2.1 Предварительный выбор типа автобуса по вместимости
Выбор типа автобуса по вместимости и определение их количества (Ам) для данного маршрута является одной из основных задач при организации движения. Правильно выбранный по вместимости тип автобуса и правильно выполненный расчет потребного числа автобусов на маршруте оказывают решающее влияние на качество обслуживания пассажиров, и эффективность работы автобусов.
Выбрать номинальную вместимость автобуса можно, руководствуясь различными методиками, но результат будет примерно одинаков, так как исходными данными в большинстве методик являются данные о пассажиропотоках.
Решить эту задачу необходимо в два этапа. Первый - предварительный выбор, второй – окончательный, в котором следует доказать экономическую целесообразность выбранного типа автобуса.
Предварительный выбор. В данном примере выполнения лабораторной работы при выборе типа автобуса по вместимости (qн) использована методика НИИАТ (табл. 2) и рекомендации А.М.Большакова (табл.3), так как важным критерием выбора рациональной вместимости является целесообразный интервал движения (I).
НИИАТ и правила по организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте рекомендуют выбор по пассажиропотоку только в одном направлении. Для нашего примера это соответствует qн = 80 – 85 пасс., так как Q imax= 821 пасс. в час (табл.2, с 17до 18).
Таблица 2 - Зависимость вместимости автобуса от пассажиропотока по данным НИИАТ
Пассажиропоток в одном направлении (Qп или Qо), пасс./ч | Вместимость автобуса (qн), пасс. |
до 350 | 30 – 35 |
351 – 700 | 50 – 60 |
701 – 1000 | 80 – 85 |
более 1000 | 110 – 120 |
Таблица 3 - Зависимость размера пассажиропотока в одном направлении от интервала движения, согласно рекомендациям A.M. Большакова
Размер пассажиропотока в одном направлении Qi max, (пасс./ч) | Интервал движения на маршруте 1 (мин) | Количество автобусов на 1 км автобусной транспортной сети |
До 750 | 8,0 | 0,5 |
751 – 1500 | 4,0 | 1,0 |
1501 – 2250 | 2,7 | 1,5 |
2251 – 3000 | 2,0 | 2,0 |
3001 – 3750 | 1,6 | 2,5 |
3751 – 4500 | 1,3 | 3,0 |
Свыше 4500 | 1,0 | 4,0 |
По рекомендациям A.M. Большакова для выбора вместимости автобуса можно использовать выражение:
, или q н = Qimax*I . (9)
где: Qimax - максимальная величина пассажиропотока за час (табл.1 или 2)
Ч - частота движения, (авт./час.). Величина обратная интервалу, т.е. (10)
Используя данные таблицы 4 видно, что для нашего примера I =4 мин., так как с 17до 18 час Q imax.– 821 пасс/час. Тогда:
Ч=1/4, или Ч=60/4=15 авт/час.
Тогда: qН = 821/15=54,7, или qН=821*4/60=54,7
Примечание 4 мин = 4/60=0,07 часа.
По рекомендациям И.С. Ефремова для выбора вместимости автобуса используется выражение:
(11)
где γпик- коэффициент использования вместимости автобуса для часов «пик» (γпик =0,78)
из выражения (11):
(12)
Следовательно, для нашего примера:
Таким образом, по методике НИИАТ требуется автобус вместимостью 85 пассажиров, а расчеты по методикам И.С. Ефремова и A.M. Большакова показывают, что на данном маршруте необходимо использовать автобус номинальной вместимостью 65 пассажиров.
В дальнейших наших расчетах принимаем автобус номинальной вместимостью 63 пассажиров. ЛАЗ-42021.
Таблица 4 - Номинальная вместимость автобусов различных марок
Марка автобуса | Номинальная вместимость ( ) пасс. |
ПАЗ-3205 | 34 |
ЛАЗ-42021 | 63 |
Альтерна-4216 | 80 |
ЛиАЗ-5293 Полуизкопольный | 100 |
МАЗ 203 Низкопольный | 102 |
Волжанин Сити Ритм Полуниз | 104 |
VDL НЕФАЗ 52997 Полунизкопольный | 104 |
MAN NL 263/313: 15-метровый, низкорамный, | 111 |
ЛиАЗ-5256 | 116 |
ЛиАЗ-52922 Низкопольный | 120 |
МАЗ 204 | 204 |
Neoplan CityLiner 1116 Туристический | 51+1+1 |
ПРИМЕЧАНИЕ: Максимальная вместимость автобуса может быть принята на 30% больше номинальной вместимости. Кроме туристичесеого.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 293.