах-производителях и перспективы новых месторождений;
2.6. Статистические данные по мировому рынку ювелирных украшений с бриллиантами;
2.7. Статистические данные по мировому рынку бриллиантов;
2.9. Информация о маркетинговых действиях всех основных игроков мирового алмазно-бриллиантового рынка;
2.10. Информация о существенных изменениях законодательств, регулирующих деятельность зарубежных алмазно-бриллиантовых рынков.
В настоящее время, вышеперечисленные объемы информации поступают в «ЕСО АЛРОСА» и, соответственно анализируются и используются, лишь частично, а некоторых из перечисленных пунктов и вовсе отсутствуют в распоряжении «ЕСО АЛРОСА».
Наиболее объективной, оперативной и полноценно используемой является информация по результатам реализации на внешнем и внутреннем рынках проводимых собственно «ЕСО АЛРОСА». Такая информация и в настоящее время и в последующем будет являться одним из основных источников данных по реальному состоянию рынка алмазного сырья
Важнейшей составляющей рыночной информации должны являться данные, получаемые в результате деятельности ЗТК. К сожалению, в последнее время, возможности «ЕСО АЛРОСА» по полноценному использованию потенциала ЗТК существенно ограничены. В первую очередь, это касается значительных ограничений ассортиментного состава алмазного сырья, направляемого в ЗТК, что позволяет проводить мониторинг только очень узкого сегмента рынка. Для исправления подобной ситуации необходимо снять ограничения на поставку в ЗТК алмазного сырья широкого ассортимента.
Результаты просмотра (закупки) специалистами «ЕСО АЛРОСА» алмазного сырья на вторичном рынке являются очень информативным и важным источником, позволяющим оперативно отслеживать сбытовую политику наших основных конкурентов. Кроме ценовой информации такая работа позволяет получать представление о методиках комплектации продажных партий, применяемых мировыми производителями алмазного сырья и компаниями, работающими на вторичном рынке. Данная работа, в настоящее время, проводится в достаточно ограниченном объеме (4-5 выездов в год специалистов «ЕСО АЛРОСА» в Антверпен). Представляется целесообразным, с целью увеличения объема информации и возможности ее сопоставления, проводить данную работу в большем объеме и с расширением географии.
Результаты реализации алмазного сырья зарубежных проектов АК «АЛРОСА» могли бы являться полезнейшим источником информации, как в плане изучения ценовых параметров рынка, так и в плане возможности проводить экспериментальные работы по формированию новых товарных позиций.
Информация по изменению цен реализации на бриллианты с привязкой к соответствующему алмазному сырью по данным получаемым от собственного производства АК "АЛРОСА", по идее (которая, кстати, была заложена в основу создания «Бриллиантов «АЛРОСА») должна являться одним из основополагающих факторов формирования ценовой политики Компании. К сожалению, информация, получаемая в «ЕСО АЛРОСА» от «Бриллиантов «АЛРОСА», носит достаточно ограниченный и нерегулярный характер.
Возможно, более значимой в общей системе мониторинга рынка может стать информация о результатах обработки того или иного ассортимента алмазного сырья, получаемая от других обрабатывающих предприятий (как российских, так и иностранных). С этой целью, при формировании очередных срочных договоров на поставку алмазного сырья, представляется целесообразным включать в условия договоров соответствующие обязательства клиентов.
Информация о реализации контрольных партий, проводимой через ГУПВО «Алмазювелирэкспорт», носит достаточно ограниченный характер, что связано с тем, что ГУПВО «Алмазювелирэкспорт» проводит реализацию контрольных партий единым целым, без какой-либо разбивки на товарные позиции. Тем не менее, данная информация является достаточно ценным, независимым от продаж Компании, индикатором общего состояния рынка.
Информация от Алмазной Палаты России о реализации российскими предприятиями на экспорт части, закупленного у АК «АЛРОСА» алмазного сырья, является важной частью получения данных о функционировании вторичного рынка алмазного сырья на территории РФ.
Сопоставительный анализ рыночной информации, получаемой непосредственно от клиентов Компании, как путем их официального опроса (анкетирования), так и путем проводимых бесед в свободном режиме, относительно новый и, в настоящее время, не вполне регламентированный инструмент получения информации. При этом, данное направление представляется весьма перспективным, но, тем не менее, оно может быть использовано только в качестве вспомогательного, т.к. информация получаемая от заинтересованных лиц, по определению не может быть полноценно объективной.
Из всего объема информации, получаемой из общедоступных источников, в непосредственном анализе рыночной ситуации, могут быть использованы только данные по ценам на бриллианты прейскуранта Раппапорта и других бриллиантовых прейскурантов, публикуемых в зарубежной печати и в Интернете. Недостатком подобной информации является ее очень общий характер. Фактически такие данные можно использовать только как источник информации об общих тенденциях на рынке. Прямое применение цен на бриллианты из прейскуранта Раппапорта и подобных ему в системе мониторинга невозможно, в силу непрозрачности формирования реальных рыночных цен (сильная вариация скидок /надбавок).
Прочая общедоступная информация применяется, в основном, для формирования прогнозов развития ситуации на рынке различной временной длительности. При этом, необходимо отметить, что существующие методики построения прогнозов дают достаточно удовлетворительный результат в долгосрочном периоде, но не отличаются особой точностью в построении кратко-среднесрочных прогнозов. Справедливости ради, необходимо отметить, что подобная ситуация характерна для всех футуристических исследований, т.к. в долгосрочной перспективе срабатывает эффект «больших чисел», который сглаживает все возможные непросчитанные флуктуации событий, которые, в свою очередь, на более коротких промежутках времени оказывают непредсказуемое воздействие на развитие ситуации.
Представляется целесообразным для повышения точности кратко-среднесрочных прогнозов, во-первых, расширить и качественно улучшить сотрудничество с аналитическими службами Компании в плане обмена информацией, а во-вторых, обеспечить непосредственное присутствие «ЕСО АЛРОСА» на крупных международных выставках, ярмарках, конференциях и семинарах, где возможно получить оперативную информацию по актуальным вопросам функционирования мирового АБК.
Глава 4. Политика ценообразования АК «АЛРОСА»
В соответствии с Общими указаниями к прейскуранту расчетных цен на сырье алмазное и Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" №41-ФЗ от 26.03.98 при реализации алмазного сырья на базе прейскуранта расчетных цен экспертным путем определяются иные отпускные цены, либо надбавки (скидки) к ценам данного прейскуранта. В "ЕСО АЛРОСА" такая корректировка цен осуществляется путем применения коэффициентов к прейскуранту расчетных цен Минфина РФ. Учитывая меняющуюся ситуацию на рынке алмазного сырья, маркетинговая служба «ЕСО АЛРОСА» вносит предложения по корректировке коэффициентов на различные ассортиментные позиции, предлагаемого к реализации сырья, которые рассматриваются руководством АК «АЛРОСА» и, в случае положительного решения, вводятся в действие распоряжением Президента АК «АЛРОСА». Корректировка коэффициентов позволяет стабилизировать соотношение спроса и предложения на алмазное сырье, максимально удовлетворить требования клиентов при одновременном повышение рентабельности продаж.
Ниже приведен вариант методики разработки проектов новых уровней цен для реализации алмазного сырья учитывающий информацию, получаемую в соответствии с описанной в Главе 3 системой.
Информационная база расчета
Показатели уровня востребованности алмазного сырья
Определяются как отношение объема (по стоимости) поступившего алмазного сырья для реализации за определенный период времени к объему (по стоимости) фактически реализованного алмазного сырья за тот же период времени. Данные значения определяются для каждого типового бокса в виде процентных показателей. При этом показатель уровня востребованности может превышать 100%, что означает реализацию запасов типовых боксов данной номенклатуры сверх объема перечисления за рассматриваемый период.
Результаты тендерных продаж типовых лотов и боксов алмазного сырья на свободном рынке (Москва + зарубежные торговые площадки АК «АЛРОСА»), а также информация по итогам реализации 5%-ых контрольных партий через ГУПВО «Алмазювелирэкспорт».
На основе данных результатов рассчитывается показатель, определяющий полученное превышение над действующими расчетными ценами типового лота или бокса. Такой показатель определяется путем следующего расчета:
- Определяется средняя величина по шести максимальным предложениям, полученным за рассматриваемый лот или бокс.
- Определяется средняя величина по девяти максимальным предложениям, полученным за рассматриваемый лот или бокс.
- Средние величины по шести и девяти максимальным предложениям сравниваются.
В случае если средняя величина по шести максимальным предложениям будет превышать среднюю величину по девяти максимальным предложениям более чем на 5%, то искомый показатель будет равен средней величине по девяти максимальным предложениям.
В случае если средняя величина по шести максимальным предложениям будет превышать среднюю величину по девяти максимальным предложениям менее чем на 5%, то искомый показатель будет равен средней величине по шести максимальным предложениям.
Полученный для типового лота показатель распространяется на все входящие в данный лот боксы.
Результаты конкурсных продаж типовых лотов алмазного сырья на внутреннем рынке.
На основе данных результатов определяются типовые боксы, входящие в состав типового лота, по которым происходит отказ клиентов от приобретения, а также учитываются ценовые показатели, если клиенты предоставляли свои предложения по цене за отдельные боксы.
Результаты продаж типовых лотов алмазного сырья на внутреннем рынке покупателям на регулярной основе.
На основе данных результатов определяются типовые боксы, входящие в состав типового лота, по которым происходит отказ клиентов от приобретения.
Результаты внетендерных продаж типовых лотов и/или боксов алмазного сырья по фиксированной цене на свободном рынке.
На основе данных результатов определяются типовые боксы, по которым происходит отказ клиентов от приобретения.
Информация по ценам на бриллианты, публикуемая в прейскуранте Рапопорта, в Antwerp Diamond List и других общедоступных изданиях и интернетресурсах.
В результате обработки такой информации получаются данные по динамике изменения цен на группы бриллиантов, объединенные по принципу примерного соответствия исходному сырью.
Информация по ценам на бриллианты и данные по результатам обработки алмазного сырья в бриллианты. предоставляемая собственным производством АК "АЛРОСА" и, возможно, другими обрабатывающими предприятиями, в том числе зарубежными.
В результате обработки такой информации получаются взаимодополняющие с предыдущими данные.
Результаты продаж алмазного сырья в адрес «Сити энд Вест Ист Лтд.», анализ сделок проводимых через Алмазную Палату, данные по закупкам на свободном рынке и другая ценовая информация, имеющая общий, малосопоставимый или непериодический характер, не входит в типовую систему определения расчетных цен, но рассматривается и учитывается при принятии решения по корректировке расчетных цен.
Общие данные по состоянию мирового рынка алмазов и бриллиантов, данные по изменению конъюнктуры отдельных региональных рынков, экономические показатели добывающих компаний, обрабатывающих центров, стран – основных потребителей ЮИБ и другая экономическая информация, а также прогнозы развития рынков (как собственные, так и прогнозы ведущих мировых специалистов) также не входят в типовую систему определения расчетных цен, но рассматриваются и учитываются при принятии решения по корректировке расчетных цен.
Расчет
1. Рассматриваются показатели уровня востребованности алмазного сырья (В) по следующей схеме:
В < 65% - необходимо снижение цены;
В = 65-79% - возможно снижение цены;
В = 80-89% – цена стабильна;
В = 90-100% - возможно повышение цены;
В > 100% - необходимо повышение цены.
2. Рассматриваются результаты тендерных продаж типовых лотов/боксов алмазного сырья на свободном рынке (Тсв) по сравнению с действующим коэффициентом (Кд) по следующей схеме:
ТСв / Кд <0,90 - необходимо снижение цены;
ТСв / Кд = 0,90-0,98 - возможно снижение цены;
ТСв / Кд = 0,99-1,01 – цена стабильна;
ТСв / Кд = 1,02-1,10 - возможно повышение цены;
ТСв / Кд >1,10 - необходимо повышение цены.
3. Рассматриваются результаты продаж типовых лотов/боксов алмазного сырья на внутреннем и свободном рынках (Фц) по следующей схеме:
- Бокс находится в числе отказных из состава типового лота по всем направлениям реализации;
- Бокс находится в числе отказных из состава типового лота по одному-двум направлениям реализации;
- Бокс продается в составе типового лота по всем направлениям реализации.
4. Рассматриваются результаты анализа по ценам на бриллианты (Б) по следующей схеме:
- Отмечается снижение цены на группу бриллиантов, примерно соответствующую типовому боксу исходного сырья;
- Отмечается стабильность цены на группу бриллиантов, примерно соответствующую типовому боксу исходного сырья;
- Отмечается рост цены на группу бриллиантов, примерно соответствующую типовому боксу исходного сырья.
5. Проводится сопоставление параметров 1. и 2., при этом: При высоких показателях результатов тендерных продаж типовых лотов и боксов алмазного сырья на свободном рынке, при которых среднее значение полученных предложений превышает действующий уровень цен на 10% и более данный показатель является приоритетным перед низкими показателями уровня востребованности алмазного сырья, т.к. свободный рынок более динамичен и быстрее реагирует на изменение конъюнктуры мирового рынка алмазного сырья, по сравнению с рынком покупателей на регулярной основе. В то же время, при низких показателях результатов тендерных продаж на свободном рынке и высоких показателях уровня востребованности алмазного сырья приоритет изменяется, т.к. снижение цен на алмазное сырье, которое продолжает пользоваться устойчивым спросом на рынке регулярных покупателей может привести к неоправданным финансовым потерям.
Количественные параметры изменения расчетной цены определяются экспертным путем с учетом всех вышеперечисленных параметров, а также прочих, действующих на текущий момент времени, нюансов рынка, не описанных в настоящих Методических указаниях.
Заключение
В данной дипломной работе была предпринята попытка проанализировать современное состояние мирового и отечественного АБК в свете существенных изменений, которые требуют адекватной реакции со стороны АК «АЛРОСА» в области совершенствования сбытовой политики, и в частности, дальнейшего совершенствования методик мониторинга рынка и ценообразования.
В настоящее время развитие мировой экономики терпит существенные изменения. К основным факторам, способствующим данным изменениям можно отнести растущее благосостояние населения; смещение доминирующего рынка спроса из США; ослабление доллара; политические изменения в Африке, диктующие расширение контроля над собственными природными ресурсами. И не менее важным фактором является появление крупных потребительских стран – Китая и Индии, которые помимо многочисленных потребителей имеют укрепляющуюся валюту.
«Де Бирс» изменила систему распределения алмазов, в которую вошли добывающие страны: Ботсвана, Намибия, ЮАР и Канада, где с 2008 года началась продажа сырья. Важным изменением является провозглашение «Де Бирс» политики содействия развитию в данных странах гранильной промышленности, что ведет к постепенному оттоку сырья из традиционных гранильных центров в страны их добычи. Основной центр сортировки, оценки и комплектации корпорации перемещается из Великобритании в Ботсвану.
Образуются новые торговые центры, такие как Дубаи. Расширяет свое влияние в алмазном бизнесе Гонконг.
Снижение предложения алмазного сырья на мировом рынке и ослабление доллара способствовали росту продаж ювелирных украшений с бриллиантами в странах Дальнего Востока, которые, по мнению представителей алмазно-бриллиантового бизнеса, станут его движущей силой в перспективе.
В 2007 г. впервые за многие годы снизился объем мировой добычи алмазов в натуральном выражении. Дефицит алмазного сырья приведет к обострению конкуренции на рынке и к росту цен на него, который наблюдается и в настоящее время.
Рост цен происходит также и на бриллианты. И, несмотря на то, что США, создающие до 50% мирового спроса на бриллианты, испытывает экономические трудности, недостатка в потребителях нет. Покупатели из Индии, Китая, стран Ближнего Востока и других азиатских стран стали новым фактором на рынке.
Ряд причин приводит к росту цен на бриллианты, к которым можно причислить устойчивый спрос на большинстве мировых рынков ювелирных изделий, исключая США и Японию; рост издержек в цикле производства бриллиантов; падение стоимости доллара США, который служит основной валютой для расчетов на мировом рынке алмазов и бриллиантов; глобальный рост цен на все биржевые товары и сырье – часть вкладываемых в эти активы денег попадает и на рынок бриллиантов; неустойчивость финансового рынка также подталкивает инвесторов вкладывать деньги в «традиционные ценности» – золото, драгоценные камни, бриллианты.
Можно предположить, что пока спрос на бриллианты в мире, особенно на развивающихся рынках, остается высоким, цены на них будут расти.
В настоящее время, когда DTC уже не осуществляет контроль над ценами с помощью буферных запасов, их формирование происходит на основе изменения баланса спроса и предложения алмазного сырья. Т.е. механизмов сдерживания роста цен не существует, и они могут изменяться более высокими темпами, чем раньше.
Прогнозный баланс спроса и предложения показывает превышение спроса на алмазное сырье над его предложением в 2008-2009 гг., что будет являться основой для обострения конкуренции за алмазы и роста цен на него.
Учитывая происходящие изменения на рынке большое значение в достижении целей АК «АЛРОСА» по повышению эффективности реализации природных алмазов будет иметь организация оптимальной работы по мониторингу рынка и методам ценообразования.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 265.