Принципиальные особенности функционирования алмазного рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современная структура и принципы организации мирового алмазно-бриллиантового рынка сложились в ходе исторического развития, так называемой «мировой одноканальной системы продаж необработанных алмазов», которая является формой организации монопольного регулирования рынка крупнейшими мировыми производителями алмазного сырья, не имеющей аналогов в теории и практике функционирования других товарных рынков.

За исключением использования в промышленности, которое составляет незначительную часть общего стоимостного объема добываемых в мире алмазов, в силу своих природных особенностей и редкости алмазы и изделия из них в качестве предметов потребления удовлетворяют, главным образом, эстетические потребности покупателя, служат средством накопления и символом богатства, являются предметами роскоши, а не первой необходимости. Кроме того, алмаз, как товар не является продуктом с гомогенными свойствами, он неделим – алмаз более крупного размера стоит значительно дороже более мелких аналогичных камней и существенно теряет в цене при разделении на части. Именно с этими потребительскими свойствами алмазов и связаны некоторые принципиальные особенности функционирования алмазного рынка.

Классический механизм действия рыночных сил предполагает, что при падении спроса на определенный товар равновесие на рынке достигается снижением цен на него. Однако в случае с алмазами снижение цен не приводит к рыночному равновесию, а способствует дальнейшему падению спроса. Это происходит потому, что, обесцениваясь, алмазы и изделия из них теряют в глазах покупателей одно из главных своих потребительских свойств - способность служить средством накопления богатства. Следовательно, для нормального функционирования алмазного рынка требуется специальный механизм, обеспечивающий непрерывное поддержание высокой стоимости алмазов через регулирование предложения товара в зависимости от спроса на рынке. Но такое регулирование возможно только в условиях организованного и контролируемого рынка.

Спрос на алмазы и изделия из них зависит, прежде всего, от уровня благосостояния населения. Снижение доходов физических лиц в результате тех или иных политических событий или ухудшения общеэкономической конъюнктуры приводит к сокращению потребления в первую очередь предметов роскоши, в том числе алмазов и изделий из них. Только затем при определенных обстоятельствах происходит уменьшение покупок потребительских товаров первой необходимости. Это означает, что алмазы и изделия из них в целом, как определенный вид товаров, конкурируют с другими видами потребительских товаров, относящихся к группе предметов роскоши. Межотраслевая конкуренция требует специальных механизмов поддержания спроса на алмазную продукцию.

Как и другие отрасли горнодобывающей промышленности, добыча алмазов из коренных месторождений является капиталоемким производством, что препятствует быстрому переливу капитала в другие сферы приложения в периоды ухудшения конъюнктуры алмазного рынка. Низкая степень эластичности капитала в отрасли обусловливает повышенную степень риска его обесценивания, а в предельном случае - и утраты, если уровень цен на алмазное сырье и доходов от его реализации будет ниже минимально допустимого. Отсюда вытекает необходимость поддержания стабильности цен на алмазы и изделия из них на период окупаемости инвестиций в алмазодобывающую промышленность.

Указанные выше особенности алмазов как товара, вытекающие из их потребительских свойств, в сочетании с повышенными рисками для капитальных вложений в добычу алмазов, объективно предопределяют необходимость особой формы организации мирового алмазного рынка, которая позволяла бы через контролируемый и непрерывно поддерживаемый оптимальный уровень предложения, спроса и цен на алмазное сырье постоянно воспроизводить достаточный для нормального функционирования алмазодобывающей промышленности уровень доходов от реализации собственной продукции.

Отвечающая этим условиям форма организации мирового алмазного рынка складывалась на протяжении многих десятков лет. Определяющим компонентом в данной системе являлась Корпорация «Де Бирс».

Дата: 2019-12-22, просмотров: 232.