В отличие от других ведущих мировых алмазодобывающих стран в Российской Федерации сформировался развитый внутренний алмазно-бриллиантовый рынок. Это стало возможным благодаря особому способу выхода отечественной алмазодобывающей промышленности на мировой рынок необработанных алмазов.
Как правило, поставки алмазного сырья для нужд алмазообрабатывающей промышленности тех стран, где добываются алмазы, осуществляется централизованно "Де Бирс". При этом, алмазное сырье закупается «Де Бирс» у алмазодобывающих предприятий этих стран в полном объеме, доставляется в DTC в г. Лондон, замешивается с сырьем, поступающим от других производителей, и после подготовки продажных партий возвращается назад в страну. Поставки же на мировой рынок через "Де Бирс" из России осуществляются только в той части, которая предназначена на экспорт. Обеспечение российской алмазообрабатывающей промышленности осуществляется АК "АЛРОСА" напрямую.
Участниками АБК РФ являются:
- основные алмазодобывающие предприятия: АК "АЛРОСА", добывающая 98% алмазов на территории РФ и другие, основным из которых является предприятие «Уралалмаз», добывающее 2% общероссийской добычи алмазов;
- государственные учреждения, уполномоченные органами государственной власти и управления закупать для государственных нужд алмазное сырье и обработанные алмазы и продавать их: Государственное хранилище ценностей РФ при Министерстве Финансов РФ (далее Гохран РФ) и Государственное унитарное предприятие «Комдрагметалл РС «Я)» (далее ГУП «Комдрагметалл РС(Я)»);
- уполномоченное Правительством РФ Государственное унитарное предприятие «Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт"» (далее ВО "АЮЭ"), продает на свободном рынке контрольные 5%-ные отрезки от каждой экспортной партии, реализуемой АК "АЛРОСА";
- предприятия алмазообрабатывающей промышленности разных форм собственности (гранильные предприятия);
- предприятия, производящие технологический инструмент и оборудование на основе природных алмазов.
Основополагающим для организации внутреннего рынка служит принятый в 1998 году Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», который устанавливает отношения собственности в сфере обращения драгоценных металлов и камней, а также принципы регулирования деятельности и функции государственного контроля в российском алмазно-бриллиантовом комплексе.
Закон устанавливает, что собственниками произведенной продукции являются субъекты добычи – алмазодобывающие компании. При этом государство обладает приоритетным правом выкупать драгоценные камни у субъектов добычи и может выкупить у них весь объем произведенных драгоценных камней.
Алмазы, оставшиеся в распоряжении алмазодобывающих компаний после обязательных продаж в государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней России и субъектов РФ, предлагаются на внутреннем российском рынке перерабатывающим предприятиям гранильной и инструментальной отраслей. В целях полного обеспечения потребности российских гранильных предприятий в алмазном сырье, специалисты Компании постоянно производят оценку емкости внутреннего рынка РФ путем определения мощностей гранильных предприятий.
По решениям органов государственного управления на внутреннем рынке могут продаваться и алмазы из Госфондов России и субъектов РФ. При этом, не весь ассортимент добываемых алмазов может быть эффективно переработан в России в силу объективно сложившегося более высокого уровня издержек производства относительно мирового при обработке некоторых ассортиментных категорий алмазов.
Невостребованная российской промышленностью часть алмазов экспортируется. В целях поддержания обеспечивающей стабильность мировых цен на алмазное сырье исторически сложившейся на мировом рынке одноканальной системы продаж, организатором которой выступает ТНК «Де Бирс», решениями Президента и Правительства Российской Федерации в России также установлена одноканальная система продаж природных алмазов на внешний рынок через одну уполномоченную организацию. Указами Президента Российской Федерации от 19.02.92 г. № 158-с, от 26.11.92 г. № 1481, от 20.07.97 г. № 740, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 01.12.92 г. № 948, от 23.07.97 г. № 926 в качестве уполномоченного экспортера определена АК "АЛРОСА", что обусловлено непрерывным циклом производства и продаж в Компании, в то время как государственные учреждения реализуют сырье в разовом порядке по решению Президента и Правительства Российской Федерации.
Бриллианты, произведенные алмазообрабатывающими предприятиями России, могут продаваться на внутреннем и внешнем рынках без каких-либо ограничений.
Государственный контроль и регулирование в области алмазно-бриллиантового комплекса регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации и законами Российской Федерации.
Очевидно, что деятельность АБК РФ находится под жестким государственным контролем и регламентируется многочисленными нормативно-правовыми документами. Свидетельством тому является тот факт, что по его вопросам издано большее количество нормативных документов, чем по нефтегазовому комплексу страны, хотя объем производимой продукции и значение для экономики России последнего неизмеримо больше.
Тем не менее, состояние нормативно-правовой базы российского АБК нельзя признать удовлетворительным, что самым непосредственным образом сдерживает развитие внутреннего рынка.
Основными исполнителями нормативных документов по проблемам алмазно-бриллиантового комплекса России являются, как правило, Министерство Финансов РФ, Государственный Таможенный Комитет РФ, Центральный банк РФ и т.д. АК «АЛРОСА» участвует в создании нормативных актов федерального и регионального уровней, однако ее возможности в этом ограничены.
Большое число исполнителей и слабая координация их работы являются, по-видимому, главными причинами недостаточно эффективной работы в области нормативно-правового обеспечения деятельности алмазно-бриллиантового комплекса России.
Тем не менее, в соответствии с Законами Российской Федерации и другими нормативными актами, в РФ сформирована многосубъектная схема организации внутреннего алмазного рынка, на котором действуют несколько продавцов и значительное количество покупателей, имеющих соответствующие лицензии на право обработки природных алмазов (Рис. 3).
Рисунок 3. Схема организации АБК Российской Федерации
Свободный мировой рынок
| ||||||
В/О «Алмазювелирэкспорт»
| ||||||
ТНК «Де Бирс» |
АК «АЛРОСА» (98% добычи) |
Другие (2% добычи) | ||||
ГУП «Комдрагметалл РС (Я)» |
Гохран РФ | |||||
Внутренний рынок РФ (гранильные предприятия, инструментальная промышленность) |
Движение алмазов:
- на внутренний рынок; | - на экспорт |
2.2. Анализ гранильной промышленности РФ
Потребителями алмазного сырья являются алмазообрабатывающая промышленность, включающая предприятия по производству бриллиантов (гранильные предприятия) и предприятия по изготовлению инструментов и оборудования на основе природных алмазов.
Анализируя состояния гранильной промышленности РФ можно выявить следующий ряд особенностей:
1. В России сформирована конкурентная среда для покупателей алмазов на рынке РФ за счет роста числа гранильных предприятий.
2. Российская гранильная промышленность имеет свою особенность, которая состоит в том, что она ориентирована на экспорт. Более 95% конечной продукции отечественного алмазно-бриллиантового комплекса – бриллиантов, экспортируется.
3. Структура поставок алмазов на внутренний рынок характеризуется традиционным использованием российской гранильной промышленностью определенного спектра алмазного сырья высоких качественных и цветовых характеристик.
4. Государственные предприятия представлены заводами системы "Кристалл", расположенными в Москве, Смоленске и Барнауле, из которых реально действующим является только смоленский завод, потребности которого обеспечиваются собственными оборотными средствами на 70%. Московский завод "Кристалл" обанкротился в 90-тые годы. Алтайское ГУП ПО "Кристалл" в небольших объемах производит бриллианты из давальческого сырья. Это вызвано тем, что за годы реформ государственные гранильные предприятия из-за потери оборотных средств и в результате резкого увеличения цен на тепло- и электроэнергию, вспомогательные материалы, утяжеления налогового бремени, инфляционных процессов, не имели возможности закупать алмазное сырье.
5. В настоящее время российская гранильная промышленность насчитывает более 200 предприятий различных форм собственности. Их число постоянно меняется: практически ежемесячно появляются новые и по различным причинам прекращают деятельность старые предприятия.
6. Принимая во внимание наличие определенного рынка квалифицированной в области обработки алмазов рабочей силы, относительно низкие затраты на сырьевое обеспечение и тот факт, что расходы на заработную плату огранщиков в России ниже общемировых (но выше чем в Индии и Китае), при прочих равных условиях, отечественная гранильная промышленность является весьма привлекательной сферой вложения иностранного капитала.
7. С ухудшением экономической ситуации, в России начали создаваться совместные предприятия (далее СП), получившие неограниченный доступ к алмазному сырью. Однако, как показала практика, опора только на СП ненадежна, поскольку большинство иностранных партнеров видит в Росси источник сырья для вывоза его за рубеж.
8. Резкое увеличение доли негосударственных предприятий в общих объемах производства и продаж бриллиантов в РФ обусловлено не столько их более эффективной работой, сколько возможностью приоритетного доступа к алмазному сырью.
9. Следует отметить, что гранильные предприятия с участием иностранного капитала, как правило, не несут затрат, связанных с поддержанием производственной и социальной инфраструктуры, характерных для государственных гранильных заводов. Лишь 40% из созданных и вновь создаваемых СП имеют реальные производственные мощности. В основном новые гранильные фирмы прибегают к аренде уже существующих производственных мощностей, привлекая рабочих ограночных специальностей из государственных гранильных предприятий.
10. В гранильной отрасли РФ создана значительная, но недостаточно используемая производственная база. Недозагрузка производственных мощностей вызвана в основном тяжелым финансовым положением гранильных предприятий, старением и выходом из строя парка станков и оборудования в составе технологического цикла и текучестью квалифицированной рабочей силы.
11. Производительность труда в отечественной гранильной промышленности приблизительно в два раза ниже, чем за рубежом, что препятствует получению преимуществ от более низкой заработной платы. Помимо технологических показателей на снижение конкурентоспособности российской алмазообрабатывающей отрасли оказывают влияние низкие темпы оборота капитала, что при наличии в стране более высоких ставок по кредитам приводит к сокращению прибыли.
12. Факторами, негативно влияющими на развитие российской гранильной промышленности, являются так же налоги и сборы, в базу исчисления которых включается стоимость алмазного сырья и существующий порядок проведения финансовых расчетов при осуществлении экспортно-импортных операций с продукцией алмазно-бриллиантового комплекса. Кроме того, сроки государственного оформления лицензий и другой разрешительной документации при экспортно-импортных операциях непредсказуемо длинны, что приводит к сокращению экспорта бриллиантов и к дополнительным финансовым потерям предприятий.
Таким образом, гранильное производство в России представляет собой хотя и достаточно высокодоходный, однако очень рискованный вид бизнеса, в котором многое зависит от оперативности и качественности принятия решений по сбыту, технологии производства, учета конъюнктуры мирового рынка.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 239.