Цель графоаналитического расчета – определение минимального необходимого набора режимов работы транспортных единиц на маршруте при достижении наименьших общих затрат машино-часов.
Графическое построение основывается на следующих принципах:
- не изменяя суммарного числа занятых клеток по каждому столбцу и используя метод зеркального отображения с перенесением фрагмента диаграммы с одной линии основания на другую, необходимо добиваться максимально возможного приближения числа занятых клеток по каждой строке к предпочтительной величине продолжительности работы ;
- следует стремиться в возможных пределах к максимальному упрощению получаемых геометрических фигур-фрагментов диаграммы «максимум» - к достижению простейших, прямоугольной формы каждого фрагмента диаграммы, соответствующего группе выходов той или иной классификации.
3.1 Первый вариант графоаналитического расчета
По параметрам и характеристикам диаграммы «максимум» проанализировать три из различных возможных варианта различных форм для организации труда водителей и выходов.
1. Первый вариант ориентирован на шестидневную рабочую неделю водителей маршрута со средней продолжительностью работы одной смены Δt =6,83 часа.
2.Второй вариант предполагает пятидневную рабочую неделю водителей маршрута со средней продолжительностью работы одной смены Δt =8,2 часа.
3. Третий вариант ориентирован на работу водителей по графику, который предусматривает выходной день через каждые две отработанные смены со средней продолжительностью Δt =8,7 часа. При этом за каждым двухсменным выходом закрепляется три водителя, а ежедневно на выходе работают два водителя.
Исходные данные для всех трех рассматриваемых вариантов является диаграмма «max». Значения Amax, qH, lcp, Vэ, To,Тм, t+ принимаются по данным ЛР № 1 и №2.
Для первого и второго вариантов значения минимальной и максимальной продолжительности работы одной смены, принимается соответственно, Δtmm= 3 часа, Δtmax= 9,5часа. Минимальная продолжительность обеденного перерыва в первую и вторую смены соответственно Δt1=0,6 часа, Δt2= 0,5 часа. Время нулевого пробега по каждому выходу: tо = 0,5 часа.
Для третьего варианта исходные данные принимаются такие же, как в первом и втором варианте, за исключением Δtmin = 7,0 час, Δtmax= 10 часов
Решение задачи и поиск рационального режима работы водителей и выходов осуществляется путем аналитических расчетов и графических построений по методике Г.А. Варелопуло.
Выполняется построение откорректированной диаграммы «max» по условию линий максимум и минимум (рисунок 12).
На рисунке 13 представлена откорректированная диаграмма максимум, по которой будут производится построения.
Рисунок 13 – Откорректированная диаграмма максимум, по которой будут производиться построения
Рассчитывается и определяется классификация выходов по сменности и выполняется построение диаграммы с линией деления по сменности и резервными зонами для отдыха водителей и питания.
Рассчитывается и определяется классификация выходов по сменности, в условиях применения единого для всех водителей графика работы, т.е. определяем количество выходов, которые должны работать в одну, две или три смены, по выражению:
(24)
Из рисунка 5 имеем: ТМ = 181; =13; =12; a = 0; Amax = 13; =6,83.
Тогда:
Принимаем = 0
Результат вычисления по выражению (24) может иметь значение: со знаком плюс, минус, или ноль.
Значение ΔА = 0 говорит о том, что все выходы должны работать в двух сменном режиме. В этом случае графические построения для всех выходов выполняются между основанием диаграммы и линией «max».
Знак минус требует организации работы выходов в две смены. Цифра при знаке минус указывает, сколько должно быть одно сменных выходов. Остальные выходы должны работать в две смены. В этом случае графические построения выполняются отдельно по каждой группе выходов. Для двух сменных между основанием диаграммы и линией деления по сменности. Для одно сменных выходов между линией деления по сменности и линией «mах».
Знак плюс требует организации работы выходов в три смены. Цифра при знаке плюс указывает, сколько должно быть трех сменных выходов. Остальные выходы должны работать в две смены. В этом случае графические построения выполняются отдельно по каждой группе выходов. Для трех сменных между основанием диаграммы и линией деления по сменности. Для двух сменных между линией деления по сменности и линией «mах».
Выполняется построение диаграмма «max» c линией деления по сменности и резервными зонами автомобилечасов для перерыва на отдых и питание (обед). Диаграммы представлены на рисунках 14 и 15.
Рисунок 14 – Распределение перерывов на отдых и питание водителей
На рисунке 15 дана диаграмма с включенными обедами.
Рисунок 15 – Диаграмма с включенными обедами
Мы приняли, что все выходы двухсменные (рисунок 16).
Далее выполняем промежуточные (поисковые) графические построения. Для этого используется метод зеркального отображения фрагментов фигур диаграммы. Целью поиска является определение минимальной разницы между max и min величиной продолжительности работы выходов в каждой группе по режиму работы. Конфигурация диаграммы, где эта разница минимальна, является оптимальной геометрической фигурой исходя из равных условий работы водителей.
На рисунке 17 изображена диаграмма с заштрихованными секторами А и Б. Нам необходимо будет зеркально отображать эти сектора так, чтобы разница между max и min величиной продолжительности работы выходов в каждой группе по режиму работы была минимальной.
Рисунок 16 – Диаграмма с включенными обедами и линией деления по сменности
Рисунок 17 – Первый шаг поиска оптимальной конфигурации геометрической фигуры диаграммы
Рисунок 18 – Второй шаг поиска оптимальной конфигурации геометрической фигуры диаграммы
Рисунок 19 - Третий шаг поиска оптимальной конфигурации геометрической фигуры диаграммы
Выбираем из рисунков 18, 19 тот поисковый подвариант, который имеет минимальную разницу в автомобиле-часах. Эта диаграмма изображена на рисунке 19, принимаем ее как итоговую.
Расформировываем общее количество автомобилечасов обеденных перерывов (12 часов) по каждому выходу в тот же период времени.
По каждому выходу ( по каждой строке ) подсчитываем количество рабочих автомобилечасов в наряде и проставляем эти значения (цифры) справа, напротив каждой строки. Суммируем это время работы в наряде по каждому выходу (столбцу). Это и будет то количество автомобилечасов времени в наряде, которое необходимо для перевозки пассажиров при шестидневной рабочей неделе, со средней продолжительностью одной смены =6,83 часа.
Также необходимо учесть отстойно-разрывное время и время, необходимое водителю, чтобы выгнать автобус из гаража (0,3 часа) и поставить автобус в гараж (0,2 часа), с соответствующими операциями (рисунок 20).
Рисунок 20 - Результат графоаналитического расчета первого варианта
3.2 Второй вариант графоаналитического расчета
Второй вариант графоаналитического расчета предполагает пятидневную рабочую водителей маршрута (при двух выходных днях подряд). Исходные данные для этого варианта остаются прежними, за исключением средней продолжительности работы бригады: =8,2 часа, с сохранением ранее показанных допусков и .
Определение сменности выходов маршрута при условии применения единого для всех водителей графика работы выполняется по формуле:
(25)
Из рисунка 1 имеем: ТМ = 181; =13; =12; a = 0; Amax = 13; =8,2.
Тогда:
Принимаем = -2
Полученный результат говорит о том, что у нас 2 односменных выходов, остальные двухсменные.
По аналогии с первым вариантом, ищем оптимальную конфигурации геометрической фигуры диаграммы.
Рисунок 21 – Диаграмма с включенными обедами и линией деления по сменности
Рисунок 22 - Первый шаг поиска оптимальной конфигурации геометрической фигуры диаграммы
Рисунок 23 - Второй шаг поиска оптимальной конфигурации геометрической фигуры диаграммы
Рисунок 24 - Третий шаг поиска оптимальной конфигурации геометрической фигуры диаграммы
Рисунок 25 - Результат графоаналитического расчета второго варианта
3.3 Третий вариант графоаналитического расчета
Третий вариант графоаналитического расчета ориентирован на работу водителей по графику, предусматривающему предоставление выходного дня через каждые две отработанные смены, поочередно две утренние и две вечерние. При этом за каждым двухсменным выходом закрепляются три водителя, ежедневно на выходе работают два водителя.
Показатель в этом варианте равен 8,7 ч, возможны отклонения: =7 ч; =10 ч.
Определение сменности выходов аналогично предыдущему варианту:
(26)
Из рисунка 5 имеем: ТМ = 181; =13; =12; a = 0; Amax = 13; =8,7.
Тогда:
Рисунок 26 - Диаграмма с линией деления по сменности
Перевод всего выпуска маршрута на двухсменную работу в данном случае требует дополнительных непроизводительных затрат Машино-часов:
(27)
Дополнительные машино-часы желательно распределить по контуру диаграммы "максимум" пропорционально значениям занятых клеток, то есть необходимому объему работы на каждый час. Распределение tХ возможно только по тем столбцам диаграммы "максимум", которые по своим значениям ниже величины, определенной линией "max". Кроме того, не следует добавлять машино-часы в столбцы диаграммы, в которые включены значения t+.
Определим коэффициент, с помощью которого можно распределить объем tХ по ряду столбцов диаграммы "максимум": 181 – (1+13+13+13+13+4+4+2+1) = 117 маш-ч; (117+26)/117=1,24. Умножив на 1,24 значения столбцов диаграммы "максимум", отметим полученные результаты на диаграмме дополнительным набором знаков Х (рисунок 27).
На рисунке 27 выше линии "max" представлены нераспределенные машино-часы. Эти машино-часы распределены на диаграмме (рисунок 28) в пустых клетках, ниже лини "max", но они не распределяются там, где был дефицит машино-часов и включены значения t+ (см. рисунок 5).
Рисунок 27 – Распределение дополнительного объема транспортной работы
Рисунок 28 – Включение дополнительных машино-часов
Рисунок 29 – Распределение машино-часов отстоя и дополнительного объема транспортной работы
Рисунок 30 – Результат графоаналитического расчета по третьему варианту
4 Оценка вариантов графоаналитического расчета
В предыдущих пунктах были рассмотрены три варианта графоаналитического расчета транспортной работы. Для сравнении результатов и их оценки сведем основные данные в таблицу 5.
Таблица 5 – Результат расчета по трем вариантам
Вариант расчета | График работы водителей (прод. смены), ч | Машино-часы работы на маршруте | Индекс эффективности | ||||
Всего | ТМ | t0 | t+ | tх | |||
1 | 1.1.1.1.1.1.0 (6,83) | 190,8 | 181 | 12 | 13 | 0 | 0,88 |
2 | 1.1.1.1.1.0.0 (8,2) | 171,8 | 181 | 12 | 13 | 0 | 1 |
3 | 1.1.0 (8,7) | 197,3 | 181 | 12 | 13 | 26 | 0,77 |
Из таблицы 5 видно, что наиболее оптимальным вариантом графика работы городского автобусного маршрута является вариант 2.
На основании этого варианта строится таблица сводного маршрутного расписания движения.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 407.