Понятия «диагностика», «диагностическая деятельность», «норма», «социальная норма», «диагностические методы исследования» в социальной работе. Группы диагностических методов исследования.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В науке и технике существует много определений диагностики:

– медицинская диагностика – изучение и определение признаков болезней;

– техническая диагностика – установление и изучение признаков, характеризующих состояние технических систем;– физическая диагностика – совокупность методов исследования физических процессов и измерения их характеристика и т.д.

Общим для всех видов диагностики является то, что в ходе их совершается поиск специфических неисправностей, отклонений от нормы в рассматриваемой системе и методов их коррекции .

В настоящее время в социальной работе также используется диагностика нормативного характера. Это означает, что установление диагноза и оценка поведения клиента производится путем сравнения его данных с какими-то установленными нормами. Социальная диагностика– исследовательский процесс особого рода, где практика социальной работы смыкается с теорией, поскольку каждая диагностическая задача предполагает мини-исследование: сбор информации о конкретном субъекте, случае, ее анализ, интерпретацию и обобщение. Современная социальная ситуация поставила задачу выяснять не соответствие данных о личности/человеке нормам или какому-нибудь среднему уровню, а выявить ход и причины личностного развития каждого человека. Оценка личности (ее развития и деятельности) должна проводиться (осуществляться) по отношению не к какой-либо норме, а к предыдущему уровню, т.е. указывать, имеется ли в личностном развитии продвижение, насколько оно велико и каково его направление.Оценка этого продвижения должна даваться с точки зрения возможностей именно данной личности/человеке, а не некоего абстрактного среднего человека.Тем самым будет выявляться не только наличный уровень психического развития и развития других сфер личности в сопоставлении его с ранее достигнутым уровнем, но и причины этого развития, а также потенциальные возможности личности.Диагностические методы исследования условно можно подразделить на две основные группы:методы проведения диагностического исследования – позволяют получить наиболее достоверную информацию о явлении (объекте) исследования. К ним относятся: сбор первичной информации, ознакомление с документальными и статистическими материалами, диагностическая беседа, наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование .;– методы анализа диагностической информации, определения приоритетности проблем. К ним относятся: метод классификации, метод корреляции, метод сравнительного анализа проблем, метод контент-анализа, экспертные методы парных и множественных сравнений, ранжирование альтернатив, метод дифференциации Понятно, что использование диагностических методов в социальной работе не должно при этом выступать в качестве главной цели. Оно должно являться лишь средством решения поставленных задач, подчиняться тем функциям, которые решает специалист по социальной работе.Сущность диагностики – изучение результативности деятельности специалиста по социальной работе на основе изменений в личностном развитии клиентов (подопечных).Диагностическая деятельность– процесс, в ходе которого (с использованием диагностического инструментария или без него), соблюдая необходимые научные критерии качества, исследователь наблюдает за испытуемыми (респондентами, подопечными) и проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем.Чтобы лучше сравнивать действия человека/групп людей и тем самым объективнее интерпретировать их, методы измерения действия снабжают определенным масштабом или номируют.Норма – такое предписание, в соответствии с которым должны совершаться определенные действия для достижения той или иной цели.Социальная норма – исторически утвердившаяся форма регулирования отношений и личного поведения людей. Но не всякое предписание может быть нормой. В качестве таковой может выступать лишь то́, которое принимает форму безличного, всеобщего, социально необходимого и обязательного требования, являющегося всеобщим принципом поведения.По функциональному предназначению социальная норма – регулятор массового поведения. Она зарождается по мере того, как только появляется общественная потребность в ней, и отмирает по мере того, как ее форма утрачивает массовое применение. С помощью нормы проводится сопоставительный анализ:С результатами действий Социальная других людей соотносительная нормаС прежними результатами Индивидуальнаятого же человека соотносительная нормаС поставленными целями Предметная(задачами) соотносительная норма Особое место в исследованиях в социальной работе занимает тестирование – это исследовательский метод, в основе создания и использования которого лежат определенные правила.. Тест – (от англ. test – проба, испытание, опыт, исследование, проверка) – небольшое стандартизированное задание (вопросы и задания), с помощью которого проводится психологическое исследование Тестирование Тест в более сильной степени, чем другие диагностические методы, отвечает критериям качества, предъявляемым к социологическим измерениям.

Тестирование – метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты) имеющие определенную шкалу значений.Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий.

 

31. Основные требования и этапы проведения диагностики в научном исследовании.

Общие требования к диагностике (А.И. Кочетов):

Целенаправленность – четкое выделение объектов, которые надо изучить.

Единство изучения личности/человека и взаимодействия с ней; само взаимодействие организуется как изучение личности.

Изучение группы, окружающей человека/личность и самой личности/человека в их единстве.

Непрерывность диагностики, изучение личности и группы – процесс постоянный.

Соответствие диагностики уровню развития науки.

Комплексный характер диагностики.

Диагностика осуществляется в несколько этапов: сравнение, анализ, прогнозирование, интерпретация, доведение до сведения клиентов результатов диагностической деятельности, контроль за воздействием на диагностируемых различных диагностических методов.

Сравнение – отправная точка процесса диагностики. Мы и в жизни постоянно что-то с чем-то, кого-то с кем-то сравниваем. Наблюдая за поведением человека, мы сравниваем его поведение с его же прежним поведением, или с поведением других индивидуумов в настоящее время или в прошлом, или же с описанием поведения какого-то неизвестного нам лица. По сути это те аспекты сравнения, которые называются в диагностике индивидуальной, социальной или объективной соотносительной нормой. Если мы выбираем для сравнения несопоставимые объекты, то это приводит к ошибкам.

Анализ. Здесь мы устанавливаем, почему поведение того или иного индивидуума отличается от его прежнего поведения, от поведения других индивидуумов или же отклоняется от нормы. Мы хотим проанализировать причины, выявить сильные и слабые стороны и рассмотреть их. И делаем соответствующие выводы.

Прогнозирование. Сегодня это обязанность каждого педагога, психолога, специалиста по социальной работе. Специалист по социальной работе вынужден постоянно экстраполировать данные, полученные в результате сопоставлений и анализа, на поведение в других ситуациях или в будущем. Прогнозирование – важнейшее направление деятельности современного специалиста по социальной работе.

Интерпретация – процесс, в ходе которого вся полученная информация в зависимости от ее важности сводится в единое целое. Специалист по социальной работе обязан постоянно давать оценку, в которую наряду с его собственной точкой зрения и ожиданиями вплетается также информация, накопленная им за какой-то промежуток времени. Эта информация должна быть систематизирована, критически оценена, подвергнута процессу индексации и обобщена в виде концепции, содержащей оценку. Эта информация может иметь самые разные источники.

Процесс интерпретации обнаруживает существенные различия в зависимости от того, интерпретируются ли только личные наблюдения исследователя или же к ним добавляются результаты наблюдений других лиц и данные, полученные с помощью объективных методов.

Доведение результатов диагностической деятельности до сведения диагностируемых (клиентов) и контроль за воздействием на них информации необходимы для того, чтобы добиться взаимодействия.

32. Диагностика социальных отношений. Социометрия. Рефрентометрия.
Диагностика деятельности- процесс, в ходе которого, исследователь наблюдает за испытуемыми и проводит анкетирование, обрабатывает с целью описать поведение в будущем. Сущность диагностики- изучение результативности деятельности специалиста по социальной работе на основе изменений в личностном развитии клиентов. Этапы: сравнение( сравнивается поведение человека с его же прежним поведением), анализ ( устанавливаем почему поведение отличается от его прежнего, сильные слабые стороны рассматриваем их, делаем выводы), прогнозирование( прогнозируем данные, полученные в результате сравнения и анализа, на поведение в других ситуациях или в будущем), интерпретация (вся полученная информация сводится в единое целое), доведение до сведения клиентов результатов диагностической деятельности и контроль за воздействием надиагностируемых различных диагностических методов необходимы для того, чтобы добиться взаимодействия. Чтоб лучше сравнивать действия человека/групп людей и тем самым объективнее интерпретировать их, методы изменения действия номируют.
Социометрия- методика измерения социальных отношений; позволяет фиксировать определенные свойства группы, коллектива как целостного образования: степень сплоченности – разобщенности ; симпатии- антипатии , наличие внутригрупповых подсистем.
Референтометрия – психометрическая методика, с помощью которой определяются референтность членов групп или коллектива в целом для каждого члена группы испытуемых: определение круга лиц, мнение которых по ряду важных вопросов представляет особое значение для инвалида, нуждающегося в социально-педагогической поддержке.
Социометрическая методика- прием стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малых группах. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторой ситуации.

 

33. Тестирование и его диагностическая сущность. Достоинства и недостатки тестировани.
Тестирование - психологический метод исследования, представляет собой целенаправленное одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях. Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д. Тест - задания стандартной формы для определения умственного развития, специальных способностей, волевых качеств человека и других сторон его личности. Тест предназначен для установления определенных, в том, числе – психолого-педагогических – характеристик человека. Тест отличается кратковременностью, относительной простотой процедуры и доступностью оборудования, непосредственной фиксацией результатов. Тесты стандартны, строго сформулированы, так что правильные ответы на вопросы и задания не допускают вариативности. Их можно использовать в качестве инструмента исследования какиндивида, так и одновременно целых групп.Полученные результаты поддаются статистической обработке.я как метода исследованияДостоинства тестирования:
1. Стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации исполнителя.2. Оперативность и экономичность. Тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется полминуты, а весь тест – не более часа. , может тестироваться вся группа.
3. Количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяют рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам.
4. Оптимальная трудность. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности.5. Надежность.тест охватывает основные разделы учебной тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности.
6. Справедливость. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора. 7. Возможность компьютеризации. Компьютеризация – это мощный инструмент обеспечения информационной безопасности (достоверности диагностики).

Недостатки:1) опасность «слепых» (автоматических) ошибок .
2) опасность профанации. Внешняя легкость проведения тестов привлекает людей, не желающих серьезно знакомиться с психодиагностикой3) потеря индивидуального подхода, стрессогенность Тест предназначен для всех. Довольно вероятна возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека (тем более ребенка). Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует – особенно в ситуации аттестационного тестирования, У людей с пониженной стрессо устойчивостью возникает даже определенное нарушение саморегуляции–они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах
4) потеря индивидуального подхода, репродуктивность. Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний;5) отсутствие возможности раскрыть индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов
6) отсутствие доверительной обстановки. Процедура тестирования может создать у испытуемого впечатление, что психолог мало заинтересован в нем лично, в его проблемах и трудностях.7) потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность.

 

 

34. Научные подходы к тестированию. Виды тестов и их особенности.
Первоначально получили распространение при обследовании правонарушителей, лиц с эмоциональными и другими видами расстройств. Сегодня тестирование стало неотъемлемой частью в различных сферах деятельности. Под научным тестированием подразумевают исследование механизмов, явлений природы или человека для составления более полной картины мира или для изысканий новых путей решения в развитии ситуации. Такие тесты обычно проводятся в контролируемых условиях

Тестовая компетентность – совокупность требований, предъявляемых к специалисту, осуществляющему диагностическое обследование с помощью тестов. Вот эти требования:
1. Всесторонность оценки. Следующий за тестированием и имеющий отношение к его результатам сбор информации о жизненном пути обследуемого и интеграция полученных сведений с показателями теста. Это обеспечивает точность интерпретации последних.
2. Правильное использование теста. Признание ответственности за компетентное использование теста, регулярное применение соответствующих процедур контроля качества по всем аспектам использования теста.
3. Психометрические знания. Знание и правильное использование основных статистических принципов (например, ошибки измерения, надежности, валидности и т.д.)
4. Поддержание принципа целостности результатов теста. Корректное применение психометрических принципов для адекватной оценки результатов теста, понимание ограниченности тестовых
5. Точность оценки. Обеспечение правильного выполнения всех процедур оценивания результатов теста (точная запись, работа с «ключами», корректное прочтение таблиц и т.д.).
6. Уместное использование норм. Понимание и корректное использование разного типа норм, особенно при решении задач профориентации и кадрового отбора.
7. Обратная связь с обследуемыми на этапе интерпретации данных. Предоставление им корректной интерпретации тестовых показателей.
Тест предназначен для установления определенных, в том, числе – психолого-педагогических – характеристик человека. Тест отличается кратковременностью, относительной простотой процедуры и доступностью оборудования, непосредственной фиксацией результатов. Тесты стандартны, строго сформулированы, так что правильные ответы на вопросы и задания не допускают вариативности.
Их можно использовать в качестве инструмента исследования как индивида, так и одновременно целых групп. Полученные результаты поддаются статистической обработке.
В зависимости от назначения (области исследования) различают следующие виды тестов:
1. Тесты достижений:
– Тесты развития. – Тесты интеллекта. – Тесты общей результативности. – Тесты школьной успеваемости.– Специальные тесты, определяющие профессиональную пригодность и функциональные возможности.
2. Психометрические личностные тесты:–Личностные структурные тесты. – Тесты на интересы и установки. – Клинические тесты.
3. По виду свойств личности (Социологический словарь):– тесты достижений: тесты интеллекта, тесты школьной успеваемости, тесты на творчество, тесты на знания, тесты способностей, сенсорные тесты, моторные тесты;– личностные тесты: тесты на установки, тесты на интересы, тесты на темперамент, характерологические тесты, мотивационные тесты.
Но не все тесты можно упорядочить по данному признаку:
– по виду инструкции и способу применения: индивидуальные, групповые;
– тесты уровня тесты на скорость;
– появление субъективности исследователя: объективные: (большинство тестов достижений, психофизиологические тесты) и субъективные (проективные тесты);
– знают или не знают испытуемые значение и цель тестирования: прямые, непрямые, проективные тесты (испытуемый не знает о действительной цели исследования);
– в зависимости от представления в тесте речевого компонента: вербальные (например, тест на словарный запас), невербальные (требует в качестве ответа определенных действий);
– по формальной структуре: тесты простые (т.е. элементарные, результатом которых может быть один ответ), тесты сложные (состоят из отдельных субтестов, по каждому из которых должна быть дана оценка).

 

35. Требования к тестам как методом исследования в социальной работе. Процедура тестирования.
Процесс тестирования может быть разделен на 3 этапа:
1 этап – выбор теста – определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста;
2 этап – его проведение – определяется инструкцией к тесту;
3 этап – интерпретация результатов – определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования.
Тестовая компетентность – совокупность требований, предъявляемых к специалисту, осуществляющему диагностическое обследование с помощью тестов. Вот эти требования:
8. Всесторонность оценки. Следующий за тестированием и имеющий отношение к его результатам сбор информации о жизненном пути обследуемого и интеграция полученных сведений с показателями теста. Это обеспечивает точность интерпретации последних.
9. Правильное использование теста. Признание ответственности за компетентное использование теста, регулярное применение соответствующих процедур контроля качества по всем аспектам использования теста.
10. Психометрические знания. Знание и правильное использование основных статистических принципов (например, ошибки измерения, надежности и т.д.)
11. Поддержание принципа целостности результатов теста. Корректное применение психометрических принципов для адекватной оценки результатов теста, понимание ограниченности тестовых показателей.
12. Точность оценки. Обеспечение правильного выполнения всех процедур оценивания результатов теста (точная запись, работа с «ключами», корректное прочтение таблиц и т.д.).
13. Уместное использование норм. Понимание и корректное использование разного типа норм, особенно при решении задач профориентации и кадрового отбора.
14. Обратная связь с обследуемыми на этапе интерпретации данных. Предоставление им корректной интерпретации тестовых показателей.
Тест предназначен для установления определенных, в том, числе – психолого-педагогических – характеристик человека. Тест отличается кратковременностью, относительной простотой процедуры и доступностью оборудования, непосредственной фиксацией результатов. Тесты стандартны, строго сформулированы, так что правильные ответы на вопросы и задания не допускают вариативности.Их можно использовать в качестве инструмента исследования как индивида, так и одновременно целых групп. Полученные результаты поддаются статистической обработке.

 

 

36. Шкалирование как метод исследования.
Шкалирование– представляет собой диагностический метод измерения, с помощью которого реальные качественные психические явления получают свое числовое выражение в форме количественных оценок.
Этот метод может быть широко использован для оценки качеств личности при составлении ее характеристик, выявлении ее отношения к различным видам деятельности.

Виды шкал:
1. Оценочные шкалы. Они относительно просты в применении. Здесь возможны математические методы обработки и анализа результатов исследования.
2. Шкалы ранжирования. Образуются путем сравнения отдельных показателей друг с другом. Так, членов группы располагают в ряд по степени их активности,успеваемости и т.д. на этом основании каждый член группы получает определенный ранг, а члены группы ранжируются по оцениваемому показателю.
3. Социометрические шкалы. Этот вид шкал используется для изучения межличностных отношений в группах и коллективах: сплоченности группы, степени эмоционального единства в классе/группе, структуры межличностных отношений, положения человека в системе межличностных отношений.
Типы шкал.
Номинальная шкала. Служит предпосылкой всех шкальных процедур. При ее помощи измеряются преимущественно объективные признаки респондента (пол, возраст, социальное положение, семейное положение, образование, род занятий и др.). Вычисляются лишь простейшие показатели. (Напр., образование: неполное среднее, среднее общее, среднее специальное, высшее).
Ранговая (порядковая) шкала. С ее помощью измеримо большинство свойств и признаков социальных явлений. Ответы располагаются в порядке убывания или увеличения интенсивности исследуемого признака: (максимально положительный ответ, положительный ответ, нейтральный ответ, отрицательный ответ, максимально отрицательный ответ).
С ее помощью измеряют интенсивность оценок каких-то свойств, суждений, событий, степени согласия или несогласия с предложенными утверждениями.
Интервальная шкала. С ее помощью измеряются свойства и признаки, значение которых можно выразить числом (возраст, стаж работы, учебы и др.). Начало отсчета устанавливается произвольно
Шкала отношений. Отличается от интервальной тем, что имеет нулевую точку отсчета, которая указывает на полное отсутствие измеряемого свойства.

 

 37 .Психометрические и экспертные методы исследования в соц.работе: консилиум,обобщение независимых характеристик

Это более трудоемкие методы по сравнению с количественными. Но с их помощью удается получить более развернутую и обоснованную характеристику человека.

Примером здесь могут служить получившие распространение в школьной практике педагогические консилиумы (Ю.К. Бабанский).Психометрия (психометрические методы) — ис­следование количественных сторон, соотношений, ха­рактеристик психических процессов и явлений. К психометрическим методам относится психологическое тестирование. Консилиум.Метод, направленный на то, чтобы:

а) помочь специалистам с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития клиента, основных качеств его личности;б) показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений;в) вскрыть проблемы с/оценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоционального настроя;г) обеспечить подход к клиенту с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития;д) наметить реальную программу работы с ним.Консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей человека, позволяет его понять и построить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных проблем и недостатков.При применении данного метода эксперты копируют форму исследования проблемы у врачей (обследование пациента, формулировка симптоматики и т.д. по плану). Здесь идет рассмотрение проблемы, классифицируются признаки (симптомы), выявляются причины, приведшие к данной проблеме, проводится анализ, постановка окончательного диагноза и формулируются прогнозы развития проблемы.Проведение консилиума, результаты которого были бы действительно полезны, требует тщательной подготовки, в ходе которой планируется решение нескольких задач:Показать клиента с разных сторон, обязательно подчеркнуть его положительные, сильные стороны. Представить доказательные гипотезы, основанные на данных диагностики, наблюдений, бесед, игр, причин происхождения и существования личностных проблем. Добиться понимания каждым экспертом того, что́ другой говорит о клиенте, т.е. пробиться сквозь стену негативной установки по отношению к данному клиенту.Выработать коллективное понимание всеми сути личностной проблемы клиента. Только в этом случае можно рассчитывать на их взаимодействие в его интересах. Надо добавить, что в процессе коллективного обсуждения, решения проблемы основной акцент делается не на оценке уровня развития некоторого качества клиента, а на коллективном обмене мнениями о средствах и путях взаимодействия с ним, путях снятия психологического барьера между ним и его социальным окружением.Обобщение независимых характеристик. Также вариант экспертного оценивания.Суть: по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (ребенка, семьи, группы, класса и т.д.). Затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации. Совпадения оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным.Несовпадающие или дополняющие друг друга оценки и рекомендации дают повод к выявлению качеств объекта, быть может, скрытых и проявляющихся только в определенных условиях, видах деятельности, отношениях. Именно такие подходы позволяют обнаружить скрытые резервы развивающейся личности, подобрать ключи к непростым ситуациям

Этот метод предполагает использование не только беседы, но и анализ документов, анкетные методики.Известно, что мнение о конкретном человеке у окружающих различно. Но практики показывает, что чем больше экспертов оценивают, тем более верным является общий результат оценки, тем точнее диагностируется уровень развития личности как специалиста, группы сотрудников.Учесть мнения всех экспертов по всем оцениваемым параметрам – задача трудная. С целью оптимизации обобщения мнений экспертов обычно применяются количественные оценки.

Экспертам предлагается выразить свое мнение в баллах (по 5-ти иногда – 3-х или 4-х –

Балльной дискретной шкале).

 

 



























































Дата: 2019-12-22, просмотров: 332.